Энкаустическая живопись: что это такое и как сделать такие краски самостоятельно?
Энкаустическая живопись использует специальную краску, в которой основным веществом является воск (используемый в качестве связующего). Термин «энкаустик» звучит немного пугающе и как будто опасно, потому что название заставляет подумать о каких-то едких и опасных химических веществах, но это не так.
Термин » энкаустика «происходит от греческого, что означает просто «гореть в чем-то» (имеется в виду процесс плавления краски). Рецепт энкаустика прост: пигмент плюс воск (обычно смесь пчелиного воска и дамаровой смолы). Вы расплавляете воск, смешиваете его с пигментом и получаете энкаустическую краску. Это можно сделать своими руками.
Работа с энкаустической краской сильно отличается от работы с масляной или акриловой краской, потому что краску вам нужно нагреть, чтобы она стала текучей. Вам также нужно сплавлять слои краски, каждый новый с уже существующими, и это тоже делается при помощи температуры.
Это очень интересная, редкая форма живописи, которую стоит попробовать, если вы хотите продемонстрировать миру уникальные картины.
Но сначала вам нужна краска.
Итак, посмотрим шаг за шагом, как сделать энкаустические краски самостоятельно.
- пигмент краски (в форме порошка)
- кристаллы Дамара (тип смолы)
- пчелиный воск (можно взять церковные восковые свечи)
- котелок/ковшик
- лоток для кексов (силиконовый, чтобы легче было достать «кексы с краской»)
- плита или нагревающий элемент
- металлическая или пластиковая ложка для перемешивания смеси
- мерный стаканчик (например, небольшая жестяная банка)
- прихватки, чтобы защитить руки
Всегда работайте с энкаустическими красками в хорошо проветриваемом помещении и не перегревайте смесь. Вам нужно только растопить восковую жидкость, а не кипятить ее!
Давайте узнаем немного больше об ингредиентах.
Во-первых, что такое смола Дамар?
Это натуральная древесная смола, которая сочится из разреза дерева подобно тому, как собирают березовый сок с деревьев. Высыхает крупными комочками или кристаллами. Для создания энкаустических красок вы их плавите и смешиваете с пчелиным воском.
Смолу Дамар смешивают с пчелиным воском, чтобы укрепить и повысить температуру плавления. Также воск сохраняет краску полупрозрачной и предотвращает выбеливание. Также ее можно отполировать до глянцевого блеска.
Смола Дамар. Вы можете собрать ее с деревьев самостоятельно.
Пропорции и соотношения воска и смолы
Сколько дамаровой смолы вы смешаете с пчелиным воском — это вопрос личных предпочтений. Как правило, берется от четырех до восьми мер пчелиного воска к одной мере дамаровой смолы, в зависимости от того, какой конечный результат вы хотите. Для экспериментов рекомендуется приготовить краски с разными пропорциями, чтобы проверить самостоятельно.
Плавление воска и смолы
Далее, расплавление пчелиного воска.
Процесс прост: поставьте кастрюлю на минимальный огонь (можно на водяную баню), положите в нее воск, подождите, пока он расплавится, затем положите в смолу Дамара и мешайте, пока она не расплавится. Не будьте нетерпеливым и не превышайте 93°C, потому что при более высокой температуре пчелиный воск выделяет много потенциально вредных испарений, как и некоторые пигменты (например, кадмий). Кстати, пчелиный воск расплавится при температуре около 65°C.
Будьте терпеливы! Дамар не плавится, как воск, к тому же смола довольно липкая. Если вы обнаружите, что в смеси есть кусочки детрита из дамаровой смолы (такие как кора), не волнуйтесь, оставьте их. Это часть картины.
Затем подготовьте пигмент.
Сколько пигмента понадобится для каждой «булочки с краской» в вашем лотке — это тоже вопрос личных предпочтений. Изучите характеристики пигментов, прозрачны ли они или непрозрачны, так как это также повлияет на количество сухого пигмента, который вам нужен для красок. Узнайте также, каждый определенный пигмент ядовит или нет. Избегайте вдыхания любого пигмента и не сдувайте его с поверхности, а если просыпали, вытрите влажной тканью.
Не используйте слишком много пигмента, потому что, если в смеси не будет достаточного количества воска, чтобы его «приклеить», краска будет отслаиваться.
Начните с одной или двух ложек пигмента на «кекс». Помните, что вы всегда можете расплавить его позже и добавить больше пигмента.
Далее смешиваем пигмент и воск/смолу.
Работайте осторожно, так как воск горячий. Налейте смесь воск/смола в формы, лучше только до половины, чтобы было удобно мешать. Засыпайте пигмент (для каждого цвета — своя отдельная ложка), мешайте. Продолжайте помешивать, пока пигмент не растворится в воске.
Остается только дать энкаустическим краскам затвердеть.
Потребуется хотя бы час, но лучше дольше. Вытряхните из формочек. Если они плотно застряли в формах, используйте немного тепла, чтобы расплавить края (поставьте форму в горячую воду).
Теперь у вас есть краски для энкаустической живописи!
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Поэзия (325)
- Графика (38)
- Арт (25)
- Проза (21)
- Живопись (21)
- Компьютерная графика (15)
- Фото (13)
- Уроки мастерства (13)
- Статьи и записки модератора (8)
- Дизайн (2)
- Музыка (1)
- Столб позора (0)
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
Энкаустика
Понедельник, 15 Марта 2010 г. 19:24 + в цитатник
Энкаустика
ЭНКАУСТИКА (греч. enkaustike, от encaio – жгу, выжигаю), техника живописи красками, замешенными на воске, которые накладывались и закреплялись при помощи нагревания. Применялась в древности в Египте, Греции и Риме для настенных росписей, в портретной живописи, в скульптуре и архитектуре для полихромной раскраски статуй и зданий. Высоко ценилась как средство наружной декорации зданий и кораблей.
Предварительно разогретые краски (воск, смолы, масло, пигмент) наносились кистью и раскаленным бронзовым стержнем с ложечкой и лопаткой на концах (лат. – каутерий) на подогретую основу, после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни. Постепенно техника энкаустики стала использовать менее трудоемкий «холодный способ».
Энкаусткой написаны знаменитые фаюмские портреты – лучшие сохранившиеся образцы античной живописи, а так же ранние Византийские иконы (позднее энкаустику практически вытеснила темперная живопись)
Фаюмские портреты через десятки столетий донесли до нас реалистические изображения людей времен эллинистического Египта. И их сохранность потрясающа.
Попытки возродить энкаустику предпринимались с середины 19 в. В России в середине 20 в. в этой технике работали московские живописцы В.В. и Т.В. Хвостенко.
Материалы, необходимые для энкаустики:
1) Воск очищенный. Чтобы очистить воск, его сначала надо растопить в чистой горячей воде, в результате чего посторонние вещества (мед, пыльца и т. д.) останутся в воде. Затем воск следует отбелить на солнце в течение 1-3 месяцев (или просто купить готовый 😉
2) Смола — очищенная канифоль, даммаровая, пинии, мастичная и пихтовая;
3) Масло — льняное, ореховое, маковое, подсолнечное.
4) Пигменты, главным образом сухие: белила цинковые, охра светлаяю, стронциановая желтая, кадмий красный, английская красная, краплак, ультрамарин, кобальт светлый, лазурь малярная, сиена жженая и натуральная, зелень изумрудная, слоновая кость и др.
Энкаустические краски состоят из пигмента, воска и смолы или из пигмента, воска, смолы и масла. Масло применяется, чтобы при высыхании живопись не белела и не потела. При энкаустике совместимы разнообразные пигменты — стойкие и нестойкие, ртутные и нертутные, те, что несовместимы в масляной живописи: берлинская лазурь с охрой, кадмий желтый с охрой, киноварь с кадмием, киноварь с кобальтом фиолетовым. Дело в том, что воск, обволакивая частицы пигмента, прекращает реакцию окисления. При варке анилиновых, сернистых, цинковых, свинцовых, ртутных красителей следует пользоваться вытяжным шкафом.
Краски разогревают на палитре размером 100х120 см.
На раму из огнеупорного материала натягивают 5-7 рядов электроспирали.
Над этой рамой на расстоянии 35-40 мм прикрепляют металлическую раму с мраморной доской.
На подогретую палитру кладут воск и смолу и, помешивая мастихином, добавляют пигмент.
Процесс варки длится 5-10 мин. (Краски лучше варить в небольших количествах.) После того как полученная краска немного остынет, ее скатывают в шарики или палочки. Большое наполнение воска пигментом и смолой придает краске твердость.
Как правило, готовят твердую и мягкую краску разных цветов и оттенков и раскладывают ее в фарфоровые или железные баночки. Перед употреблением их подогревают.
При жирной фаюмской живописи пользуются колонковыми кистями, Для больших мазков можно и щетинными. Работают также мастихинами различной формы и размеров.
Закончив роспись, некоторые детали можно дорисовать каутерием (сделать его можно из электропаяльника, вставляя различной формы лопаточки).
Живописный слой оплавляют газовой горелкой или паяльной лампой, поверхность прогревают лампами инфракрасного излучения, грунтовые смеси раскатывают электрическим утюгом. Поверхность грунта можно подровнять циклей или лезвием.
Перед росписью следует приготовить картон с рисунком в натуральную величину, детально выполненным масляными красками. С картона снимается калька, а с кальки на поверхность проколами или припорохом переводится картинка.
Основанием под энкаустику служат совершенно сухие мраморы, граниты, известняки, асбестоцементные листы, песчаники, туфы, известковые и цементные штукатурки, дерево.
Энкаустическую живопись можно выполнять горячим и холодным способами. Горячий способ дает жирный, рельефный мазок, холодный — тонкий.
Энкаустика горячим способом.
Чисто отшлифованную основу надо обжечь газовой лампой, после чего покрыть тонким слоем расплавленного чистого воска и прогладить утюгом. Излишки воска следует счистить тонким лезвием. Затем приготавливают грунт. В зависимости от пористости материала-основы — грунт под энкаустику: твердый или мягкий. Так, известняки, асбестоцементные листы, песчаники, туфы, штукатурки покрывают мягкой грунтовкой, мрамор, гранит, бетон, кирпич — твердой.
Составы грунтов (г):
Мягкого: цинковые белила — 10; воск — 10; канифоль — 8;
Твердого: белила — 30; воск — 12; канифоль — 17;
Наносят грунтовку в горячем состоянии кистью или щеткой, каждый слой проглаживая электрическим утюгом. Толщина грунтовки должна быть не более 1-3 мм.
Перед росписью поверхность прогревают инфракрасными лампами и пишут по ней подогретыми на водяной бане восковыми красками. Роспись по подогретой поверхности не требует оплавления готовой работы, т.к. краски плотно ложатся на поверхность
Составы восковых красок (г):
Для наружной росписи: воск — 112, смола дамма-ровая — 40, сухие пигменты — в зависимости от цвета. Соотношение пигмента и связующего 1 : 1,05.
При приготовлении восковых красок для наружных работ с применением краплака и ультрамарина в связующее дополнительно вводят 50г смолы даммара.
Для внутренней росписи: воск — 112, смола дамма-ровая — 40, льняное масло — 25, сухие пигменты — в зависимости от цвета.
Способ приготовления. В фарфоровой посуде расплавляют смолу, а затем воск. В готовый расплав вливают масло льняное, подогретое для обезвоживания до 110—120°С. Состав хорошо перемешивают, после чего вводят пигменты необходимого цвета в соотношении по массе 1:1,05 (пигмент: связующее).
Готовую роспись можно покрыть масляно-восковым лаком — ганозисом.
Составы ганозиса (г):
для внутренней росписи: воск — 28-30, масло — 6;
для наружной росписи: воск — 28 -30, масло — 14.
Способ приготовления. Воск подогревают до расплавления и вливают льняное масло, предварительно подогретое для обезвоживания до 110—120С. Состав хорошо перемешивают.
Полируют бритвой или мягкой льняной тряпкой до блеска.
Энкаустика холодным способом.
Восковые росписи, выполняемые кистями холодным способом, применяются только для внутренних отделок. Основанием служат чисто отшлифованные сухие штукатурки, древесина, камень. Роспись выполняют кистями, применяя восковые краски, в том числе и эмульсионные, приготовленные по рецептам.
Составы восковых красок (г):
1) Воск — 4, смола — 4 — 8, скипидар – 16-24, пигменты — до рабочей вязкости;[I]
Способ приготовления. Расплавленный воск растворяют в 8-12 г скипидара. В отдельной емкости расплавляют смолу и растворяют ее также в 8—12 г скипидара. Оба состава смешивают и вводят пигменты, предварительно затертые на скипидаре до пастообразного состояния. Состав приготовляют с соблюдением правил техники безопасности, исключая возможность воспламенения.
Состав восковой краски (по массе) (рекомендация художника Д. И. Киплика).
[I]Воск пчелиный отбеленный 6 г
Смола даммара 12 г
Скипидар очищенный 20 г
Пигменты до рабочей вязкости
2) Эмульсионный состав: [I]животный клей (40%-ный) — 20, воск — 20, смола даммаровая — 40, нашатырный спирт (25%-ный) — 10, вода — 80-100, пигменты — до рабочей вязкости.[I]
Способ приготовления. Готовят водный 40%-ный раствор животного клея, вводят в него воск и смолу и разогревают до полного расплавления. Сняв с огня, добавляют нашатырный спирт, перемешивают до однородного сметанообразного состояния и разводят водой, вводя ее небольшими порциями, энергично перемешивая эмульсию. На эмульсии готовят краски, добавляя в нее пигменты, предварительно затертые на воде до пастообразного состояния.
Эмульсия лучше сохраняется в неразведенном водой состоянии. Поэтому готовить эмульсию следует не на весь объем работы, а разводить — по мере необходимости.
При росписи поверхностей холодными восковыми составами краски дают плотный матовый слой, вначале довольно мягкий, но постепенно твердеющий по мере улетучивания растворителя и воды.
При холодном способе живопись следует вжигать. Это увеличивает силу сцепления с грунтом. Оплавляют, вжигают живописный слой газовой горелкой или паяльной лампой. Оплавление ведут слева направо, ярусами сверху вниз. Держать лампу следует не ближе 10 см и не дальше 25 см от поверхности картины. Для четкости штриха рисунка держат горелку дальше, для смягчения, легких подтеков — ближе. Оплавляют до тех пор, пока поверхность не заблестит. Если поверхность не загрунтована, достаточно оплавления. Оплавлять энкаустику следует лишь в течение нескольких минут. Если роспись на грунте, сверху можно нанести ганозис.
Восковые карандаши.
Восковыми карандашами рисуют на любой основе вертикально, растирая штрихи. Но обязательным является оплавление. Состав карандаша (г): воск — 5-10, смола — 1-3, масло — 1-2, пигмент — 4-8. Изготавливают энкаустические карандаши следующим образом. В растворенный воск добавляют небольшое количество смолы, снимают смесь с огня, вливают в нее льняное масло и тщательно размешивают. Затем на разогретую мраморную плиту насыпают пигмент и аэросил или доломит. В них заливают восково-смоляно-масляную массу, тщательно перемешивают и раскладывают в формочки для отверждения.
Энкаустическая мозаика.
По принципу восковых карандашей можно сделать энкаустическую мозаику. Энкаустическая смальта не содержит масла, а для крепости в нее добавляют больше наполнителя — аэросила, доломита. Делают лепешки толщиной от 0,5 до 1 см и закладывают их в формочки (квадрат, треугольник, круг). Отходы опять можно разогреть и проштамповать формочками. В качестве основы под мозаику используют алебастр или гипс. Поверхность выложенной мозаики можно оставить матовой, или срезать циклей, или отполировать. Такая мозаика, покрытая ганозисом, не боится выхлопных газов, атмосферных воздействий, не бьется, моется водой с мылом.
Источник