Как определить каким способом образован глагол

Как определить каким способом образован глагол

Словообразование глаголов

Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:

  • приставочным,
  • суффиксальным,
  • приставочно-суффиксальным.

Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:

  • приставочным,
  • суффиксальным,
  • приставочно-суффиксальным.

Глаголы образуются приставочным способом от других глаголов. Например:

прочитать ← читать, выбрать ← брать, переехать ← ехать

Глагол прочитать образован от глагола читать при помощи приставки про-.

Глагол выбрать образован от глагола брать при помощи приставки вы-.

Глагол переехать образован от глагола ехать при помощи приставки пере-.

От одного глагола при помощи разных приставок может быть образовано большое количество новых слов.

Так от глагола лететь при помощью разных приставок образуются глаголы

улететь, приставка у

перелететь, приставка пере

вылететь, приставка вы

залететь, приставка за

облететь, приставка об

налететь, приставка на

слететь, приставка с

вылететь, приставка вы

долететь, приставка до

Суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:

  • от существительных. Например:


беседовать
← беседа, ночевать ← ночь, обедать ← обед, кодировать ← код, занавесить ← занавес

Глагол беседовать образован от существительного беседа при помощи суфикса ова-.

Глагол ночевать образован от существительного ночь при помощи суфикса ева-.

Глагол обедать образован от существительного обед при помощи суфикса а-.

Глагол кодировать образован от существительного код при помощи суфикса ирова-.

Глагол занавесить образован от существительного занавес при помощи суфикса и-.

  • от прилагательных. Например:

синить ← синий, краснеть ← красный, крепнуть ← крепкий

Глагол синить образован от прилагательного синий при помощи суфикса и-.

Глагол краснеть образован от прилагательного красный при помощи суфикса е-.

Глагол крепнуть образован от существительного крепкий при помощи суфикса ну-.

Приставочно-суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:

  • от существительных. Например:

Глагол остолбенеть образован от существительного столб при помощи приставки о— и суфикса ене-.

  • от прилагательных. Например:

Глагол усложнять образован от прилагательного сложный при помощи приставки у— и суфикса я-.

  • от местоимений. Например:

Глагол присвоить образован от местоимения свой при помощи приставки при— и суфикса и-.

  • от числительных. Например:

Глагол утроить образован от числительного трое при помощи приставки у— и суфикса и-.

Повторим

Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:

  • приставочным — от других глаголов;
  • суффиксальным – от существительных, прилагательных;
  • приставочно-суффиксальным – от существительных, прилагательных, местоимений, числительных.

Источник

Совершенный и несовершенный вид глагола

О чем эта статья:

Основные определения

Сначала вспомним, что такое глагол.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?

что делает? поет;

что сделал? спел;

что будет делать? споет.

Читайте также:  Способ распределения по выручке от реализации услуг

Вид в русском языке — это постоянный грамматический признак глаголов, который подходит спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям. Он показывает, как некоторое действие глагола протекает во времени:

завершенное и единовременное (прочитал, прошел)

незавершенное и повторяемое (живет, делает).

Какие бывают виды глаголов в рус­ском языке:

Сейчас узнаем, что такое совершенный и несовершенный вид глагола и приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида в неопределенного форме отвечают на вопрос: что сделать?

У глаголов совершенного вида есть две временные формы:

будущее простое время.

В любой временной форме они называют:

действие, которое ограничено каким-либо пределом;

результат, законченность действия или отдельного этапа.

Примеры глаголов совершенного вида:

что сделал? присел — прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;

что сделают? поговорят — будущее простое время, действие будет сделано и не повторится.

что сделать? закрыть, оплатить, выступить;

что сделать? обозначить, ответить, упростить.

Еще глаголы совершенного вида могут обозначать действия, которые уже начались или вот-вот должны начаться: заговорил, заговорю.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос: что делать?

У глаголов несовершенного вида есть три временные формы:

будущее сложное время.

действие в протяженности, без указания на его предел;

В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено.

Примеры глаголов несовершенного вида:

что делал? прыгал — прошедшее время, действие могло повторяться несколько раз и неизвестно, был ли достигнут результат;

что делают? смотрят — настоящее время, действие продолжается и неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;

что буду делать? буду танцевать — будущее сложное время, действие может повторяться и нет признаков того, что оно будет завершено.

что делать? говорить, красить, бегать;

что делать? тащить, идти.

Еще глаголы несовершенного вида могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться: смотрел, смотрю, буду зажигать.

Теперь мы знаем, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида. А вот и шпаргалочка, чтобы закрепить и усвоить разницу двух видов:

Образование видов глаголов

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида.

Добавление приставки: читать — почитать, сидеть — досидеть.

Отбрасывание суффиксов: давать — дать, спасать — спасти.

Замена суффиксов: решать — решить, прыгать — прыгнуть.

Замена суффиксов и чередование букв в корне: прощать — простить, засыхать — засохнуть.

При образовании глаголов несовершенного вида в корне возможно чередование согласных и гласных: опоздать — опазды­вать, изложить — излагать, защитить — защищать.

Определить вид глагола

Если вы сомневаетесь, как понять, какой перед вами вид глагола: совершенный или несовершенный — воспользуйтесь этими способами:

Как определить вид глагола

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что дела­ет? что дела­ли?

Примеры: готовить, готовит, готовили.

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы: что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли?

Примеры: обнять, обнимет, обняли.

Подставить слово «буду».

К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду». Вот так: танцевать — буду танцевать.

К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя. Например: сыграть — нельзя сказать «буду сыграть».

Теперь можно без труда рассказать одноклассникам, как определить вид глагола в русском языке.

Читайте также:  Способы измерения площадей геодезия

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Видовая пара — это глаголы, у которых есть форма совершенного и несовершенного вида.

Некоторые глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но отличаются грамматическим значением вида. Например: что сделать? решить, что делать? решать.

Такие видовые пары различаются способом словообразования:

Через суф­фик­са: бросить — бросать, встретить — встречать, обидеть — обижать, достигнуть — достигать, решать — решить.

Через при­став­ку: гото­вить — пригото­вить, звать — назвать, рабо­тать — перерабо­тать, говорить — поговорить, читать — дочитать.

Видовые пары глаголов могут различаться:

засыпа́ть — засы́пать, разреза́ть – разре́зать.

что делать? ловить — что сделать? поймать;

Вид глагола может зависеть от контекста предложения. Например:

Она сейчас (что делает?) ночует у подруги. — Настоящее время, несовершенный вид.

Она завтра (что сделает?) ночует у подруги. — Будущее время, совершенный вид.

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить, обещать, использовать, атаковать и другие. Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности.

Источник

Образование глаголов от разных частей речи

Образование глаголов от разных частей речи

от наре­чий иначепереиначить, многомножить

от местоимений яякать, тытыкать, свойприсвоить

от собирательных числительных двое – удвоить, троеутроить

от междометий охохать, ойойкать

от звукоподражательных слов ухухать, ку-ка-ре-кукукарекать

от существительных беседабеседовать, озорникозорничать

от прилагательных синийсинеть, кислыйкиснуть

от глагола писать – списать, моргать – моргнуть

Чаще всего глаголы образуются приставочным способом — при помощи приставок, которые присоединяются к глаголам несовершенного вида. Приставочные глаголы в этом случае получают не только совершенный вид, но и другое значение.

Суффиксальный способ для образования глаголов употребляется реже по сравнению с приставочным. Наиболее употребительные глагольные суффиксы -и-, -ова-, -ева-, -ирова-, -изирова-, -нича-

Постфиксальный способ — образование глаголов при помощи постфикса –ся.

Приставочно-постфиксальный способ — образование глаголов путем одновременного присоединения приставки и постфикса -ся.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Образование глаголов

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Глагол в табл.«, «Морфологический разбор глагола»

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Урок по русскому языку по теме «Образование глаголов»

Урок русского языка по теме «Словообразование глаголов»

Автор: Кожевникова Надежда Николаевна

Место работы, должность: МОУ СОШ с. Смоленка, учитель начальных классов высшей кв..категории

Предмет: Русский язык

повторить основные способы образования глаголов;

закрепить полученные знания;

формировать умения образовывать глаголы различными способами.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Читайте также:  Урок русского языка 6 класс основные способы словообразования

Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

Познавательные УУД: владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования; (выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Предметные: (языковая компетенция):

анализировать лексическое значение глаголов, выявлять способы образования глаголов;

определять морфологические признаки глагола, роль глагола в предложении.

Морфема, способы словообразования, приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, лексическое и грамматическое значение глаголов.

Учебник Русский язык. 4 ,С.В. Иванов, М.И. Кузнецова; презентация

Используемое оборудование: компьютер, телевизор

Тип урока: урок изучения нового материала.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Работа групповая, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.

1 . Организационный момент.(Слайды №1,2)

2. Актуализация.

Проверка домашнего задания — упр.4 стр.31 — 32

Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета)

Какую роль играет глагол в тексте? (глаголы придают тексту движение, «оживляют » картину)

Чем являются в предложении? (чаще всего сказуемым, но может быть и другим членом предложения)

Какие признаки глаголов являются постоянными, а какие непостоянными? (Постоянные: вид, спряжение; непостоянные: наклонение, время, лицо, число)

Не был на уроке, ненавидеть ложь, не мог уехать, росток не развивался, не извинился перед товарищем, капитан негодовал.

Задание. Объясните правописание записанных глаголов с не.

Синтаксическая разминка . Прослушать (прочитать) стих-е, выписать глаголы.

Один ученик работает у доски, подчеркивает глаголы

Еще земли печален вид,

И воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась

После работы проводится беседа.

Для чего служат глаголы? (оживляют картину весны)

3. Основная часть урока. Введение в новую тему.

Ответы на вопросы на стр.32: вспомним изученное

— Перечислите известные вам способы словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение).

Знакомство с таблицей «Основные способы словообразования» (Слайд №9)

Пришкольный, беспорядок, приласкать, недавно,

Лесник, речной, быстро, белить

Подснежник, беспроводной, по-своему, пришпилить

Работа с учебником: устное рассуждение — упражнение 1

— Из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» выписать глаголы, образованные приставочным способом.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

— От каких частей речи они образованы? (завоет, заплачет, зашуршит, застучит— образованы от глаголов)

— Каково значение приставки за-? (начало действия)

— Обсудите с соседом по парте

4. Начало формирования умений.

Упр.2- в паре: определить, от каких частей речи, каким способом образованы глаголы.

Упр.3- письменно, самостоятельно.

— Приставочно-суффиксальным способом образовать возможные глаголы от слов: треск, свист, звон, земля. плотно.

— Возможно ли прочитать слово без одной какой-нибудь из морфем? (нет)

— Какими способами образуются глаголы в русском языке? (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным)

Чтение теоретического материала

Способы образования глаголов

Источник

Оцените статью
Разные способы