Как называются способы рассмотрения одного явления под разными углами предложенные робертом дилтсом

Фокусы языка изменение убеждений с помощью НЛП . Роберт Дилтс

Этот учебник является одним из самых популярных в нашей стране произведений Роберта Дилтса – тренера и практика НЛП. Несмотря на то что автором книги является настоящий мастер нейролингвистического программирования, эта книга будет полезна не только для тренировки навыков общения или для создания внутреннего психологического равновесия, но и для развития творческих способностей и креативного мышления.

Описание

Название: Фокусы языка изменение убеждений с помощью НЛП (Sleight Mouth Magic Conversational Belief Change)

Автор книги: Роберт Дилтс (Robert Brian Dilts)

Дата выхода книги: 1999

Этот учебник является одним из самых популярных произведений Роберта Дилтса тренера и практика НЛП. Несмотря на то, что автором книги является настоящий мастер нейролингвистического программирования, эта книга будет полезна не только для тренировки навыков общения или для создания внутреннего психологического равновесия, но и для развития творческих способностей и креативного мышления.

Основой написания «Фокусов языка» послужила концепция, которая в НЛП называется фреймингом (от английского frame – рамка) – это создание различных психологических и языковых обрамлений для любого утверждения для изменения оттенка восприятия этого убеждения. Но фрейминг не связан только с тем, что иногда называют словесной эквилибристикой. Фокусы языка помогают нам менять фокусировку и по-разному смотреть на объекты. Можно сказать, что в названии книги присутствует игра слов: «фокусы языка» как фокусы (трюки, магия – 1) и как фокусировка (аналогия из оптики, ракурс, концентрация на конкретных деталях -2).

Именно этот учебник Дилтса стал основой второго урока по развитию творческого мышления на нашем сайте. 14 фокусов языка, взятых у Дилтса, помогут вам найти нужный ракурс рассмотрения любого объекта или ситуации для того, чтобы продолжить дальнейшие творческие этапы процесса латерального мышления.

На нашем сайте присутствуют материалы, которые близки по тематике с данной книгой. Ниже приведен список страниц с этими материалами.

Краткое содержание

В нейролингвистическом программировании существует специальная концепция для поиска нужного фокуса, которая называется фрейминг. Фрейм (англ. – рамка) – контекст рассмотрения любой вещи, с помощью которого можно менять оттенок восприятия этой вещи.

В попытке определить все возможные интерпретации одного и того же явления Дилтс нашел не менее 14 различных способов изменить фокус нашего зрения.

  1. Переопределение: замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом с другим подтекстом (например, эвфемизмом).
  2. Аналогия: замена данной фразы другой, похожей на данную, но новая фраза должна менять смысл исходного суждения.
  3. Намерение: переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.
  4. Противоположный пример: поиск исключения из правила, стоящего за убеждением.
  5. Модель мира: переоценка (или укрепление) убеждения с позиции другой модели мира.
  6. Метафрейм: оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста — создание убеждения относительно убеждения.
  7. Последствия: внимание направляется на последствия данного убеждения, позволяющие изменить или укрепить убеждение.
  8. Другой результат: переключение на отличную от заявленной в убеждении цель, чтобы поколебать или закрепить основания убеждения.
  9. «Разделение» (англ. chunkdown): изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.
  10. «Обобщение» (англ. chunkup): обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.
  11. Изменение размера фрейма: переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.
  12. Иерархия критериев: переоценка (или укрепление) убеждения согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.
  13. Стратегия реальности: переоценка (или укрепление) убеждения, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.
  14. Применение к себе: оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.

Подробнее про фокусы языка и фреймин в творческому процессе читайте на данной странице.

Об авторе

Роберт Дилтс (Robert Brian Dilts) является одним из признанных корифеев современного НЛП. Он входил в число первых студентов Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера – основателей нейролингвистического программирования. Его профессиональные навыки находят применение во многих областях: моделирование человеческого совершенства, создание компьютерных программ, касающихся взаимодействия человека и компьютера, бизнес-консультации, проведение тренингов и лекций по практической психологии и многое другое.

Он является одним из первых разработчиков НЛ. Начинал он еще в 1975 году, став одним из первых учеников Джона Гриндера и Ричарда Бендлера. Роберт учился также у Милтона Эриксона и у Грегори Бейтсона. Теперь же Роберт Дилтс — основатель одного из лучших Университетов НЛП в мире и организатор большого числа международных конференций в Санта-Крузе.

Кроме важных приложений НЛП в таких областях, как образование, творческое мышление и лидерство, личным вкладом Роберта в НЛП являются разработанные им технологии изменения стратегий мышления и системы убеждений, а также развитие такой области знаний, которая впоследствии получила название «системное НЛП». Вот лишь некоторые разработанные им технологии и модели: реимпринтинг, интеграция конфликтующих убеждений, лингвистические приемы «Фокусы языка», стратегия грамотного письма, методика избавления от аллергии, нейрологические уровни, цикл изменения убеждений, приемы генеративного НЛП и многое другое.

Роберт Дилтс автор многочисленных технологий, книг и статей. Он выпустил около 50 книг по нейролингвистическому программированию, среди которых: «Изменение убеждений с помощью НЛП», «Моделирование с помощью НЛП», «НЛП: навыки эффективного лидерства», «стратегии гениев», «Убеждения. Пути к здоровью и благополучию», «Фокусы языка» и другие. А самым значительным его творением является «Энциклопедия НЛП» в двух томах, которую он написал совместно с Дж. Делозье.

Источник

Фокусы языка

Фокусы языка

Фокусы языка — языковые паттерны, позволяющие проявлять коммуникативную гибкость и изменять убеждения собеседника. Концепция разработана Робертом Дилтсом, моделировавшим для этого Ричарда Бэндлера, одного из основателей нейролингвистического программирования, который считался непобедимым в дискуссиях; всего он выделил 14 (иногда выделяют 16) общих паттернов, распознанных им в речи Бэндлера в 1980 году на семинаре по НЛП в Вашингтоне, США. [1] Фокусы языка используются для переключения внимания собеседника с одного аспекта ситуации на другой (или даже на другую ситуацию).

Содержание

О фокусах языка

Термин «фокусы языка» (англ. sleight of mouth ) отражает сходство этих паттернов с карточными фокусами. Само слово «sleight» происходит от древнескандинавского слова, означающего «умелый», «хитрый», «искусный» или «проворный». Выражение «sleight of hand» в английском языке обозначает разновидность карточных фокусов, которую можно охарактеризовать фразой «вот ваша карта, а вот её уже нет». Например, вы покрываете колоду тузом пик, но когда фокусник берет эту карту, туз пик «превращается» в королеву червей. Вербальные паттерны «Фокусов языка» обладают сходными «магическими» свойствами, поскольку нередко влекут за собой существенные изменения восприятия и тех пресуппозиций, на которых это восприятие основано. [2]

Основой «фокусов языка» и подхода к языку, принятого в НЛП, можно считать положение о том, что «карта не территория». Этот принцип был впервые сформулирован основателем общей семантики Альфредом Коржибски. [2] Коржибски утверждал, что прогресс нашего общества в немалой степени предопределен наличием у человека гибкой нервной системы, способной создавать и использовать символические репрезентации, или карты. Язык следует считать разновидностью карты или модели мира, которая позволяет суммировать или обобщать наш опыт и передавать его другим, тем самым спасая их от необходимости совершать те же ошибки или заново придумывать то, что уже изобретено. По мнению Коржибски, именно эта способность к языковым обобщениям объясняет прогресс человека по сравнению с животными, однако ошибки в понимании и употреблении подобных механизмов являются причиной множества проблем. Человека необходимо учить правильно пользоваться языком, и за счет этого можно предотвратить ненужные конфликты и недоразумения, порождаемые путаницей между картой и территорией. Коржибски считал, что важно учить людей тому, как осознавать и расширять свои языковые возможности, чтобы достигать большего успеха в общении и по достоинству оценивать уникальность повседневных переживаний. [2] [3]

Читайте также:  Способ применения детримакса 2000

Убеждения

В общем, фокусы языка используются для изменения ограничивающих убеждений человека относительно какого-либо вопроса или аспекта реальности путём предоставления альтернативных путей для интерпретации этого аспекта. [4] Существует два классических базовых паттерна в фокусах языка:

X означает Y: «Материться значит быть плохим человеком».

X приводит к Y: «Ты опоздал, [поэтому] ты меня не любишь».

Источник

Фокусы языка

Связанные темы
Эмпиризм · Проблема субъекта и объекта
Общая семантика · Субъективный характер опыта
Реальность консенсуса · Философия восприятия
Когнитивная лингвистика · Метакогниция

Персоналии
Ричард Бэндлер · Джон Гриндер · Грегори Бейтсон
Альфред Коржибски · Роберт Дилтс · Джудит Делозье
Милтон Эриксон · Вирджиния Сатир · Фриц Пёрлз
Стив Андреас · Конни Андреас · Фрэнк Пьюселик · Энн Энтус

Фокусы языка — языковые паттерны , позволяющие проявлять коммуникативную гибкость и изменять убеждения собеседника. Концепция разработана Робертом Дилтсом , моделировавшим для этого Ричарда Бэндлера , одного из основателей нейролингвистического программирования, который считался непобедимым в дискуссиях; всего он выделил 14 (иногда выделяют 16) общих паттернов, распознанных им в речи Бэндлера в 1980 году на семинаре по НЛП в Вашингтоне , США . [1] Фокусы языка используются для переключения внимания собеседника с одного аспекта ситуации на другой (или даже на другую ситуацию).

Содержание

О фокусах языка [ ]

Термин «фокусы языка» ( англ. sleight of mouth ) отражает сходство этих паттернов с карточными фокусами . Само слово «sleight» происходит от древнескандинавского слова, означающего «умелый», «хитрый», «искусный» или «проворный». Выражение «sleight of hand» в английском языке обозначает разновидность карточных фокусов, которую можно охарактеризовать фразой «вот ваша карта, а вот её уже нет». Например, вы покрываете колоду тузом пик, но когда фокусник берет эту карту, туз пик «превращается» в королеву червей. Вербальные паттерны «Фокусов языка» обладают сходными «магическими» свойствами, поскольку нередко влекут за собой существенные изменения восприятия и тех пресуппозиций , на которых это восприятие основано. [2]

Основой «фокусов языка» и подхода к языку, принятого в НЛП, можно считать положение о том, что « карта не территория ». Этот принцип был впервые сформулирован основателем общей семантики Альфредом Коржибски. [2] Коржибски утверждал, что прогресс нашего общества в немалой степени предопределен наличием у человека гибкой нервной системы , способной создавать и использовать символические репрезентации, или карты. Язык следует считать разновидностью карты или модели мира, которая позволяет суммировать или обобщать наш опыт и передавать его другим, тем самым спасая их от необходимости совершать те же ошибки или заново придумывать то, что уже изобретено. По мнению Коржибски, именно эта способность к языковым обобщениям объясняет прогресс человека по сравнению с животными, однако ошибки в понимании и употреблении подобных механизмов являются причиной множества проблем. Человека необходимо учить правильно пользоваться языком, и за счет этого можно предотвратить ненужные конфликты и недоразумения, порождаемые путаницей между картой и территорией. Коржибски считал, что важно учить людей тому, как осознавать и расширять свои языковые возможности, чтобы достигать большего успеха в общении и по достоинству оценивать уникальность повседневных переживаний. [2] [3]

Убеждения [ ]

В общем, фокусы языка используются для изменения ограничивающих убеждений человека относительно какого-либо вопроса или аспекта реальности путём предоставления альтернативных путей для интерпретации этого аспекта. [4] Существует два классических базовых паттерна в фокусах языка:

X означает Y: «Материться значит быть плохим человеком».

X приводит к Y: «Ты опоздал, [поэтому] ты меня не любишь».

Источник

НЛП. Фокусы языка. Структура и Критерии «правильного» убеждения

Доброго времени суток. После публикации поста: «НЛП: Магия языка. Убеждения. Четырнадцать Трансформационных фокусов языка», я получал вопросы о возможности практического применении описанных фокусов, а так же о том, что не всё из этой «стены текста» было понятно. Поэтому я решил внепланово и дополнительно выложить чуть более простую для понимая статью.

Фокусы языка (они же раскрутки) – одна из самых интересных и захватывающих речевых моделей в НЛП. Изменение убеждений просто при помощи фраз, вставленных в разговор. Но при этом, сама модель раскруток как была придумана 20 лет назад Робертом Дилтсом, так и оставалась в виде 14 паттернов. Но паттерны – это шаблоны действия, которые не сообщают об общих принципах структуре. А для полноты картины хочется иметь и более общее, и частное представления. В результате, в последнее время начали появляться различные идеи относительно того, как можно думать о раскрутках по-другому.

Исторически сложилось так, что паттерны разговорного рефрейминга стали называться «фокусами языка». Роберт Дилтс и Тодд Эпштейн разработали их, собирая паттерны, входящие в число речевых паттернов Ричарда Бендлера.

М. Холл. Б. Боденхаммер. «Высшая магия НЛП»

Немного о самом слове «раскрутки». Оригинальное английское выражение: sleight of mouth. На русский адекватно перевести сложно, так как здесь так любимая НЛПерами игра слов и ассоциаций. Есть такое английское выражение sleight of hand: ловкость рук. Sleight of mouth – ссылка на эту самую ловкость рук и прямой перевод: ловкость языка. По-русски вызывает несколько эротические ассоциации. Поэтому переводчики долго бились, предлагая разные конструкции: «фокусы языка», «словесная эквилибристика», «раскрутки» и проч. Прижились «раскрутки» и «фокусы языка», так что эти термины будут использованы как синонимы.

Хотя скорее получается, что «фокусы языка» — это паттерны мышления, а «раскрутки» — это паттерны мышления, применённые к убеждения. С целью это убеждение изменить.

Итак, что за раскрутки, они же фокусы языка, и зачем они нужны? Есть такие штуки – убеждения. Это правила жизни человека. Правила у каждого свои. И собственно то, как человек ведёт себя в мире, что для него важно, а что нет, что он себе запрещает, а что позволяет – всё это определяется этими самыми убеждениями. Ну и как водится, наряду с полезными, толковыми, восхитительными и полезными, среди этих правил попадаются на редкость дурацкие, просто тупые, совершенно бесполезные, сильно мешающие и восхитительно идиотские. Возникает естественное желание научиться их изменять и желательно быстро.

Вот раскрутки – это набор речевых стратегий (паттернов) именно для этого самого быстрого изменения. Их можно быстро и эффективно применять и в переговорах, и в терапии, и для утилизации вредного клиента. И наверно это один из самых употребимых инструментов, и не только у НЛПеров. Раскрутки ведь можно применять как для того, чтобы «разломать» ограничивающее убеждение, так и для того, чтобы закрепить расширяющее. Вполне универсальный инструмент.

Читайте также:  Хим способ удаления ржавчины

Ценности и убеждения

Давайте немного уточним, что такое — ценности и убеждения

Ценность – это что-то важное для нас. Более научно – категория предметов, которые для нас важны. Убеждения же описывают, что с этой категорией делать. Так как категория обычно вещь довольно общая, то и убеждения тоже довольно большие обобщения. Правила жизни.

— Нельзя объять необъятное.

— Всё в конце концов будет хорошо.

— Рак приводит к смерти.

— Для успеха нужно много работать.

Так что же описывают убеждения, какие правила?

Во-первых, что нужно сделать, чтобы в категорию попасть (удовлетворить ценность) и что будет, если ты эту ценность получишь. Это так называемые убеждения о причине-следствии. Например, ценность «популярность».

Причина: — Для того, чтобы стать популярным, нужно много работать.

Следствие: — Популярность приводит к потере здравого смысла.

Другой тип убеждений «приравнивает» между собой различные элементы, это так называемые убеждения о комплексном эквиваленте. Сюда относятся убеждения о критериях (как я узнаю об удовлетворении ценности?), определении (что это такое?), свойствах (каковы свойства этой категории?) и несколько отдельная группа убеждений о том, что в эту категорию входит.

Критерии: — Если о тебе постоянно говорят, приглашают в разные места и хотят общаться с тобой – то ты популярен.

Определение: — Популярность – это когда ты находишься в центре внимания.

Свойства: — Популярные люди обычно заносчивы, глупы и не дальновидны, хотя и известны.

Отнесение к категории: — Жванецкий – популярный сатирик.

Собственно, все утверждения вроде «я – гений» «она красавица», «все кошки милашки», «мне не нравятся блондинки», «я люблю буритто» — убеждения об отношении к категории. То есть человек помещает себя в категорию «гении», «её» в категорию «красавицы», а блондинок в категорию «не нравится».

Давайте ещё раз вспомним какие есть фокусы языка:

Паттерны фокусов языка по Роберту Дилтсу

Переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.

Замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом, которое обозначает нечто сходное, однако наделено другим подтекстом.

Внимание направляется на те позитивные или негативные последствия данного убеждения или определяемого им обобщения, которые позволят изменить или укрепить это убеждение.

Изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.

Обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.

Поиск взаимосвязи, которая была бы аналогична определяемой данным убеждением и ставила бы под сомнение (или укрепляла) соответствующее обобщение.

7. Изменение размера фрейма

Переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временнoго фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.

8. Другой результат

Переключение на другую цель (отличную от заявленной в убеждении), для того чтобы подвергнуть сомнению (или обосновать) своевременность данного убеждения.

Переоценка (или укрепление) убеждений с позиции другой модели мира.

10. Стратегия реальности

Переоценка (или укрепление) убеждений, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.

11. Противоположный пример

Поиск исключений из правила, которое ставило бы под сомнение (или обогащало) обобщение, определяемое данным убеждением.

12. Иерархия критериев

Переоценка (или укрепление) убеждений согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.

13. Применение к себе

Оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.

Оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста – создание убеждения относительно убеждения.

Паттерны – это красиво и хорошо, но их много и запомнить сложно. Хочется упростить, например заметить закономерности и постараться свести к гораздо меньшему числу принципов. Желательно, уже знакомых. Для начала разберёмся с тем, как сделать работающую раскрутку.

Критерии «правильного» убеждения

Но почему человек меняет убеждение? Да, мы меняем взгляд на ситуацию – но в одном случае это приводит к изменению убеждения, в других – нет. Так как именно сконструировать работающую раскрутку?

Убеждение, как «правило жизни», должно соответствовать нескольким критериям:

Соответственно, если мы покажем, что оно эти критерии нарушает или есть убеждения, которые лучше под эти правила подходят – то у человека появится сильная мотивация это убеждение изменить.

Ну а теперь подробнее про критерии.

Истинность предполагает, что убеждение правильно описывает реальность — не противоречит другим убеждениям, подтверждается «фактами». В карте этого человека.

Правда, тут есть одна хитрая штука — убеждения обладают сволочным свойством работать как фильтры восприятия. То есть человек начинает замечать и интерпретировать события в соответствии со своими убеждениями. А если не получается – начинает сам организовывать события так, чтобы они убеждениям соответствовали. Например, если мужчина верит, что «все женщины стервы» — то он будет себе подбирать именно стерв (чтобы это для него не обозначало). А если они ведут себя недостаточно стервозно – провоцировать их на более стервозное поведение. А если не ведутся – он найдёт способ оценить их поведение как «стервозное».

Наиболее простым, но при этом зачастую одним из наиболее эффективных способов, можно считать поиск исключений из общего правила, описываемого убеждением («Контекст применения»). Например, можно даже не стараться самому, а предложить Клиенту самому найти эти исключение:

— Много денег честно заработать невозможно.

— Знаете ли Вы людей, которые всё-таки честно заработали много денег?

Можно не прямо просить Клиента найти исключение, а спровоцировать его на это.

— Я никому не нужна.

— Зачем тебе меняться – прими себя такой, какая ты есть на самом деле.

Естественно, вариант исключения может предложить и Оператор. Он может прямо обратить внимание на несоответствие убеждения реальности:

— Меня никто не любит.

— Ну почему же – психологи любят таких клиентов.

Сослаться на авторитетное мнение:

— А по проведённым исследованиям в блондинки оказались даже умнее курящих шатенок, которые вроде как считаются самыми умными.

Так же он может сообщить о своём опыте, опыте знакомых, научно подтверждённых данных или о том, что «известно, что…». Понятно, что предлагаемый вариант должен попадать в карту Клиента. При чём исключение может касаться только одного из возможных прочтений его убеждения или представлений. Например, для предложенных ниже вариантов раскрутки убеждения «много денег честно заработать невозможно» строятся на неопределённости местоимения «много», а так же неопределённость по людям, месту, времени и т.д.

— Много денег честно заработать невозможно.

— А как же известные артисты или художники – вы считаете что они эти деньги своровали?

Естественно, можно не разукрупнять, а наоборот, укрупнять контекст:

— Много денег честно заработать невозможно.

— Ни в одной стране за все времена ни один человек не заработал денег честно?

Контекст можно сделать откровенно гротескным:

— Я не могу заставить мужчину быть откровенным со мной.

— О, это очень просто! Для этого достаточно его привязать к батарее и первая же иголка, загнанная под его ногти, сделает его максимально откровенным. Так же неплохо работает утюг, поставленный на какое-нибудь нежное место. Поверь, практически сразу после включения утюга в сеть, мужчина расскажет тебе всё, что ты хотела бы от него услышать. И даже больше.

Читайте также:  Способ движения у бабочек

В этом примере использовано множественность смысла глагола «мочь». Клиент, вероятнее всего, имеет в виду моральную возможность или наличие эффективных поведенческих паттернов, Оператор – физическую возможность. К тому же здесь обыгрываются различные смыслы глагола «заставить».

Можно начать сомневаться в авторе или источнике этого убеждения: «Учёные установили? Какие, британские?» Так же можно оспорить факты, на основе которых сделан вывод: «Ты считаешь, что два примера достаточно?» Или показать, что на основе этих фактов можно сделать другое вывод: «А я бы предположил, что ты просто ещё не встретил подходящую тебе женщину».

Это всё различные варианты «Причины»

Так же можно показать противоречивость убеждения, применив правило к нему самому.

— Вы нелогичны, так как получается, что вы сейчас солгали.

Ещё один вариант – применить убеждение к самому человеку или близким ему людям.

— Да как ты смеешь называть свою мать шлюхой!

А это варианты «Применения к себе».

Ещё один важный критерий работающего убеждения – полезность. То есть мы предполагаем, что убеждение «не просто так», а выполняет некую полезную функцию, для чего-то служит. И, следовательно, должно быть эффективным для реализации этой функции.

— Я неспособен быть счастливым.

— Если вы действительно хотите быть счастливым, то вам стоит думать о счастье по-другому.

— У меня не получается создать долгосрочные отношения ни с одной женщиной.

— Ну если ты действительно хочешь долгосрочных отношений, наверно стоит как раз думать, что ты на это способен – так получится с большей вероятностью.

На полезность как раз ориентированы раскрутки, работающие с целью – «Намерение», «Иерархия критериев» и «Другой результат». То есть мы либо показываем не полезность данного убеждения, либо предлагаем более полезное (эффективное, работоспособное).

Можно намекнуть, что использование данного убеждения имеет под собой «аморальное» основание – делается намёк, что человек на самом деле преследует совершенно другие, при этом весьма «нехорошие», цели.

— Семья – это рабство.

— Чтобы так думать, нужно иметь очень извращённое представление о людях.

— Состоявшемуся мужчине должно быть больше сорока лет.

— Ты об этом думаешь при беседе с любым мужчиной, или только если оцениваешь, подходит он тебе в содержатели или нет?

— Замуж можно только один раз и по любви.

— Признайтесь – вы просто боитесь серьёзных отношений и придумываете способ их избежать.

— Без денег невозможно быть счастливым

— Видимо для вас победа — это проигрыш вашего оппонента.

Можно предложить более важную цель (ценность, критерий) Здесь предполагается, что стремление к более важной цели или ценности будет более эффективно (полезно, важно и т.д.).

— Семья – это рабство.

— Может вам лучше подумать о том, как построить близкие отношения, которые давали бы вам свободу?

Это довольно просто – приемлемость последствий использования убеждения. Соответственно, если убеждение неэкологично, или можно предложить более экологичное убеждение.

— Семья – это рабство.

— Пока вы так думаете, никаких других отношений вы построить и не сможете.

— Меня никто не любит.

— Это хорошее убеждения для избегания отношений.

— Трудно найти хорошую работу.

— Думая так, ты действительно никогда не сможешь найти достойную работу.

Но можно фокусироваться и на хороших последствиях или на отсутствии плохих. Это хорошо подходит к убеждениям с «должен», «обязан», «вынужден» и «не могу»:

Практически, это паттерн метамодели «причина-следствие».

— Я должен много работать?

— Что произойдёт, если ты будешь работать чуть меньше?

Ещё мы можем показать Клиенту, что данное утверждение конфликтует с другими ценностями, убеждениями или моральными принципами.

— У меня не хватает времени на семью.

— Ну тут что-либо одно – либо карьера, либо семья.

С тем, что нужно получить в результате раскручивания убеждения, вроде как разобрались. А что именно делать? Есть основные способы обработки информации: укрупнение, разукрупнение, аналогия и оценка из метапозиции.

Укрупнение, как понятно из названия, предполагает увеличение. При этом укрупнять можно двумя способами: перейти к более общей категории или расширить диапазон. Переход от «мальчика» к «людям» – это как раз переход от меньшей категории к большей (объединение, индукция): трамвай – транспорт, стул – мебель, собаки — животные. А вот если мы что-то делаем больше, шире, выше, большего количества, массивнее и протяжённее – это увеличение диапазона (расширение): два человека – много человек, один метр провода – километр провода, пять килограмм – тонна.

Если мы меняем убеждение, то нам нужно либо увеличить контекст – по времени, людям, размеру, — или увеличить какую-то часть убеждения.

— Только тяжелый труд может привести к успеху.

— То есть абсолютно все успешные люди тяжело трудились?

— Жена должна слушаться мужа.

— Тебя возбуждают безвольные женщины?

Или перейти к ценности более высокого уровня:

— Любовь делает людей зависимыми.

— Может лучше подумать о том, как не остаться в одиночестве?

Можно перейти на более высокий нейро-логический уровень — например от уровня способности на уровень личностного своеобразия, от уровня личностного своеобразия – на уровень миссии и т.д.

— Я не умею говорить красиво.

— То есть вы — человек, который не умеет разговаривать?

— Твоя цель в жизни – потерпеть неудачу где только можно?

При разукрупнении мы поступаем наоборот – сужаем, укорачиваем, уточняем и уменьшаем количество, — при работе с диапазоном (сужение). И переходим к включённой категории при работе с категориями (разделение, дедукция)

— Успех – это удача.

— Да, если ты можешь сделать хоть что-то – это большая удача!

Логический уровень можно не только повышать, но и понижать:

— Успех – это удача.

— Да. Если способен сделать хоть что-то – это большая удача!

Аналогия – сдвиг «по горизонтали», искажение. Например, можно переместить всё в другое время или место, применить убеждение к другим людям (абдукция).

— Не на что надеяться.

— Если бы так думал Робинзон Крузо, он бы не дождался спасения.

Сюда так же относятся ассоциации и метафоры и т.д.

— В трудные времена нужно себе во всём отказывать.

— Это всё равно что во время шторма предложить матросам расслабиться и не обращать внимание на ситуацию.

Точно так же, можно поискать аналогичную категорию в другой иерархии (традукция):

— Семья – это рабство!

— Когда люди объединяются ради достижения общей цели, они подчиняются определённым правилам. Но вы же не скажете, что альпинисты в связке, идущие к вершине – это рабы?

Выход на новый уровень или выход за пределы. Например, убеждение об убеждении:

— Семья – это рабство.

— Шикарное ограничивающее убеждение!

Или выяснение внутреннего представления:

— Как именно ты внутри себя представляешь это утверждение?

Анализ структуры убеждения:

— Её непоследовательность раздражает меня

— Каким образом её поведение влияет на ваши чувства?

Использована статья — ФОКУСЫ ЯЗЫКА: НОВЫЙ ВЗГЛЯД (Александр Любимов) 2012год

Источник

Оцените статью
Разные способы