Как понять способ связи

Способы связи предложений в тексте

По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три вида:

  • тексты с последовательной (цепной, линейной) связью;
  • тексты с параллельной связью;
  • тексты с присоединительной связью.

При последовательной (цепной, линейной) связи второе предложение связано с первым, третье со вторым и т. п. Мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным» и т. п.

Например. Однажды мы пошли на экскурсию на автозавод. Там нам показали конвейер. На конвейере собирают новые автомобили. Время сборки каждого автомобиля примерно шесть часов.

При параллельной связи первое предложение содержит тему, даёт общий план картины, а все последующие (сходные по структуре) связаны с первым предложением: объясняют, раскрывают содержание первого предложения.

Например. Наступила осень. Дни стали короче. На улице с каждым днем становится прохладнее. Листья на берёзах пожелтели и стали осыпаться.

Присоединительная связь предложений в тексте — это такой принцип построения высказывания, когда к основному сообщению прикрепляется еще одна часть в виде дополнительной информации.

Например: Он был человеком очень мнительным. И неспроста.

Для связи предложений в «данном» используются следующие средства: лексический повтор, местоимения, синонимы (в том числе контекстные), слова со значением «целое и его части».

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие страницы,
  • тре­тий звонок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабочий
  • заго­ре­лый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щел­кать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

Читайте также:  Три способа найти площадь прямоугольника

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Источник

Средства связи предложений в тексте

Содержание:

Традиционно текст понимается как часть письменного или устного материала в его первичной форме (в отличие от перефразирования или резюме). Это может быть 1-2 слова (табличка-указатель) или объемное произведение, такое как роман.

Чтобы объединить все предложения в текст, используются два способа связи:

  • Цепной. Новое предложение связывается с предыдущим как звенья цепи. В двух смежных высказываниях повторяются определенные слова, говорится об одном и том же. Например, «Внезапно пошел дождь. Он сильно хлестал по веткам и заливал окрестные поля.» Слово «дождь» упоминается в первом предложении, далее повествование о нем продолжается. Линейный метод очень распространен, прост и понятен.
  • Параллельный. Предложения кажутся не связанными друг с другом, однако они выстраиваются вокруг одного общего тезиса. Порядок эти параллельных высказываний неважен. Меняя местами, не изменить смысл абзаца. Например, «Пришла зима. Дачный поселок опустел. Голоса людей и далекие звуки тракторов уже не слышатся здесь рано поутру. Дороги и поля постепенно исчезают под глубоким снегом.» Фраза «Пришла зима.» является смысловым центром для остальных высказываний. Такие тексты подходят для рассказа сразу о нескольких явлениях, героях, вещах.

Часто в больших текстах оба вида связи не встречается поодиночке, выбор делается исходя из целей и задач автора. Для создания используются лексические, морфологические и синтаксические средства.

Лексические средства

  1. Лексические повторы
    • Например, «Она испекла большой торт. Торт был украшен взбитыми сливками и казался очень вкусным».
  2. Однокоренные слова
    • Например, «Они решили купить этот дом и обосноваться в деревне. Их решение было роковой ошибкой».
  3. Синонимы, в том числе контекстуальные, родовидовые слова, описательные обороты
    • Например, «Художник творил в этой студии до конца своей жизни. Мастер создал здесь свои главные шедевры».
  4. Антонимы, в том числе и контекстуальные
    • Например, «Стало понятно, что друзей у нее было мало. Врагов было намного больше».
  5. Слова-связки для логики изложения: так как, поэтому, следующее, в заключении и т.д.
    • Например, «Весна в этих краях холодная. Вот почему нужно тепло одеваться даже в мае».
  6. Слова, связанные тематически
    • Например, «Поспел урожай. На следующей неделе был организован сбор фруктов и овощей».

Морфологические средства

  1. Местоимения и местоименные наречия
    • Например, «Мама встала очень рано. Она не могла дождаться приезда моего брата».
  2. Союзы и частицы, особенно в начале предложения
    • Например, «Я не успел на автобус. Зато встретил друга, когда шел пешком».
  3. Наречия времени и места
    • Например, «Комната казалась заброшенной. На столе была пыль. С потолка свисала паутина. Везде царил беспорядок».
  4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме
    • Например, «Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах. С крыши падали последние капли дождя».
  5. Степени сравнения прилагательных и наречий
    • Например, «Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел».

Синтаксические средства

  1. Параллелизм. Одинаковый порядок слов в одинаковой той же морфологической форме.
    • Например, «Мария сидела в кресле. Собака лежала на полу рядом.»
  2. Парцелляция — разбивка частей единого высказывания на отдельные предложения.
    • Например, «Я уже освоилась в этом городе. Хожу на работу. Встречаюсь с друзьями».
  3. Неполные предложения
    • Например, «Знаете, как обитают панды? В Китае!»
  4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы.
    • Например, «Во-первых, я хорошо готовлю. Во-вторых, продукты на ужин уже куплены». «Хотите поехать в Испанию? Начните путешествие с Барселоны!»
  5. Использование прямого и обратного порядка слов
    • Например, «Никого она так не любила. Не любила за всю свою жизнь».

Теперь стало понятно, что средства связи – служебные части речи, так и самостоятельные. Рассмотрим их подробнее.

Читайте также:  Способы достижения своих целей западники

Служебные части речи

Частица

Конкретизирует, выделяя оттенки значения, нужна для образования степеней сравнения прилагательных и наречий, а также условного и повелительного наклонения глагола. Различают несколько видов частиц:

  • Формообразующие: бы, те, да (не путать с союзом), пусть.
  • Отрицательные: не, ни, нет.
  • Вопросительные: разве, неужели, да (ну).
  • Частицы, выражающие сомнение: вряд ли, едва ли
  • Уточняющие: именно, точно, как раз.
  • Выделительно-ограничительные: только, исключительно, лишь, почти.
  • Утвердительные: да, так, угу.
  • Указательные: вот, вон.
  • Восклицательные: что за, как.
  • Усилительные: даже, же, ведь.

Союз

Необходим для связи слов в предложении или простых предложений в составе сложного. Союзы разделяют на:

  • Сочинительные (и, а, или, сколько. столько и, а именно и др.)
  • Подчинительные (что, когда, чтобы, хотя, где, куда и др.)

Самостоятельные части речи

Местоимения

  • Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах.
  • Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах
  • Возвратное: себя
  • Указательные: тот, те, этот и т.д.
  • Определительные: сам, весь, каждый и т.д.
  • Неопределенные: некто, нечто и т.д.
  • Отрицательные: никто, ничто, никакой и т.д.
  • Вопросительные: кто, что, сколько, кого и т.д.

Наречия

Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, иногда предмета.

  • Обстоятельственные (по-летнему, очень, здесь, всегда, наперекор)
  • Определительные (страшно, много, шагом, по-нашему, втроем)

Источник

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Основные понятия

  • Словосочетание — это сочетание самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.
  • Подчинительная связь — это способ связи слов в словосочетании, когда одно слово главное, а другое — зависимое. От главного к зависимому всегда можно поставить вопрос.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Например: Сергей вовремя сдал свою работу.
Найдем все словосочетания:

  • сдал работу – сдал (кого? что?) работу; сдал – главное слово, работу – зависимое;
  • вовремя сдал – сдал (когда?) вовремя; сдал – главное слово, вовремя – зависимое;
  • свою работу – работу (какую? чью?) свою; работу – главное слово, свою – зависимое.

Остались два слова: Сергей сдал. Это грамматическая основа, оба слова — главные члены предложения, ни одно из них не является главнее другого. Получается, что подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием.

Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием

  1. Главные члены предложения.
  2. Равноправные сочетания — в предложении это однородные члены (красные и синие, задумался и понял, родные и близкие). Они связаны не подчинительной, а сочинительной (равноправной) связью.
  3. Самостоятельное слово (существительное, прилагательное, местоимение, глагол и другие знаменательные части речи) со служебным словом, чаще это предлог, реже – частица (на тренировку, в рассказе, не согласился, пусть подумает). Между самостоятельным и вспомогательным словом смысловая связь не оформляется вопросом. Нельзя задать вопрос от глагола «согласился» к частице «не» или от существительного «тренировку» к предлогу «на». Такие сочетания необходимы для грамматической связи слов в предложении.
  4. Составные формы слов – будущее время глагола (будет + инфинитив), сравнительная или превосходная степень прилагательных, наречий (более успешный, самый интересный, менее сильно).
  5. Неразделимые лексические единицы – фразеологизмы (ни рыба ни мясо, спустя рукава).
Читайте также:  Способ применения крема для умывания

Типы подчинительной связи

Согласование

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором форма зависимого слова полностью соответствует форме главного слова. При согласовании главное слово выражено существительным, зависимое — прилагательным, причастием, местоимением, числительным, род число и падеж которых согласуется с родом, числом и падежом главного слова:

  • серьезное испытание: испытание (какое?) серьезное – падеж, род, число совпадают;
  • серьезными испытаниями: испытаниями (какими?) серьезными – падеж, число зависимого слова изменились вслед за изменением падежа и числа главного слова;
  • для серьезных испытаний: для испытаний (каких?) серьезных – очередное изменение падежного окончания.

Сколько бы вы ни изменяли главное слово, зависимое тут же примет форму слова-лидера. Такой тип подчинения называется согласование.

Управление

Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое при нем стояло в определенном падеже:

  • услышать (инфинитив) друга: услышать (кого?) друга (Вин. п);
  • услышу (я) друга (Вин. п);
  • услышите (вы) друга (Вин. п);
  • услышат (они) друга (Вин. п);
  • услышал бы (условное) друга (Вин. п);
  • услышьте (повелительное) друга (Вин. п).

Спряжение глагола, изменение его наклонений никак не влияют на форму зависимого слова: при глаголе «услышать» существительное «друг» употребляется только в винительном падеже.
Главным словом может быть существительное, но принцип связи тот же:
фигуры из песка – для фигур из песка – о фигурах их песка.

Примыкание

Примыкание — это тип связи, когда между главным и зависимым слово нет грамматической связи, только смысловая. Зависимым словом является неизменяемая часть речи — наречие, деепричастие. Инфинитив (неопределенная форма глагола) и притяжательные местоимения (его, ее, их – отвечают на вопрос чей?), входят в состав словосочетаний, примыкая к главному слову.

  • прыгнул вверх: прыгнул (куда?) вверх; зависимое слово — наречие;
  • стоит облокотившись: стоит (как?) облокотившись; зависимое слово — деепричастие;
  • ударишь сильнее: ударишь (как?) сильнее — сравнительная степень наречия тоже не изменяется;
  • любитель пожаловаться: любитель (какой? чего?) пожаловаться — инфинитив примыкает к главному существительному;
  • распоряжение сверху: распоряжение (какое? откуда?) сверху — неизменяемое наречие;
  • её просьба: просьба (чья?) её — притяжательные местоимения примыкают к главному слову.

Трудные случаи

Важно помнить о существовании производных предлогов (образованы от самостоятельных частей речи — в течение, насчет, ввиду), чтобы правильно найти словосочетание и определить тип подчинения. Наречия, которые образованы таким же способом (навек, сначала, вглубь), также могут сбить с толку:

  1. Вышел навстречу машине: вышел (куда?) навстречу машине – управление. Производный предлог «навстречу» можно заменить обычным предлогом «К»: вышел к машине.
  2. Решился прийти на встречу с журналистами: прийти (куда?) на встречу (управление); на встречу (какую?) с журналистами (управление).
  3. Парус растаял в дали океана: растаял (где?) в дали (сущ. с предлогом) — управление, в дали (какой?) океана — управление. Чтобы убедиться, что в предложении существительное с предлогом, а не наречие, можно изменить тип подчинения — в океанской дали (согласование).
  4. Вдали показался велосипедист: показался (где?) вдали (наречие) — примыкание.
  5. Мы поговорим с тобой после: поговорим (когда?) после (наречие) — примыкание.
  6. Поговорим после собрания: поговорим (когда?) после собрания (сущ. с предлогом) — управление.

Источник

Оцените статью
Разные способы