Как называется способ определения размеров маленьких тел

Презентация и конспект урока по физике «Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

Выбранный для просмотра документ 7 кл Раздел 2. Урок 2. Л.р. Определение размеров малых тел.doc

Ó Сивченко Е.И., учитель физики МБОУ СОШ № 5 г. Светлого

7 класс. Раздел 2. Урок 2. Л. р. № 2 «Измерение размеров малых тел»

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества.

Урок 2. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

— научить выполнять измерения способом рядов;

— продолжить формирование представлений о методах научного познания;

— воспитание культуры умственного труда: работа в парах, ведение записей при выполнении измерений.

1. Презентация «7кл Л.р. № 2. « Измерение размеров малых тел».

2. Лабораторное оборудование: линейка, горох, пшено, иголка учебник.

– Что вы знаете о строении вещества?

– Какие наблюдения, явления, факты говорят о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц, между которыми есть промежутки? (Привести примеры с объяснением)

– Почему тела нам кажутся сплошными?

– Можно ли увидеть молекулы?

II . Постановка учебной задачи.

При проведении опытов ученые проводят измерения.

Например, получив фото молекул с помощью электронного микроскопа, они измеряют размер одной молекулы.

Задача урока: научиться определять размеры малых тел, в том числе и молекул.

Измерительным инструментом в нашей работе будет линейка. Цену ее деления вы легко можете определить. Обычно цена деления линейки — 1 мм.

Определим простым измерением с помощью линейки точный размер какого-либо маленького предмета, например, зернышка риса.

Если просто приложить линейку к зерну (см. рисунок), то и можно сказать, что диаметр его больше 1 мм и меньше 2 мм. Это измерение очень не точное.

Наша же задача получить более точное измерение при помощи той же самой линейки. Для этого можно поступить следующим образом. Положим некоторое количество зернышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков. Посчитать количество зерен в ряду, измерим длину ряда в мм. Зерна имеют примерно одинаковый размер. Следовательно, чтобы получить размер одного зерна нужно разделить длину ряда на количество зерен. Этот способ называется способ рядов.

Аналогичным способом определим размер молекулы на фотографии.

Так как фотография сделана с увеличением в 70000 раз истинный размер молекулы будет в 70000 раз меньше, чем на фотографии

IV . Выполнение лабораторной работы «Определение размеров малых тел способом рядов».

1. Работа с учебником стр. 160-161 и подготовка записей для отчета.

Цель работы: научиться выполнять измерение способом рядов.

Приборы и материалы:

2. Выполнение работы

V . Подведение итогов.

Являются ли размеры малых частиц, измеренные таким способом, абсолютно точными? Почему?

2. От чего зависит точность измерения размеров малых тел способом рядов?

3. Для измерения размеров каких тел используют метод микрофотографии?

Источник

Урок-лабораторная работа «Измерение размеров малых тел»

Тема урока : Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».

Цель урока: изучить способы измерения размеров тел, развить навык

определения размеров малых тел методом рядов .

сформировать понятие измерения размеров малых тел, выяснить на конкретном материале, как надо правильно рассчитывать величины;

продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.

сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;

развивать умение анализировать учебный материал;

развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.

воспитать умения и навыки коллективной работы;

содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Тип урока: лабораторная работа с применение ИКТ.

Технологии: ИКТ, ЭОР, здоровьесбережение (физкультминутка и смена деятельности учащихся).

Формы работы учащихся: словесная, беседа, фронтальная работа,

использование информационно-коммуникационных технологий.

Необходимое техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор; 13 ноутбуков с выходом в Интернет , рабочий лист, материал к опытам: линейка, чечевица, веревка.

Присутствующие: Несмина З.А., Шашкина Л.Н., Краснова Н.В., учителя школы и родители учащихся.

1. Организационный этап .

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть в хорошем расположении духа. Садимся и приступаем к уроку.

Ученики приветствуют учителя стоя, садятся за парты.

2. Выявление имеющихся знаний, умений и навыков (Создание проблемной ситуации).

Учитель ведет беседу с учениками.

Учитель : Тема нашего урока, представлена пословицей и записана на доске «На слово не верь, прежде сосчитай и измерь» . Как вы думаете о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Ученики: О способах измерения.

Учитель: Правильно. Давайте посмотрим фрагмент фильма и обсудим, чему сложилась такая ситуация в фильме.

После просмотра учитель задает вопросы: А по какому рассказу поставлен фильм? Кто автор данного рассказа?

Ученики: «Мишкина каша», написал Н. Носов.

Учитель: Почему у ребят не получилось достать воду?

Ученики : Потому что разорвалась леска, она не выдержала нагрузки.

Учитель: А что надо было сделать, чтобы этого избежать?

Ученики: Взять леску толще (большего диаметра).

Учитель: У меня имеются два мотка лески, но этикетки отлетели.

Как найти диаметр лески?

Ученики: Измерить его.

Учитель: Каким прибором мы пользуемся для измерения длины?

Учитель: А может она нам помочь в данной ситуации?

Ученики испытывают трудности в ответе на вопрос.

3. Объяснение нового материала. (Варианты решения)

Учитель : Возьмем линейку и измерим толщину учебника.

Ученики: 22 см -17 см- 2см.

Учитель: А теперь измерьте толщину одной страницы. Как это можно сделать?

Ученики предлагают пути решения и приходят к выводу.

Вывод (учитель совместно с учениками):

1. Измерим толщину всех листов.

2. Определим их количество.

3. Разделим толщину всех листов на количество листов.

Учитель: Этот метод определения размеров называется метод рядов.

Учитель: Давайте разомнемся, и в этом нам помогут матрешки из презентации http://www.slideboom.com/presentations/407492/Матрешки.

5. Систематизация и обобщение знаний (Выполнение эксперимента)

Учитель: А теперь потренируемся применить метод рядов для определения толщины листа учебника, размера чечевицы, толщины лески и размер молекулы (по рисунку в учебнике). Работу выполняем в парах, необходимое оборудование есть у вас на столе. Результаты своих измерений заносим в таблицы Google (на сайте) https://docs.google.com/spreadsheets/d/1q6fMgKf7bL3om_7Dcg1Iag7at1yo0PGGPU4-WlH7st8/edit#gid=0

У каждой парты – своя таблица.

Ученики выполняют эксперимент в паре и заполняют таблицу.

После заполнения учитель проецирует таблицы на экран и обсуждают результаты. Учитель: Как определили размер молекулы?

Ученики: На фотографии выделили ряд, измерили его длину, сосчитали количество частиц. Длину ряда разделили на количество частиц.

Учитель: А это истинный размер молекулы вы получили?

Ученики: Нет. Это размер молекулы на фотографии?

Учитель: А как получить истинный размер?

Ученики: Его надо разделить на увеличение фотографии.

Учитель: Давайте это сделаем. Итак, чему равен размер одной молекулы?

Ученики : 1,1*10(-9) мм. Это очень маленький размер.

Учитель: А какие ещё приборы для измерения длины вы знаете?

6. Организация работы дома Учитель комментирует. Ученики записывают в дневниках. П.8, №23,24- Лукашик.

Учитель: Чтобы подвести итог урока на сайте заходим в сервис Cacoo и заполняем карту знания https://cacoo.com/diagrams/IctpryDqUbfHQjCW «Измерение размеров малых тел». Итак, как же можно определить размеры малых тел? Посмотрим на заполненные вами таблицы.

Мы с вами сегодня разобрали один из методов определения размеров тел. Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Сюжет о том, как ребята пытались достать воду из колодца из фильма «Мишкина каша», где рвется леска. http :// www . youtube . com / watch ? v = AuUUwnh 6 acY & feature = youtu . be

Почему разорвалась леска?

А как можно избежать этого?

У меня имеются два мотка лески, но этикетки отлетели.

Как найти диаметр лески?

Каким прибором мы пользуемся для измерения длины?

А может она нам помочь в данной ситуации?

Беседа с учителем.

Прикрепляли тяжелые предметы .

Взять леску толще(большего диаметра).

Объяснение нового материала. (Варианты решения)

Возьмем линейку и измерим толщину учебника.

А теперь измерьте толщину одной страницы.

Вывод (совместно с учениками): 1. Измерим толщину всех листов.

2. Определим их количество.

3. Разделим толщину всех листов на количество листов.

Этот метод определения размеров называется метод рядов.

Измеряют размеры и озвучивают их.

Высказывают свои предложения.

Систематиза-ция и обобщение знаний (Выполнение эксперимента)

Задание: Определите толщину листа учебника, размер чечевицы, толщину лески и размер молекулы (по рисунку в учебнике).

При обсуждении на экран проецирует заполненные группами таблицы.

Выполняют эксперимент в паре и заполняют таблицу (у каждой пары – своя таблица). Обсуждают результаты вместе с учителем. Обращают внимание на размеры молекулы.

Штангенциркуль, микрометр (могут не знать, тогда рассказывает учитель)

Организация работы дома

П.8, №23,24- Лукашик

Записывают в дневниках

Заходим в сервис Cacoo и заполняем карту знания https://cacoo.com/diagrams/IctpryDqUbfHQjCW

«Измерение размеров малых тел»

Учитель на экран проецирует заполненные группами карты знаний.

Составляют ментальную карту, изучив инструкцию по работе с этим сервисом.

Подводят итог урока о способах измерения размеров малых тел.

Источник

Технологическая карта урока «Лабораторная работа №2 Измерение размеров малых тел» (7 класс)

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Юдина Евгения Александровна

2. Класс: 7а, 7б, 7в Дата: ____________ Предмет Физика

3. Тема урока: Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

4. Цель урока: формирование измерительных и расчетных умений учащихся при выполнении лабораторной работы №2 по теме «Определение размеров малых тел».

— закрепление знаний по теме «Строение вещества»;

— освоить способы определения размеров малых тел;

— научить на опыте определять размеры малых тел, в том числе и размеров молекул по фотографии вещества;

— продемонстрировать применение физических знаний в повседневной жизни.

— содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений;

— содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

— формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений;

— способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

6. Тип урока: Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

7. Основные понятия: молекула, частица, атом.

8. Межпредметные связи: химия, биология, география

9. Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Физика -7” А.В.Пёрышкина, линейка, иголка, перловка, пшено, фотография молекул.

Дидактическая структура урока

Организовывают рабочее место. Изучают инструкцию по ТБ

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Проводит инструктаж по ТБ при проведении лабораторной работы

Правила техники безопасности

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При работе с мелкими предметами (зерна крупы) используйте их только по назначению, не пробуйте их на вкус.

6. Будьте внимательны и осторожны при работе с колющими предметами

7. При получении травмы обратитесь к учителю.

Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество

Актуализация опорных знаний. Устная работа.

Отвечают на вопросы

Организовывает обсуждение вопросов:

– Что вы знаете о строении вещества?

– Какие наблюдения, явления, факты говорят о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц, между которыми есть промежутки?

(Привести примеры с объяснением)

– Почему тела нам кажутся сплошными?

– Можно ли увидеть молекулы?

Закрепляют знания по темам: что изучает строение вещества, молекулы

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог

Прогнозирование своей деятельности.

Умение выделять нравственный аспект поведения

Мотивация к деятельности.

Сообщение темы урока

Отвечают на вопросы.

Предлагают различные варианты ответов и пояснения к ним.

Обсуждают, делают вывод о необходимости применения способа рядов для измерения размеров малых тел

Научиться определять размеры малых тел, в том числе и молекул.

При проведении опытов ученые проводят измерения.

Например, получив фото молекул с помощью электронного микроскопа, они измеряют размер одной молекулы.

Дает задание на оценивание размеров тела на глаз: определить высоту школьного стола, толщину листа и всего учебника физики, длину школьной доски.

1. Можно ли для измерения размеров тела пользоваться прибором, цена деления которого больше размера тела?

2. Можно ли определить диаметр проволоки ученической линейкой?

3. Каким способом пользуются в данной работе при измерении размеров малых тел?

Как вы думаете, кем я хочу предложить побыть вам сегодня?

Какова цель нашего урока?

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонима-ния ;

Формулировка познавательной цели. Построение логические цепи рассуждений.

Постановка целей занятий, планирование деятельности

Изучение нового материала

Разбирают с учителем тренировочные задания.

В парах обсуждают ход эксперимента, проговаривают его

Число витков n = 30.

Длина намотки l=30 мм.

d — диаметр проволоки

n : l = 30 мм : 30 = 1 мм.

Число монет n = 20

Высота монет l =20 мм

s — толщина монеты

s = l : n = 20 мм : 20 = 1 мм.

Измерительным инструментом в нашей работе будет линейка. Цену ее деления вы легко можете определить. Обычно цена деления линейки — 1 мм.

Определим простым измерением с помощью линейки точный размер какого-либо маленького предмета, например, зернышка риса.

Если просто приложить линейку к зерну (см. рисунок), то и можно сказать, что диаметр его больше 1 мм и меньше 2 мм. Это измерение очень не точное.

Наша же задача получить более точное измерение при помощи той же самой линейки. Для этого можно поступить следующим образом (слайд 1).

Положим некоторое количество зернышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков.

Посчитать количество зерен в ряду, измерим длину ряда в мм.

Зерна имеют примерно одинаковый размер. Следовательно, чтобы получить размер одного зерна нужно разделить длину ряда на количество зерен. Этот способ называется способ рядов.

Аналогичным способом определим размер молекулы на фотографии (слайд 2).

Так как фотография сделана с увеличением в 70000 раз истинный размер молекулы будет в 70000 раз меньше, чем на фотографии

Тренировочные задания

1. Намотали на карандаш 30 витков проволоки. Определить диаметр проволоки.

2. Сложили в стопку 20 монет. Определить толщину монеты.

Убеждаются, что размеры частиц вещества очень маленькие, между частицами есть расстояние и оно может изменяться, чтобы его измерить нужно использовать способ рядов

Умение принимать учебную задачу.

Владение навыками самоконтроля и саморегуляции

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

Закрепление знаний (практическая часть)

Измеряют размеры перловки, пшена, пользуясь линейкой и иголкой. Вычисляют размер молекулы по фотографии, выполняют перевод единиц, записывают результаты измерений в таблицу

Источник

Читайте также:  Равномерный способ начисления износа
Оцените статью
Разные способы