Как называется способ работы скульптора с мрамором

Как называется способ работы скульптора с мрамором

Мрамор в руках скульптора

Этот красивый и прочный, часто богато окрашенный камень издавна высоко ценился у всех народов. Разнообразие окрасок мрамора, варьирующих во всех цветах и оттенках, определяет богатые декоративные возможности камня и в этом отношении с ним не может сравниться никакой другой материал. Великолепные качества мрамора для художественных работ связаны с зернистым строением, разнообразной расцветкой и способностью легко принимать совершенную полировку.

Мрамор во всех разновидностях обладает особым очарованием. Удивительная чистота снежно-белого мрамора производит впечатление чего-то недосягаемого и неземного. Нет другого камня, который был бы таким чисто белым, словно только что выпавший снег. Зеркально-блестящий черный мрамор вызывает траурное и вместе с тем торжественное настроение. А как возбуждают фантазию бесчисленные пестрые мраморы с зелеными, красными, лиловыми, голубоватыми и других цветов жилками и пятнами! До чего пышны и декоративны красные и желтые мраморы!

От всякого мрамора веет холодом, даже если в его окраске есть теплые оттенки. Это чисто зрительное ощущение при известных условиях оказывается полезным в знойную погоду, усиливая обаяние камня.

Несмотря на значительную прочность, мрамор довольно легко обрабатывается резцом, пилой, сверлом и напильником. Благодаря зернистому строению мрамор не растрескивается. Окончательная обработка пемзой дает чрезвычайно нежную поверхность. После этого мрамор легко полируется, причем полировка получается прочная и блестящая.

Для ваяния человеческого тела нет лучшего материала, чем белый мрамор. В камне гармонично сочетаются прочность и нежность, а белизна скульптуры кажется одухотворенной, особенно если в мраморе проявился розоватый или чуть желтоватый оттенок.

Выше всего в древности ценился белый мрамор с пластинчатой структурой с острова Парос в Эгейском море. О его исключительном значении свидетельствует и то, что это был единственный мрамор древности, добывавшийся в подземных выработках при искусственном освещении. Паросский мрамор не чисто белый, а с легким желтоватым оттенком, просвечивающий, с нежным, словно бархатистым блеском.

К северо-востоку от Афин поднимается гора Пентеликон, сложенная превосходным мрамором. Из него построены Парфенон, храм олимпийского бога Зевса и множество бессмертных памятников древнегреческого искусства. Мрамор преимущественно молочно-белого цвета, и именно благодаря этому он ценился в Риме выше, чем блестящий желтоватый паросский или сахаровидный каррарский.

Сотни каменотесов трудились под палящим итальянским солнцем над вырубкой, обтесыванием и транспортировкой громадных мраморных глыб в знаменитых каменоломнях Каррары в северной Италии на склонах Аппуанских Альп. Самые известные карьеры этого района — Верзилия и Керфана — разрабатывались в древнем Риме уже в III в. до н. э. Мрамор залегает в виде мощных пластов в отложениях триасового возраста. По своим замечательным свойствам — белому цвету, чистоте, равномерной зернистости, способности к просвечиванию и отсутствию трещин — каррарский мрамор незаменим при выполнении ответственных скульптурных и архитектурных работ. Из него высечена, например, статуя Аполлона Бельведерского.

Гениальный итальянский скульптор конца XV и начала XVI вв. Микеланджело создавал свои скульптуры («Давид», знаменитую группу Пьета во Флоренции, фигуры в Соборе Св. Петра в Риме и другие) почти исключительно из каррарского мрамора. Тот же материал использовали выдающиеся скульпторы Роден, Какова, Торвальдсен и др. Знаменитые скульптуры М. М. Антокольского «Петр Великий», «Иван Грозный» и другие также изваяны из каррарского мрамора.

Отметим некоторые замечательные свойства белого мрамора. Прежде всего просвечиваемость: лучший каррарский статуарио пропускает свет на глубину 3 — 4 см, паросский — на 3,5 см. Просвечиваемость мрамора не связана ни с величиной, ни с формой зерен, она обусловлена одинаковой ориентировкой кристаллов. Пористость мрамора незначительная, от 0,02 до 0,4%, поэтому на полированном мраморе чернила не оставляют следа.

Читайте также:  По способу организации сетевого взаимодействия выделяют такие виды информационных технологий

Открытие каррарского мрамора несомненно содействовало развитию искусства в Древнем Риме. Одним из обязательных условий развития ваяния служило наличие в стране подходящего материала. Древние египтяне пользовались для колоссальных изваяний гранитом и не менее твердым базальтом и уже по этой причине не смогли достичь высот древнегреческого искусства, главным материалом которого был легко обрабатываемый мрамор. Правда, из крепкого песчаника древние египтяне изготовляли чудесные скульптуры, такие, как, например, бюст царицы Нефертити, но в целом этот камень не нашел широкого применения в скульптуре.

Месторождения скульптурного и декоративного мрамора, хотя и уступающие итальянскому, находятся и в других странах Европы. Хороший скульптурный мрамор добывают во Франции (в Пиренеях), в ФРГ и некоторых других странах.

В нашей стране скульптурный белый мрамор долгое время не был известен, и скульпторам и архитекторам приходилось пользоваться плотными известняками. Уже в X — XI вв. на плитах плотного известняка для церквей вырезался затейливый рисунок. Этот материал в руках опытного мастера принимает полировку и на нем можно вырезать тонкие детали. В ту пору из известняка делали фигурки святых, а стены покрывали сложным орнаментом. Однако недостаточная чистота известняка по сравнению с мрамором ухудшали качество и долговечность изделий, из которых сравнительно немногие дошли до наших дней.

Многие знаменитые по своей архитектуре церкви, построенные в XI — XIII вв. в Московской, Владимирской и Суздальской землях, были орнаментованы известняком с большим изяществом и художественным вкусом. Прекрасным примером художественного использования камня служит известный Дмитриевский собор во Владимире, построенный в конце XII в. князем Всеволодом Большое Гнездо, братом Андрея Боголюбского. Особенно интересен орнамент в верхней части стен, вблизи фриза. Храм от крыши до пояса украшен резьбой по камню в смешанном славянско-византийском стиле с четко выполненными фигурками людей и животных и ажурным рисунком. Стены Дмитриевского собора называют каменной книгой, понятной всем. Здесь не только религиозные композиции, но и изображение приключений Александра Македонского и других героев древнего мира. Скульптура сослужила замечательную службу зодчеству. По словам О. Г. Чайковской: «Когда стоишь и смотришь на храм или, еще лучше, тихо идешь неподалеку от него, эти недвижные каменные стены словно бы живут и переливаются игрой каменной резьбы — так играют самоцветы или переливаются искры в недвижных снежных сугробах, с той разницей, что здесь играет не цвет, а чередование света и тени» ( Чайковская О. Г. Против неба — на земле. М., «Детская литература», 1966. ).

В строительстве Дмитриевского собора, а также Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском (построен в XIII в.) с очень сложной и причудливой орнаментовкой использован плотный палеозойский известняк из окрестностей Владимира.

В нашей стране статуарный мрамор находится на Урале, в Закарпатье и Житомирской области. Лучшими уральскими камнями признаны полевской мрамор (Свердловская область) белого цвета с палевым оттенком, коелгинский и прохорово-баландинский (Челябинская область) также белого цвета, но с редкими облачными пятнами. Скульптор Н. В. Томский из коелгинского мрамора высек бюст Н. В. Гоголя, из прохорово — баландинского — бюст С. М. Кирова. В Закарпатье месторождение великолепного белоснежного мрамора лежит высоко в горах на правобережье реки Тисы у села Деловое, на Житомирщине — вблизи села Негребовка Радомышльского района.

Источник

История обработки мрамора от античности до эпохи Возрождения

С того времени как резец древнего мастера впервые прикоснулся к мраморной глыбе прошло уже по меньшей мере три тысяч лет. Этим пропускающим солнечный свет камнем облицовывали стены и ступени величественных храмов, из него делали колонны и портики, барельефы для украшения фасадов домов знатных горожан. Но во все времена, лучшим, что можно было сделать из этого красивого материала, считалось объемное изображение человеческого тела. Именно для создания скульптуры нужен был весь арсенал технологических средств вкупе с мастерством художника. Проследив последовательность движения материала от карьера до готовой статуи, узнав используемые инструменты и станки, можно понять какой путь проделала технология обработки мрамора от античности до эпохи Возрождения.

Читайте также:  Структура способа производства это

Возникновение технологии обработки мрамора

Древним грекам повезло: на Пелопоннесе были богатые залежи прекрасного строительного материала. Само слово «мрамор» пришло к нам из греческого языка и означает «блестящий камень». Есть свидетельства того, что на Балканском полуострове уже в архаичную эпоху появляются первые каменоломни. А во времена строительства Парфенона, полностью построенного из мрамора, на добыче светлого камня трудились уже десятки тысяч рабов.

Каменные глыбы откалывали клиньями ровно по намеченной линии. Для этого использовали железные и деревянные конусообразные пики. Отделенную от массива глыбу поднимали, используя сложную систему рычагов и блоков. Предварительную обработку и раскрой по размерам проводили на месте. Заготовки перемещали на катках или на санках оригинальной конструкции.

Археологи подтверждают, что у греков были мощные ручные сверла. Для того, чтобы просверлить мраморную глыбу один раб давил на опору коловорота сверху, а второй вращал ручку. Для ускорения и облегчения процесса в отверстие постоянно лили воду и сыпали кварцевый песок. Закрепление нового сверла в зажиме занимало более часа, сверла быстро тупились, поэтому на сверление тратился целый день.

В мастерской скульптора заготовка помещалась рядом с глиняной моделью. Художник проводил разметку, с помощью циркуля и линейки перенося размеры на глыбу. Шнуром проверялись пропорции. Крупные куски скалывались при помощи долота. Затем наступал черед стамесок, скребков и шилообразных наконечников. В финале применялись пасты для полировки поверхности.

В начале нашей эры римские мастера довели до совершенства искусство соединения изделий из «блестящего камня» при помощи клея из древесных смол. Отдельные цилиндры большой колонны смотрелись как единое целое: до сих пор невозможно увидеть, где проходит шов.

К римскому периоду относят одну из самых известных скульптур из мрамора – копию работы Мирона «Дискобол».

Мрамор и Ренессанс

Микеланджело говорил: «Внутри каждого куска мрамора скрывается скульптура, но только настоящий творец способен найти ее». Итальянцы с успехом повторяли шедевры греческих и римских мастеров. Подтверждением тому служит пятиметровая статуя Давида, выставляемая сегодня во Флоренции.

В плане организации работ мало что изменилось – исключительно ручной тяжелый труд на всех этапах обработки. Однако европейцы 15 века имели уже более развитую технологическую базу. Появились легированные стали и сплавы, позволяющие изготавливать прочные сверла и пилы. Обработку химическими растворами не проводили – щавелевую кислоту начнут применять только в конце 19 века. Для тонкой обработки поверхности мрамора использовались прообразы современных напильников.

Несмотря на прогресс, основной перечень инструментов для работы с «блестящим камнем» оставался прежним:

  • долото с железным наконечником;
  • молоток;
  • пила;
  • сверло;
  • отвес;
  • скребок;
  • приспособление для полировки
  • линейка.

Как удивились бы рабочие каменоломни, увидев алмазный диск, как масло разрезающий толщу мраморной глыбы. Хотели бы, наверное, древние мастера испытать в работе шлифовальные машины, ручные плиткорезы, фрезы и лазерные диски.

Источник

Как итальянским мастерам удавалось создавать из мрамора тончайшие вуали

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Мраморная вуаль» в 18 веке

Сама техника «эффекта вуали» в скульптуре известна еще со времен Древней Греции, но пик ее популярности пришелся на 1700-е годы. Первым скульптором, возродившим мраморную вуаль, был неаполитанский мастер Антонио Коррадини.

Читайте также:  Способ засолки огурцов брожением

Самой известной его скульптурой с «эффектом вуали» является «Целомудрие» (Pudizia), представляющая собой надгробный памятник матери князя Раймондо, подарившей ему жизнь ценою собственной жизни — умершей вскоре после родов.

Скульптура представляет собой фигуру женщины, с головы до ног облаченную в тончайшую прозрачную ткань. Автору удалось невозможное – достоверно и точно отобразить в камне каждую складку прозрачной ткани, сквозь которую просвечивают очертания лица и тела женщины. Работа признана шедевром мировой скульптуры и считается венцом творчества самого родоначальника «эффекта вуали».

Авторству Коррадини принадлежит еще несколько работ, выполненных с использованием все той же техники «мраморной вуали».

Представляет собой фрагмент знаменитой статуи « Вер а», купленной в Венеции для Петра Великого. Находилась в Статуя, находившаяся сначала в Летнем саду, а затем — в Георгиевском зале Зимнего дворца, пострадала в пожаре 1837 года. После реставрации верхнюю ее часть поместили в садике Царицыного павильона в Петергофе.

Однако сам скульптор планировал довести свое мастерство до совершенства в своей работе «Христос под плащаницей» для капеллы Сан-Северо в Неаполе по заказу князя Раймондо. Но Приступив к выполнению заказа, он успел создать лишь глиняный макет скульптуры, в возрасте 64 лет его жизнь оборвалась.
Но эта трагическая ситуация открыла миру еще одного талантливого скульптора, тоже из Неаполя – молодого и доселе неизвестного Джузеппе Саммартино, которому было доверено воплотить в мраморе замысел великого Антонио Коррадини.

Даже великий мастер, Антонио Канова, увидев эту скульптуру, воскликнул: « Я отдал бы 10 лет жизни, лишь бы стать автором такого шедевра! ».
Скульптура «Христос под плащаницей» стала венцом творчества Джузеппе Саммартино, ничего более величественного он так и не смог создать.

«Мраморная вуаль» в 19 веке

После великого Антонио Коррадини и его последователя Джузеппе Саммартино практически целый век скульпторы не обращались к этой весьма эффектной и, вместе с тем, сложнейшей технике. Лишь в начале 19-го века вновь появились талантливые мастера, которым удалось ее освоить.
В середине 19 века скульптор Джованни Страцца изваял бюст Девы Марии с применением того же эффекта «вуали».

Также до наших дней дошла великолепная скульптура «Ребекка под вуалью», автором которой стал скульптор Джованни Мария Бенцони. Каждая складка одежды выполнена очень скрупулезно, создавая удивительный эффект ее многослойности.

К сожалению, других подобных работ этих мастеров не сохранилось.

Но самым знаменитым скульптором-«вуалистом» 19 века, который сумел достичь совершенства в своем мастерстве, по праву считается Рафаэль Монти (1818-1881гг.).

Тончайшие эмали Монти кажутся почти невесомыми, готовыми затрепетать от малейшего ветерка ветерка.

Его самая известная скульптурная работа изображает фигуры нескольких девушек, склонивших головы под тончайшей вуалью.

Скульптуры изображают покрытую покрывалом жрицу Весты — весталку. Веста — римская богиня-хранительница священного огня.

Их тончайшая вуаль выполнена настолько искусно, что пропускает даже свет.

Кроме того, что Рафаэль Монти создал несколько уникальных скульптур под вуалью, он также приоткрыл секреты сложнейшей технологии их создания. В своей работе мастер использовал особенный тип мрамора, имеющий два слоя с разной плотностью. Верхний слой этого мрамора имеет меньшую плотность в сравнении с нижним. Тончайшая обработка верхнего слоя позволяла мастеру создавать эффект прозрачности вуали. Уникально то, что вся работа по обработке этого мрамора производилась мастером вручную, без применения автоматизированных технологий.
Более ранние мастера, вероятно, также пользовались мрамором с подобной структурой. Редкостью материала и сложностью изготовления можно объяснить малое количество скульптур с мраморной вуалью.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Оцените статью
Разные способы