Как называется способ рисования каракулями

От неуверенных линий к шедеврам: что такое каракульное рисование

Почему каракули — это хорошо

Рисуя, ребенок стремится выразить свои впечатления от чего-то, а не достичь фотографической точности и близости к реальности. Не стоит указывать маленькому художнику на недостатки его работы и сразу показывать, «как надо»: всему свое время. Если малыша с самого раннего возраста учить рисовать по правилам, это может помешать ему самовыражаться: ведь так страшно ошибиться и сделать неправильно! Кроме того, дети берутся за карандаш и бумагу еще задолго до того, как у них будет развита зрительно-моторная координация. Много листов будет изрисовано, прежде чем они физически будут способны рисовать фигуры по шаблону: звездочку, домик и так далее.

Что такое каракульное рисование

Рисовать — это интересно и увлекательно. Бывает так, что ребенок, которого учили рисовать, не хочет брать в руки карандаш или кисти с краской, потому что уверен: ничего не получится, выйдут одни лишь каракули. Но они-то нам и нужны! Каракульное рисование — это необычный метод арт-терапии, который поможет вашему ребенку поверить в себя и бесконечность своего воображения. При таком рисовании нет необходимости создавать что-то правильное и красивое или иметь специальные навыки, зато можно получить необычный результат.

Каракульное рисование не только затрагивает творческий потенциал личности, но и в значительной мере раскрепощает. Кстати, уже по тому, насколько легко даются ребенку каракули, можно увидеть, насколько ребенок зажат или, наоборот, открыт и расслаблен.

Приемы каракульного рисования

Итак, берем чистый лист бумаги, мелки и цветные карандаши. Предложите ребенку выбрать любой из них и нарисовать хаотичные линии на листе. В результате получится сложный клубок линий, как на рисунке выше. Если у ребенка не получаются каракули, спросите, что его сдерживает и почему. Так вы сможете в игровой форме узнать, что тревожит вашего ребенка. После этого предложите ему рисовать с закрытыми глазами. Обычно дети соглашаются и рисунок удается. Далее можно продолжить работу с рисунком.

Дополняем рисунок

Предложите ребенку увидеть в каракулях какое-нибудь изображение, образ, рисунок. Пусть ребенок обведет образ, который ему удалось увидеть, карандашом другого цвета. Поговорите о том, что в итоге получилось, какие эмоции у ребенка вызывает этот обновленный рисунок.

Рисуем обеими руками

Предложите проделать то же самое левой рукой. Пусть ребенок рассмотрит два получившихся образа и попробует придумать рассказ, объединив их. Какой получилась эта история? Грустной или веселой? С главным героем или без него? Попытайтесь сами проанализировать рисунки: обычно образ, созданный правой рукой, выражает мысли, а левой — чувства. Насколько разными они получились?

Рисуем вместе

Если творческий процесс ребенку понравился, попробуйте совместное рисование. Разместите лист бумаги так, чтобы удобно было рисовать и вам, и ребенку одновременно, и начинайте творить. Для творческого процесса выбирайте разные цвета. Обратите внимание, чьи каракули занимают большее пространство, кто доминирует. Подумайте вместе, почему так происходит. Посмотрите, какие образы могут у вас получиться, чем они похожи или отличаются. Обратите внимание ребенка на то, что у вас получились разные рисунки, хотя вы и рисовали вместе. Ведь все люди разные, каждый по-своему уникален. Также вы можете дорисовать каракули и образы друг друга. Такое совместное творчество сблизит вас с ребенком, создавая особую творческую атмосферу.

Покажите ребенку, что его работа значима и ценна, как и он сам: сделайте фотографии с получившимися рисунками.

Каракульное рисование поможет вашему ребенку мыслить нестандартно, не бояться самовыражаться и может стать важным этапом на пути к серьезным занятиям творчеством. Рисуйте чаще и делайте это вместе!

Источник

Дудлинг. Могут ли каракули быть видом изобразительного искусства?

сВерите ли вы, что сам Создатель может водить вашей рукой так, что даже самые примитивные закорючки складываются в конце концов в самый что ни на есть… шедевр? «Нет, не верю, — скажет обычный человек. — Рисование забавных закорючек, конечно расслабляет, и развлекает, но быть искусством… Такого просто быть не может!» Может! Всё возможно в наше сумасшедшее время.

Если мы откроем классический словарь «American Heritage Dictionary», то термин «doodling» определяется как «праздное времяпрепровождение». Словарь «Merriam-Webster» определяет глагол «to doodle» как «бездельничать, попусту тратить время». Кроме дуракаваляния термин «to doodle» используется как обозначение машинального рисования в процессе раздумий. Вот это побочное значение и дало название новому графическому стилю.

Рисовать в стиле дудлинг очень легко. Составлять композиции можно из геометрических фигур, прямых и изогнутых линий, различных фигурок и… из всего, что может начертить на бумаге (экране компьютера) инструмент для рисования. Рисунок может не иметь никакого плана, просто надо начать рисовать. Многие говорят, что в этом и есть смысл дудлинга: «никаких правил»! Рисуй себе крякозяброчки и наслаждайся жизнью. Рисуй всё, что приходит в голову. Рисуй как хочешь! Только рисуй!

Обычно рисунок начинается из центра листа, хотя есть уникумы, которые начинают с угла. Дальше прибавляется несколько линий или фигур, потом ещё. Потом… И так до тех пор, пока места на листе не останется. Или пока не расхочется рисовать. Или пока не придёт ощущение: «ну всё, вот оно!». Чётких правил-то нет. Самое главное правило — чем беспорядочнее будут «набросаны» линии или фигуры, тем интереснее будет рисунок.

А зачем всё это нужно? Убивать время просто так в наше прагматичное время как-то не принято. На это поклонники дают несколько ответов.

Спонтанный стиль рисования снимает нервное напряжение. Этакая арт-терапия.

Рисование во время обдумывания сложной проблемы позволяет быстрее и лучше решить эту самую проблему. А что рисовать, если голова забита… Вот-вот — закорючки, галочки, крякозяброчки… И после всего этого остаётся только удивляться, почему учителя не терпят дудлинга на уроках. Ведь ученики, рисующие закорючки, подключают к левому (логическому) полушарию мозга ещё и правое, творческое. Кроме того, рисование закорючек помогает не потерять концентрацию и лучше запомнить информацию во время скучного или ну очень скучного доклада (лекции, презентации ).

Читайте также:  Пять способов завязать платок

Ну и денег заработать на этом можно. На Западе картины в стиле «дудлинг» уже достаточно привычный элемент декора. Причём не только интерьера, но и ворот, заборов и вообще уличного стрит-арта. Мода, опять же. Рисунки на ткани, принты на футболках…

Придумывать сложные композиции — та ещё умственная работа! Любители составления дудлинг-композиций уже устраивают своеобразные состязания. А победителей ждут приятное щекотание собственного эго, восторженные вздохи фанатов и неплохие заработки.

Рисовать в стиле «дудлинг» можно в любом возрасте, независимо от пола, возраста, таланта, денег Нужно просто взять листок бумаги и любой рисователь — ручку, карандаш, фломастер любой толщины. Рисовать хоть какие-то закорючки умеют все. А те, кто не умеют… Можно купить альбомы-раскраски. Или обои: наклеил и раскрасил, как душа просит.

В России дудлинг стал широко известен тогда, когда на экраны компьютеров пришла поисковая система Гугл. Именно в этой системе рисунки ко всяким знаменательным датам рисуются в стиле дудлинг. Они так и называются — дудлы.

Но это всё только цветочки. А знаете ли вы, что многие американские президенты, в том числе Томас Джефферсон, Рональд Рейган и Билл Клинтон, были известны тем, что использовали вид рисования, который сегодняшние знатоки назвали бы дудлами, в ходе своей непосредственной работы.

Мировые знаменитости сего оригинального изобразительного жанра тоже известны. Ким Тунг Ги (Kim Tung Gi) из Южной Кореи, Маттхеу Бессуда (Matthieu Bessuda) из Франции, Хелен Каур (Helen Kaur) из Сингапура Пэт Пэрри (Pat Parry) из США и многие, многие другие. Все они относятся к своим «несерьёзным произведениям» очень серьёзно. Вот что говорит о своём творчестве американский художник Джон Бургерман (Jon Burgerman): «Дудлинг — непростое для овладения ремесло, если относиться к нему серьёзно. Но если вы хотите просто позабавиться, лучшей формы творчества не придумать».

И ещё один очень интересный факт. Статьи по дудлинг в русской Википедии нет. Во всяком случае сейчас (3 марта 2016 г.). И может быть, вы — именно тот человек, кто напишет, наконец, эту статью.

Источник

Как называется способ рисования каракулями

DELETED запись закреплена

Арт-терапевтическая методика «Каракули Д.Винниккота»

Впервые техника «каракулей» была разработана и описана Д Винникоттом.

В настоящее время эта методика имеет несколько модификации и описаний изложенных авторами: Л.Лоуи, М.Бетенски, Р.Френкель, А Копытин, Л Лебедева в научных исследованиях.
Разнообразные варианты методики практикуются как в групповой, так и в индивидуальной работе с людьми любого возраста.

Техника «каракулей» способствуют оптимизации межличностного и внутригруппового общения, групповой сплоченности, развитию и совершенствованию коммуникативных навыков, располагает к проявлению взаимной эмоциональной поддержки.

Техника «каракулей» имеет диагностическую направленность и способствует исследованию человеком собственных чувств и переживаний, а также снятию мышечных, эмоциональных напряжений, расслаблению.

Техника «каракулей» затрагивает сферу творческого потенциала личности, раскрепощает его и тем самым способствует личностному росту человека, повышению его уверенности в собственных возможностях.

на 1 этапе предлагается подвигаться 7-12 мин, так как хочется, помахать руками, поделать ими разные упражнения: круги в разные стороны, сбросить напряжение в руках и т.п.
на 2 этапе предлагается взять в руки и в правую и в левую ручки или карандаши (фломастеры), лист бумаги (лучше А3), поставить на листе точки двумя руками и одновременно начать рисовать каракули и продолжать мин 5-8.
на 3 этапе после окончания отметить свои ощущения, эмоции, чувства
Как правило данный метод дает расслабление как мышечное так и эмоциональное, может использоваться как техника на начальном жтапе для более глубокого погружения и ослабление защитных механизмов.
Варианты:
Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.

-затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и
попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем
обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга,

— после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ;

— выразите в словах свои чувства и ассоциации, возникшие при восприятии каракулей партнёра;

— размашистыми движениями различных частей тела создайте каракули на
большом листе (ватмане, оборотной стороной обоев), можно закрыть глаза.
После завершения найдите в изображённом образ и проанализируйте его.

Источник

«Рисуем каракули» — арт-терапевтический прием

«Я не умею рисовать», «У меня не получается» — с этими фразами сталкиваются многие родители, педагоги, психологи, предлагая ребенку порисовать. Ребенок даже не пытается что-то сделать сам, просто отказывается от попыток что-либо изобразить. Это может быть связано с различными факторами. Например, с уже имеющимся опытом негативной оценки продуктов творчества. Иногда ничего по сути не значащая, как кажется взрослым, фраза воспринимается ребенком болезненно и приводит к отказу от этого вида деятельности. Причина отказа от изобразительной деятельности может быть связана и с имеющимся у ребенка опытом жесткого ограничения свободы в творчестве, когда взрослый слишком настойчиво вмешивается в процесс: или с дидактической целью «научить, как надо», или чтобы не испачкать одежду, мебель и пр.

Одна моя коллега вспоминает, как тяжело вздыхала ее мама, видя в руках дочери краски и кисточки, что воспринималось девочкой как однозначно негативная оценка любого ее художественного замысла и его воплощения. Прошло много времени, прежде чем коллега все-таки начала рисовать, кстати добившись в этой области немалых успехов.

Отказ от рисования может быть связан также с фрустрирующими факторами, когда ребенок не смог воплотить свой замысел из-за отсутствия изобразительных навыков или поддержки со стороны взрослых. Каракули, как известно, определенный этап в обучении детей рисованию. Это один из первых опытов соприкосновения маленького человека с изобразительными средствами, дающий ребенку представление о том, что его действия могут получить реальное воплощение, результат.

Читайте также:  Классический способ засолки огурцов

Для детей постарше каракули могут стать, с одной стороны, игрой с изобразительными средствами, не обязывающей создавать что-то «правильное, красивое», с другой стороны — опытом создания необычного творческого продукта.

Предлагаю свой опыт работы с детскими каракулями.

Первый вариант работы — рассматривание репродукций с абстрактными изображениями (это могут быть репродукции В. Кандинского, К. Малевича и других художников), нахождение конкретных образов в, казалось бы, непонятной целостности. Как-то раз, путешествуя по Вене, я забрела в музей Альбертина на выставку абстракционистов. К моему большому удивлению, я обнаружила там огромное количество детей и подростков разного возраста, которые сидели перед картинами на подушках, разложенных на полу. Им что-то говорил молодой человек, вероятно проводивший с детьми экскурсию. Они поворачивали головы то в одну сторону, то в другую, рассматривали картины под разными углами зрения. Издавали возгласы, вскакивали, что-то показывали на непонятных полотнах, радовались друг другу, хлопали, восклицали, охали. С точки зрения нашей традиционной педагогики, вели себя ужасно: крутились, ложились на пол, но не отрывались от картины, очень медленно и увлеченно переходя по залу, тщательно рассматривая разные полотна.

В то время меня просто потрясло то, что я увидела. Я и сама не могла оторвать глаз от того, что многие назвали бы просто «мазней». Эта «иностранная» идея засела в сознании крепко.

Набор метафорических карт «ЕССО», вызвавший сначала недоумение как у детей, так и у родителей, а потом бурный восторг и азарт, укрепил мое желание создавать «непонятные» абстрактные картины с детьми, подростками и взрослыми. Я часто использую готовые самодельные репродукции на различных занятиях. Например, когда речь идет о непохожести разных людей. Рассматривание картин, где в одном изображении разные люди видят разные образы, является живой иллюстрацией уникальности взглядов, позиций, дает повод для размышлений и обсуждений.

Пример

На консультации — мама и дочь 14 лет. Мама требует послушания, девочка — свободы. Типичная история. Беседа проходит напряженно, ни одна из сторон не склонна слушать собеседника. Я предлагаю « выдохнуть и поиграть», принять участие в эксперименте.

Каждая берет по три картинки с непонятными изображениями ( кстати, использую для этого репродукции картин В. Кандинского) так, чтобы другая не видела, что на ней изображено. Задача: придумать каждой картинке название, предварительно рассмотрев ее. Затем все картинки перемешиваются. Каждая по очереди говорит название своей картины, вторая должна угадать, где названная картина.

Игра захватила семью. Мама и дочь по очереди бурно выражали удивление, связанное с найденными образами. При обсуждении игры мама и дочь обратили внимание, что им обеим было интересно, потому что они внимательно слушали друг друга. Мама сказала, что потрясена фантазией дочери. Вынесенный из этой игры опыт стал началом конструктивного диалога с этой семьей.

Второй вариант работы — создание собственного набора каракулей разными способами и средствами. Способы, которые я предпочитаю предлагать использовать детям и их родителям, проводя занятия по арт-терапии:

— рисование поочередно то правой, то левой рукой,
— рисование с закрытыми глазами,
— рисование с помощью отпечатков (монотипия),
— рисование пальцами,
— рисование ногами и др.

Сами способы необычного рисования вызывают активный интерес у детей, снимают страх перед тем, что «не получится», воспринимаются скорее как игра, нежели как рисование.

Материалы, которые в этом случае имеет смысл использовать:
— пальчиковые краски,
— акварель, гуашь,
— акварельная и масляная пастель и др.

Разные материалы усиливают ощущение игры, новизны, обогащают сенсорный и изобразительный опыт участников.

Пример

На консультацию пришла бабушка с 10-летним внуком, опекуном которого она является. Мама мальчика лишена родительских прав. Мальчик живет с бабушкой уже три месяца, ее тревожит, что он закрыт, стремится избегать общения. Бабушка на предварительной встрече говорила, что старается заботиться о внуке « как можно лучше», приучает его к порядку, чистоте, правильному питанию и не понимает, «чего ему не хватает».

Я предлагаю бабушке и внуку порисовать. Бабушка выражает готовность только посмотреть, как это будем делать мы, мальчик молчит. Я объясняю, что рисовать мы будем не в привычном понимании этого слова, а особенными, необычными способами. Сама начинаю рисовать пальцами, демонстрирую решимость делать свободные, даже несколько хаотичные движения, экспериментируя с цветом, делая отпечатки разными предметами, использую разные материалы.

Постепенно в процесс включается ребенок. Бабушку приходится дополнительно стимулировать, ее удивляет мое неэкономное отношение к изобразительным средствам. Мальчик, увлеченный процессом, начинает что-то напевать, все время улыбается. Бабушка обратила внимание на изменения в настроении ребенка.

При дальнейшем общении с бабушкой мы много говорили о свободе и ограничениях, о потребностях ребенка в творчестве и экспериментах. Надо отдать должное бабушке, дальше на моих занятиях она охотно рисовала пальцами, всей ладонью, активно поддерживая все наши эксперименты. Отметила, что сама увлеклась процессом.

На последующих занятиях мы оживленно обсуждали то, что получалось в процессе «нашего хулиганства». При этом меня в этих диалогах становилось все меньше и меньше, так как бабушка и внук перестали нуждаться в моем посредничестве. Так, медленно, но верно между членами этой семьи возник диалог.

Хочу отметить, что часто в процессе рисования каракуль ведущему приходится самому принимать в нем активное участие, демонстрируя свободное проявление собственной творческой активности. Особенно это касается неуверенных, тревожных, далеких от изобразительной активности клиентов. Однажды я получила комплимент от 5-летней девочки, которая неожиданно перешла со мной на ты: «Ты как маленькая, совсем не похожа на взрослую». По сей день искренне считаю эти слова лучшей похвалой.

Важным этапом этой формы работы является рассматривание получившихся изображений. По сути, на этом этапе происходит возвращение к тому, что творческий продукт — это результат не только игры, но и рисования. Данный этап связан с оценкой значимости получившегося творческого продукта. Рассматривание включает совместное со всеми участниками обсуждение ассоциаций, образов, связанных с каждой картинкой каракулей. Для этого каждая работа может рассматриваться на разном уровне удаления от глаз участников, в разном положении.

Читайте также:  Какие есть способы перекрытия

Третий вариант работы — объединение разных каракулей одного или нескольких участников в общую картину. Эта работа предполагает пошаговое выполнение следующих действий: — индивидуальное нахождение образов в каракулях; — вырезание определенных изображений; — определение сюжета, объединяющего вырезанные изображения в индивидуальную или общую кар тину; — выбор средств для создания фона для картины (размер листа, возможности изготовления фона и дополнительных деталей); — создание большой композиции ( вклеивание, дорисовка, оформление и др.).

Иногда такая картина помещается на обычном альбомном листе, иногда занимает несколько метров обоев.

Пример

Запрос у семьи, пришедшей на консультацию, — «объединиться, как это было раньше», до смерти младшего ребенка, которого все вместе старались спасти, а потом все вместе оплакивали. Муж с женой и двумя девочками похоронили третьего ребенка год назад, и «семья стала разваливаться, каждый оказался сам по себе».

Все члены семьи соглашаются с тем, что с этой ситуацией надо « что-то делать». Очевидно, что в семье обсуждается сложившаяся ситуация, но обсуждения не дают желаемого результата. Я предлагаю семье принять участие в необычном эксперименте. Каждый член семьи создает каракули с закрытыми глазами с помощью масляной пастели определенного цвета ( в данном случае каждый член семьи выбирал цвет, соответствующий его настроению). Потом мы обмениваемся листами и дополняем имеющиеся каракули, внося в них свой цвет, только каракули рисуем с закрытыми глазами и двумя руками.

На этом этапе члены семьи начинают оживленно переговариваться друг с другом. Обмен листами продолжается до тех пор, пока каждый не оставил свой след на всех четырех листах. Каждый новый способ оставлять каракули вызывает бурные эмоции членов семьи, они со смехом наблюдают, как меняется их собственный стартовый лист. Рассматривая итоговые работы, каждый высказывал свою гипотезу по поводу получившегося образа, но решение принимал тот, кто первым начинал рисовать каракули на данном листе.

Когда образы были вырезаны, семья вся вместе должна была придумать общую картину, в которой объединились бы индивидуальные работы. С задачей семья справилась быстро, все вместе создавали фон, вклеивали свои картинки. При итоговом обсуждении сошлись во мнении, что надо просто что-то начинать делать всем вместе, например создать картину подобного типа с помощью гуаши, акварели, чего-нибудь еще, выражали радость от совместно проведенного времени. Безоговорочно было решено забрать картину домой.

Таким образом, каракули стали поводом для совместного времяпрепровождения, разговора, дела, объединяющего семью.

Важной частью данной формы работы является презентация итогового творческого продукта, особенно если картина из каракулей создается индивидуально. У нас в центре есть целая коллекция таких необычных картин, они всегда привлекают к себе внимание и взрослых, и детей, побуждают к творчеству, вызывают вопросы. Потенциал этих работ в том, что они вызывают ответный импульс у людей, которые их рассматривают, стимулируют их к творческой деятельности, создают удивительную творческую атмосферу, где делать что-то необычное не страшно

Четвертый вариант работы — придумывание названия

Четвертый вариант работы — придумывание названия абстрактной картине, как известной, так и созданной самостоятельно. Процесс выбора названия может быть как связан с содержанием картины (то есть с ее рассматриванием), так и не связан. Во втором случае мы опираемся скорее на ощущение от картины, эмоциональный отклик на нее, более интуитивное, нежели разумное прочтение ее содержания. Такая работа с изображениями требует высокого доверия и к ведущему, и к себе самому.

Пример

Работая с группой студентов-психологов, предлагаю им выбрать изображение, которое сегодня нравится больше всего. После сделанного выбора прошу дать картине название. Мы обсуждаем, как данное изображение и название связано с актуальным состоянием молодых людей. Такая работа способствует развитию рефлексии, выносу во внешний план внутреннего содержания, состояния.

Названия самостоятельно созданных из каракулей картин, как и их содержание, могут быть очень разными, неожиданными. Примеры таких названий: «Плачущий ослик под дождем», «Змеиный клубок», «Взрыв мира», «Нежная роза и разгневанная оса» и др.

Иногда я задаю авторам вопрос: «Чем эта картина похожа на тебя? Что это название говорит о тебе?» Очень редко ответ бывает быстрым, иногда осмысление может длиться несколько дней или недель — как правило, это всегда открытие чего-то нового в себе, инсайт, если хотите…

Перечисленные варианты работы могут рассматриваться как отдельные, самостоятельные, не связанные между собой, а могут — как этапы последовательной индивидуальной или групповой работы с детьми, подростками, взрослыми. Если исходить из программного подхода, то важно отметить еще один этап работы с каракулями.

Пятый вариант работы — фотографирование автора со своей картиной.

Этот этап является важным и обязательным. Для клиента, особенно ребенка, это дополнительное подтверждение того, что результат его труда значим, достоин внимания, хорош, ценен.

— А зачем вам фотографировать мою работу?
— Потому что мне кажется, что то, что ты создал, достойно этого, я хочу иметь такую фотографию на память. Мне нравится то, что у тебя получилось.
— Правда, нравится?!

Типичный диалог с детьми в процессе фотографирования, при котором важно присутствие родителей. Часто последний вопрос задают мне именно они. Бережному отношению к детскому творчеству надо учить мам и пап, потому что выброшенный детский рисунок — это часто жестокий удар по детской самооценке и стремлению к творчеству.

Я не выбрасываю детские каракули много лет, иногда мы дорисовываем уже кем-то созданные линии и закорючки с детьми и подростками. Но есть такие, что являются ценными уже сами по себе, из некоторых я делаю карточки для игр, какие-то дорисовываю сама. Иногда привычка ничего не выбрасывать очень помогает.

Детские каракули, непонятные изображения, странные фотографии — весь этот неоднозначный, непонятный материал является мощным импульсом для творчества, стимулом к придумыванию и самораскрытию. Задумайтесь, вдруг это и про вас.

«Рисуем каракули» —
арт-терапевтический прием для индивидуальной работы
и семейного консультирования.

Татьяна УШАКОВА
кандидат педагогических наук, зав. отделением психолого-педагогической помощи населению Сергиевопосадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, Московская область

Источник

Оцените статью
Разные способы