Как общаются глухонемые люди каким способом

Как общаются глухонемые люди?

Большинство из нас освоили язык на слух и передают свои мысли с помощью речи. Мы воспроизводим в своем уме слова и фразы и произносим их, выражая таким образом то, что хотели сказать. Но как общаются глухонемые?

Глаза вместо ушей

Человеческое желание общаться очень сильное и способно преодолеть любые препятствия. У неслышащих людей функцию изучения языка обычно принимает на себя зрение. Жизнь сводила таких людей вместе, и они сами разрабатывали особый способ общения, известный как жестовый (кинетический) язык. Со временем он обрастал новой лексикой и являл собой целую лингвистическую систему. Конечно же, многие из нас хотя бы раз видели, как общаются глухонемые.

Раньше неслышащим во многих школах запрещали использовать жесты, при этом заставляли их читать по губам, а свои мысли выражать на письме. Но те из них, которые вначале освоили кинетическую речь, легче справлялись с учебой и быстрее научились читать и писать.

А на каком языке думают глухонемые люди? На своем родном — жестовом. Слышащие люди формулируют свои мысли в голове на том же языке, на котором общаются. Так же дело обстоит и с глухими.

Многие ошибочно думают, что неслышащие не могут говорить. Но как правило, звуковой аппарат у них не поврежден, просто он не разработан.

Как общаются глухонемые люди: язык жестов

Со стороны кажется, что это усовершенствованная пантомима, так как там тоже активно используются мимика, телодвижения и окружающее пространство.

Разработана также специальная дактильная азбука — система ручных знаков, соответствующих буквам. Если каждое слово передавать с ее помощью, то в таком случае выражение мысли занимает много времени.

Есть такие кинетические языки (кубинский, португальский, испанский), где мимика играет главнейшую роль, она бывает даже слишком выразительна. Обычно это присуще тем народностям, которые сами по себе более эмоциональны по своему психотипу. Но мимика в основном исполняет еще и грамматическую функцию. С ее помощью можно отличить вопрос от повеления, условное наклонение от утверждения.

В географическом отношении ареал использования жестовых и устных языков не всегда совпадает. Русская кинетическая речь распространена на территории Украины, Белоруссии, Израиля. В Пуэрто-Рико глухие общаются с помощью американских жестов, хотя основной язык слышащих — испанский.

А как общаются глухонемые из разных стран? Ведь для того, кто владеет британским жестовым языком, американский — то же, что иностранный. Поэтому ученые со всего мира разработали универсальную систему обозначений, в которую входит примерно 1500 понятий.

Кроме лексики каждый кинетический язык имеет свою грамматику. Например, в его американском варианте, равно как и в русском, в начале предложения указывается предмет обсуждения, а затем о нем что-то сообщается. Если в устной речи определение обычно стоит перед подлежащим, то в жестовой все наоборот. Основная черта многих таких языков состоит также в построении событий исключительно в хронологической последовательности.

Понимают ли глухие написанный текст?

Чтение очень тесно связано со слуховой памятью. То есть слышащий ребенок знает звучание фонемы «а», и когда в букваре ему показывают, как она обозначается на письме, ему довольно несложно запомнить эту связь. Глухим же тяжело сопоставить графические изображения со звуками устной речи. Трудность также состоит в том, что в жестовых языках совсем иное построение предложений, там нет падежей и склонений. Но несмотря на такие трудности, большинство неслышащих таки овладевают техникой чтения и могут выражать свои мысли на письме.

Читайте также:  Чистотел применение способ при бородавке

Понять мир глухих

Многие ошибочно считают, что неслышащие очень ограничены в приобретении знаний. Но на самом деле языки жестов не примитивны, а очень богаты. С их помощью можно выразить мысль любой сложности. Поэтому люди, общающиеся на языке жестов, могут освоить все отрасли знаний, без проблем получают высшее образование. Наблюдая за тем, как общаются глухонемые, мы видим, что отсутствие слуха не мешает им заводить друзей, создавать семью, воспитывать детей, словом, вести нормальную жизнь.

А как общаться с глухонемыми людьми? Для полноценного обмена мыслями надо выучить их родной язык — жестовый — или хотя бы дактильную азбуку. Другого способа понять их мышление нет.

Источник

Как общаются глухонемые

Содержание статьи

При любой инвалидности в дело вступают компенсаторные механизмы: отсутствие или слабость одной функции компенсируется за счет других. Люди с тяжелыми нарушениями слуха пользуются средствами общения, обращенными к зрению. При этом задействован «инструмент», который всегда «при себе» – руки.

Общение глухонемых друг с другом

Глухонемые люди используют два вида знаковых систем – дактильную азбуку и жестовую речь.

Дактильная азбука – это система ручных знаков, соответствующих буквам. Рука, сжатая в кулак, обозначает букву «а», ладонь с выпрямленными сжатыми пальцами и отставленным в сторону большим – «в» и т.д. Такие азбуки различаются от языка к языку. В некоторых странах (например, в Великобритании) дактилируют двумя руками.

Русская дактильная азбука предполагает дактилирование одной рукой (чаще используется правая, но это принципиального значения не имеет). Рука согнута в локте, кисть находится перед грудью.

В жестовой речи жесты обозначают не отдельные буквы или звуки, а целые слова и понятия. Существуют жестовые языки, сложившиеся именно в общении глухих людей, которые по структуре отличаются от словесных языков, и калькирующая жестовая речь, воспроизводящая структуру словесной. Это своего рода «мост» между языком глухих и языком слышащих.

Обычно глухонемые используют жестовую речь как основную, а дактильную – как вспомогательную, обозначая ею имена, названия, специальные термины – словом, все то, для чего нет понятий-жестов.

Общение глухонемых со слышащими

Глухонемой человек не живет изолированно от «мира слышащих», и к интеграции в этот «мир» таких детей готовят еще до поступления в детский сад.

Глухота крайне редко бывает тотальной. В большинстве случаев у человека есть остаточный слух, который работает на определенных частотах и на очень большой громкости. Такие люди пользуются сверхмощными слуховыми аппаратами. Полноценно слышать при этом нельзя, но определенную долю слуховой информации человек все же получает. Во время занятий ребенку надевают наушники с мощным усилением звука.

Сурдопедагоги (учителя и воспитатели, работающие с глухими детьми) задействуют все доступные «информационные каналы», чтобы «достучаться» до мозга ребенка. Детей рано учат читать. В специализированных детских садах все действия сопровождаются демонстрацией табличек со словами и словосочетаниями. Явившись в детский сад, ребенок должен взять табличку «Привет», а уходя – «Пока», после еды – «Спасибо» и т.д. Демонстрация табличек сочетается с жестами, дактилированием. Обучая ребенка дактильной азбуке, педагог учит его складывать губы соответственно буквам, прикладывает его руку к щекам, горлу или носу, чтобы ребенок ощутил вибрацию.

Благодаря таким усилиям у большинства детей удается развить до известной степени даже звуковую речь. Говорят такие люди невнятно, их речь отличается по тембру, но при желании понять их можно. Такие люди умеют читать по губам, что позволяет им понимать слышащих. Общаясь с глухим или слабослышащим человеком, нельзя отворачиваться или прикрывать рот рукой.

Читайте также:  Образование как способ передачи знаний кратко

Но все-таки общение глухонемых людей со слышащими остается затрудненным. В быту такие люди обычно пользуются записками. В ряде случаев глухонемым людям помогают сурдопереводчики. Потребность в их услугах возникает, когда глухие обращаются к врачу, дают показания в полиции или в суде, имеют дело с чиновниками. В настоящее время существуют даже православные храмы, где богослужения проходят с участием сурдопереводчика. К сожалению, количество сурдопереводчиков в Российской Федерации невелико: на 1000 глухих людей приходится всего лишь три сурдопереводчика. Решение этой проблемы – дело будущего.

Источник

В тишине, но не в безмолвии: как люди говорят и творят на языке жестов

Мы считаем глухих и слабослышащих людей инвалидами. На самом деле они — просто люди, говорящие на другом языке. И на нем можно не только говорить, но и рассказывать анекдоты, снимать скетчи, и даже петь.

Говорить и думать на жестах

Анна Ефимова училась на военного инженера-оптика, а работала то продавцом, то секретарем, пока однажды не увидела, как в кафе неслышащие парень и девушка говорили с помощью жестов. Анну это так заворожило, что на следующий же день ей нашли преподавателя жестового языка.

Глухие люди общаются по-разному. Одни говорят голосом, другие нет. Тем, кто не только не видит, но и не слышит, помогает пальцевая азбука — со стороны кажется, что два человека долго жмут друг другу руки. Есть калькирующий язык, когда каждое слово в предложении просто заменяется жестом. Но большинство людей, выросших в глухих семьях, говорят на жестовом языке. В разных странах он разный. Жестовый язык, на котором говорят в России, никак не соотносится с русским. Для нас это полноценный иностранный язык со своей структурой — как английский или японский. И Анна учила язык так, как учат английский или японский: сначала уроки с носителем языка, потом — жизнь в неслышащей семье.

«Поначалу был азарт — смогу ли я? Оказывалось, что не могла, — говорит Анна. — У нас была группа из 10 человек, и у всех получалось. А мне надо, чтоб получилось сразу и хорошо. А так не выходило! Я доходила до истеричных бросаний бумажек, вставала, говорила — все! Все неправильно, ничего не могу! Приходила домой, выдыхала, решала, что сдаваться нельзя…»

Постепенно Анна начала понимать структуру языка. Ходила на встречи глухих, играла с ними в «мафию». Говорить у нее поначалу получалось лучше, чем понимать. «Люди разговаривают на жестах по-разному, — рассказывает она. — Это как почерк — вы можете прочитать не каждый почерк, особенно если он немножко кривоват. Глухие люди словно пишут в воздухе, рисуют».

Сейчас Анна работает переводчиком в медицинском центре и умеет думать на жестовом языке. Если произнести фразу «я поставила чашку на стол», она «увидит» два жеста. А разговаривая на жестовом языке, Анна словно говорит всем телом. Слышащие друзья смеются, что она «переходит на птичий язык» — причмокивает, как это часто делают глухие люди.

Петь руками и телом для глухих людей

Чтобы по-настоящему понять язык, Анна решила переводить песни.

«Учить предложения «я пришел домой» бессмысленно. Никто не разговаривает короткими фразами. Вы же не говорите: «Я пришла домой, взяла стул, села»? Вы рассказываете историю, — объясняет она. — В песнях есть история, которую надо перевести от начала и до конца. Надо было думать — как эту фразу сказать на жестах». Сейчас у Анны есть канал на YouTube. У ее роликов — тысячи просмотров. А певица Елка, увидев, как Анна исполнила жестами одну из ее песен, предложила сделать что-нибудь вместе.

Читайте также:  Три способа выявления лжи олдерт фрай аудиокнига

«Я раскладываю текст песни на смысловые блоки, а их перевожу на жестовый язык. Потом включаю музыку и пытаюсь попасть жестами в ритм песни. Строка из двух-трех слов может содержать четыре-пять жестов. Очень важно допеть руками, когда певец допел голосом, — объясняет Анна. — Когда я исполняю песню, надо одновременно слышать музыку и думать картинками. Один кадр может сниматься по 15–20 раз. Потому что в какой-то момент ты перестаешь мыслить жестами и слушаешь голос певца». Так можно донести до неслышащего человека не только смысл песни, но и музыку. Абсолютно глухих людей не бывает — человек всегда чувствует ритм. И глядя на Анну, видит, быстрые у нее жесты или медленные, резкие или нежные, плавные или четкие.

Снимать скетчи на своем языке

Если на языке жестов можно петь, то рассказывать истории и делать постановки — тем более. Кирилл и Карина Гайдамащук — брат и сестра из Южно-Сахалинска, им 14 и 13 лет. И они, и их родители не слышат — это врожденное. Ребята учатся в общеобразовательной школе. А еще они снимают скетчи на жестовом языке. У их канала на YouTube более трех тысяч подписчиков, у группы в «Вконтакте» — почти четыре тысячи.

«Я начал снимать в восемь лет, — рассказывает Кирилл. — Я люблю шутить и хотел поделиться своим юмором. Мне хотелось смеяться со всеми. Так родилась идея снимать видео. Потом начал выкладывать в соцсети. Люди смотрят, а мне приятно читать комментарии и отвечать на вопросы. Так завязываются отношения, появляются новые друзья».

Кирилл все делает сам: придумывает сценарии, снимает на телефон, иногда играет в ролике несколько ролей. В скетчах играет и его сестра Карина. Правда, для нее сейчас важнее спорт — она серьезно занимается горными лыжами. Год назад брат и сестра взяли золотые медали на Всероссийской зимней спартакиаде по спорту глухих.

«В моей голове постоянно много идей для смешных роликов, — делится Кирилл. — Я очень хочу стать настоящим актером и режиссером».

Неслышащие люди так же, как и все остальные, хотят смотреть юмористические программы, смеяться и слушать анекдоты. Но если у слышащих есть Comedy Club или КВН, то глухие этого лишены. В том числе поэтому видео Гайдамащуков популярны — они заполняют пустующую нишу. Похожая история у Зины Нестеркиной, рассказчицы анекдотов из Электростали. Ей 52, она не слышит от рождения, как и ее родители. «Голосом я говорить могу, но не все понимают, — объясняет она. — Я с детства люблю узнавать и рассказывать новые анекдоты». А иногда Зина рассказывает реальные истории, и в комментариях под ними пользователи делятся своим и даже просят советов. У Зины более десяти тысяч подписчиков на YouTube и более девяти тысяч — в «Вконтакте».

Мало кому из слышащих людей придет в голову просто так выучить жестовый язык. Мы учим английский, потому что он универсален. Мы учим итальянский, если мечтаем о Риме и Венеции. Но выучив жестовый язык, можно начать говорить с теми, кто чувствуют себя иностранцами в родной стране. «Ты начинаешь видеть мир с еще одного пятого угла. Ты начинаешь чувствовать мир всем телом, — говорит Анна Ефимова. — Учить этот язык полезно хотя бы для собственных мозгов».

Бэлла Волкова, Ольга Махмутова

Источник

Оцените статью
Разные способы