- Уведомление о выборе способа ведения трудовой книжки
- Как осуществляется переход на ЭТК
- Действия работодателей
- Составляем уведомление
- Образец уведомления работника
- Как работать с электронными трудовыми и заполнять СЗВ‑ТД в 2021 году
- Что делать с бумажными трудовыми
- Как оформить переход на электронную трудовую в 2021 году
- Как работнику получить сведения о своем стаже
- В ПФР, МФЦ или на «Госуслугах» по форме СТД-ПФР
- У работодателя по последнему месту работы в форме СТД-Р
- Форма СЗВ-ТД: как заполнять
- Требования к заполнению формы
- Реквизиты работодателя
- Сведения о работнике
- Сведения о поданном заявлении
- Сведения о трудовой деятельности работника
- Подраздел «Наименование»
- Подраздел «Основание»
- Как сдавать СЗВ-ТД в 2021 году
- Важная новость
- Ответственность за непредставление СЗВ-ТД
- Читайте также:
Уведомление о выборе способа ведения трудовой книжки
С 2020 года, согласно ФЗ от 16 декабря 2019 года № 439-ФЗ, организован переход на электронные трудовые книжки. По утвержденным правилам наниматель должен письменно известить свой штат о таком событии, предоставить работникам право выбрать способ ведения трудовой книжки: на бумаге или в электронном виде. Как составить уведомление о выборе способа ведения трудовой книжки, разберемся в статье.
Как осуществляется переход на ЭТК
Получить заявление от сотрудника организация должна до 31 декабря 2020 года, а уведомить штат — до 31 октября 2020 года. Ранее этот срок был 30 июня, но его перенесли правительственным постановлением от 19 июня 2020 года № 887. Заявление требуется для того, чтобы пенсионный фонд сделал соответствующую отметку в блок данных о трудовой деятельности гражданина на своем информресурсе.
Работник может сделать выбор: оставить бумажный вариант или перейти на электронный (с выдачей бумажной книжки на руки). У работодателя такой свободы нет. Даже если сотрудник выбрал трудовую на бумаге, то кадровику все равно придется отправлять данные о трудовой деятельности работника в ПФР.
Внимание! Если гражданин устраивается на работу первый раз в 2021 году, то его трудовая книжка будет сразу оформлена в электронном виде.
Если заявление не было подано до конца 2020 года, то документ будут вести в обоих вариантах. Граждане, которые были на больничном, в отпуске или не работали в 2020 году, то есть не успели по уважительной причине подать заявление, могут это сделать и после окончания срока.
Действия работодателей
Для перехода руководство компаний должно осуществить такие действия:
- Внести изменения в локальные нормативные акты фирмы с учетом позиции профсоюза, если у них есть такой орган.
- Подготовить, в том числе и после обсуждения с профсоюзом, коллективный договор.
- Провести техническую подготовку для отправки сведений в Пенсионный фонд, проинформировать об особенностях такой работы кадровика или сотрудника, который будет заниматься отправкой данных.
- Уведомить каждого сотрудника письменно до 31 октября 2020 года о предстоящих новшествах трудового законодательства.
После того как фирма или предприятие перейдет на электронные трудовые книжки, всю информацию о трудовой деятельности штата нужно будет отправлять в ПФР.
Составляем уведомление
Такой документ наниматель составляет в свободной форме. Главное — правильно и понятно изложить информацию. В уведомлении нужно разместить такие данные:
- Наименование компании, ее реквизиты.
- ФИО и должность работника.
- Название документа.
- Место и дату его составления.
- Обращение к работнику: «Уважаемый …».
- На каком основании работнику отправлено уведомление. Здесь можно сослаться на ФЗ № 439 от 16 декабря 2019 года, на ст. 66.1 ТК РФ.
- Какой выбор предоставлен работнику, в какие сроки нужно написать заявление.
- Какие последствия будут при неподаче заявления.
Уведомление должен подписать генеральный директор. Работник расписывается в том, что ознакомлен с документом, и ставит дату.
К уведомлению рекомендуется приложить образцы заявлений на выбор ведения трудовой книжки на бумажном носителе и на выбор электронного варианта.
Передать документ работнику можно лично, отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, по электронной почте или в мессенджерах. Способ обычно бывает прописан в колдоговоре или других ЛНА компании.
Образец уведомления работника
ООО «Дионис»
Юр. адрес: 426045, г. Ижевск, ул. Сосновая, д. 45, оф. 12, тел.: 8 (3412) 66-55-44
ИНН 5611231234, КПП 7707657654, ОКПО 8764563
Системному администратору
Николаеву Степану Ивановичу
Уведомление
об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде
«01» июня 2020 года
Уважаемый Степан Иванович!
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 439-ФЗ от 16.12.2019 года, сообщаем Вам, что с 1 января 2020 года все организации предоставляют информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого сотрудника в электронном виде в Пенсионный фонд РФ. В эту информацию входят данные о работнике, месте работы, рабочих задачах, переводах на другие должности, к другим работодателям, увольнениях. Основание для этого — ст. 66.1 ТК РФ.
У Вас есть право выбрать способ ведения трудовой книжки:
- продолжать вести на бумаге по ст. 66 ТК РФ;
- отправлять сведения о трудовой деятельности в электронном виде по ст. 66.1 ТК РФ.
Известить руководство ООО «Дионис» о своем выборе нужно до 31 декабря 2020 года включительно посредством написания заявления. Образцы прилагаются.
Если в указанный срок Вы не сообщите о своем решении или выберете способ ведения трудовой книжки на бумаге, то ООО «Дионис» продолжит ведение трудовой книжки на бумажном носителе согласно ст. 66 ТК РФ. Такое право останется при дальнейшем трудоустройстве в другие организации. В будущем у Вас будет право в любое время подать руководству заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности по ст. 66.1 ТК РФ.
Если вы решите вести трудовую книжку в электронном виде, то бумажная будет выдана Вам на руки. И с этого момента ООО «Дионис» не будет нести ответственность за ее ведение и хранение.
Генеральный директор Веретенников / К.П. Веретенников
С уведомлением ознакомлен 01.07.2020 г. Николаев / С.И. Николаев
Источник
Как работать с электронными трудовыми и заполнять СЗВ‑ТД в 2021 году
В России второй год действуют электронные трудовые книжки и бухгалтеры сдают в ПФР отчёт СЗВ-ТД. С 1 января 2021 года завершился переходный период — все сотрудники должны были определиться, какую форму трудовой оставить. Расскажем, как работать с электронными трудовыми книжками в 2021 году.
Что делать с бумажными трудовыми
До конца 2020 года все работники должны были решить, сохранить бумажную трудовую книжку или перейти на электронную. Если в это время кто-то был на больничном или в длительном отпуске, то сможет «выбрать» трудовую и в 2021 году.
Сотрудники, которые подали заявление о выборе бумажной трудовой или не подали никаких заявлений, останутся с бумажными книжками. По ним надо будет вести бумажную трудовую, но вместе с этим вести и сведения о трудовой деятельности в электронном виде и передавать их в ПФР по форме СЗВ-ТД.
Можно ли поменять формат трудовой в 2021 году?
- Сотрудник в 2020 году выбрал бумажную трудовую или не подал заявление — он может заменить бумажную книжку на электронную в любой момент.
- Сотрудник в 2020 году выбрал электронную трудовую — нельзя снова начать вести бумажную книжку.
- Сотрудник первый раз пошел работать в 2021 году — можно завести только электронную книжку, выбора у сотрудника нет.
Даже если работник выбрал электронную трудовую, бумажную выбрасывать нельзя. Он должен хранить её и предъявлять при новом трудоустройстве для подтверждения стажа до 2020 года.
Выбравшие электронную трудовую, с 7 марта 2021 года могут обратиться в ПФР и попросить перенести записи о трудовой деятельности до 2020 года из бумажной книжки в электронную. Если будут найдены несоответствия между данными фонда и данными в бумажной трудовой, фонд уточнит сведения у работодателя (Федеральный закон от 24.02.2021 № 30-ФЗ). После того как ПФР занесет на лицевой счет сведения из бумажной книжки за периоды до 2020 года, можно будет пользоваться только формой СТД-ПФР и не переживать за хранение бумажной.
Когда в 2021 году к вам придёт устраиваться работник из другой компании, проверьте его бумажную трудовую. Если в ней нет записи о закрытии, то он решил сохранить именно бумажную версию, и вы должны продолжать её вести. Если есть запись о выборе электронной трудовой — ведите только электронно.
Как оформить переход на электронную трудовую в 2021 году
Работник в любой момент сможет написать заявление и перейти с бумажной трудовой на электронную. Тем, кто сделал такой выбор, бумажная книжка должна быть выдана на руки с внесением соответствующей записи. Срок выдачи трудовой в нормативных актах не прописан, но по аналогии с выдачей кадровых документов по заявлениям — допустимо 3 дня. Запись надо заверить подписью сотрудника и лица, ответственного за ведение трудовых книжек, или работодателя.
Образец записи в трудовой книжке о выборе электронной формы
В книге учёта движения трудовых книжек в графе 13 сделайте запись: «Выдана на руки на основании письменного заявления (Ф. И. О.) о предоставлении работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ».
С момента выдачи бумажной трудовой работодатель не отвечает за её заполнение и хранение.
Как работнику получить сведения о своем стаже
Работник, выбравший электронную трудовую книжку, сможет получить сведения о своем стаже следующими способами.
В ПФР, МФЦ или на «Госуслугах» по форме СТД-ПФР
СТД-ПФР утверждена приказом Минтруда РФ от 20.01.2020 № 23Н. В форме отражается информация о всей трудовой деятельности, в том числе, за периоды до 31.12.2019 (наименование работодателя, период работы).
ПФР может выдать сведения о трудовой деятельности как на бумаге, так и в электронном виде — с усиленной квалифицированной электронной подписью. МФЦ будет выдавать СТД-ПФР только на бумаге, «Госуслуги» — только в электронном виде.
У работодателя по последнему месту работы в форме СТД-Р
Форма СТД-Р утверждена приказом Минтруда РФ от 20.01.2020 № 23Н. Если у сотрудника нет бумажной трудовой, работодатель должен будет выдать ему заверенные сведения о трудовой деятельности в бумажном или электронном виде.
Сделать это нужно в течение трех рабочих дней после получения заявления от сотрудника или в день прекращения трудового договора. Если в день увольнения сотрудник за сведениями не пришёл, их нужно направить ему в бумажном виде заказным письмом с уведомлением.
Работодатель может сообщить данные только за тот период, когда сотрудник работал у него.
Форма СЗВ-ТД: как заполнять
Чтобы ПФР регулярно получал новые сведения о трудовой деятельности работников, сдается отчётность по форме СЗВ-ТД. Форма и порядок заполнения утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730П (ред. от 27.10.2020).
Заполнять форму нужно на всех официально трудоустроенных или уволенных работников (в том числе совместителей), а также фиксировать там другие кадровые изменения и отражать информацию о поданном заявлении и выбранном формате трудовой.
Требования к заполнению формы
Бланки заполняются чернилами, шариковой ручкой печатными буквами или при помощи средств вычислительной техники без помарок и исправлений. При этом можно использовать любые цвета, кроме красного и зелёного.
Документ по форме СЗВ-ТД заверяется подписью руководителя или доверенного лица и печатью организации (при наличии). Работодатель, который не является юрлицом, заверяет документы личной подписью.
Сведения о работнике, о страхователе, а также сведения о трудовой деятельности работника заполнять обязательно. Если в течение месяца по работнику не было никаких кадровых событий, «Нулевая» форма не представляется.
В графе 1 таблицы формы СЗВ-ТД нумерация сквозная. Номера мероприятий должны указываться в порядке возрастания и не повторяться.
Значения в графах «Дата (число, месяц, год) приёма, перевода, приостановления, увольнения» и «Дата» в подразделе «Основание» указываются в формате ДД.ММ.ГГГГ. При ежемесячном представлении формы СЗВ-ТД они должны находиться в пределах отчётного периода.
Реквизиты работодателя
«Регистрационный номер в ПФР». Укажите номер, присвоенный страхователю при регистрации. Он должен состоять из 12 цифр по следующему формату: XXX-XXX-XXXXXX.
«Наименование организации / индивидуального предпринимателя». Укажите то же название компании, что и в учредительных документах, название ОП или филиала иностранной компании, которая работает в России. Если такие сведения представляют ИП, адвокат или нотариус, то они должны полностью указать фамилию, имя и отчество (при наличии) — как в паспорте.
«ИНН». Указывается ИНН работодателя — организации (10 символов) или физлица (12 символов).
«КПП». Должно состоять из 9 цифр или отсутствовать для ИП.
Аналогичные сведения указываются в разделе «Сведения о работодателе, правопреемником которого является страхователь». Только тут должны быть данные бывшего работодателя, которого сняли с учета.
Сведения о работнике
Фамилию, имя и отчество (при наличии) работника нужно заполнить русскими буквами в именительном падеже, без сокращений и инициалов. Кроме того, обязательно введите дату рождения и номер СНИЛС. Сведения о сотрудниках должны совпадать с теми, что указаны в страховом свидетельстве или в форме АДИ-РЕГ.
Сведения о поданном заявлении
Здесь нужно указать, какой способ ведения трудовой книжки выбрал работник — бумажный или электронный, а также дату подачи заявления.
Обратите внимание: заявление, в котором сотрудник выбирает предпочтительную форму трудовой книжки, — это уже основание для подачи СЗВ-ТД.
Если нужно скорректировать дату заявления, поданного зарегистрированным, представляется форма СЗВ-ТД, в которой в соответствующей строке указана новая дата подачи заявления.
Если нужно отменить ранее поданные сведения о заявлениях, впишите ранее указанную дату подачи заявления и в поле «Признак отмены» проставьте знак «X».
Сведения о трудовой деятельности работника
В графе «Дата (число, месяц, год) приёма, перевода, приостановления, увольнения» нужно указать дату кадрового мероприятия в формате ДД.ММ.ГГГГ. В следующей графе следует указать вид кадрового мероприятия:
Код | Как кадровое мероприятие обозначается в форме | Что стоит за этим обозначением |
---|---|---|
1 | ПРИЕМ | Приём на работу (службу) |
2 | ПЕРЕВОД | Перевод на другую работу |
3 | ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ | Изменение наименования страхователя |
4 | УСТАНОВЛЕНИЕ (ПРИСВОЕНИЕ) | Установление (присвоение) работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации заполняется с указанием разрядов, классов или иных категорий этих профессий, специальностей или уровней квалификации (класс, категория, классный чин и т.п.) |
5 | УВОЛЬНЕНИЕ | Увольнение с работы |
6 | ЗАПРЕТ ЗАНИМАТЬ ДОЛЖНОСТЬ (ВИД ДОЛЖНОСТИ) | Лишение права по приговору суда занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью |
Если сотрудник работает в районах Крайнего Севера, поставьте в графе 4 код «РКС». Если же он трудится в приравненных к районам Крайнего Севера местностях, то укажите код «МКС».
Подраздел «Наименование»
Графа «Трудовая функция (должность, профессия, специальность, квалификация, конкретный вид поручаемой работы), структурное подразделение». Заполняйте по штатному расписанию. Для некоторых должностей предусмотрены льготы или ограничения, поэтому их надо называть так, как требуют квалификационные справочники. Структурное подразделение указывается в случае, если информация о нем отражена в трудовом договоре.
В этой же графе указывается информация о совместительстве, если работник является совместителем. Также в этой графе можно разместить другие сведения (комментарий) о мероприятии.
Графа «Код выполняемой функции». С 1 июля 2021 года указывается код из пяти цифр в формате «ХХХХ.Х, где:
- первые четыре знака — код группы занятий из Общероссийского классификатора занятий.
- последняя цифра — контрольное число, которое указывается в классификаторе рядом с кодом группы занятий.
Эта графа обязательна для заполнения. Подробнее о том, что в ней писать, читайте в статье «Какой код выполняемой функции указать в СЗВ-ТД».
Графа «Причина увольнения». Укажите причину прекращения трудового договора по ТК РФ или иному федеральному закону. А также наименование документа, в соответствии с которым проведено расторжение трудового договора и пункт, часть статьи, статью нормативного документа. Пишите без сокращений, как в трудовой книжке.
Подраздел «Основание»
Графа «Наименование документа». Укажите вид документа (приказ, распоряжение, иное решение работодателя), а в графах «Дата» и «Номер документа» — дату и номер приказа или распоряжения, по которому сотрудник принят на работу (переведён, уволен и т.д.).
Графа «Дата». Дата указывается в формате ДД.ММ.ГГГГ.
Графа «Номер документа». Укажите номер документа — без знака «№».
Если нужно отменить запись о трудовой деятельности по зарегистрированному лицу, страхователь представляет форму СЗВ-ТД, заполненную в полном соответствии с первоначальными сведениями, которые требуется отменить, при этом в графе «Признак отмены записи сведений о приеме, переводе, увольнении» проставляется знак «X».
Как сдавать СЗВ-ТД в 2021 году
На бумаге отчёт СЗВ-ТД могут сдавать только те компании, у которых 25 и менее застрахованных сотрудников. Все остальные должны представлять эти сведения в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Важная новость
Правительство внесло в Госдуму проект с поправками к закону о персонифицированном учёте (Проект Федерального закона № 1115653-7).
Сведения по форме СЗВ-ТД надо будет представлять только в электронном виде, уже если у страхователя работает больше 10 человек. Планируют также закрепить, что форму имеет право подать не только лично страхователь, но и его представитель по электронной доверенности, подписанной УКЭП. Форму доверенности позже утвердит ПФР.
Подавать сведения нужно не на всех сотрудников, а только на тех, кто уволился, трудоустроился, перевёлся на другую постоянную работу или подал заявление о выборе бумажной или электронной трудовой (полный список кадровых событий см. в таблице выше). Нулевые отчёты сдавать не нужно.
Сроки сдачи зависят от причины представления отчёта:
- Приём на работу и увольнение — форма представляется не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление (прекращение) трудовых отношений;
- Перевод на другую постоянную работу, подача заявления о выборе способа ведения трудовой книжки (если в 2020 году не подал по уважительной причине) либо о представлении сведений о трудовой деятельности — не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место кадровые мероприятия.
Ответственность за непредставление СЗВ-ТД
Если страхователь не представит сведения по форме СЗВ-ТД, представит их не вовремя или с ошибками, то ПФР сообщит об этом в трудовые инспекции. За неоднократные нарушения при сдаче отчётности должностным лицам грозит административная ответственность: предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей (ст. 15.33.2 КоАП). А ещё это может привести к внеплановой проверке инспекцией.
Читайте также:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник