Как прочитать равенство разными способами

Развитие речи на уроках математики

Развитие речи на уроках математики

учитель высшей категории, ГБОУ СОШ №390 Санкт-Петербурга

Развитие речи для учащихся начальной школы, а особенно для детей речевых классов, является решающим фактором успешного усвоения программного материала по всем предметам, так как наряду с развитием речи развиваются образное и логическое мышление, память, внимание.

Хочу поделиться опытом работы по развитию речи детей на уроках математики. Наиболее значимая и трудоемкая работа в этом направлении проводится при чтении примеров разными способами, объяснении решения задач и уравнений, разборе многозначных чисел. Для этого учащиеся должны знать наизусть все правила, которые напечатаны в учебнике, названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия, связь между компонентами и результатом каждого действия; названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду); как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом клас­се), названия и последовательность классов.

Приведу примеры такого вида работ.

Составление рассказа про число по плану (например, число 748):

  1. Прочитай число (семьсот сорок восемь).
  2. Какое оно по количеству знаков, по четности (это трехзначное число, четное).
  3. Какое место занимает в числовом ряду (в числовом ряду стоит после числа 746 и перед числом 749).
  4. Сколько единиц каждого разряда в нем содержится (в этом числе 8 единиц I разряда, 4 единицы II разряда и 7 единиц III разряда).
  5. Сколько в нем содержится отдельных единиц, десятков, сотен и т. д. (в нем содержится отдельных 8 единиц, 4 десятка, 7 сотен).
  6. Сколько в нем содержится всего единиц, десятков, сотен и т. д. (в нем содержится всего 748 единиц, 74 десятка, 7 сотен).
  7. Представить число в виде суммы разрядных слагаемых (число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 700+40+8).

Таким образом, зная план, дети составляют рассказ о любом числе.

Решение уравнений с объяснением.

  1. Вспомнить название чисел при сложении. Прочитать уравнение (первое слагаемое неизвестно, второе слагаемое 23, сумма равна 70).
  2. Рассказать правило нахождения неизвестного числа (чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое или, чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое).
  3. Решаем уравнение

Х-15=30 (уменьшаемое неизвестно, вычитаемое 15, разность равна 30; чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое, решаем уравнение).

50-Х=12 (уменьшаемое 50, вычитаемое неизвестно, разность равна 12; чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность, решаем уравнение).

Х·4=60 (первый множитель неизвестен, второй множитель 4, произведение равно 60; чтобы найти первый множитель, надо произведение разделить на второй множитель или, чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель, решаем уравнение).

Х:10=8 (делимое неизвестно, делитель 10, частное равно 8; чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель, решаем уравнение).

72:Х=6 (делимое 72, делитель неизвестен, частное равно 6; чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное, решаем уравнение).

Решение задач с объяснением.

При решении задач используются методы синтеза (разбор задачи от условия к главному вопросу) и анализа (разбор задачи от главного вопроса к условию). Наиболее эффективно идет работа над разбором задачи, когда применяются оба метода.

На школьной фотовыставке было представлено 35 цветных фотографий, а черно-белых на 25 фотографий больше. Сколько всего фотографий было на выставке?

Чтобы узнать, сколько всего фотографий было на выставке, мы должны знать, сколько было цветных фотографий и черно-белых. Сколько было цветных, мы знаем, а сколько черно-белых нет, но можем узнать. Зная, что цветных фотографий было 35, а черно-белых на 25 фотографий больше, мы можем узнать, сколько черно-белых фотографий было на выставке действием сложения (записываем 1.) 35+25=60(ф.)-черно-белых). Зная, что цветных фотографий было 35, а черно-белых 60, мы можем узнать, сколько всего фотографий было на выставке действием сложения (записываем

2.) 60+35=95(ф.). Мы ответили на главный вопрос задачи. Ответ: всего 95 фотографий было на выставке.

Чтение примеров разными способами.

20+6

— к 20 прибавить 6;

— 20 увеличить на 6;

— найти сумму чисел 20 и 6 (если не говорить слово чисел, то числительные склоняются – найти сумму двадцати и шести);

— первое слагаемое 20, второе слагаемое 6, найти сумму.

20-6

— из 20 вычесть 6;

— 20 уменьшить на 6;

— найти разность чисел 20 и 6 (если не говорить слово чисел, то числительные склоняются – найти разность двадцати и шести);

— уменьшаемое 20, вычитаемое 6, найти разность;

— на сколько 20 больше 6 или на сколько 6 меньше 20.

Подобным образом читаются примеры на умножение и деление.

70-30·5

— из числа 70 (из семидесяти) вычесть произведение чисел 30 и 5 (тридцати и пяти);

— уменьшаемое 70, вычитаемое выражено произведением чисел 30 и 5 (тридцати и пяти);

(50+30):5

— сумму чисел 50 и 30 (пятидесяти и тридцати) разделить на 5;

Читайте также:  Способы финансирования деятельности фирмы что это

— сумму чисел 50 и 30 (пятидесяти и тридцати) уменьшить в 5 раз;

— делимое выражено суммой чисел 50 и 30, делитель 5.

52:3+45·2

— к частному чисел 52 и 3(пятидесяти двух и трех) прибавить произведение чисел 45 и 2 (сорока пяти и двух);

— первое слагаемое выражено частным чисел 52 и 3, второе слагаемое выражено произведением чисел 45 и 2.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_rechi_na_urokakh_matematiki.docx 23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи на уроках математики

учитель высшей категории, ГБОУ СОШ №390 Санкт-Петербурга

Развитие речи для учащихся начальной школы, а особенно для детей речевых классов, является решающим фактором успешного усвоения программного материала по всем предметам, так как наряду с развитием речи развиваются образное и логическое мышление, память, внимание.

Хочу поделиться опытом работы по развитию речи детей на уроках математики. Наиболее значимая и трудоемкая работа в этом направлении проводится при чтении примеров разными способами, объяснении решения задач и уравнений, разборе многозначных чисел. Для этого учащиеся должны знать наизусть все правила, которые напечатаны в учебнике, названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия, связь между компонентами и результатом каждого действия; названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду); как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.

Приведу примеры такого вида работ.

Составление рассказа про число по плану (например, число 748):

  1. Прочитай число ( семьсот сорок восемь ).
  2. Какое оно по количеству знаков, по четности ( это трехзначное число, четное ).
  3. Какое место занимает в числовом ряду ( в числовом ряду стоит после числа 746 и перед числом 749).
  4. Сколько единиц каждого разряда в нем содержится ( в этом числе 8 единиц I разряда, 4 единицы II разряда и 7 единиц III разряда ).
  5. Сколько в нем содержится отдельных единиц, десятков, сотен и т. д. ( в нем содержится отдельных 8 единиц, 4 десятка, 7 сотен ).
  6. Сколько в нем содержится всего единиц, десятков, сотен и т. д. ( в нем содержится всего 748 единиц, 74 десятка, 7 сотен ).
  7. Представить число в виде суммы разрядных слагаемых ( число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 700+40+8 ).

Таким образом, зная план, дети составляют рассказ о любом числе.

Решение уравнений с объяснением.

  1. Вспомнить название чисел при сложении. Прочитать уравнение ( первое слагаемое неизвестно, второе слагаемое 23, сумма равна 70 ).
  2. Рассказать правило нахождения неизвестного числа ( чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое или, чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое ).
  3. Решаем уравнение

Х-15=30 ( уменьшаемое неизвестно, вычитаемое 15, разность равна 30; чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое, решаем уравнение ).

50-Х=12 ( уменьшаемое 50, вычитаемое неизвестно, разность равна 12; чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность, решаем уравнение ).

Х·4=60 ( первый множитель неизвестен, второй множитель 4, произведение равно 60; чтобы найти первый множитель, надо произведение разделить на второй множитель или, чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель, решаем уравнение ).

Х:10=8 ( делимое неизвестно, делитель 10, частное равно 8; чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель, решаем уравнение ).

72:Х=6 ( делимое 72, делитель неизвестен, частное равно 6; чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное, решаем уравнение).

Решение задач с объяснением.

При решении задач используются методы синтеза (разбор задачи от условия к главному вопросу) и анализа (разбор задачи от главного вопроса к условию). Наиболее эффективно идет работа над разбором задачи, когда применяются оба метода.

На школьной фотовыставке было представлено 35 цветных фотографий, а черно-белых на 25 фотографий больше. Сколько всего фотографий было на выставке?

Чтобы узнать, сколько всего фотографий было на выставке, мы должны знать, сколько было цветных фотографий и черно-белых. Сколько было цветных, мы знаем, а сколько черно-белых нет, но можем узнать. Зная, что цветных фотографий было 35, а черно-белых на 25 фотографий больше, мы можем узнать, сколько черно-белых фотографий было на выставке действием сложения (записываем 1.) 35+25=60(ф.)-черно-белых). Зная, что цветных фотографий было 35, а черно-белых 60, мы можем узнать, сколько всего фотографий было на выставке действием сложения (записываем

2.) 60+35=95(ф.). Мы ответили на главный вопрос задачи. Ответ: всего 95 фотографий было на выставке.

Чтение примеров разными способами.

— к 20 прибавить 6;

— 20 увеличить на 6;

— найти сумму чисел 20 и 6 (если не говорить слово чисел , то числительные склоняются – найти сумму двадцати и шести );

— первое слагаемое 20, второе слагаемое 6, найти сумму.

— из 20 вычесть 6;

— 20 уменьшить на 6;

— найти разность чисел 20 и 6 ( если не говорить слово чисел , то числительные склоняются – найти разность двадцати и шести );

— уменьшаемое 20, вычитаемое 6, найти разность;

— на сколько 20 больше 6 или на сколько 6 меньше 20.

Подобным образом читаются примеры на умножение и деление.

— из числа 70 (из семидесяти) вычесть произведение чисел 30 и 5 (тридцати и пяти);

— уменьшаемое 70, вычитаемое выражено произведением чисел 30 и 5 (тридцати и пяти);

— сумму чисел 50 и 30 (пятидесяти и тридцати) разделить на 5;

— сумму чисел 50 и 30 (пятидесяти и тридцати) уменьшить в 5 раз;

— делимое выражено суммой чисел 50 и 30, делитель 5.

— к частному чисел 52 и 3(пятидесяти двух и трех) прибавить произведение чисел 45 и 2 (сорока пяти и двух);

— первое слагаемое выражено частным чисел 52 и 3, второе слагаемое выражено произведением чисел 45 и 2.

Источник

2.1. Выражения, равенства, неравенства

На бумаге написано следующее:

Как это можно прочитать? До сих пор мы обычно говорили: «Три плюс два равно пять». Но можно сказать и по-другому. Например:

— Три и два — это пять.

— К трем прибавить два будет пять.

— Складываем три и два, в результате получаем пять.

— Три увеличить на два станет пять.

— Сумма чисел три и два равна пяти.

Кстати, «роли», которые играют числа в этой записи, имеют такие названия:

первое слагаемое + второе слагаемое = сумма

Подобным же образом,

это не только «пять минус два равно три», но и:

— Пять без двух — это три.

— От пяти отнять два будет три.

— Из пяти вычесть два получится три.

— Пять уменьшить на два составит три.

— Разность чисел пять и два равна трем.

— Если уменьшаемое равно 5, а вычитаемое равно 2, то разность равна 3.

«Роли» чисел в примерах на вычитание называются так:

уменьшаемое − вычитаемое = разность

В бытовом языке символ «=» допустимо читать как «будет» или «получится». Однако, следует иметь в виду, что на самом деле символ «=» означает «это столько же, сколько». Ведь можно написать не только так:

Семь — это столько же, сколько четыре плюс три.

Рассмотрим такую ситуацию. У Дениса есть 5 конфет. Его младший брат Матвей просит:

— Поделись, пожалуйста, со мной.

Денис раскладывает конфеты на две кучки. Одну кучку оставляет себе, другую дает Матвею. Спрашивается: как 5 конфет можно поделить на две кучки? Возможные ответы:

5 = 1 + 4 (Денис оставляет одну конфету себе, а четыре дает Матвею);
5 = 2 + 3;
5 = 3 + 2;
5 = 4 + 1.

Но это еще не все возможные варианты. Может оказаться так, что Денису эти конфеты вообще не нравятся, и он все их отдает Матвею:

А, может быть, Денис вовсе не захочет делиться конфетами, и тогда следует написать так:

Все эти ответы можно объединить в одну строчку:

5 = 0 + 5 = 1 + 4 = 2 + 3 = 3 + 2 = 4 + 1 = 5 + 0.

Допустим, что какой-нибудь взрослый дядя — непрошеный экзаменатор — спросит у Дениса:

— Считать умеешь? А ну-ка сложи два и три, чему это равно?

Денис теперь смело может ответить:

— Это равно три плюс два.

И Денис будет совершенно прав. Действительно,

Но как же тогда грамотно попросить вычислить «два плюс три», чтобы ответом было одно-единственное число?

Грамотный вопрос звучит так:

— Чему равно значение выражения 2 + 3?

Математическим выражением называется всё, про что можно спросить: «Это сколько? Какому числу это равно?» Мы уже встречались с такими выражениями, как «2 + 3», «5 − 2». Числа сами по себе тоже являются выражениями. Ведь не будет ошибкой утверждать, что

Значит, «2» — это выражение.

Ответ на вопрос: «Это сколько? Какому числу это равно?» — называется значением выражения. Например, значением выражения «2 + 3» является «5». Записывается это уже знакомым нам способом:

Если два выражения имеют одно и то же значение, то между ними ставится знак «=» и полученная запись называется равенством, например:

1 + 4 = 2 + 3;
7 = 2 + 5.

Мы уже знаем, что равенства могут образовывать цепочки:

5 = 0 + 5 = 1 + 4 = 2 + 3 = 3 + 2 = 4 + 1 = 5 + 0.

Если два выражения имеют разные значения, то ставить знак «=» между ними было бы неверно, но можно поставить другой знак, а именно «≠». Например,

1 ≠ 2 (читается: один не равен двум);
3 + 2 ≠ 4 (три плюс два не равно четырем);
10 ≠ 7 − 3 (десять не равно семи минус три).

Такие записи называются неравенствами. Однако такого рода неравенства часто оставляют некоторую неудовлетворенность. Вряд ли Денис скажет:

— Мой возраст неравен возрасту Матвея.

Скорее всего, он выразится так:

— Я старше Матвея. Мне больше лет, чем ему. Матвей младше меня. Ему меньше лет, чем мне.

Мы знаем, что Денису 7 лет, а Матвею 5. Мы можем записать так:

7 > 5 (читается: семь больше пяти; или: семь больше, чем пять)

5 5 + 3 (семь плюс три больше, чем пять плюс три);
5 + 3 » («больше») или « 2 > 1 > 0.

Допустимы также смешанные цепочки, в которых присутствуют как равенства, так и неравенства. Пусть, например, спрашивается: что больше:

Ответ на этот вопрос удобно представить в следующем виде:

7 + 3 = 10 > 8 = 5 + 3.

Вероятно, иногда Денису захочется сказать так:

— Я старше Матвея на два года. Мне на два года больше, чем ему. Матвей младше меня на два года. Ему на два года меньше, чем мне.

Чтобы это записать с помощью чисел, снова понадобятся равенства. Такую запись можно сделать разными способами:

7 = 5 + 2;
5 = 7 − 2;
2 = 7 − 5.

Теперь поговорим о словах, которые принято употреблять, когда мы говорим об умножении и делении нацело. Пусть дано равенство

Эту запись можно прочитать следующими разными способами:

3 умножить на 5 равно 15;
произведение чисел 3 и 5 равно 15;
число 3 увеличили в 5 раз и получили 15;
число 5 увеличили в 3 раза и получили 15;
число 15 в 5 раз больше числа 3;
число 3 в 5 раз меньше числа 15;
число 15 в 3 раза больше числа 5;
число 5 в 3 раза меньше числа 15.

«Роли» распределяются таким образом:

первый сомножитель ∙ второй сомножитель = произведение

В школе произведения всех чисел, которые меньше или равны десяти, записывают в виде большой скучной таблицы, называемой таблицей умножения. Эту таблицу заставляют учить наизусть. Для облегчения зубрежки, в русском языке для произведений из таблицы умножения имеются специальные названия, например,

2 ∙ 2 — дважды два;
3 ∙ 6 — трижды шесть;
4 ∙ 5 — четырежды пять;
5 ∙ 8 — пятью восемь
и тому подобное.

Рассмотрим теперь равенство

Прочесть эту запись можно так:

15 поделить на 3 равно 5;
15 разделить на 3 равно 5;
частное от деления числа 15 на число 3 равно 5;
отношение чисел 15 и 3 равно 5;
число 15 в 3 раза больше числа 5;
число 5 в 3 раза меньше числа 15.

«Роли» распределяются так:

делимое / делитель = частное

2.1.1. Какие два числа надо сложить, чтобы результат был равен четырем? Выписать все возможные ответы.

2.1.2. Какое число надо вычесть из какого, чтобы результат был равен двум? Написать один из возможных ответов.

2.1.3. Указать, что из следующих записей является выражением, что равенством, что неравенством, что бессмыслицей. Какие из равенств и неравенств являются верными, а какие нет?

1
10
10 +
10 + 8
10 + 8 =
10 + 8 = 1
10 + 8 = 18
2
25
25 −
25 − 5
25 − 5 >
25 − 5 > 1
25 − 5 > 10
25 − 5 > 10 +
25 − 5 > 10 + 2
25 − 5 > 10 + 20

2.1.4. Найти значение выражений

37 + 54
98 − 73
и т.п.

2.1.5. Сравнить выражения (поставить между ними знак «=», «>» или « 71 − 16 = 55.

2.1.6. У Дениса 25 конфет, а у Матвея на 3 конфеты меньше. Сколько конфет у Матвея?

2.1.7. У Дениса 25 конфет, а у Матвея на 3 конфеты больше. Сколько конфет у Матвея?

2.1.8. У Дениса 25 конфет, а у Матвея 23 конфеты. У кого конфет больше и насколько?

2.1.9. У Дениса 33 конфеты, а у Матвея 35 конфет. У кого конфет меньше и насколько?

2.1.10. У Дениса было 25 конфет, а у Матвея было 23 конфеты. Денис съел 4 конфеты. У кого конфет теперь больше и насколько?

2.1.11. (Маленькая провокация) У Дениса было 25 конфет, а у Матвея было 23 конфеты. Денис съел 2 конфеты. У кого конфет теперь меньше и насколько?

2.1.12. У Дениса было 25 конфет, а у Матвея 23 конфеты. Денис съел 14 конфет, а Матвей съел 10 конфет. У кого конфет стало больше и насколько?

2.1.13. Папа дал Денису 10 конфет, а Матвею 5 конфет. Матвей сказал: «Так нечестно», — и попросил Дениса поделиться с ним еще конфетами. После этого Денис дал Матвею 2 конфеты. Стало ли у них конфет поровну? Если нет, у кого больше и насколько?

2.1.14. Денису 7 лет, а Матвею 5 лет. Сколько лет будет Матвею, когда Денису будет 10 лет? Сколько лет будет Денису, когда Матвею будет 10 лет?

2.1.15. У Дениса 20 конфет, а у Матвея в два раза меньше. Сколько конфет у Матвея?

2.1.16. У Дениса 5 конфет, а у Матвея в 3 раза больше. Сколько конфет у Матвея?

2.1.17. Начиная с этого этапа, задачи можно брать из пособий и задачников, официально рекомендованных для школьников и продающихся в книжных магазинах. Однако такие задачи часто сформулированы весьма заумно и требуют дополнительного редактирования. Например, имеется следующая задача (О. В. Узорова. 3000 задач и примеров по математике: 3-4 кл. Москва, 2001):

«Камни, которые врезаются в атмосферу Земли и полностью в ней сгорают, называются метеорами. Они загораются на высоте 100 км, и, горя, летят еще 30 км. Сколько километров до Земли остается пролететь пыли и пеплу от этого метеора?»

Если предложить ребенку задачу именно в таком виде, то есть риск погрязнуть в объяснениях относительно того, откуда берутся метеоры, чем они отличаются от метеоритов, что такое атмосфера, почему тела нагреваются при трении о воздух, и, вообще, как устроена Вселенная. Это всё вещи, конечно, интересные, но, раз уж мы решили заниматься математикой, то лучше ту же самую задачу перевести на более привычный язык. Вот один из возможных вариантов:

«От подъезда дома до магазина, где продается мороженое, 100 шагов. Папа отправился в магазин, чтобы купить Денису мороженое. Он прошел уже 30 шагов. Сколько шагов ему осталось пройти?»

Источник

Читайте также:  Просто китайский способ лечения всех болезней
Оцените статью
Разные способы