Классификация кранов по типу привода, по способу опирания ходовой части, назначению.
По типу привода:
2) машинные: — электрический;
По способу опирания ходовой части:
1) подвесные — подвешен к нижним полкам (двутавра) кранового пути;
2) опорные — опираются на надземные (подкрановые балки на колонах) и наземные крановые пути (на земле на полушпалках).
|
По назначению делятся на 4 группы:
I. Кран мостового типа – это краны у которых грузозахватный орган подвешен к тележке, которая перемещается по мосту.
1) Кран мостового типа – это краны общего назначения.
2) Магнитные краны – для транспортировки ферромагнитных материалов.
3) Грейферные краны – для транспортировки мелкогабаритных или сыпучих материалов.
4) Козловые краны – предназначены для обслуживания центральных складов.
5) Шихтовые (мульдо-магнитные) краны – для транспортировки мульд с шихтовыми материалами.
6) Завалочные (мульдо-завалочные) краны – для подачи шихтовых материалов в сталеплавильную (мартеновскую) печь.
7) Литейные краны – для транспортировки и разливки расплавленного металла в ковшах, а так же раколённого шлака в шлаковых чашах.
8) Стрипперные краны – оборудованы механизмом для подрыва (отделения) слитков металла от изложниц (металлических форм).
9) Клещевые краны – оборудованы клещами для транспортировки слитков металла.
10) Пратцен-краны – оборудованы жесткой траверсой и съёмными подхватами; при транспортировке исключает раскачивания груза.
11) Краны с поворотной тележкой – оборудованы траверсой и исключает учаcтие стропальщика (зацепщика) для поворота груза.
II Краны стрелового типа – грузозахватный орган подвешен к стреле и предназначен для подъёма и разворота груза.
1) Автомобильные краны – смонтирован на автомобильном шасси. На а/к распространяются правила ГАИ.
2) Пневмоколёсные краны – смонтирован на пневмоколёсном ходу. Применяются на стройках.
3) Железнодорожные краны – смонтирован на ж/д платформе. Применяются при строительстве и ремонте ж/д дорог.
4) Гусеничные краны – смонтирован на гусеничном ходу. Применяются на стройках.
5) Консольные краны – смонтирован на колоне (трубе) и вращаются вокруг оси колоны.
6) Башенные краны – имеют вертикально расположенную башню. Применяется при строительстве высотных сооружений.
7) Портальные краны – смонтирован на портале и передвигается по наземному пути на 4-х опорах. Применяется в портах.
8) Плавучие краны – смонтирован на понтоне. Применяется для работы в водоёмах.
III Краны штабелёры мостовые – имеют вертикальную колону с устройством для штабелирования грузов. Применяется в портах, на центральных складах и ж/д.
IV Краны кабельного типа – грузозахватный орган подвешен к тележке, которая передвигается по несущим канатам. Применяются в на складах сыпучих материалов.
Источник
Как подразделяются краны по способу установки
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНАХ
§ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ КРАНОВ
Грузоподъемные краны относятся к машинам прерывного действия и предназначены для поднятия и перемещения грузов на сравнительно небольшие расстояния. Они бывают стационарные и передвижные.
В зависимости от конструкции остова и характера движения краны разделяют на три основные группы:
а) стреловые (на железнодорожном, гусеничном или автомобильном ходу, портальные и полупортальные, мачтово-стреловые, плавучие, велосипедные и краны-укосины);
б) мостового типа (козловые, мостовые, перегрузочный мост). Ферма таких кранов перекрывает обслуживаемую площадь, что позволяет транспортировать грузы в пределах прямоугольной формы этой площади;
в) кабельные, перемещающие грузы по линии (если концевые башни его стационарны) и в пределах прямоугольника или сектора (если обе или одна из башен подвижны).
Краны стреловые могут быть полноповоротными или неполноповоротными. Стационарные неполноповоротные краны перемещают груз в пределах площади, имеющей конфигурацию сектора, а полноповоротные краны — в пределах круга. Передвижные стреловые краны на рельсовом ходу перемещают груз в пределах площади, параллельной путям, а на гусеничном или автомобильном ходу в пределах площадн любой конфигурации.
В зависимости от типа привода различают краны с ручным или механическим приводом.
Краны с ручным приводом имеют небольшую грузоподъемность и используются главным образом при незначительном объеме перегрузочных работ.
Краны с механическим приводом в зависимости от установленною на них основного силового агрегата подразделяют на паровые, электрические, краны с приводом от двигателя внутреннего сгорания непосредственно (однодвигательные), например, краны ПК-6, МК-6, КДВ-15 или в сочетании с электрическим генератором (многодвигательные — дизель-электрические краны серии КДЭ и ЕДК). В последнее время все больше появляется кранов с гидравлическим приводом (дизель-гидравлические).
На паровых кранах устанавливаются паровой котел и паровая машина, приводящая в действие все его механизмы. Паровой привод на кране по сравнению с другими видами приводов отличается простотой, надежностью и обеспечивает бесступенчатое изменение скоростей работы крана, однако имеет ряд недостатков:
а) низкий коэффициент полезного действия (около 5%);
б) большие габаритные размеры и увеличенный вес;
в) непроизводительный расход топлива и необходимость непрерывного обслуживания и наблюдения за паровым котлом даже в период перерыва в работе крана;
г) значительное время (45—60 мин) затрачивается на приведение крана в рабочее Состояние или его остановку;
д) длительное время находится в ремонте из-за периодической промывки котла.
На кранах с однодвигательным приводом применяются как дизельные, так и карбюраторные двигатели внутреннего сгорания. Однодвигательный привод требует сравнительно сложных, зависимых друг от друга механизмов, со значительным количеством соединительных муфт, что является его недостатком. За последнее время все большее распространение получили краны дизель-элек-трические с многодвигательным приводом, на которых установлена дизеяь-генераторная установка, обеспечивающая электроэнергией двигатели каждого отдельного приводного механизма. Эти краны могут питаться током и от внешней сети.
Каждый механизм имеет самостоятельный привод и может быть включен или отключен независимо от других механизмов.
В кранах с электрическим приводом отдельные его механизмы приводятся в действие от электродвигателей, питаемых током от внешней сети через силовой кабель, закрепляемый или на нижней части крана или подводимый через крышу крана. Этот привод наиболее экономичен и прост по своему устройству. Затрата рабочей силы при обслуживании электрического крана меньше примерно в 2,5 раза, чем на паровом кране, и в 1,3 раза при приводе от двигателя внутреннего сгорания. Однако кабель значительно сокращает поле действия, поэтому кран может работать лишь при наличии на рабочей площадке силовой линии и мест подключения к ней. В зависимости от условий работы отдельных механизмов и крана в делом, степени их загрузки по времени и по грузоподъемности для кранов с механическим приводом устанавливаются четыре группы режимов работы: легкий — Л, средний — С, тяжелый — Т и весьма тяжелый — ВТ. Группа режима работы определяется соответствующими расчетами по формулам Госгортехнадзора и указывается в техническом паспорте крана.
На железнодорожном транспорте широкое применение получили полноповоротные стреловые самоходные краны, которые используются на погрузочно-разгрузочных работах на грузовых дворах, угольных складах, локомотивных депо, в составе аварийно-восстановительных поездов и в строительстве на работах по монтажу оборудования.
Источник
Классификация кранов.
А). По конструкции можно разделить на следующие основные типы:
▪ краны с несущими;
● общего назначения для строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ широкого профиля;
● и специальные для выполнения технологических операций определенного вида (краны-трубоукладчики, железнодорожные и плавучие краны и т.п.);
Для отечественного мостостроения характерно создание и широкое применение наряду с общестроительными кранами различных грузоподъемных кранов специального назначения. Это объясняется особенностями технологии мостовых работ и неблагоприятными условиями для применения в ряде случаев общестроительных кранов.
В данном разделе приводятся дополнительные сведения о грузоподъемных машинах специального назначения, которые обычно малодоступны студентам.
По области применения и эксплуатационным условиям краны для строительства мостов можно разделить на три группы.
Первую группу составляют стреловые самоходные полноповоротные краны общего назначения на спец.шасси, автомобильном, пневмоколесном, гусеничном и железнодорожном ходу. В отдельных случаях используют также башенные краны (приставные, самоподъемные и передвижные). Краны этой группы применяют наиболее широко. Их особенности — автономность работы, быстрота и низкая трудоемкость приведения из транспортного в рабочее положение, но сравнительно высокая стоимость.
Во вторую группу входят специализированные универсальные краны: козловые и жестконогие деррик-краны. Их отличительные особенности: более узкая область применения, питание двигателей от внешних источников, меньшая стоимость, но и повышенные трудозатраты, а также стоимость приведения в рабочее положение.
Третья группа — специальные краны, предназначенные для производства работ в особых условиях. К ним относятся консольные, консольно-шлюзовые и кабельные краны, специальные монтажные агрегаты.
Стреловые самоходные краны общего назначения классифицируют (для начала следует отметить, что приведенная классификация не может отражать полноценно все существующие виды кранов, так как многие находятся на границах представленных пунктов, или же сочетают их):
▪ легкие (грузоподъемностью до 10 т),
▪ средние (грузоподъемностью 10. 25 т),
— тяжелые (грузоподъемностью от 25 т и более);
■ по типу ходового устройства на:
▪ автомобильные (на стандартных шасси грузовых автомобилей: несмотря на зарубежную конкуренцию, по СНГ на базе шасси Краз, МАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, Урал остаются достаточно популярными и востребованными);
▪ тракторные (навесные на серийные тракторы);
▪ на шасси автомобильного типа,
▪ пневмоколесные — краны пневмоколесные мобильные, на спец. шасси: подъемные краны стрелового типа, установленные на пневмоколесное самоходное шасси. Зачастую такие краны обладают шасси повышенной проходимости, со всеми, либо большинством ведущих осей. Для лучшей маневренности такие краны имеют больше одной, чаще несколькими управляемыми осями. Все это позволяет расположить кран максимально близко к рабочей зоне. Современные мобильные краны позволяют операторам работать в комфортабельных условиях: кабины оборудуются кондиционерами, удобными креслами, за всеми манипуляциями следит компьютер, в том числе и предостерегая оператора от ошибок.
▪ гусеничные, имеющие специальные шасси.
Пневмоколесные и гусеничные краны различаются между собой лишь ходовым устройством, в остальном они имеют общую классификационную характеристику.
▪ плавучие стреловые краны — на строительстве мостов плавучими кранами выполняются разнообразные работы: погрузочно-разгрузочные, дноуглубительные, вспомогательные, сооружение русловых опор, монтаж пролетных строений.
Используют плавучие краны следующих видов:
1 — речные и морские:
— самоходные полноповоротные краны,
— самоходные неповоротные краны;
2 — специализированные сборно-разборные краны;
3 — сухопутные краны различного типа, установленные на
■ по типу опоры краны делятся на:
▪ железнодорожные — подъемные краны стрелового типа, устанавливаемые на железнодорожном шасси, используются на железной дороге и крупных заводах, имеющих свои подъездные ж.д. пути,
▪ краны на гусеничном ходу — краны стрелового типа, установленные на гусеничном шасси. Гусеничные краны перевозятся только на тяжелом седельном прицепе-трейлере и зачастую, в зависимости от габаритов, в разобранном виде, а работать может зачастую только на специально подготовленной площадке, а также могут присутствовать башенное исполнение, раздвижной ход.
▪ краны на колёсном ходу,
▪ краны на специальном шасси.
Типы кранов
Тип крана | Группа по грузоподъемности |
Автомобильный | До 25 т |
25-50т | |
Свыше 50т | |
Специальном шасси (автомобильного типа) | До 25 т |
25-50т | |
Свыше 50т | |
Пневмоколесные | До 25 т |
25-50т | |
Свыше 50т | |
Гусеничные | До 25 т |
25-50т | |
Свыше 50т |
■ по количеству и расположению силовых установок:
▪ с одной силовой установкой на ходовом устройстве (шасси),
▪ с одной силовой установкой на поворотной части,
▪ с двумя силовыми установками;
■ по количеству приводных двигателей механизмов:
▪ с одномоторными приводами;
■ по количеству и расположению кабин управления:
▪ с кабинами только на шасси;
▪ только на поворотной платформе;
▪ на шасси и на поворотной платформе;
■ по конструкции стрелы:
▪ со стрелой неизменяемой длины;
▪ с выдвижной стрелой;
▪ c телескопической стрелой;
■ по способу подвески стрелы:
▪ с гибкой (на канатных полиспастах);
▪ жесткой (с помощью гидроцилиндров) подвеской.
Рис.18. Автомобильные краны:
а – с гибкой подвеской; б– с жёсткой подвеской рабочего оборудования.
■ по возможности перемещения:
▪- кран стационарный — неподвижно закреплён на основании, не имеет возможности перемещения;
▪ кран радиальный — имеет возможность перемещения по кольцевому пути относительно стационарной опоры. Радиальные краны используются на складах круглой или секторной формы;
▪ кран переставной — закреплён на основании и имеет возможность перемещения при помощи грузоподъёмных машин или вручную;
▪ кран самоподъемный — используется при строительстве. Устанавливается на конструкциях строящегося здания. По мере возведения соружения кран поднимается вверх при помощи специальных механизмов.
▪ кран быстромонтируемый — башенный кран, монтируемый на объекте с помощью собственных механизмов, без верхолазных работ и с оперативным временем монтажа не более 30 мин.; применяется в стесненных условиях строительства при ограниченном пространстве для монтажа крана, эффективен при малоэтажном строительстве (до 30 м), торговых центров, таун-хаусов, с возможностью перемонтажа на новое место стоянки в течение одной рабочей смены. Использование быстромонтируемых кранов эффективно за счет низких эксплуатационных затрат, с преимуществом высокоточного позиционирования грузов горизонтальной стрелой и дистанционным радиоуправлением краном.
▪ кран передвижной — имеет возможность передвижения.
■по типу привода:
▪ ручной привод — используются при перемещении грузов на небольшие расстояния и при низких темпах работы,
▪ электрический привод — в кранах с электроприводом используются главным образом электрические двигатели переменного тока, однако при необходимости плавного регулирования скоростей используются электродвигатели постоянного тока,
▪ гидравлический привод — компактен, позволяет осуществить бесступенчатую регулировку скоростей крана, но имеет невысокий КПД,
▪ пневматический привод — используются в основном при работе в пожароопасных и взрывоопасных средах,
▪ оснащённые двигателем внутреннего сгорания (ДВС) — используются в кранах, работающих независимо от электросети: передвижные автомобильные, железнодорожные, гусеничные, плавучие.
▪ смешанный привод (дизель-электрический).
■повиду передвижных кранов:
▪ самоходный кран — имеет возможность передвижения во время работы и транспортировки груза за счёт подвода электроэнергии с помощью следующих систем: троллейный шинопровод, контактный рельс, подвесные кабельные системы, кабельный барабан с пружинным или моторным приводом, система бесконтактной передачи энергии;
▪ прицепной кран — перемещается буксиром с помощью прицепа.
■ по степени поворота подъёмного крана различают два вида:
▪ поворотный кран — имеет возможность вращения относительно опоры. Поворотные краны могут быть полноповоротными (угол вращения более 360º) и не полноповоротными (угол вращения менее 360º).
▪ неповоротный кран — не имеет возможности вращения относительно опоры.
■ по типу грузозахватного органа (грузозахватный орган выбирается в зависимости от особенностей груза):
▪ крюковые краны — грузозахватным органом крана является крюк
— это самое простейшее и старое устройство,
которое широко применяется практически во
всех типах кранов;
▪ грейферные краны — грузозахватным органом крана является
▪ магнитные краны — грузозахватным органом крана является
▪ клещевые краны — грузозахватным органом крана являются
▪ контейнерные краны — грузозахватным органом крана является
Индексация.
С 1967 года для кранов, была утверждена специальная индексация, состоящая из букв КС (согласно ГОСТ 22827-77 «Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия»), означающая «КранСамоходный».
Источник