Как определить способ рифмовки стихотворения зимняя дорога

Краткий анализ стихотворения «Зимняя дорога» по плану

1. История создания

Стихотворение «Зимняя дорога» было написано Пушкиным в конце 1826 года.

С августа 1824 по сентябрь 1826 года поэт пребывал в двухлетней ссылке в Михайловском, куда был сослан по приказу царя.

Получив в сентябре разрешение покинуть имение матери, он едет в столицу, но уже через месяц возвращается в Михайловское. Именно в этот период – ноябрь-декабрь 1826 года – и была написана «Зимняя дорога».

2. Литературное направление

«Зимняя дорога» относится к реализму: в стихотворении реалистично переданы как чувства лирического героя, так и описания природы.

3. Род

Род этого произведения – лирика.

Рисуя картины, которые разворачиваются перед глазами лирического героя во время поездки по пустынной зимней дороге, автор делится с читателями его чувствами и мыслями.

4. Жанр

«Зимнюю дорогу» можно отнести к жанру элегия.

Стихотворение проникнуто грустью. Лишь надежда на скорую встречу с любимой женщиной скрашивает долгое путешествие лирического героя и вносит ноту оптимизма.

5. Проблематика

Главная проблема произведения — проблема одиночества человека.

6. Тематика

Главная тема произведения – зимний пейзаж, который перекликается с печальным настроением лирического героя.

Мелькание полосатых столбов, отмечающих вёрсты, «печальные поляны» в бледном лунном свете, утомляющий звон колокольчиков и унылое пение ямщика – всё это навевает скуку и грусть.

Во второй части стихотворения присутствует также тема любви. Главному герою пришлось на время покинуть дорогого человека и он, скучая, с нетерпением ждёт новой встречи.

7. Идея

Существует мнение, что в стихотворении нашло отражение сватовства поэта к его дальней московской родственнице, Софии Фёдоровне Пушкиной. Перед отъездом в Михайловское поэт побывал у неё и сделал ей предложение.

В стихотворении Софья выведена под именем Нина, именно о ней думал поэт во время долгой дороги в Михайловское.

Но, возможно, в «Зимней дороге» помимо внешних впечатлений от поездки присутствуют и другие мотивы – с зимней дорогой поэт подсознательно ассоциирует свой жизненный путь.

Пушкин не мог не думать о событиях, которые произошли в декабре 1825 года на Сенатской площади Петербурга, где, по его собственным словам, он не присутствовал лишь потому, что находился в ссылке.

Царь вернул ему свободу передвижения, позволил жить в столице, но отношения с властью остались напряжёнными.

Пушкин не испытывал большой радости, возвращаясь в светское общество, поскольку многие из его друзей и знакомых из круга декабристов уже находились в тюрьмах или были сосланы в Сибирь.

8. Пафос

Лирический герой произведения в течение всей дороги испытывал грусть и скуку. И лишь надежда на встречу с Ниной скрашивает его утомительное путешествие.

Но эмоции, которые вызывает это произведение – не скука и печаль, а изумление перед мастерством поэта, сумевшего в нескольких строфах рассказать целую историю о встречах-расставаниях и воссоздать завораживающую картину зимней ночи.

9. Система образов

Образы в данном художественном произведении – зыбкие отражения реальности, возникающие в сознании человека и передаваемые читателям посредством слова.

В первой строфе стихотворения перед читателем возникает образ ночного заснеженного пространства, освещаемого печальным светом луны.

Этот образ глухой дороги, которую обрамляют лишь «вёрсты полосаты», дополняет образ ямщика, он то поёт, то, утомившись, дремлет.

Статичному пустынному пейзажу противопоставляется символ движения – образ «борзой» тройки, а глухой зимней тишине – образ однозвучного колокольчика.

Во второй части стихотворения возникает зыбкий образ молодой женщины. В сознании лирического героя он тесно связан с образом комнаты, где тепло и уютно от горящего камина.

10. Центральные персонажи

В произведении всего один главный герой – человек, едущий по зимней дороге.

Второстепенные персонажи – ямщик и женщина по имени Нина.

11. Лирический герой

Образ лирического героя в «Зимней дороге» в большой степени соотносится с автором (на это намекает вторая часть стихотворения, где повествование ведётся от первого лица). Это молодой человек, дворянин, едущий по своим делам на тройке с ямщиком.

12. Сюжет

Выраженного сюжета в этом стихотворении, как и во многих лирических произведениях, нет.

Главный герой в пути, перед ним дорога с верстовыми столбами, «глушь и снег», которые вызывают состояние скуки и грусти. Мысленно он обращается к женщине, встречи с которой с нетерпением ожидает.

Глядя на однообразный зимний пейзаж мечтает о том моменте, когда окажется рядом с дорогим для него человеком.

13. Композиция

Композиция стихотворения кольцевая – его начало и конец перекликаются. Произведение начинается строчками о луне в туманном ореоле и заканчивается словами об отуманенном лунном лике.

Читайте также:  Способ улучшения внимания ребенка

Стихотворение делится на две основные части:

  • описание пейзажа
  • и обращение к Нине.

Присутствует противопоставление холода зимней ночи и уютной обстановки комнаты с камином.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение состоит из семи катренов (четырёхстиший).

Написано четырёхстопным хореем.

Рифма перекрёстная (АВАВ) с чередованием мужской и женской рифмы.

15. Средства художественной выразительности

Для усиления художественной выразительности поэт использует:

  • метафоры «пробирается луна», «печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик»;
  • эпитеты «волнистые», «удалое», «чёрная», «полосаты»;
  • инверсию (прилагательное следует за существительным): «по дороге зимней», «тройка борзая», «стрелка часовая» и др.;
  • повторение слов, связанных с печалью и скукой, что подчёркивает однообразное движение в долгом пути;
  • антитезу (противопоставление): «То разгулье удалое, то сердечная тоска».

16. Значение произведения

Этот прекрасный образец пейзажной лирики – значимый вклад в русскую литературу.

В небольшом произведении автору удаётся передать завораживающую картину позднего зимнего вечера или ночи; одиночество путника посреди бесконечных заснеженных пространств.

17. Актуальность

Всегда интересно узнавать, как жили люди в другие времена, каким был их физический мир и их чувства. Стихотворение переносит нас на два столетия назад, позволяет увидеть прошлое глазами поэта.

18. Моё отношение

Стихотворение нравится тем, что показывает красоту природы даже в самых её, казалось бы, непривлекательных моментах.

19. Чему учит

Стихотворение учит видеть и ценить прекрасное в природе и в человеческой жизни.

Источник

Художественный мир стихотворения А. Пушкин «Зимняя дорога». Особенности рифмовки.
план-конспект урока на тему

Методическая разработка урока литературного чтения

4Д класс

Скачать:

Вложение Размер
chtenie.doc 76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения

Учитель: Герасимова О.А.

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Виды учебной деятельности

Художественный мир стихотворения А. Пушкин «Зимняя дорога». Особенности рифмовки.

— осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер

— участвовать в диалоге при обсуждении произведения

— анализировать стихотворение: сюжет, средства выразительности, поэтические образы

— обнаруживать связь настроения стихотворения и способа рифмовки.

— рассматривать разные виды рифм, характеризовать их;

— понимать эстетические ценности текста, высказывать собственное суждение.

урок (открытого) нового знания

Частично – поисковый, рефлексия

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Рабочая программа, конспект урока, учебные пособия, мультимедийная презентация для обучающихся

Н.А Чуракова «Литературное чтение» учебник для 4 класса: – Издательский дом «Федоров», издательство «Учебная литература» 2013

У обучающихся будут сформированы:

– заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными мотивами;

– интерес к различным видам художественной деятельности

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

– понимание моральных норм при оценке поступков героев произведений;

– основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;

– основы для принятия культурных традиций своей страны

Обучающийся получит возможность для формирования:

–осознания нравственно эстетической проблематики литературного произведения;

–умения прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов;

–способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре.

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

– осознавать этапы организации учебной работы;

– принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;

– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

– вносить необходимые коррективы в деятельность в зависимости от ее результатов

Обучающийся получит возможность научиться:

–самостоятельно работать с книгой

–осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;

–проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;

–осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;

–осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.

– полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;

– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнение на различном текстовом материале;

– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

–устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусства;

–строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

–соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.

– использовать различные речевые средства,

– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

– сотрудничать с учителем и сверстниками;

– грамотно формулировать вопросы;

– принимать участие в коллективных проектах.

Обучающийся получит возможность научиться:

–осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; творчески выражать свое мнение о явлениях

жизни, отраженных в литературе;

–открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;

–проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;

–адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;

–использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: обеспечить готовность обучающихся к активному восприятию нового учебного материала.

— Какое за окном время года? (Зима.)

Покажите, что вам холодно, и вы замёрзли. А теперь отогрелись и расслабились.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите недовольство.

Покажите, как вы лепите снеговика: ставите снежные комы друг на друга и делаете снеговика из своего товарища.

Молодцы! Какие красивые снеговики из вас получились.

Какое у Вас настроение?

— Вы пришли довольные и весёлые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на нашем уроке

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Личностные : имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную

ответственность за будущий результат.

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: вызвать интерес к учебному материалу, актуализировать опорные знания.

У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Учитель читает на доске отрывок из стихотворения С.Д.Дрожжина

Кругом поля раздольные

Где Волга многоводная

— Каждый человек свою любовь к Родине, к России выражает по-своему. Композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи, писатели рассказы, а художники рисуют картины. И каждый из них стремится донести до нас те переживания, то настроение, которые побудили их к созданию данного произведения. Стихотворения, каких русских поэтов вы знаете? (Дети называют).

Учитель. Кому удалось найти и принести сегодня на урок эти книги?

Дети вместе с учителем оформляют выставку книг на полках у доски.

Учитель. Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (Цели урока ставят дети, учитель может дополнить).

Учитель. О нашей Родине русскими поэтами написано так много стихов, что мы не сможем собрать их все. Но это замечательно, что вам захотелось прочитать стихотворения и в других книгах. Предлагаю вам после уроков обменяться книгами с выставки и продолжить знакомство со стихами русских поэтов. А с каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке?

Дети. Со стихотворением Владимира Маяковского «Тучкины штучки».

Учитель. Сейчас несколько учеников выразительно прочитают это стихотворение. А вы, ребята, постарайтесь определить, удалось ли им передать при чтении чувства и задумки автора.

Стихотворение читают 2-3 ученика. (Ученики оценивают)

Учитель. А кто приготовил к уроку другие стихи о природе, о зиме, о Родине?

У доски 1-2 ученика зачитывают из книг с выставки или рассказывают наизусть другие стихотворения поэта.

общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию и пользоваться ею для решения новой задачи.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством русских поэтов и их стихами. Наше стихотворение называется «Зимняя дорога». Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом стихотворении?

Поиск решения проблемы.

Учитель. А кто автор этого стихотворения, я вам предлагается отгадать с помощью игры «Кто быстрее?» Нужно вычеркнуть повторяющиеся буквы, и вы получите фамилию поэта.

Дети выполняют задание и говорят. /А.С.Пушкин/.

Сегодня мы будем работать над стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

— Но мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть. Как вы думаете, что ещё нужно?

(Понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора.)

— Если это стихотворение, то, что ещё мы еще должны почувствовать?

(Определить главное настроение стихотворения, ритм, рассмотреть рифму.)

Работая над логическим ударением, закон «конца строки» помогает чтецу понять, где делать паузы; рифмы подчёркивают эти паузы — их тоже нужно немного выделять голосом. Мы сегодня попробуем открыть для себя новые «секреты», которые помогут нам выразительно прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

1. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.

Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин.

Будьте внимательны. Старайтесь представить себе то, о чём я буду рассказывать, т. к. это поможет вам понять точку зрения автора.

Пушкину случалось очень много ездить по России в своей скитальческой жизни. Был он и на Кавказе в 1820 году. Очень любил бродить по горам, любовался окружающей его природой и писал стихи.

Железных дорог еще не существовало в его время, и приходилось целые дни; а то и недели трястись по ужасным тогдашним дорогам. Но было и хорошее в такой долгой езде. Можно было спокойно думать свои думы, вдоволь наглядеться на пейзаж родных лесов и полей, досыта наговориться с попутчиками, со встречным народом, увидеть своими глазами в деревнях и селах, как живет простой крестьянский люд, узнать свою родину так, как никогда не узнаешь ее из книг или чужих рассказов. И Пушкин любил быть в дороге. Она была для него настоящей школой жизни.

Но особенно милы были его душе зимние пути. Холмистые снежные просторы, гладко укатанная дорога, по которой бойко бегут продрогшие лошади, мерное поскрипыванье полозьев, однообразное позвякивание колокольчика, даже сама дорожная скука, располагающая к мирной дремоте, — все это навевало на поэта особое настроение.

2). Чтение стихотворения.

Проверка первичного восприятия.

— Понравилось ли вам стихотворение?

— Определите вид стихотворного жанра, (пейзажная зарисовка)

— Удалось ли вам определить лейтмотив данного стихотворения?

— А что такое лейтмотив?

Лейтмотив – это главное настроение. В этом стихотворении оно грустное, скучное.

общеучебные : извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Личностные: проявляют интерес к новым знаниям, выражают удивление, внимание

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: учить обучающихся использовать новое содержание совместно с ранее изученными при выполнении упражнений, самоорганизации при решении новой задачи.

— Прочитайте стихотворение самостоятельно и определите, чем создаётся такое грустное настроение. (Дети читают самостоятельно).

— Прочитайте стихотворение вслух и ответьте на поставленный вопрос.

Дети. Грустное настроение создаётся любованием родной природой.

Какое слово указывает на то, что мы правильно определили его настроение? (По дороге зимней, скучной).

Учитель. Каждый поэт по-своему, по-особому вводит нас в мир природы, в мир своих переживаний. Давайте докажем, что наши суждения о восприятии близки авторским.

2). Работа в парах.

Сколько строф в этом стихотворении? (4)

Учитель. Какую форму записи использует поэт? (четверостишия).

1) Как вы определите ту рифму, к которой обратился поэт? (Перекрёстная).

2).Почему же он использовал именно такую рифму, а не парную, например? Перекрёстная – более спокойная и размеренная, обладающая рисунком «тик – так, так – так», обладающая воздухом: рифмующиеся слова находятся через строку.

3) Подойдёт ли парная рифма для того, чтобы передать монотонный бег лошадки, звяканье колокольчика?

Давайте, сравним где стоят ударения в словах (можно прохлопать) Короткая строка Маяковского меньше подходит для передачи монотонного бега лошадки, чем длинная строка Пушкина. Более того, слова, начинающие строчки в стихотворении Маяковского, имеют ярко выраженные ударения на первом слоге. Это также придаёт стиху энергичный характер, — мало подходящий для передачи монотонного бега лошадки. В стихотворении Пушкина первые слоги в словах, конечно, выделяются голосом (мы показали это, подчеркнув их), но настоящее ударение стоит в них каждый раз на третьем слоге. Это побуждает читающего эти длинные многосложные слова произносить их как бы невольно нараспев, чуть-чуть по слогам. Это, безусловно, больше подходит для того, чтобы передать монотонный бег лошадки. Не случайно, 4-х стопный хорей – это песенный размер и излюбленный размер устного народного творчества. /И Маяковский, и Пушкин используют такой метр, как хорей (двусложный стих с ударением на первом слоге), но Маяковский использует короткую строку (3-х стопный хорей, а Пушкин – длинную строку –4–х стопный хорей. Размер стиха определяется метром.

3). Групповая работа

Деление детей на подгруппы по уровню восприятия:

«Слушатели» — читают стихотворении выразительно

«Зрители» — описывают картину посетив Третьяковскую галерею (в учебнике).

«Деятели» — рисуют представленные картины и объясняют незнакомые слова.

/Работа со словарём — Версты — ВЕРСТА, русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км). До 20 в. существовала межевая верста (1000 саженей; 2,1336 км), употреблявшаяся для межевания и определения расстояний между населенными пунктами. Одне – одни/.

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Высказывания критиков-слушателей.

— Смог ли представитель от «Деятелей» в своем чтении передать слушателям чувства и настроение рассказчика? (Ответы детей).

— Комфортно ли вы себя чувствовали на уроке? Самооценка.

Покажите мне с каким настроением вы уйдёте сегодня с урока?

Общеучебные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умеют на основе полученной информации принимать несложные практические решения;

Логические: осуществляют поиск необходимой информации о вариантах выполнения работы, установление причинно-следственных связей, доказательство

Личностные: имеют желание работать, знают правила поведения на уроке

Коммуникативные: владение монологической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель: подвести итог совместной деятельности.

Удалось ли понять и почувствовать, что побудило автора к созданию этого стихотворения? (Ответы детей).

-Вы сегодня хорошо работали и, наверное, немного устали. Давайте сейчас снимем с себя усталость и выполним (Слайд 19 по щелчку) — Мудру (сплетение пальцев) — «Черепашка».

/Пальцы правой руки смыкаются произвольно с пальцами левой руки в замок. Большие пальцы обеих рук соединены по всей длине боковыми поверхностями, образуя голову черепахи. Руки держать произвольно, без напряжения. Упражнение можно выполнять под спокойную музыку/.

обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный

характер отзыва о готовом изделии.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы

Источник

Читайте также:  Способы оплаты с перевозчиком
Оцените статью
Разные способы