- «Как научить ребенка правильно держать ручку: 6 простых способов».
- Как правильно держать ручку
- Правила, которые нужно соблюдать при письме:
- 6 способов, как научить ребенка правильно держать ручку
- Способ 1 – с помощью салфетки
- Способ 2 – аналогия с дротиком
- Способ 3 – ручка – “самоучка”
- Способ 4 – ручка серии Stаbilо LеftRight с “подсказкой” для пальцев
- Способ 5 – метод пинцетного захвата
- Способ 6 – игра “Спокойной ночи, ручка!”
- Простые способы научить ребёнка правильно держать ручку или карандаш
- Почему так важно держать пишущий инструмент правильно
- Когда нужно приучать ребёнка к правильному захвату ручки
- Выбор ручки, карандаша
- Пишущие принадлежности, насадки для тех, кто учится писать — фотогалерея
- Как ребёнок должен держать инструмент для письма
- Как распознать неправильный навык
- Опыт и рекомендации мам
- Видео: как научить ребенка правильно держать ручку
«Как научить ребенка правильно держать ручку: 6 простых способов».
Не все детки умеют держать ручку или карандаш правильно. В этой статье я расскажу, как нужно правильно держать ручку и приведу 6 простых способов, как научить ребенка правильно держать ручку.
Как правильно держать ручку
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ручку сверху, большой поддерживает ручку слева. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку слишком сильно. Указательный палец может легко подниматься, и ручка при этом не должна падать. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или же свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Итак, представим, что на среднем пальце правой руки у нас есть невидимая подушечка:
Именно на эту подушечку мы и укладываем ручку:
Теперь указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху:
Расстояние Х от самого кончика ручки до кончика указательного пальца должно быть примерно 1,5 см. Если расстояние очень маленькое или большое, рука во время письма будет напряжена.
Правила, которые нужно соблюдать при письме:
3. Между грудью и столом расстояние 1,5 – 2 см.
4. Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
5. Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
6. Оба локтя лежат на столе.
6 способов, как научить ребенка правильно держать ручку
Способ 1 – с помощью салфетки
Чтобы научить ребенка правильно держать ручку этим способом, понадобятся, собственно, сама ручка и … салфетка.
Салфетку складываем в несколько раз и зажимаем ее двумя пальцами правой руки – мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены.
Теперь свободными пальцами берем в правую руку ручку и, о чудо, ребенок держит ее правильно!
У нас этот способ сработал моментально! Несмотря на то, что он очень простой, тем не менее такой способ наиболее эффективен.
Способ 2 – аналогия с дротиком
Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни играл в дартс, где нужно дротиком попасть в цель. Так вот, чтобы дротик полетел куда надо, его обязательно нужно зажать в руке тремя пальцами. Когда ребенок берет в руку ручку или карандаш, напоминайте ему, что нужно держать ее или его как дротик.
Способ 3 – ручка – “самоучка”
Это устройство, которое надевается на ручку. Благодаря ему взять ручку неправильно просто невозможно. К тому же можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек. Я заказывала подобный тренажер для левшей, как он правильно называется, в интернет-магазине, кому интересно, скажу адрес. Данные тренажеры можно найти как для правшей, так и для левшей.
Кстати, для малышей, которые только учатся держать в руках ложечку, есть специальная ложка-обучалка, благодаря которой ваш ребенок сможет научиться правильно брать столовые приборы в руку.
Способ 4 – ручка серии Stаbilо LеftRight с “подсказкой” для пальцев
Продукция серии Stаbilо LеftRight разработана совместно со специалистами медицины, образования и эргономики.
Ручка данной серии имеет трёхгранную форму, корпус изготовлен из мягкого материала, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определенного размера. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка, а яркие цвета и веселый дизайн формируют позитивный настрой к учебе.
Разработчики серии Stаbilо LеftRight предлагают канцтовары как для правшей, так и для левшей.
Способ 5 – метод пинцетного захвата
Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик и поставить на стол.
Теперь пальчики скользящими движениями спускаются вниз и ручка оказывается в руке в правильном положении.
Теперь только остается контролировать наклон руки ребенка.
Сначала рекомендую показать ребенку на собственном примере, делая эти действия медленно, затем предложите ребенку повторить за вами.
Способ 6 – игра “Спокойной ночи, ручка!”
Данный способ приемлем для самых юных писарей. Можно предложить малышу “уложить” ручку или карандашик спать в детскую руку: кладем ручку в кроватку – на средний пальчик, под голову подушечку – указательный, а сверху одеялко – большой пальчик.
Источник
Простые способы научить ребёнка правильно держать ручку или карандаш
Показать ребёнку как правильно держать письменные принадлежности нужно уже тогда, когда он впервые начинает проявлять к ним интерес. Педагоги не устают повторять, что научить новому всегда намного легче, чем потом исправиться закрепившееся умение и переучиться. Для этого родителям нужно иметь не только терпение, но и базовые знания тех способов и методов, с помощью которых можно легко, быстро и весело привить малышу навык владения ручкой.
Почему так важно держать пишущий инструмент правильно
Правила пользования письменными принадлежностями разработаны специалистами разного профиля (педагогами, медиками, психологами). Они учитывают сразу несколько факторов:
- удобство — сам процесс не должен вызывать дискомфорт, так как писать в жизни нам приходится много;
- каллиграфию — важно, чтобы рукописный текст можно было легко прочесть;
- производительность — возможность писать быстро и при этом не чувствовать усталости;
- сохранение здоровья — осанки, остроты зрения.
Поэтому мало вложить в руки ребёнку ручку и показать, как правильно её держать. Нужно научить его ровно сидеть за письменным столом во время письма, тренировать мышцы руки, чтобы они могли управлять пишущим инструментом, а также развивать мелкую моторику для выработки точности и уверенности движений. Но делать это необходимо постепенно, играя. Тогда малыш научится писать легко и быстро, а почерк у него будет аккуратным и разборчивым.
Умение ребёнка правильно держать ручку (карандаш) — приобретаемый навык, от наличия которого зависит каллиграфия и быстрота письма, утомляемость пишущего, его острота зрения и осанка
Когда нужно приучать ребёнка к правильному захвату ручки
Как правило, родители совершают ошибку, думая, что ребёнок ещё маленький, и при первых его художественных экспериментах не следует вмешиваться в процесс. Но делать это нужно уже начиная с 3–4 лет. Для любых корректировок и приобретения стойких рефлексов это самый подходящий возраст.
Когда кроха создаёт свои шедевры, нужно ненавязчиво и мягко показывать и направлять, вкладывать в его руку пишущий инструмент так, как того требуют правила. Понятно, что не сразу у вас всё получится. Начните с того, что дайте ребёнку ручку, возьмите его руку в свою, зафиксируйте принадлежность для письма и так вместе рисуйте.
Детям такое времяпрепровождение очень нравится. А вы при этом потихоньку идёте к своей цели: отрабатываете и автоматизируете навык.
Учтите, неправильный захват ребёнком карандаша — проблема, охватывающая особенности его физиологического и психологического развития.
Покажите малышу, как правильно держать ручку. Зафиксируйте его руку на пишущем инструменте в правильном положении своей и пишите так вместе
Для успешного обучения письму необходимо соблюдение определённых условий:
- во-первых, важна готовность малыша для овладения новым навыком. Элементарно, его пальцы должны быть достаточно сильны, чтобы удержать ручку в нужном положении;
- во-вторых, ребёнок должен захотеть научиться сначала рисовать, а затем писать. Здесь требуются мотивация и личный пример;
- в-третьих, достичь успеха можно только регулярно тренируясь и усложняя поставленные задачи. Умение правильно держать ручку (карандаш) — это такой же навык, как и умение ходить, говорить, шить, вязать и т. п. Малышу нужно показать, рассказать и дать возможность постоянно совершенствоваться.
Только при соблюдении этих трёх условий реально получить желаемый результат.
В формировании навыка выделяются три основных этапа: 1 этап — аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. При этом большое значение имеет не только уровень развития ребёнка, наличие определённых знаний и умений, но и способ объяснения тому, что и как должен делать ребёнок, степень осознания выполняемого действия…
Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
Третий этап — автоматизация — и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.
М. Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО
Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям
Выбор ручки, карандаша
К первым средствам для письма малышей предъявляются свои требования. Выбранные для ребёнка пишущие принадлежности должны быть цветными и яркими, средней длины (не более 15 см) и толщины, без множества граней, рифлений, надсечек, лучше матовые, нескользящие, нежели глянцевые.
Что касается ручек — они могут быть шариковыми или капиллярными, но должны иметь не слишком тонкий стержень и писать по бумаге мягко. Можно приобрести специальные ручки-самоучки. В их корпусе есть прорезиненые углубления для пальцев или пометки-напоминалки, разработанные индивидуально для правшей и левшей. Карандаши ребёнку, который только учится держать их в руке, лучше покупать трёхгранные, качественные, мягкие.
В продаже имеются специально разработанные для малышей силиконовые насадки для ручек и карандашей, изготовленные так, чтобы обратить на себя самое пристальное внимание — в виде сказочных персонажей и зверушек. Они показывают, как правильно расположить пишущее средство в руке.
Пишущие принадлежности, насадки для тех, кто учится писать — фотогалерея
Как ребёнок должен держать инструмент для письма
С самого начала обучения малыша художественным навыкам и письму обратите внимание на то, правильно ли он берёт ручку (карандаш) и насколько сильно прижимает её к бумаге во время рисования (написания букв). Дети часто слишком крепко держат письменные принадлежности либо чрезмерно давят на них, отчего их пальцы очень быстро устают.
Ребёнок должен держать ручку (карандаш) в руке крепко, но не зажимать, писать уверенно, но не давить на бумагу.
Как же правильно в руке держать ручку (карандаш, фломастер)?
- К ладони подгибают два пальца: безымянный и мизинец.
- Руку опирают на парту (стол) третьей фалангой мизинца и внешним ребром ладони так, чтобы подогнутые пальцы находились почти перпендикулярно краю столешницы.
- Ручку зажимают между большим пальцем (располагая его немного выше) и указательным, на расстоянии примерно 1,5–2 см от конца, который скользит по бумаге.
- Средний палец подкладывают снизу под ручку (чтобы опорой ей служила вторая фаланга) — он в захвате не участвует, но исполняет роль подпорки.
- Инструмент для письма располагают не вертикально относительно бумаги, а под углом.
Раньше, когда писали перьевыми ручками, обязательным условием было, чтобы их верхний конец направлялся в сторону плеча (если её держать неправильно, кончик пера не будет раздваиваться, чернила к нему не будут поступать, и писать ручка не будет). Сегодня же, используя современные письменные принадлежности, соблюдать это условие не обязательно. Но конец ручки всё равно должен «смотреть» в сторону пишущего.
Ещё один нюанс. Карандаш во время письма нужно держать одним способом, а для рисования и штриховки он может располагается в руке по-другому.
При постоянных тренировках уже год спустя навык у ребёнка может стать рефлекторным.
Как распознать неправильный навык
Каждый ребёнок индивидуален. Некоторые сразу же берут пишущие принадлежности в руку так, как полагается. Кого-то нужно направить, показать, дать потренироваться.
Педагоги советуют протестировать малыша и определить, правильный ли у него захват ручки, не позже 4-летнего возраста. Тогда в случае если крохе потребуется корректировка, у родителей будет время позаниматься с ним, и к школе он уже будет держать инструменты для письма как положено.
В 1–1,5 года малыш зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает движения, он пытается изобразить что-то определённое, получая радость от самого процесса, и способен «рисовать» с большим увлечением.
В 2–3 года ребёнок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони. Это позволяет детям выполнять довольно сложные движения, но движения спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами.
С 3 лет линии при рисовании более определённые, менее разбросанные и не повторяются бессмысленно. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много.
В 3–4,5 года ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует им. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным. Рисунки разнообразны по сюжетам. Дети не только рисуют, но и пытаются подписывать свои рисунки.
В 5 лет хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребёнок способен ограничивать длину штрихов, которые становятся более ровными и чёткими. Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы.
В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы — завершёнными.
В 6 лет детям доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.
М. Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО
Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям
В зависимости от возраста малыша, он захватывает ручку по-разному
Ребёнок держит ручку неправильно если:
- она располагается в кулаке;
- его захват похож на щепоть или горсточку;
- большой палец его руки располагается на ручке ниже, а указательный выше (либо к нему перпендикулярно);
- опорой ручке служит любой другой палец, а не средний;
- малыш держит ручку (карандаш) либо дальше от пишущего конца, либо ближе, чем рекомендуется;
- верхний конец ручки направлен от себя или в сторону, а не к себе, как полагается;
- ребёнок слишком сильно зажимает ручку в пальцах;
- рука его зажата, напряжена;
- он пишет, сильно надавливая на бумагу;
- нажим при письме или рисовании у малыша слишком слабый.
Следите, чтобы ребёнок правильно держал ручку в руке, и при необходимости поправляйте его
Обратите внимание на детали:
- ребёнок во время рисования постоянно поворачивает лист в разные стороны — он не умеет изменять положение карандаша (ручки) с участием пальцев;
- преобладание маленьких предметов на рисунке свидетельствуют о том, что малыш пишет, зажимая кисть, фиксирует её на плоскости листа.
- Если ребёнок левша
При постановке руки и обучении письму леворукого ребёнка следует учитывать некоторые отличительные особенности:
- источник света на рабочем месте левши располагается справа;
- тетрадь или лист бумаги лежат с наклоном вправо (либо прямо), а по мере заполнения страницы, сдвигаются вверх;
- расстояние от пишущего конца ручки до пальцев составляет 3–4 см;
- ручка в руке размещается так: зажимается между большим и указательным пальцами и опирается на подушечку среднего;
- указательный палец левши обязательно выпрямлен, чтобы ребёнку видно было строчку.
Леворуким детям обычно легче писать прямо, а не с наклоном вправо. Они также часто плохо ориентируются, где у них правая, где левая рука. Упростить здесь задачу можно, пометив доминирующую конечность браслетом.
Что касается ребят-амбидекстров (одинаково владеющих и левой, и правой рукой), то специалисты советуют по максимуму адаптировать их к жизни в праворуком обществе.
Опыт и рекомендации мам
Моего в школе неправильно научили держать ручку, очень близко к стержню, плюс он не видел, что писал, каракули получались, переучила, сейчас пишет гораздо красивее.
Irevichus
http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html
При правильном положении меньше устаёт рука — я сейчас своих некоторых учеников учу, которым по 16–17 лет.
кошка
http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html
Дочка-первоклашка ужасно писала, пока держала неправильно. Сейчас держит правильно, и почерк стал каллиграфический.
marina_kr
http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html
Карандаши именно трёхгранные, толстые, с ними и научила: и ложку держать, и ручку. Ну, понятно, что и без них объясняла как правильно держать.
Nata Jamp
https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685
Мы всё перепробовали. Помогли только эти рыбки (насадки). У меня ребёнок ещё и двумя руками пишет. Покупали для каждой руки свою рыбку и разного цвета.
Nataly84
https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685
У меня красивый почерк. Ручку держу неправильно. В процессе рука устаёт только. Хорошо, что придумали компьютеры. Сыну 3-х гранные карандаши купила.
Astrum*
https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685
Нам такие ручки (самоучки) не понравились. Во-первых, тяжеловаты они. Во-вторых, пазы высоко расположены. И мне, и ребёнку удобнее ниже к стержню держать. А вот рыбки нам подошли идеально.
НЕКТАРИНКА96
https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685
У меня сын держал между средним и безымянным. Очень аккуратно раскрашивал, за края не выходил, если исправляли — ругался и бросал всю «учёбу». Постепенно после 4-х лет, то я скажу, то в садике, начал втайне от меня корпеть, пытаться правильно держать, у него получалось плохо, как если бы мы левой рукой начали рисовать. Но тактом и похвалой добились (я и воспитатели) — теперь держит правильно.
mar123mar
http://www.nn.ru/community/my_baby/my_baby/kak_nauchit_rebenka_pravilno_derzhat_ruchku.html
Я с самого начала покупала треугольные карандаши и мелки, у ребёнка просто не было шансов неправильно держать их. В итоге и ложку, и карандаши, и ручку держит нормально.
Claimore
http://www.nn.ru/community/my_baby/my_baby/kak_nauchit_rebenka_pravilno_derzhat_ruchku.html
Видео: как научить ребенка правильно держать ручку
Навыки правильного письма очень важны для гармоничного развития ребёнка как личности, его здоровья и профессионального роста в будущем, поэтому заниматься постановкой руки нужно с самого раннего детства. Существует много способов научить малыша держать пишущий инструмент правильно. Уделите упражнениям всего 20 минут в день, превратите их в увлекательную игру, и вас обязательно ожидает успех.
Источник