Как проводить искусственное дыхание по способу каллистов

Первая медицинская помощь при удушении

Удушение — это нарушение или прекращение дыхания, которое не только ухудшает состояние пострадавшего при том или ином повреждении, но и само может привести к смерти. Удушение происходит при механическом сдавлении шеи или грудной клетки обломками сооружений или землей, попадании земли (песка) и других инородных предметов в полость носа и рта, при утоплении, поражении электрическим током и повреждении нервов, вызывающих паралич дыхательных мышц.

Признаки удушения. При полном прекращении дыхания человек теряет сознание, грудная клетка становится неподвижной (поднесенное ко рту зеркало не запотевает). . При неполном прекращении дыхания у пострадавшего лицо приобретает сине-багровую окраску, появляется кашель. В том и другом случае, если своевременно не оказать первую медицинскую помощь, наступает смерть.

Что делать при удушении. Прежде всего установить и устранить причину нарушения дыхания. Если пострадавший засыпан обломками здания или землей, то надо удалить их. Затем ослабить пояс и расстегнуть одежду, стесняющую дыхание, и начать искусственное дыхание. Его иногда приходится делать долго, настойчиво, пока не восстановится самостоятельное дыхание.

Искусственное дыхание по способу «рот в рот» или «рот в нос». Пострадавшего кладут на спину, под плечи подкладывают валик, голову откидывают назад так, чтобы шея с подбородком составляла одну линию. Оказывающий помощь становится на колени сбоку, одной рукой удерживает запрокинутую назад голову пострадавшего (за темя), а другой поддерживает шею снизу так, чтобы рот его оказался открытым. Оказывающий помощь делает глубокий вдох и, наклонясь над пострадавшим, с усилием вдыхает воздух в рот пострадавшего в темпе 12—20 раз в 1 мин, расположив свои губы плотно вокруг рта пострадавшего (рис. 13). Чтобы предотвратить утечку воздуха через нос пострадавшего, надо прижать свою щеку к его ноздрям.

По способу «рот в нос» одной рукой оттягивают голову пострадавшего назад, а другой за нижнюю челюсть сжимают рот и его губы и, делая глубокое вдохи, вдыхают воздух в нос пострадавшего (рис. 14).


Рис. 13. Искусственное дыхание по способу «рот в рот».


Рис. 14. Искусственное дыхание по способу «рот в нос».

Искусственное дыхание по способу Каллистова. Пострадавшего кладут лицом вниз, повернув голову в сторону и вытянув руки вперед и немного в стороны. Под лицо кладут мягкую подстилку (головной убор, одежду).

Оказывающий помощь становится у головы пострадавшего. Берут носилочную лямку, длинное полотенце или длинный ремень, накладывают на лопатки пострадавшего, а концы проводят через подмышечные области и выводят кверху. Если лямка длинная, то ее нужно сделать кольцом, пропустить через шею оказывающего помощь и держать в руках (рис. 15).

Читайте также:  Набор петель фабричным способом по кругу для резинки 1х1 при круговом вязании спицами

Вдох — наклонившись вперед, держась за лямку и не сгибая своих рук, выпрямляясь, приподнять пострадавшего (см. рис. 15,а).

Выдох — наклонившись вперед, опустить пострадавшего в исходное положение. Частота дыхательных движений 13—14 в 1 мин (см. рис. 15,6).

При этом способе искусственного дыхания надо следить, чтобы запавший язык не закрыл носоглотку пострадавшего. При необходимости можно кончик языка (отступя на 1,5 — 2 см) проткнуть английской булавкой, с помощью марли (бинта) вытянуть и марлю подвязать к пуговице одежды.


Рис. 15. Искусственное дыхание по способу Каллистова. а — вдох; б — выдох.

Источник

Как проводить искусственное дыхание по способу каллистов

Т.А. Капитонова, И.С. Козлова

Основы медицинских знаний: пособие для сдачи экзамена

Капитонова Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук; Козлова Ирина Сергеевна – соискатель ученой степени кафедры педагогики (СГУ им. Н.Г. Чернышевского)

Минздравсоцразвития России – Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

МЧС России – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

ОРВИ – острые респираторные вирусные инфекции

Сокращения единиц измерения

кал – калория (внесистемная единица количества теплоты)

кв. м – квадратный метр

мм рт. ст. – миллиметр ртутного столба

Сокращенные обозначения приставок для образования наименований кратных и дольных величин физических измерений

Тема 1. Здоровье детей школьного возраста

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста

Данный период развития ребенка характеризуется его физическим и умственным возмужанием. Дети дошкольного возраста хорошо говорят на родном языке, вполне правильно употребляют склонения и спряжения. В этот период проявляется индивидуальность ребенка, его эмоции становятся более сдержанными.

Основными болезнями данного периода являются болезни дыхательной системы (особенно верхних дыхательных путей), а также инфекционные заболевания, поскольку дети постепенно входят в общество, начинают контактировать с большим количеством людей.

В этом возрасте происходят физиологические изменения: вначале рост ребенка замедляется до 4–6 см в год, а позднее ускоряется до 6–8 см. Прибавление в весе (в килограммах) выглядит так:

– в 5 лет – около 2;

Для данного периода развития ребенка характерны следующие анатомо-физиологические особенности.

1. Происходит утолщение кожных покровов, однако опасность переохлаждения или перегрева не исчезает.

Читайте также:  Какие способы измерений применяют при измерении угловых размеров

2. Окостенение костной системы еще не завершилось. Скелет ребенка по форме похож на скелет взрослого человека, но еще не так крепок. В этом возрасте появляются такие болезни, как сколиоз, поэтому именно для данного возраста очень важен постоянный контроль над осанкой и распределением нагрузки на организм. Ребра ребенка принимают такое же положение, как и у взрослых; грудная клетка становится цилиндрической формы.

3. Для сердечно-сосудистой системы характерны снижение частоты пульса (85–90 ударов в минуту к 7 годам), постепенное повышение артериального давления (к 7 годам – 104/67 мм рт. ст.).

4. В возрасте 6–7 лет происходит ускорение роста – так называемое первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Это связано с изменениями в эндокринной системе ребенка: щитовидной железы, надпочечников, гипофиза. Также происходит «подготовка» половых желез к периоду полового созревания.

5. В дошкольном возрасте улучшается работа иммунной системы ребенка, поэтому многие болезни протекают легче, чем ранее.

6. Для работы нервной системы в данном возрасте характерно закладывание основ интеллекта. Дети охотно запоминают стихи, с увлечением рисуют, сочиняют, переиначивая услышанные сказки. Также закладываются основные нормы морали и нравственности. Дети этого возраста любознательны: постоянно задают вопрос «почему?».

1.2. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

К детям младшего школьного возраста относятся школьники от 7 до 11 лет. В этот период улучшаются память ребенка, координация движений. В связи с этими физиологическими особенностями у ребенка появляются возможности к обучению: письму, чтению, счету.

С началом учебы возникают и некоторые проблемы: ребенок меньше времени проводит на воздухе, изменяется и нарушается режим дня ребенка, в том числе и режим питания. Вследствие этого повышается вероятность таких заболеваний, как инфекционные, аллергические, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные. Также в данном возрасте велики вероятность и опасность детского травматизма.

К числу анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста относятся следующие.

1. Стабилизируется скорость роста: рост ребенка в 8 лет составляет 130 см, в 11 лет – около 145 см.

2. Появляются некоторые скопления жировых клеток под кожей в области груди и живота, которые при отсутствии должного контроля могут привести к ожирению. Менее опасными

становятся переохлаждения и перегрев, так как заканчивается формирование потовых желез.

3. Увеличивается в размерах и укрепляется мышечная система ребенка. Теперь школьник становится физически более сильным и работоспособным. Его пальцам подвластна более тонкая работа: письмо, лепка.

Читайте также:  Способы определения эффективности управленческого решения

4. Продолжаются рост и укрепление костей, однако окончательное окостенение еще не произошло, в связи с чем остается опасность искривления позвоночника вследствие неправильной осанки при чтении и письме. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам начинают проявляться отличия в строении скелета мальчиков и девочек: таз у девочек более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

5. Завершается формирование структуры легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов). Увеличение слизистой оболочки перестает создавать серьезную опасность при заболеваниях дыхательной системы. Частота дыхания уменьшается в 10 лет до 20 раз в минуту.

6. В сердечно-сосудистой системе продолжается тенденция к уменьшению частоты пульса (с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту) и увеличению артериального давления (110/70 мм рт. ст.).

7. Органы пищеварения и пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, процесс пищеварения практически не отличается от пищеварения взрослых. Частота опорожнения кишечника – 1–2 раза в день.

8. Строение почек и других органов мочевыделения почти как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи.

9. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели иммунной системы практически соответствуют аналогичным показателям взрослых.

10. Заканчивается развитие эндокринной системы. Появляются признаки полового созревания. У девочек в 9—10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10–11 лет набухает грудная железа. У мальчиков в 10–11 лет начинается рост половых органов.

11. Развитие нервной системы характеризуется расширением аналитических возможностей, ребенок размышляет над своими поступками и поступками окружающих. Однако в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые дети, особенно те из них, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.

1.3. Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста

Дети старшего школьного возраста (от 12 до 18 лет) иначе именуются отроками, или подростками. Этот период жизни ребенка характеризуется резким изменением работы эндокринных желез. Для девочек это время быстрого полового созревания, для мальчиков – начала этого процесса. Данный период характеризуется завершением формирования личности ребенка.

Источник

Оцените статью
Разные способы