- Образование глаголов от разных частей речи
- Урок по русскому языку по теме «Образование глаголов»
- Урок по русскому языку на тему «Словообразование глаголов» (6 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Образование глаголов от разных частей речи
Образование глаголов от разных частей речи
от наречий иначе – переиначить, много – множить
от местоимений я – якать, ты – тыкать, свой – присвоить
от собирательных числительных двое – удвоить, трое – утроить
от междометий ох – охать, ой – ойкать
от звукоподражательных слов ух – ухать, ку-ка-ре-ку – кукарекать
от существительных беседа – беседовать, озорник – озорничать
от прилагательных синий – синеть, кислый – киснуть
от глагола писать – списать, моргать – моргнуть
Чаще всего глаголы образуются приставочным способом — при помощи приставок, которые присоединяются к глаголам несовершенного вида. Приставочные глаголы в этом случае получают не только совершенный вид, но и другое значение.
Суффиксальный способ для образования глаголов употребляется реже по сравнению с приставочным. Наиболее употребительные глагольные суффиксы -и-, -ова-, -ева-, -ирова-, -изирова-, -нича-
Постфиксальный способ — образование глаголов при помощи постфикса –ся.
Приставочно-постфиксальный способ — образование глаголов путем одновременного присоединения приставки и постфикса -ся.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Образование глаголов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Глагол в табл.«, «Морфологический разбор глагола»
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Источник
Урок по русскому языку по теме «Образование глаголов»
Урок русского языка по теме «Словообразование глаголов»
Автор: Кожевникова Надежда Николаевна
Место работы, должность: МОУ СОШ с. Смоленка, учитель начальных классов высшей кв..категории
Предмет: Русский язык
повторить основные способы образования глаголов;
закрепить полученные знания;
формировать умения образовывать глаголы различными способами.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.
Познавательные УУД: владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования; (выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Предметные: (языковая компетенция):
анализировать лексическое значение глаголов, выявлять способы образования глаголов;
определять морфологические признаки глагола, роль глагола в предложении.
Морфема, способы словообразования, приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, лексическое и грамматическое значение глаголов.
Учебник Русский язык. 4 ,С.В. Иванов, М.И. Кузнецова; презентация
Используемое оборудование: компьютер, телевизор
Тип урока: урок изучения нового материала.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Работа групповая, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.
1 . Организационный момент.(Слайды №1,2)
2. Актуализация.
Проверка домашнего задания — упр.4 стр.31 — 32
Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета)
Какую роль играет глагол в тексте? (глаголы придают тексту движение, «оживляют » картину)
Чем являются в предложении? (чаще всего сказуемым, но может быть и другим членом предложения)
Какие признаки глаголов являются постоянными, а какие непостоянными? (Постоянные: вид, спряжение; непостоянные: наклонение, время, лицо, число)
Не был на уроке, ненавидеть ложь, не мог уехать, росток не развивался, не извинился перед товарищем, капитан негодовал.
Задание. Объясните правописание записанных глаголов с не.
Синтаксическая разминка . Прослушать (прочитать) стих-е, выписать глаголы.
Один ученик работает у доски, подчеркивает глаголы
Еще земли печален вид,
И воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась
После работы проводится беседа.
Для чего служат глаголы? (оживляют картину весны)
3. Основная часть урока. Введение в новую тему.
Ответы на вопросы на стр.32: вспомним изученное
— Перечислите известные вам способы словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение).
Знакомство с таблицей «Основные способы словообразования» (Слайд №9)
Пришкольный, беспорядок, приласкать, недавно,
Лесник, речной, быстро, белить
Подснежник, беспроводной, по-своему, пришпилить
— Работа с учебником: устное рассуждение — упражнение 1
— Из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» выписать глаголы, образованные приставочным способом.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
— От каких частей речи они образованы? (завоет, заплачет, зашуршит, застучит— образованы от глаголов)
— Каково значение приставки за-? (начало действия)
— Обсудите с соседом по парте
4. Начало формирования умений.
Упр.2- в паре: определить, от каких частей речи, каким способом образованы глаголы.
Упр.3- письменно, самостоятельно.
— Приставочно-суффиксальным способом образовать возможные глаголы от слов: треск, свист, звон, земля. плотно.
— Возможно ли прочитать слово без одной какой-нибудь из морфем? (нет)
— Какими способами образуются глаголы в русском языке? (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным)
Чтение теоретического материала
Способы образования глаголов
Источник
Урок по русскому языку на тему «Словообразование глаголов» (6 класс)
Министерство образования и науки РД
г.Хасавюрт МКОУ «Гимназия №3»
Урок в 6 классе
по русскому языку
Тема: Словообразование глаголов
1. Актуализация знаний о глаголе как части речи,
2. Развитие и формирование навыков определения способов образования глаголов.
1. Научить определять способы образования глаголов.
1. Вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки.
2. Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности.
Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к изучению русского языка, положительное отношение к знаниям, любовь и бережное отношение к природе
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы учебной деятельности:
фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.
Исследовательский, словесный, наглядный.
Компьютер, проектор, карточки с заданиями.
1. Организационный момент
– Как вы думаете, что можно делать под эту музыку?
(танцевать, петь, веселиться, плясать, двигаться…)
– А слова, какой части речи вы назвали (глаголы).
На предыдущих уроках мы говорили уже о глаголе.
2. Актуализация знаний.
– Давайте вспомним, что вам известно об этой удивительной части речи (глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета)
Интересно еще и то, что бездействие мы тоже обозначаем глаголом (молчать, лежать, сидеть и др.)
– А знаете ли вы, что глагол занимает второе место после имен существительных по частоте употребления. А еще глаголы активно образуются при помощи разных морфем.
– Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? (приставка, суффикс)
– А какие вам известны способы образования слов?
– А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока
«Способы образования глаголов»
– Запишите в тетрадях число и тему урока.
– Какую цель мы поставим перед собой на урок? (узнать способы образования глаголов)
– А зачем знать, как образуются глаголы?
(Чтобы правильно их писать!)
3. Работа над эпиграфом.
«Природа – это не то, что мы получили
в наследство от предков, а то,
что мы взяли в долг у потомков»
— Как вы понимаете данный эпиграф?
( Надо беречь природу, чтоб наши потомки не стали ее «заложниками». Нельзя загрязнять ее, вырубать деревья, ведь они очищают и выделяют тот воздух, которым мы дышим, который нам необходим. НАДО БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ,!)
4. Работа по теме урока.
1. Просмотр презентации о способах образования глаголов.
– Итак, какими способами могут образовываться глаголы?
(приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным)
– Чтобы доказать это утверждение, мы проведем с вами мини-исследование
2. Работа в группах (2 группы по 4 человека)
Обратите внимание на данный слайд.
– Задание такое, вам нужно разделиться на 2 группы.
Карточка №1 (работа в группах)
Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать
1 группа – выписывает глаголы, обозначающие начало действия, неполное действие.
2 группа – окончание действия , неполное действие.
Начало действия (запеть, побежать, полететь)
Окончание действия (отцвести, отшуметь, дочитать)
Неполное действие (приоткрыть, привстать, приболеть)
Что у вас получилось?
Проверка: Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным)
От слов какой части речи образованы наши слова? (от глаголов)
Вывод : С помощью приставок (приставочным способом) образуются глаголы от других глаголов.
3. Выполнив задание по карточке №2, вы узнаете, каким еще способом и от каких частей речи образуются глаголы.
Рядом с каждым глаголом напишите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему, с помощью которой оно образовано, составьте словообразовательные цепочки.
Рядом с каждым словом напишите слово, от которого образованы данные глаголы и выделите морфему, с помощью которой они образованы.
– Давайте проверим, что у вас получилось? (читают по одной паре слов каждая пара учеников)
Утюжить – утюг (сущ.) суф. –и–
Обедать – обед (сущ.) –а–
Краснеть – красный (прил.) –е–
Белеть – белый (прил.) –е–
Беседовать – беседа (сущ.) –ова–
Княжить – князь (сущ.) –и–
Ночевать – ночь (сущ.) –ева–
Занавесить – занавес (сущ.) –и–
Светлеть – светлый (прил.) –е–
Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи суффиксов, и какой это способ образования? (от существительных, прилагательных суффиксальным способом)
Определить способ образования названного слова.
Бежать (суф.) слепнуть (суф.) прилететь (прист.)
Прочитать (прист.) беседовать суф.) запеть (прист.)
Переплыть (прист.) лентяйничать (суф.) отпрыгнуть (прист.)
Пустовать (суф.) внести (прист.) солить (суф.)
Главное условие: полученные слова не должны повторяться.
На слайде даны слова и морфемы, из них надо составить глаголы приставочно–суффиксальным способом.
Дети записывают на доске составленные глаголы, выделяя приставки и суффиксы.
Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи приставки и суффикса, и какой это способ образования? (от существительных, от прилагательных и др., способ приставочно-суффиксальный).
– приставочный (при помощи приставки)
– суффиксальный (при помощи суффикса)
– приставочно–суффиксальный (при помощи приставки и суффикса)
На доске записаны слова:
Перелететь – лететь, разорвать – рвать, выпросить – просить, поужинать – ужинать;
Зеленеет – зеленый, пустовать – пустой, выпрямить – прямой, обезоружить- оружие;
Толпиться – толпа, краснеть – красный, удвоить – (от числ. двое).
Составить словообразовательные ряды от данных слов.
– Что показалось трудным?
§30 упр.316. Расположите однокоренные слова в последовательности их образования друг от друга.
Масло – маслить – намаслить — намасливать – намасливаться.
– Что нового вы узнали сегодня на учебном занятии?
– Какими способами образуются глаголы в русском языке?
– В чем особенность каждого из способов?
(приставочный – от глаголов, суффиксальный – от существительных и прилагательных, приставочно – суффиксальный – от сущ.. прил., глаг. числ. и др. частей речи)
Способы образования глаголов
От какой части речи
С помощью каких
существительных и прилагательных
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1064949
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник