Как определить срок носки такого средства защиты как спецодежда найдите два верных способа

Как определить срок носки такого средства защиты как спецодежда найдите два верных способа

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение по вопросу, связанному с# , и сообщает следующее.

Согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ) в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н (далее — Правила).

Согласно пункту 5 Правил предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии с пунктом 14 Правил при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами (включающими в себя сроки выдачи СИЗ), соответствующими его виду деятельности.

Необходимо отметить, что требований, связанных с продлением сроков носки СИЗ в зависимости от времени выполнения работником работ, законодательством не предусмотрено.

При этом согласно пункту 22 Правил СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирки, чистки, дезинфекции, дегазации, дезактивации, обеспыливания, обезвреживания и ремонта). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.

При этом срок носки указанных СИЗ не должен превышать срока хранения (для СИЗ, теряющих защитные свойства в процессе хранения) или годности, гарантийного срока, предусмотренных маркировкой, наносимой на упаковку изделия, а также эксплуатационной документацией к СИЗ.

Заместитель директора
Департамента условий и
охраны труда
Т.М. Жигастова

Обзор документа

Минтруд России отметил, что действующее законодательство не предусматривает требования, связанные с продлением сроков носки средств индивидуальной защиты в зависимости от времени выполнения работ.

Однако средства, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними.

Пригодность средств к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи средств.

Период носки таких средств не должен превышать срока хранения или годности, гарантийного срока, предусмотренных маркировкой, а также эксплуатационной документацией.

Источник

Как экономить с помощью продления сроков носки спецодежды?

Наиболее частые проблемы на каждом предприятии при обеспечении сотрудников спецодеждой – это необходимость выдачи спецодежды в случае большой текучки кадров, в случае частых кадровых изменений и переводов сотрудников на другие должности. Все это влечет за собой дополнительные расходы и создает большую экономическую нагрузку на предприятие.

Как же в сложившейся ситуации снизить затраты на покупку спецодежды? Как использовать спецодежду более эффективно? Так же технологии в производстве спецодежды совершенствуются с каждым годом, увеличивается качество спецодежды и создается ситуация, что спецодежда остается пригодной к дальнейшему использованию даже после окончания срока носки. Как определить степень износа спецодежды, чтобы выдавать ее заново? Кто должен определить степень износа спецодежды?

Продление срока носки специальной одежды

Работодатель должен в соответствии с Трудовым кодексом РФ обеспечивать всех работников спецодеждой, спецобувью и средствами и индивидуальной защиты. Выдаваемая спецодежда является собственностью работодателя и поэтому сотрудники после пользования должны вернуть спецодежду.

Читайте также:  Способы вакцинации продолжительность иммунитета после вакцинации

Возврат спецодежды сотрудниками происходит, в случаях:

• если сотрудник уволился до окончания срока носки;
• если был переведен на другую работу, при выполнении которой требуется другой вид спецодежды или не требуется совсем;
• при окончании сроков носки.

Возможны случаи, когда срок носки, установленный типовыми отраслевыми нормами закончился, но СИЗ сохранили защитные свойства, внешний вид и остались пригодными к последующей эксплуатации.
В соответствии с п. 22. приказа N 290н от 1 июня 2009 года если спецодежда, которая была принята от сотрудника после окончания срока носки, либо от уволившегося сотрудника, до окончания срока носки, является пригодной для дальнейшего использования, то в таком случае разрешается продлять срок носки и после стирки спецодежда может быть вновь выдана в пользование работникам.

Последовательность шагов, необходимых для продления срока носки спецодежды и возврата ее в эксплуатацию

На первый взгляд каждый шаг может показаться сложными и не понятными, но если все автоматизировать, то не возникнет никаких трудностей и проблем.

Подсистема «Спецодежда и СИЗ» программного продукта «Охрана труда» отвечает всем функциональным требованиям для автоматизации каждого из шагов, необходимых для продления срока носки спецодежды и возврата ее в эксплуатацию.

Подсистема «Спецодежда и СИЗ» позволяет:

• сформировать комиссию;
• отразить результаты экспертной оценки состояния спецодежды;
• отразить факт установки нового процента износа спецодежды, при установке которого программа автоматически рассчитывает новый срок износа для данной номенклатуры;
• отразить факт выдачи спецодежды сотруднику с автоматической отметкой в электронной личной карточке выдачи спецодежды.

Рассмотрим более подробно последовательность шагов, необходимых для продления срока носки спецодежды и возврата ее в эксплуатацию:

1. Принятие спецодежды из эксплуатации.

В случае если сотрудник уволился до окончания срока носки, либо был переведен на другую работу необходимо принять от него спецодежду и отразить факт приемки спецодежды из эксплуатации от сотрудника заполнив документ «Приемка спецодежды», в блоке Спецодежда и СИЗ» программного продукта «Охрана труда».

В случае если спецодежда у сотрудника остается пригодной к эксплуатации даже после окончания сроков носки, необходимо зафиксировать данные о спецодежде при помощи документа «Изменение спецодежды, СИЗ», который можно автоматически заполнить по сотрудникам, с закончившимся сроком носки спецодежды.

Из документа «Принятие спецодежды» формируется печатная форма «Ведомость ведомость сдачи специальной одежды», которая заполняется автоматически и отражает информацию о Ф.И.О. сотрудника, номенклатуру и количество сдаваемой спецодежды.

2. Формирование комиссии для проведения экспертной оценки пригодности спецодежды

Экспертная оценка проводиться комиссией, с обязательным включением в неё представителя первичной профсоюзной организации и специалиста по охране труда. Комиссия формируется в документе «Изменение спецодежды», на вкладке комиссии, которую можно заполнить автоматически по комиссиям, сформированным на предприятии.

3. Экспертная оценка пригодности спецодежды к дальнейшему использованию

Экспертная оценка проводиться с помощью визуального осмотра спецодежды. После оценки состояния спецодежды в документе «Изменение спецодежды» необходимо указать процент износа, после чего программа автоматически рассчитывается новый срок износа спецодежды.При необходимости проводятся мероприятия по уходу за спецодеждой: стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт.

На основании заключения комиссии составляется акт продления сроков носки с указанием процента износа и возможности дальнейшего использования. Печатная форма акта заполняется автоматически из документа «Изменение спецодежды», ее остается только распечатать, либо переслать ответственному лицу, что можно сделать прямо в программе «Охрана труда».

4. Выдача спецодежды с отметкой в личной карточке

Завершающим шагом необходимо сделать отметку в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты о продлении срока носки СИЗ. При ведении процесса продления срока носки в программе «Охрана труда» данные автоматически перенесутся в электронную личную карточку учета выдачи спецодежды и СИЗ:

Продление сроков эксплуатации в случае использования более качественной, современной, комфортной и износостойкой спецодежды позволяет предприятию экономически выгодно и рационально использовать средства, затрачиваемые на закупку спецодежды, а программа «Охрана труда» поможет вам автоматизировать и упростить этот процесс!

Читайте также:  Способ приготовления куриного сердца

Тюрина Кристина

Источник

Средства индивидуальной защиты: порядок выдачи, учета и возмещения из средств ФСС

эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, аудитор систем менеджмента качества

Разберемся, как обеспечивать работников средствами защиты и какова ответственность работодателя за нарушение сроков выдачи СИЗ. Расскажем о покупке средств защиты за счет средств ФСС России

Нормы выдачи СИЗ

Работодатель обязан приобретать и выдавать сотрудникам средства индивидуальной защиты, имеющие сертификат или декларацию соответствия, если:

  • на рабочих местах работников вредные или опасные условия труда;
  • сотрудники работают в особых температурных условиях;
  • работа связана с загрязнением.

Определить, какие СИЗ надо выдавать, помогут три категории документов:

  • отраслевые нормы, например для металлургии или химических производств, — по каждой отрасли есть свой документ;
  • нормы сквозных профессий для всех отраслей экономики (Приказ Минтруда от 09.12.2014 № 997н);
  • нормы для конкретных видов работ.

Эти документы определяют номенклатуру СИЗ, количество и периодичность замены. Работодатель вправе установить свои нормы выдачи СИЗ, но они должны улучшать уровень защиты: например, для ног допустимо использовать более эффективные кевларовые подноски вместо металлизированных. Либо разрешено заменить один типовой вид СИЗ на аналогичный или равноценно защищающий от опасных или вредных производственных факторов. Любые отклонения от типовых норм необходимо согласовать с профсоюзом и утвердить приказом.

Перечень документов по типовым отраслевым нормам выдачи СИЗ вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Если во время проверки ГИТ установит, что локальный документ ухудшает положение работников, он будет признан недействительным. Организацию привлекут к ответственности и назначат штраф, работодателя обяжут обеспечить работников теми средствами защиты, которые положены по типовым нормам.

Все действующие типовые нормы выдачи СИЗ рассчитаны на полную занятость работника. И если в организации есть сотрудники, которые работают на 0,5 или на 0,25 ставки, то СИЗ можно выдавать пропорционально их занятости во вредных или опасных условиях труда или на работах, связанных с загрязнением.

Пример. Если сотруднику на полную ставку положено четыре пары перчаток, то на 0,5 ставки вы вправе выдавать только две, потому что он работает меньше по времени. Правила обеспечения работников средствами защиты это допускают.

Классы средств защиты

При покупке средств защиты важное значение имеет их класс. Он зависит от степени риска, которому подвергается работник.

Первый класс защиты — это СИЗ простой конструкции, они применяются в условиях минимальных рисков причинения вреда здоровью и подлежат декларированию. Простой пример — медицинская маска, которую применяют медики и все население Земли в пандемию. Приобретая СИЗ первого класса, запросите у поставщиков декларацию соответствия.

Второй класс — это СИЗ сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью работника. Например, привязь для работы на высоте: если она окажется некачественной, работник упадет и травмируется. При покупке таких средств защиты запросите у поставщика сертификат соответствия.

В копиях сертификатов и деклараций должны стоять печати поставщиков. Копии должны быть заверены (п. 9 Правил оформления сертификатов, утвержденных Коллегией Евразийской экономической комиссии № 293). Эти документы подтвердят качество и надежность средств защиты, которые вы выдаете работникам.

  • Обратите внимание: если работники совмещают профессии, вы должны выдавать им СИЗ для основной профессии и дополнительно по совмещаемой профессии.

Срок использования СИЗ

Работодатель не вправе увеличивать первоначальный срок носки СИЗ. По истечении срока носки работодатель может проверить их защитные свойства, провести чистку, восстановление и выдать снова. Если работодатель видит, что СИЗ еще можно использовать, он собирает комиссию, проверяет защитные средства, чистит и определяет период, на какой выдает СИЗ во второй раз.

Учет средств индивидуальной защиты

Факт выдачи СИЗ фиксируйте в личной карточке выдачи СИЗ (приложение к Приказу № 290н). Ее можно вести на бумаге или в автоматизированной системе. Важно, что факт выдачи на руки СИЗ работнику нужно подтвердить только непосредственно подписью в его личной карточке. В электронном варианте необходимо зафиксировать номер и дату документа бухгалтерского учета, что подтвердит факт выдачи средств защиты работнику.

Важно утвердить полномочия сотрудника, который ведет личные карточки. Это можно сделать с помощью приказа о вменении ему дополнительной обязанности. Законодательно не урегулировано, кто из работников организации должен вести личные карточки.

Читайте также:  Три способа быстро разорится

Можно организовать выдачу средств индивидуальной защиты через автоматизированные системы выдачи — вендинговые аппараты. Сейчас этот способ становится все более распространенным. Важное условие — сотрудник должен быть персонифицирован, то есть в системе он должен зарегистрироваться с помощью электронного ключа. Система понимает, кто к ней обратился, и вносит данные о выданных средствах защиты в электронную форму карточки учета.

Многие поставщики СИЗ предлагают такие аппараты работодателям. Это удобно, потому что работник в любой момент может получить средство защиты, а система в автоматическом режиме все это фиксирует. Конечно, не все средства защиты можно выдавать через вендинговый аппарат. Например, костюм защитный так выдать нельзя, а вот перчатки и респираторы — вполне реально.

Порядок выдачи СИЗ

Если вы самостоятельно организуете закупку и выдачу средств защиты, алгоритм действий должен выглядеть примерно так:

  1. Составить перечень средств индивидуальной защиты, которые необходимы сотрудникам.
  2. Сформировать заявку на приобретение СИЗ: определить номенклатуру, размеры и иные индивидуальные особенности.
  3. Сформировать комиссию из представителей работодателя и профсоюза. Комиссия составит акт о качестве средств защиты и соответствии требованиям ГОСТов.
  4. Выдать СИЗ лично каждому из сотрудников и отметить это в личной карточке установленной формы.

Второй вариант — доверить процесс выдачи средств защиты поставщику СИЗ. В договоре аутсорсинга вы разграничиваете зоны ответственности: работодатель определяет номенклатуру, а подрядчик организует поставку и процесс выдачи.

Если вы выдаете СИЗ, которые требуют практических навыков применения, например противогазы, организуйте сами или поручите аутсорсеру инструктаж и тренировки по их применению. Обязательно зафиксируйте это, чтобы не попасть на штрафные санкции.

Ответственность работодателя

В Кодексе административных правонарушений предусмотрены штрафные санкции за невыдачу средств индивидуальной защиты:

на должностное лицо — от 20 до 30 тыс. руб.

на организацию — от 130 до 150 тыс. руб.

на должностное лицо — от 2 до 5 тыс. руб.

на организацию — от 50 до 80 тыс. руб.

Класс СИЗ Штраф
Второй
Первый

Финансирование из средств ФСС

Ст. 212 Трудового кодекса содержит требование к работодателю обеспечить социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве. Обязательному страхованию подлежат (Федеральный закон № 125-ФЗ) физические лица:

  • работающие на основании трудового договора;
  • осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
  • работающие по гражданско-правовому договору, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховые взносы.

Задачи социального страхования: снизить профессиональные риски и сократить производственный травматизм, в том числе возместить вред, который причинен жизни и здоровью. Это касается расходов на медицинскую помощь, социальную и профессиональную реабилитацию и пр. Один из пунктов Приказа Минтруда № 580 «О порядке условий финансирования предупредительных мер» дает право направить 20% от суммы выплачиваемых в ФСС взносов на мероприятия по охране труда, в том числе на закупку средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами.

  • Важное условие: у работодателя не должно быть задолженности перед фондом, вы должны вовремя уплачивать все взносы.

Андрей Любимов, эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков:

Если вы планируете возместить часть средств, затраченных на приобретение средств индивидуальной защиты, за счет ФСС, то до 15 декабря текущего календарного года надо направить заявление на возмещение. Обычно мы подавали такое заявление в срок до 1 августа, но в 2021 году произошли существенные изменения в порядке финансирования затрат на охрану труда из ФСС. Постановлением от 30.12.2020 № 2375 Правительство РФ установило новый срок подачи заявления и пакета документов. При этом, если вы готовы, вы можете сделать это уже сейчас.

Обратите внимание, что с 2021 года фонд перешел на систему прямых выплат. Если раньше мы деньги из фонда не получали, а просто в следующем году происходил вычет тех сумм, которые мы тратили на охрану труда, то сейчас компании получают реальные деньги на реализацию указанного в заявлении контракта.

Если хотите детально разобраться, как возместить через ФСС России затраты на охрану труда в 2021 году, смотрите запись вебинара Натальи Герасименко и Марины Шобохоновой.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Типовые отраслевые нормы выдачи СИЗ 685.6 КБ

Источник

Оцените статью
Разные способы