- 2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов
- Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Образование слов с помощью приставки и суффикса
- Особенность приставочно-суффиксального способа
- Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
- Правила образования слов в современном русском языке
- Образование слов в современном русском языке — особенности
- Основные морфологические и неморфемные способы
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный способ
- Бессуффиксный способ
- Сложение из двух слов
- Переход одной части речи в другую
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Таблица с примерами
2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов
Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов. Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.
1. Приставочный способ – образование новых слов с помощью приставок.
Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере— ( пере-плы —ть ← плы —ть).
Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.
Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.
Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи —ть ← ходи —ть; сверх -одарённ —ый ← одарённ —ый; по -ныне ← ныне .
Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.
2. Суффиксальный способ – образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.
Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- ( смол- и —ть ← смол —а).
Суффиксальный способ – один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез- няк □ ← берёз —а; перепис- ыва —ть ← перепис/а —ть; сер- оват —ый ← сер —ый), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер- е —ть ← сер —ый; сер- ость □ ← сер —ый; сер- о ← сер —ый).
3. Постфиксальный способ – образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.
В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:
а) возвратный постфикс -ся ;
б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь .
Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.
Например: учи —ть— ся ← учи —ть; как —ой— то ← как —ой; когда- либо ← когда .
Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.
4. Нулевая суффиксация – образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.
Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным.
Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.
Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:
1. восхожд- ениj —е ← восход/и —ть; надрез- к —а ← надрез/а —ть; удаль- ств —о ← удал —ой;
2. восход -Ø □ ← восход/и —ть; надрез -Ø □ ← надрез/а —ть; удаль -Ø □ ← удал —ой.
В первом случае (восхождение, надрезка, удальство) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход-Ø, надрез-Ø, удаль-Ø) – нулевая суффиксация.
1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.
Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.
2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.
Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.
3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.
Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.
4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.
Задира ← задирать, рёва ← реветь.
5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.
Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.
6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.
Гуща ← густой, круча ← крутой.
7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.
При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).
Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и —ть; рассказ -Ø □ ← рассказ/а —ть; щебет -Ø □ ← щебет/а —ть.
5. Приставочно-суффиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.
Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.
Например: под -стакан- ник □ ← стакан □ ; под -шеф- н —ый ← шеф □ ; обез -оруж- и -ть ← оружи- j —е; по -сво- ему ← сво —й.
Ср.: под -окон- ник □ («под окном») ← окн —о; под -стакан- ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун- иj —е («без луны») ← лун —а.
2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:
3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:
а) от прилагательных – с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :
по-взросл ому ← взросл ый; по-хорош ему ← хорош ий; по -товарищески ← товарищеск ий; по -волчь- [ j ] —и ← волч ий;
б) от порядковых числительных – с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :
во-перв-ых ← перв ый; в-треть-их ← трет ий.
4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:
без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног —а; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .
Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:
6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:
приставочно-постфиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;
Вы -плака —ть— ся ← плака —ть; в -чита —ть— ся ← чита —ть.
суффиксально-постфиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;
Толп- и —ть— ся ← толп —а; скуп- и —ть— ся ← скуп —ой.
приставочно-суффиксально-постфиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки, суффикса и постфикса.
Пере -шуч- ива —ть— ся ← шут/и —ть.
Источник
Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → про читать;
- черный → черн е ть;
- кто → кто- либо .
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → без гранич н ый;
- гулять → раз гулять ся ;
- луна → при лун и ть ся ;
- шутить → пере шуч ива ть ся .
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → при школь н ый;
- облако → за облач н ый;
- верх → на верх у .
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → анти циклон;
- крыть → за крыть;
- большой → не большой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — при школьный;
- облачный — за облачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → без звуч н ый (без звука);
- береза → под берез ов ик (под березой);
- палец → на пальч ник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → под одеяль ник ;
- колено → на колен ник ;
- плечо → пред плечье [ й’ э];
- дорога → без дорожье [ й’ э];
2. прилагательных
- кровать → при кроват н ый;
- окно → за окон н ый;
- листва → без листв енн ый;
- лоб → на лоб н ый;
- бровь → над бров н ый;
3. глаголов
- земля → за земл и ть;
- водный → на водн и ть;
- глубокий → за глуб и ть;
- милый → у мил и ть;
4. наречий
- хороший → по -хорош ему ;
- добрый → по -добр ому ;
- беличий → по -беличь и ;
- товарищеский → по -товарищеск и ;
- низ → в низ у ;
- далекий → в далек е ;
- век → на век и ;
- встреча → на встреч у ;
- второй → во -втор ых ;
- пятый → в -пят ых .
Источник
Правила образования слов в современном русском языке
Образование слов в современном русском языке — особенности
Словарный состав русского языка рассматривается в разделе лингвистики, именуемом «лексикой». Лексика в какой-то степени явление живое, поскольку она постоянно развивается, обогащаясь новыми словами. Развитие осуществляется как через заимствования, так и через следующие способы образования новых слов:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Представленные выше разновидности делятся на две группы: морфологические и неморфемные разновидности словообразования.
Основные морфологические и неморфемные способы
Морфологический способ базируется на взаимодействии морфем, к которым относятся приставки, корни, суффиксы и окончания. Необходимо сразу отметить, что окончания в словообразовании не участвуют, поскольку являются формообразующей морфемой.
К неморфемным относятся те виды словообразования, где новые слова формируются не благодаря взаимодействию морфем, а через процессы слияния или сращения основ (диван-кровать), корней (бензовоз) и так далее.
Кроме того, к данной разновидности относится переход из одной части речи в другую, а также употребление слова в новом значении (сестра — родственница и сестра — медицинский работник).
Ярким примером перехода из одной части речи в другую является, к примеру, слово «выходной». Изначально оно рассматривалось как прилагательное, но в последнее время чаще выступает в контексте в качестве существительного.
Морфологические способы словообразования
Особое место в русском языке с точки зрения орфографии отведено морфологическим способам появления новых слов. Дело в том, что правописание построено на морфемных принципах, то есть выделяют правописание таких морфем, как приставок, корней, суффиксов и окончаний. По этой причине умение определить морфемный состав слова позволяет увидеть в его морфемах (частях) наличие орфограмм.
В русском языке широко используются все морфологические способы, которые представлены ниже.
Приставочный способ
Приставка — это значимая морфема, которая всегда находится перед корнем: ехать — по-ехать. В приведенном примере видно, что «поехать» образовано от «ехать» путем присоединения приставки «по», которая показывает начало действия.
Следовательно, речь здесь идет о приставочном способе, суть которого заключается в присоединении упомянутой морфемы к исходному слову. Отличительной чертой приставочного способа является присоединение приставок к уже сформированным исходным словам: ехать — поехать, шить — зашить.
При этом образованное слово будет относиться к той же части речи, что и исходное.
Этим способом чаще всего пополняется ряд:
- имен существительных (дедушка — ПРА — дедушка);
- имен прилагательных (мудрый — ПРЕ-мудрый);
- глаголов (спать — ПО-спать).
Говоря о глаголах, нужно отметить, что, благодаря приставке, здесь часто меняется форма: читать — ПРО-читать. Наличие приставки «про» позволило образовать форму совершенного вида.
Приставочный способ в образовании наречий чаще всего проявляется в использовании приставки «не»: хорошо — нехорошо. К тому же использование этой морфемы кардинально меняет смысл слова.
Что касается местоимений, то для их образования приставочным способом характерно только употребление приставки «кое»: кое-кто, кое-где. Особенностью здесь будет являться дефисное написание.
Суффиксальный способ
Данным путем образуются слова, когда к основе исходного слова присоединяется только суффикс: суп — суп-ЧИК, нож — нож-ИК. Сложность работы со словами, образованными данным способом, заключается в многообразии суффиксов. Чтобы не допускать ошибок, следует помнить, что каждая часть речи имеет, как правило, свои суффиксы. И у каждого суффикса есть свое значение.
Существительные, образованные суффиксальным способом:
- лес + суффикс -ник — получается лесник;
- груз + суффикс -чик- получается грузчик;
- велосипед + суффикс -ист- получается велосипедист;
- строить + суффикс -тель- получается строитель;
- смелый + суффикс -ость- получается смелость;
- удивить + суффикс -ени- получается удивление;
- нос + суффикс -ик- получается носик.
- удача + суффикс -лив- получается удачливый;
- сон + суффикс -н- получается сонный;
- орел + суффикс -ин- получается орлиный;
- темный + суффикс -еньк- получается темненький.
Что касается наречий, образованных присоединением суффикса, то в качестве словообразующей морфемы используется только метод присоединения суффикса -о-. При этом наречия образуются преимущественно от прилагательных: медленно от медленный, бесшумно от бесшумный.
Образуются суффиксальным способом от глагола причастия и деепричастия. Например: причастие «читаемый» образовано от глагола «читать» путем присоединения суффикса «ем». А деепричастие «увидев» образовано от глагола «увидеть» с помощью суффикса «в».
Приставочно-суффиксальный способ
Суть данного способа, в отличие от приставочного или суффиксального, заключается в одновременном добавлении к основе исходного слова приставки и суффикса. Ярким тому примером является слово «подснежник», где к основе «снег» добавлено сразу две морфемы. Это приставка «под» и суффикс «ник».
Этим способом могут быть образованы не только существительные, но и прилагательные, глаголы и наречия.
Если, например, к существительному «город» добавить приставку за- и суффикс -н-, то получим прилагательное «загородный».
Или если к глаголу «бежать» одновременно добавить приставку раз- с суффиксом -ся, то можно образовать слово «разбежаться».
Когда к прилагательному «новый» добавляется сразу приставка по- с суффиксом -ому, то получается наречие «по-новому».
Бессуффиксный способ
Сложнее всего распознать слово, образованное бессуффиксным способом. Таким путем сформировано, например, слово «выход». Чтобы не ошибиться, указывая, что здесь к основе «ход» добавили приставку ВЫ-, следует помнить следующие нюансы:
- этим способом формируются отглагольные существительные, например, выход от выходить или переезд от переездить;
- характерен бессуффиксный способ для формирования существительных от прилагательных: даль от далекий, синь от синий, зелень от зеленый и так далее.
Для распознания данного способа на практике нужно понимать, что у глаголов отсекается в первую очередь суффикс, а вместе с ним и окончание. У прилагательных преимущественно убирается окончание, а в отдельных случаях вместе с ним и суффикс.
Если говорить о частоте использования того или иного способа, то из неморфемных способов не будут уступать морфологическим следующие разновидности, которые также относятся к широко используемым.
Сложение из двух слов
Сложение как разновидность словообразования строится на соединении двух слов в одно.
Это становится результатом появления слов, имеющих два корня. Сложение слов в одних случаях осуществляется с использованием соединительной гласной, именуемой в научных кругах «интерфиксом» (землетрясение), а в других случаях обходится без нее.
В первом случае слова, образованные с помощью соединительных гласных -О- или -Е-, относятся к простым способам использования интерфикса.
Более сложным способом считается одновременное употребление интерфикса и суффикса -К-. Слово, например, «мясорубка» сформировано от словосочетания «рубить мясо» через присоединение соединительной гласной «о» и суффикса -К-.
Сложение без соединительной гласной в свою очередь имеет три разновидности:
- Сложение целых слов. Это слова «ковер-самолет», «диван-кровать», «скатерть-самобранка» и другие.
- Сложение усеченной основы и слова: медсестра, медпункт, стенгазета и прочие.
- Сложение усеченных основ слов: мопед, завхоз, завуч и так далее.
- Аббревиация. Это соединение в одно слова начальных букв слов или словосочетаний. Подобным образом образованы слова «МХАТ» от Московский Художественный театр, «МИД» от Министерство иностранных дел и прочие.
Переход одной части речи в другую
Переход из одной части речи называется конверсией. Конверсия характерна далеко не для всех частей речи. Ей преимущественно подвержены:
- имена прилагательные, которые часто становятся существительными: выходной (день) — выходной;
- переход существительного, находящегося в форме Т.п, в наречие: боком (удариться) — боком (пройти);
- переход деепричастий в ряд служебных частей речи: благодаря (друга) — благодаря (стараниям).
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Ряд неморфемных способов не ограничивается представленными выше разновидностями. Без взаимодействия морфем обходится морфолого-синтаксический, а также лексико-синтаксический и лексико-семантический способ.
Словообразование, основанное на морфолого-синтаксическом способе, базируется как раз-таки на рассмотренном выше переходе слова из одной части речи в другую.
Лексико-синтаксический вид словообразования представляет собой некую игру слов, когда вместо устойчивого словесного оборота появляются новые слова, например, «сумасшедший» вместо с ума сшедший или «долгожданный» вместо жданный долго.
Что касается лексико-семантического вида образования новых слов, здесь ключевым акцентом является значение слова. В результате из слов с многозначным значением появляются омонимы, слова разные по значению, но одинаковые по написанию: лук (овощ) и лук (оружие).
Омонимия в ряде случаев стала причиной появления таких понятий, как омографы, омофоны и омоформы.
Омографы, что дословно пишу одинаково, имеют совершенно одинаковый облик слов. Разнятся они произношением: мука’ — му’ка (чувство).
Омофоны, в отличие от омографов, имеют одинаковое звучание, но различное написание: отворила (дверь) — отварила (овощи).
В омоформах акцент сделан на сходстве формы слова. Такие пары слов и пишутся одинаково, и одинаково звучат, например, печь (глагол) — печь (существительное).
К тому же, если слово употреблено в переносном значении, то оно также считается разновидностью лексико-семантического способа: древний храм (здание) — храм (переносное значение) природы.
Таблица с примерами
В таблице ниже собран перечень разновидностей словообразования, широко используемых в русском языке. Лексико-семантический вид в школьной программе расценивается преимущественно как разновидность лексики.
Источник