- Как быстро определить забившийся катализатор, не снимая с авто: 3 простейших способа
- На что влияет забитый катализатор
- Как проверить: методы СТО
- Метод своими руками
- Признаки забитого катализатора
- Признаки забитого катализатора
- Причины забитого катализатора
- Как проверить, забит ли катализатор?
- Можно ли ездить с забитым катализатором?
- Что делать, если катализатор забитый?
- Заключение
Как быстро определить забившийся катализатор, не снимая с авто: 3 простейших способа
Через определенный пробег вашей машины вы рано или поздно столкнетесь с дилеммой катализатора: вырезать или нет. Проблемы возникают чаще всего на пробеге в 150 000–200 000 километров. Каталитический нейтрализатор может подвести вас в самый неподходящий момент, и на панели предательски загорится CHECK ENGINE.
Допустим, вы покупаете поддержанный автомобиль — как проверить состояние катализатора, сколько ему осталось? Не сломается ли он через пару-тройку тысяч километров? Даю несколько советов.
Вначале хочется сказать, что современные катализаторы достаточно прочные: если верить производителю, то могут служить по 200 000 км и даже больше, так что не торопитесь с выводами во время диагностики.
На что влияет забитый катализатор
Этот «фильтр» установлен сразу после выпускного коллектора, то есть отработавшие газы собираются из цилиндров и попадают в него для очистки, догорания. Устройство похоже на большое количество мелких сот.
Когда катализатор забивается, отработавшие газы уже не могут проходить через соты свободно, а это очень сильно влияет на работу двигателя в целом. Сейчас многие могут сказать: «Зачем он вообще? Он же душит двигатель!». И будут правы: катализатор отбирает примерно 5-7% мощности, даже в исправном состоянии, я уже молчу о забитом.
На моей практике бывали случаи, когда машина вообще не запускалась при забитом каталитическом нейтрализаторе. Отработавшие газы создавали антидавление и не выходили в глушитель, а возвращались в цилиндры.
Однако, давайте разложим по пунктам:
- Если забит катализатор, то тяга автомобиля упадет, обычно это происходит так: плохой набор скорости, низкая максимальная скорость, которая будет постоянно падать. Например, раньше вы легко разгонялись до 150 км/ч, затем максимальная скорость упала до 120 км/ч, далее до 100 км/ч, а сейчас и 80 км/ч не можете выжать! Это уже первый «звоночек», именно так проверяют многие СТО.
- Провалы при резком разгоне. Решили быстро разогнаться, нажали педаль в пол, а машина не едет. Бывают толчки, провалы и т. д.
- Горит CHECK ENGINE. ЭБУ, опираясь на два датчика кислорода, точно покажет, есть ли у вас проблема с катализатором или нет.
- Проверяете сканером ELM 327 — он указывает ошибку катализатора.
- Некоторые мастера на СТО заверяют, что вырастает расход топлива. Логично, ведь вам приходится больше давить на педаль газа, чтобы хоть как-то разогнать машину.
Это основные пункты, на что влияет забитый катализатор, так что, если начинают проявляться такие симптомы, стоит задуматься (особенно с максимальной скоростью).
Как проверить: методы СТО
Теперь начинаем проверять. Первые признаки у нас есть, но не всегда загорится ошибка. Ведь может забиться, например, топливный насос — симптомы будут схожими, но на приборной панели ничего не отобразится, сканер тоже не покажет ошибку.
Тогда нужно проверить самому: есть несколько реально рабочих методов, не всегда они простые, но на 100% рабочие.
- Самый простой способ проверки — это снять катализатор и посмотреть внутрь. Соты должны просвечиваться. У некоторых моделей авто катализатор совмещен с выпускным коллектором, поэтому просмотреть сложно. Тогда попробуйте взять фонарик и посветить в коллектор — свет должен достаточно хорошо проходить с другой стороны, если не проходит, стоит задуматься.
- Если сняли, и у вас из него посыпалась стружка или выломанные — оплавленные куски металла, то это 100% неисправный катализатор.
Этот метод достаточно точный, однако существует проблема снять катализатор. Дело в том, что со временем, через большой пробег, около 150 000 км, болты креплений могут прикипать намертво, поэтому снять и проверить просто так не получится. Лично видел, как болты срезали УШМ. Поэтому нужны другие методы, например, проверка антидавления.
- Проверка антидавления. У катализатора чаще всего есть два датчика — один перед ним, другой установлен после. Так ЭБУ контролирует очистку и догорание отработавших газов. Сами вы не сможете его проверить, нужно будет ехать на станцию и находить специалиста с манометром, желательно с показаниями до 1 кг/см3. Больше брать не стоит, например, с показаниями до 3 кг/см3 — слишком высокая погрешность. Выкручиваем датчик перед катализатором и на его место прикручиваем специальную трубку. Кстати, многие пишут, что идеально подходит от тормозной системы. С другой стороны прикручен наш манометр. Запускаем двигатель и смотрим.
- У рабочего катализатора обратное давление будет примерно 0,35–0,5 кг/см3, меньше — лучше.
- Если давление больше 0,5 кг/см3 – катализатор вышел/выходит из строя.
Обратите внимание: когда вы выкрутите датчик, на панели загорится CHECK ENGINE — это нормально, но стоит его обратно вернуть, ошибка погаснет.
Метод сложный, но реально точный, сейчас так проверяют многие СТО, еще раз подчеркну – без снятия.
Метод своими руками
Его мне подсказал один матерый слесарь на СТО, метод реально рабочий, причем не требует никаких специальных навыков и знаний.
Смысл в том, что поток отработавших газов достаточно сильный. Если подставить руку, он будет «бить» даже на холостых.
Порядок действий следующий:
- Надеваем перчатку, любую, чтобы не повредить руку.
- Пробуем перекрыть трубу.
- Все работы проводим на холостом ходу.
- Если вы перекрываете глушитель, но чувствуете силу давления газов, то ваш катализатор в порядке!
- Если вы полностью перекрываете выхлопную трубу, без усилия, и газы не проходят, вероятно, катализатор скоро выйдет из строя или уже вышел.
Вот таким нехитрым способом можно проверить!
Удачи на дорогах!
Спасибо за прочтение статьи!
Если было интересно, предлагаю 👉подписаться👈 на канал и поставить лайк!
Источник
Признаки забитого катализатора
При длительном использовании автомобиля возможны проблемы в работе системы, снижающей токсичность выхлопа. Первые признаки забитого катализатора появляются обычно при пробеге более 150–200 тысяч км. В отдельных случаях это неприятное событие наступает и раньше по самым разным причинам от заводского брака до нарушения правил эксплуатации двигателя.
Рис. 1 – «Устройство каталитического нейтрализатора»
Вместе с тем симптомы неисправности описываемого узла нередко схожи с неправильной работой других систем силового агрегата автомобиля. Возникает вопрос, как точно узнать, забит ли катализатор, и что делать в случае выявления данного дефекта. Статья посвящена разбору причин отказа узла, методам его диагностики и способам устранения поломки.
Признаки забитого катализатора
Одним из основных симптомов неисправности является снижение мощности мотора и заметное ухудшение динамики автомобиля. Проявляется это заметным уменьшением максимальной скорости и вялым разгоном при старте с места от светофора или при обгоне. Существуют и другие признаки, указывающие на неполадки в работе катализатора:
- Затрудненный старт и холодного, и горячего двигателя.
- При сильном засорении узла возможен полный отказ силового агрегата.
- В выхлопе появляется неприятный запах сероводорода (тухлого яйца).
- Обороты двигателя самопроизвольно уменьшаются или увеличиваются.
Неисправность катализатора может сопровождаться загоранием индикатора Check Engine на панели приборов.
Рис. 2 – «Загрязнение и разрушение наполнителя катализатора»
Причины забитого катализатора
Полное название упомянутого узла — каталитический нейтрализатор выхлопных газов, который представляет собой сложную конструкцию. В корпусе из нержавеющей стали находится керамический или металлический носитель с множеством продольных пор малого диаметра называемых сотами. Он устанавливается непосредственно за выпускным коллектором перед резанатором, глушителем и выхлопной трубой.
При больших сроках эксплуатации в порах образуется нагар или происходит их закупоривание твердыми частицами, причинами этого являются:
- Длительное использование некачественного бензина или дизельного топлива, которое не полностью сгорает в цилиндрах и образует большое количество сажи. Дожиг паров горючего происходит внутри носителя, что приводит к его перегреву и деформации.
- Особенно недопустимо использование этилированного бензина, тетраэтилсвинца в короткий срок выводит катализатор из строя.
- Большой угар масла из‐за износа маслосъемных колец поршней или маслосъёмных колпачков клапанов.
- Механическое разрушение наполнителя следствие ударов по корпусу узла о неровности дороги.
Рис. 3 – «Принцип работы нейтрализатора выхлопных газов»
За редким исключением засорение данного устройства происходит в результате длительной эксплуатации неисправного мотора. Потому при появлении первых признаков необходимо проверить, забит катализатор или нет одним из предложенных ниже методов. На ранних стадиях проще устранить дефекты двигателя, а также восстановить функционирование узла.
Как проверить, забит ли катализатор?
Диагностика выхлопной системы может производиться водителем самостоятельно или специалистами автосервиса. Наиболее достоверный способ, позволяющий как проверить катализатор, так и устранить его неисправность — это демонтаж и осмотр узла. Однако этот метод самый сложный и трудоемкий: болты крепление прикипают, и резьбовые соединения не всегда удается раскрутить.
Рис. 4 – «Визуальная проверка катализатора»
Если же в процессе проверки из катализатора, снятого с автомобиля, высыпается порошок, то это говорит о его разрушении. Такой узел однозначно подлежит замене. Если дело не дошло до крайности, то убедиться в засорении сот можно посветив фонариком в одни из патрубков. Если с другой стороны вы не увидите света, значит большинство пор непроходимо для светового луча и выхлопных газов.
Рис. 5 – «Проверка катализатора манометром»
Существуют и иные менее трудоемкие методы проверки каталитического нейтрализатора, которые используются на СТО и водителями:
- Пытаемся рукой, одетой в перчатку, закрыть выхлопную трубу при этом двигатель должен работать на холостых оборотах. При исправной системе выпуска отработанных газов сделать это не удастся, вы будете явно чувствовать толчки в руку.
- Измерить давление в выпускном коллекторе при помощи манометра, подсоединенного к штуцеру вместо датчика остаточного кислорода (лямбда зонда) на входе в катализатор. Если данный показатель превысит 0,3 кгс/см2 при частоте оборотов двигателя в 2500 мин−1, значит узел неисправен.
- Точно определить забитый катализатор можно при помощи мотор-тестера. На место одной из свечей устанавливается специальный датчик давления, показания которого выводятся на осциллограф. Специалисту остается лишь оценить работу двигателя на больших оборотах. Давление в выхлопной системе более 2 кгс/см2 прямо говорит о непроходимости наполнителя.
Выбор метода проверки каталитического нейтрализатора остается на усмотрение автовладельца. При этом следует заметить, что наиболее достоверными являются демонтаж и визуальный осмотр узла и диагностика при помощи мотор‐тестера.
Рис. 6 – «Проверка катализатор осциллографом мотор-тестера»
Можно ли ездить с забитым катализатором?
Последствия от эксплуатации автомобиля с серьезной неисправностью выхлопной системы бывают достаточно тяжелыми. Необходимо напомнить, что при выходе из строя катализатора наблюдается:
- Повышенное содержание вредных веществ в отработанных газах.
- Происходит значительное падение мощности двигателя.
- Из‐за повышения сопротивления выхлопного тракта существенно возрастает расход топлива, что влечет за собой увеличение эксплуатационных расходов.
- При длительном использовании автомобиля с забитым катализатором в какой‐то момент двигатель просто не заведется или того хуже заглохнет во время движения.
Наибольший вред причиняется двигателю в случае разрушения наполнителя катализатора. Образующиеся при этом твердые частицы могут попасть в цилиндр между его внутренней поверхностью и движущейся деталью — поршнем. В результате на зеркале образуются задиры, устранить которые можно только в процессе капитального ремонта шлифовкой с последующим хонингованием.
Что делать, если катализатор забитый?
Как понятно из вышеперечисленного игнорирование неисправности чревато большими неприятностями. Возникает резонный вопрос, что делать, если катализатор забит и это установлено абсолютно точно. Возможных выходов из такой ситуации имеется несколько:
- Попытаться очистить наполнитель от нагара и твердых частиц. Существуют разные способы, описание которых выходит за рамки данной статьи. Другой вопрос, что эффективность их вызывает большие сомнения. Они применимы только на самой начальной стадии процесса, когда еще нет никаких признаков засорения узла, и никто не задумывается о возможной неисправности.
- Удаление из корпуса наполнителя и установка пламегасителя и эмуляторов вместо датчиков остаточного кислорода. В таком случае вы на всегда забудете о неисправностях катализатора, но это вмешательство в конструкцию выхлопной системы легко выявляется при помощи газоанализатора, и вам будет грозить штраф за загрязнение окружающей среды.
- Замена каталитического нейтрализатора новым. Это самый дорогой вариант — приобретение и установка узла обойдется от 9 до 17 тыс. рублей в зависимости от марки автомобиля.
Существуют так называемые спортивные катализаторы, которые, по отзывам специалистов и автовладельцев дают прирост мощности до 10%. Используемые в качестве наполнителя активные элементы позволяют с легкость уложиться в жесткие требования действующих нормативов Евро−4 и даже Евро−5.
Рис. 7 – «Замена каталитического нейтрализатора на автомобиле»
Заключение
Неисправный каталитический нейтрализатор, не только досадная помеха не позволяющая разогнать автомобиль и являющаяся причиной сложностей с запуском двигателя. Длительная эксплуатация машины с дефектным узлом наносит вред окружающей среде и может привести к поломке деталей цилиндропоршневой группы силового агрегата. Избежать всего этого позволит только своевременный ремонт и обслуживание регулярное и квалифицированное в процессе эксплуатации.
Катализатор восстановить практически невозможно. Вместе с тем можно сохранить его ресурс, если использовать качественное топливо и выполнять требования руководства по использованию. Машину, оснащенную данной системой нельзя заводить с буксира, долго крутить двигатель стартером и проверять работу цилиндров путем отключения свечей зажигания. Необходимо помнить, что вспышка топливно‐воздушной смеси в нейтрализаторе приводит к разрушению наполнителя.
Источник