Как называется способы посредством которых изучается предмет науки психологии

Содержание
  1. Ответы к тесту: Предмет психология
  2. Тестовый вопрос: Основной задачей психологии является:
  3. Тестовый вопрос: К психическим процессам относится:
  4. Тестовый вопрос: Одним из принципов отечественной психологии является принцип:
  5. Тестовый вопрос: Специфической характеристикой тестирования является:
  6. Тестовый вопрос: Признаком, характеризующим понятие «тест» является:
  7. Тестовый вопрос: Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни – это:
  8. Тестовый вопрос: Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами:
  9. Тестовый вопрос: Одной из причин смены предмета психологии с сознания на поведение явилось:
  10. Тестовый вопрос: Способы, посредством которых изучается предмет науки, называются:
  11. Тестовый вопрос: Изучением индивидуальных различий между людьми занимается психология:
  12. Тестовый вопрос: Изучение психики посредством общения называется:
  13. Тестовый вопрос: Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания:
  14. Тестовый вопрос: Основы рефлекторной теории психики заложили работы:
  15. Тестовый вопрос: Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии – это поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, – это:
  16. Тестовый вопрос: Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом:
  17. Тестовый вопрос: Отечественный психолог Л.С. Выготский является автором:
  18. Как называется способы посредством которых изучается предмет науки психологии
  19. Учебный курс «Психология»
  20. Тема 1.2. Методы психологии

Ответы к тесту: Предмет психология

⚑ Закажите написание студенческой работы!

Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!

Тестовый вопрос: Основной задачей психологии является:

Выберите правильный ответ:

[неверно] коррекция социальных норм поведения

[ верно ] изучение законов психической деятельности

[неверно] разработка проблем истории психологии

[неверно] совершенствование методов исследования

Тестовый вопрос: К психическим процессам относится:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] ощущение

Тестовый вопрос: Одним из принципов отечественной психологии является принцип:

Выберите правильный ответ:

[неверно] учёта возрастных особенностей человека

[неверно] единства мышления и интуиции

[ верно ] единства сознания и деятельности

Тестовый вопрос: Специфической характеристикой тестирования является:

Выберите правильный ответ:

[неверно] индивидуальный подход в подборе заданий

[неверно] глубина полученных результатов процедуры

[неверно] субъективность полученных результатов

[ верно ] стандартизация процедуры

Тестовый вопрос: Признаком, характеризующим понятие «тест» является:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] валидность

Тестовый вопрос: Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни – это:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] интроспекция

Тестовый вопрос: Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] проективными

Тестовый вопрос: Одной из причин смены предмета психологии с сознания на поведение явилось:

Выберите правильный ответ:

[неверно] увеличение количества браков

[ верно ] урбанизация и производственный бум

[неверно] сокращение числа разводов

[неверно] демографический взрыв

Тестовый вопрос: Способы, посредством которых изучается предмет науки, называются:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] методами

Тестовый вопрос: Изучением индивидуальных различий между людьми занимается психология:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] дифференциальная

Тестовый вопрос: Изучение психики посредством общения называется:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] метод беседы

Тестовый вопрос: Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] в XIX в.

[неверно] в XVIII в.

[неверно] в XVI в.

Тестовый вопрос: Основы рефлекторной теории психики заложили работы:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Р.Декарта, И.М. Сеченова

[неверно] Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна

[неверно] Аристотеля, Гиппократа, Платона

[неверно] З.Фрейда, А.Маслоу¸ К.Юнга

Тестовый вопрос: Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии – это поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, – это:

Выберите правильный ответ:

Читайте также:  Способы анализа технических системах

[неверно] гуманистическая психология

[неверно] психология сознания

[ верно ] бихевиоризм

Тестовый вопрос: Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом:

Выберите правильный ответ:

[неверно] гуманистическая психология

[ верно ] глубинная психология (психоанализ)

[неверно] ассоциативная психология

[неверно] когнитивная психология

Тестовый вопрос: Отечественный психолог Л.С. Выготский является автором:

Выберите правильный ответ:

[неверно] стратометрической концепции

[ верно ] культурно-исторической концепции психического развития

[неверно] деятельностной концепции

[неверно] концепции поэтапного формирования умственных действий

⚑ Успей сделать заказ со скидкой!

Если в течении 5 минут, вы оформите заявку на сайте, то получите гарантированную скидку. По истечению времени, кнопка исчезнет, поэтому поторопитесь!

Источник

Как называется способы посредством которых изучается предмет науки психологии

Учебный курс «Психология»

Тема 1.2. Методы психологии

Метод важнее открытия,

ибо правильный метод исследования

приведет к новым, еще более ценным открытиям

Психология – это наука и практика. Методы психологии, первоначально разработанные в научных исследованиях, переходят затем к психологу-практику, и служит целям диагностики, развития и коррекции, психопрофилактики и т.п.

Методы научных исследований это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Метод – это способ достижения какой-то цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций, практическое или теоретическое освоение действительности.

Основные методы получения фактов в психологии:

· анализ продуктов творческой деятельности,

· социометрия и другие.

Наблюдение – исследование определенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс.

Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Особенностью научного наблюдения, в отличие от простого, житейского является его преднамеренность, целенаправленность (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность (наблюдаются определенные особенности поведения и деятельности), планомерность (проведение в соответствии с определенном планом) и систематичность.

Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения:

-срез (кратковременное наблюдение),

— лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет),

-сплошное (проводится за всеми психическими процессами, свойствами и качествами данного человека),

-выборочное (наблюдение за одним психическим процессом, свойством или состоянием),

-включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы),

-внешнее (наблюдение со стороны),

-свободное ( не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя ) ,

-стандартизированное (заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается, ведется по определенной, предварительно продуманной программе)

-стороннее (не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает).

Процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

З) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

«+»: доступность, дешевизна средств; не искажает естественного протекания псих. процессов; богатство собираемых сведений.

«-»: большие затраты времени, невозможность повторного наблюдения тождественных факторов, трудность установления причины явления, трудность статистической обработки.

Иногда наблюдение входит составной частью и в два других метода — беседу и эксперимент.

Читайте также:  Зарядка аккумулятора автомобиля способ

Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

1.Лабораторный Э. , он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать.

«+»: Эксперимент (лабораторный) может проводиться многократно.

«-» — испытуемый ведет себя недостаточно естественно, некоторая искусственность Э..

Этот метод используется с тех пор, как в 1879 году в Германии была открыта первая в мире психологическая лаборатория (Вильгельм Вундт) . Ранее использовался только метод интроспекции (самонаблюдения).

2.Естественный Э. , (В 1911г. русский ученый Лазурский Александр Федорович предложил метод психологического изучения личности в привычных условиях ее деятельности)- Естественный Э. Этот вид эксперимента широко применяется в социальной, педагогической психологии, в психологии управления. Естественный Э. проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых.

3.Психолого-педагогический Э. –сущность эксперимента состоит в том, что здесь изучение ребенка ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, в процессе активного формирования тех психических особенностей, которые являются предметом изучения.

Психолого-педагогический Э. чаще состоит из 3-х:

1. констатирующий : направлен на установление и фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения Э. Проведение диагностик.

2. формирующий : активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания.

3. контрольный : проверка эффективности проведенной работы, анализ и сравнение результатов. Используются те же диагностики, что и в констатирующем Э.

Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых видны свойственные ему психологические явления (сбор фактов о психических явлениях).

Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке.

Свободная – у экспериментатора имеется только общий план интервью и сам формулирует вопросы, определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.

Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов:

— открытые («Ты любишь читать книги?»)

— косвенные («Что ты обычно делаешь в свободное время?»)

— проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших 2х часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»)

2).нельзя превращать беседу в опрос

3).установление личного контакта исследователя с обследуемым человеком (создание дружественной обстановки)

4).тщательно продумать беседу (представить ее в форме конкретного плана, задач)

Психологу принадлежит активная роль в организации и проведении беседы, он должен добиваться, чтобы каждый как можно полнее и понятнее отвечал на поставленные вопросы.

Материал, который в результате получает психолог, нуждается в самом строгом критическом анализе.

Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленным программам. При использовании этого метода большое значение имеют четкое определение содержания вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статических методов обработки материалов.

«+» в том, что здесь имеется возможность получить большой по объему материал, достоверность которого определяется «законом больших чисел».

Читайте также:  Ступенчатое повышение нагрузки это способ

«-» в том, что обычно бывает, затруднен качественный анализ данных и исключена возможность соотнесения ответов с реальной деятельностью и поведением испытуемых.

Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития различных качеств человека.

Тесты предназначены для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных психологических особенностей у тех или других испытуемых.

— всегда стандартизированные испытания (определяет, в какой мере испытуемый соответствует известному стандарту, объективно сравнивает между собой различных испытуемых).

— предоставляет всем испытуемым одинаковые возможности для проявления имеющихся у них психологических особенностей.

Приступая к интерпретации, следует помнить, что тесты, как правило, разовые испытания, что они позволяют провести срез, зафиксировать то, что есть в данный момент. На основе результатов теста нельзя строить прогнозы, предсказывать возможность, степень успешности последовательного психического развития. Можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления: математическая обработка данных.

Метод социометрического исследования – исследование межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости (разработан амер. психологом Морено , переработан Я.Л.Коломенским и адаптирован к детям дошкольного возраста Т.А.Репиной, получив название «Игра секрет»). Эта методика используется для изучения личностного статуса ребенка в системе межличностных отношений в группе сверстников.

Детям задают ряд вопросов, например, «С кем бы ты хотел играть?», «Кого бы ты пригласил на свой день Рождения?» и т.д. или предлагают сделать «выбор в действии», т.е.по секрету подарить какую-либо вещь (картинки, игрушки и т.п.) тому ребенку из группы, которому они хотят. Ответы детей оформляют в специальную таблицу – социограмму. Она показывает тех детей, которые пользуются наибольшей или наименьшей популярностью, а также взаимность выборов, но причины симпатий или антипатий не выявляет. Выявляются следующие категории: «звезды»-лидеры, популярные, отверженные.

Психологический анализ продуктов творческой деятельности — позволяет раскрыть такие психологические особенности людей, как их умения и навыки, их отношение к делу, иногда уровень способности и объем знаний.

Очень важно изучать не только продукты деятельности, но и процесс изготовления, т.к. в процессе деятельности психические особенности человека проявляется более ярко.

К продуктам деятельности относятся: сочинения детей, рисунки, чертежи, различные предметы, сделанные на уроке труда и т.д.

Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя. Те задания, которые ребенок выполняет по непосредственному указанию взрослого, особой ценности не представляют. Ценны работы по замыслу. Большое значение в понимании внутреннего мира ребенка играют рисунки по замыслу. В них отражается особенность восприятия и переживания внутреннего мира ребенка. Рисунки дают возможность в некотором роде судить об умственном развитии ребенка. Цветовая гамма, которая используется ребенком в рисовании, дает нам основание судить о его отношения к изображаемому персонажу (например, отрицательных героев ребенок рисует темными красками и крайне небрежно: они не стоят того, чтобы стараться их рисовать»). Анализ других продуктивных видов деятельности говорит об уровне сформированности или несформированности навыков и умений ребенка.

ВЫВОД: Только комплексное использование различных методов исследования может дать полное, объективное представление о психических особенностях ребенка. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, поэтому для полного понимания психического развития ребенка они должны использоваться в тесном взаимоконтакте. Только в этом случае можно получить полную и объективную оценку развития личности.

Источник

Оцените статью
Разные способы