Что обозначают термины , используемые в валянии
Войлок — плотный материал из валяной шерсти. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину.
Мокрое валяние шерсти — способ сваливания непряденой шерсти в войлочное полотно, с помощью воды, мыла (мыльный раствор) силы трения и температуры. Мокрое валяние шерсти незаменимо при создании шарфов, шапок, одежды, сумок, украшений.
Сухое валяние шерсти (фильцевание) — способ сваливания, в результате которого происходит уплотнение непряденой шерсти, с помощью специальных пробивных игл. Используется сухое валяние, в основном, для изготовления игрушек и техники аппликации.
Иглы для валяния — это специальная металлическая игла, имеющая зазубрины, сделанные под небольшим наклоном. Когда игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски. Таким образом, при многократном протыкании комка шерсти волокна переплетаются нужным образом, и получается войлочное изделие. Иглы бывают разных форм и размеров.иглразного размера, цвета и состава. Так же термин префельт в мокром валянии — это 2-3 слоя шерсти, свялянные до полуготовности.
Тонкая шерсть — шерсть, которая состоит из пуховых волокон. Тонина этих волокон составляет 18-25мкм.
Полутонкая шерсть — шерсть, состоящая из пуховых волокон или переходного ворса (средняя тонина 25-40мкм).
Тонина — основной показатель качества шерсти. Тонину определяют по диаметру поперечного сечения шерстянки в микронах. В зависимости от тонины однородную шерсть делят на классы. От тонины шерсти зависит тонина пряжи и качество шерстяных тканей.
Меринос — порода тонкорунных овец, наибольшее поголовье которых находится в Австралии. Мериносы отличаются от остальных пород овец высоким качеством, они состоят из тонких (15-25мк) мягких пуховых.
Нуновойлок (нунофелтинг) — это одна из техник мокрого валяния, которая заключается в приваливании непряденой шерсти к ткани, чаще всего шелковой, шелк для валяния . На непряденую натуральную шерсть раскладывается шелк (или другая ткань), которая в процессе валяния приваливается и образует текстурную поверхность. Полученную ткань используют при изготовлении одежды, шарфов и аксессуаров.
Ламинирование — получение объёмных декоративных эффектов в нуновойлоке.
Шибори — техника окрашивания ткани, путём резервирования поверхности механическим образом (закладывание складок, прошивание, завязывание узелков). В войлоковалянии — получение объёмных эффектов.
Латекс (натуральный каучук) — млечный сок каучуконосных растений. Основной источник натурального каучука — культивируется в тропических странах. В войлоковалянии используется для придания изделиям износостойкости и долговечности.
Сальвитоза — текстильный клей, использующийся для придания изделиям жесткости и эластичности. Применяется для пропитки шляп, брошей и т. д.Растворяется в воде при температуре 25 °С, образуя вязкую массу. Смесь 1 ч. л. сальвитозы с 250 мл воды оставляют на один-два часа, затем размешивают и процеживают. Аппрет — состав из крахмала, эфира, синтетических смол, жировых и других веществ, которым обрабатываются при отделке (аппретуре) такие текстильные материалы, как ткани и пряжа для придания им требуемых свойств: определённой эластичности или жёсткости. Фетр — натуральный, синтетический или полусинтетический материал, полученный методом валяния, прессования, склеивания коротких (до 2.5 мм) натуральный или синтетических волокон. Выпускается в виде полотнищ. Гребенная лента, топс — это расчесанная шерсть, в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту. Бывает разных цветов. Сливер — это расчесанная, светлая, но не отбеленная овечья шерсть, без остевых волосков. Прошла первичную очистку и может содержать мелкий сор. Используется как основа для валяния. Ровница — чистошерстяная нить слабого кручения. Используется как для вязания, так и для валяния. Ость, остевой волос — грубые длинные волокна. Очес — мелкие или крупные короткие волокна, оставшиеся после расчесывания шерсти в гребенную ленту. Используется как основа для изделий. Выпускается разных цветов. Непсы — комочки шерсти. Шаровидные утолщения, придающие фасонной пряже характерный эффект шероховатости. В войлоковалянии используются для получения фактурной поверхности. Слапсы — шерстяные шарики, кусочки, отрезки. В войлоковалянии используются для получения фактурной поверхности. Отличное добавление к войлочным изделиям. Они придают текстуре необычность и красоту. Банановые волокна — изготавливаются из мякоти дерева банана. Срезается ствол, очищается зелено-коричневая кора, мякоть высушивается, затем расщепляются волокна и завязываются в узелки. На ощупь банановые нити как шелк, мягкие, гладкие и с блестящим отливом. Отлично подходит для декорирования изделий в мокром валянии.
Источник
Как называется способ объемного валяния с помощью пробивных игл
Валяние самая древняя техника изготовления тестиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. И только потом они научилисть прясть, вязать и изготавливать ткани.
История фелтинга, или валяния из шерсти, насчитывает несколько тысячилетий. Такой универсальный материал, как войлок, использовался многими народами с древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима. Войлок до сих пор изготавливают и применяют в странах с суровым климатом. Повышенный интерес к валянию наблюдается и со стороны любителей рукоделия: они заново открывают для себя прелести работы с текстильным материалом, которому можно придать различную форму, объем, украсить вышивкой, аппликацией, бисером. Изделия из войлока выглядят оригинально, приемы работы с ним просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения. С помощью фелтинга можно создать буквально все: экзотические настенные панно, стильные подушки,удивительныефигурки,сумки,
клатчи,кошельки,шарфы,шапки, бусы,серьги,кольца.
ФИЛЬЦ (нем. Filz) войлок
Фельт (англ. Felt) войлок
ФИЛЬЦНАДЕЛЬ – (нем. Filznadel) то же, что и техника сухого валяния.
ФИЛЬЦЕВАТЬ – валять шерсть сухим способом при помощи специальных игл.
ВОЙЛОК – (от тюркского ajlyk – покров, покрывало) вид непряденого текстиля из натуральной шерсти
СУХОЕ ВАЛЯНИЕ– валяние при помощи специльных игл (см. Иглы для валяния). Насечки на рабочей поверхности иглы зацепляют волокна шерсти и проталкивают их в нижние слои изделия, уплотняя и сваливая таким образом шерсть. Работа с иглой позволяет придать шерсти задуманную форму. Как правило в этой технике изготавливают объемные изделия: игрушки, украшения.
2ЗВЁЗДОЧКА» или ЗВЁЗДЧАТАЯ ИГЛА – игла со звездчатым сечением. Применяется для финальной обработки изделия, а также валяния плоских и мелких деталей, рельефов.
МОКРОЕ ВАЛЯНИЕ – сваливание шерстяных волокон во влажной среде под воздействием мыльного раствора, создающего щелочную среду.
Нуновойлок или нановойлок (англ. nunofelt, нем. nunofilz) – приваливание волокон шерсти к шелковой или другой ткани.
ИГЛЫ ДЛЯ ВАЛЯНИЯ/ФИЛЬЦЕВАНИЯ – иглы из закаленной стали со специальными насечками. Иглы для валяния имеют номера в соответствии с диаметром иглы. Иглы различаются по форме сечения рабочей поверхности.
ОБРАТНАЯ ИГЛА – игла для валяния с обратным эффектом. При валянии она выдергивает прядки шерсти наружу, создавая тем самым эффект распушенной шерсти. Применяется для создания дополнительных эффектов на финальной стадии работы над изделием.
ПОЛУТОНКАЯ ШЕРСТЬ — состоит из пуховых волокон или переходного волоса (средняя тонина 25—40 мкм)
ТОНКАЯ ШЕРСТЬ — состоит из пуховых волокон (тонина 18—25 мкм) Топс – см.Гребенная лента
КАРДОЧЕСАННАЯ ШЕРСТЬ – шерсть, все волокна которой изогнуты и направлены в разные стороны. Выпускается разных цветов
ГРЕБЕННАЯ ЛЕНТА или ТОПС – расчесанная шерсть, в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту. Выпускается разных цветов.
МЕРИНОС,МЕРИНОСОВА ШЕРСТЬ – шерсть мериносных пород овец, тонкая, нежная, наиболее дорогая. Мериносы отличаются от остальных пород овец высоким качеством камвольной шерсти, состоящей из тонких (15-25 мк) мягких пуховых волокон.
СЛИВЕР – Неокрашенная и невыбеленная, светлая гребенная лента, прошедшая первичную очистку. Используется как основа изделия, которую закрывают верхним цветным слоем.
ОЧЁС – мелкие или крупные короткие волокна, оставшиеся после расчесывания шерсти в гребенную ленту. Используются как основа для изделий. Выпускается разных цветов.
Красивый. Теплый. Фактурный. Пластичный. Наполненный энергией природы. Войлок — один из самых древних видов полотен. На протяжении нескольких тысячелетий он согревает, оберегает и даже лечит человека.
Самые ранние подтверждения использования войлока датируются 3-2 тысячелетиями до нашей эры. Появление валяных полотен стало возможным благодаря одомашниванию овцы, хотя для изготовления шерстяных нетканых полотнищ использовались и козья, и верблюжья шерсть. Но эти войлоки были примитивными, грубыми и служили для покрытия жилищ, защиты ложа от холода, идущего от земли, и других хозяйственных нужд.
Древние войлоки, сохранившиеся до наших дней, поражают не выцветшей за столетия яркостью раскраски, свободой и глубиной мысли мастера, многозначностью переданного в узорах художественного текста. Ведь войлок — это не только красивое полотно. Орнамент, украшающий его, не просто красив — он полон глубокого сакрального значения. Это своего рода послание богам и духам, оберег, рассказ о мифологии народа. Древние войлочные полотна — один из основных источников получения знаний об истории человечества; не менее значимый, чем керамика, берестяные грамоты или бронзовые изделия.
О происхождении войлока сложено множество легенд. Так, например, его изобретение связывают с праведником Ноем, который выстелил овечьей шерстью пол в своем ковчеге. В течение всего времени плавания шерсть пропитывалась потом и мочой животных, которые, к тому же, постоянно топтались по ней. Так получился большой шерстяной ковер. Другая история утверждает, что первый войлок получился в результате воздействия пота и трения об обувь ног святого Кристофера, который, будучи вынужденным бежать от своих гонителей, выстелил овечьей шерстью внутреннюю поверхность сандалий. Но, наверное, достоверно мы никогда не узнаем, как и кем именно был изобретен войлок. Да и спорить о первенстве какого-либо народа в освоении этих знаний можно бесконечно. Так ли важно установить чье-либо преимущество? Ведь главное, в чем единодушны все истории о рождении войлока, это в утверждении его непростого, можно даже сказать, «святого» происхождения.
Естественно, такая трактовка истории появления войлочных полотен неслучайна. Она связана с огромной ролью, которую сыграли эти знания в развитии истории человечества. Судя по
результатам исследований современных археологов, можно сказать, что войлок был одним из основных гарантов цивилизации. Ведь именно даруемые им тепло и защита позволяли человеку не тратить все силы на борьбу за выживание, а освободить время для совершения открытий и изобретений.
Историки давно доказали, что народ, владеющий мастерством валяния войлока, оказывался в более сильной позиции, чем соседи. В частности, войлочные полотна использовались для обеспечения комфорта воинов в походах и сражениях. Гунны смогли осуществить свои захватнические походы, выдержать морозы и пронизывающие горные ветры благодаря одежде и жилищам из войлока. А древние римские воины во многом обязаны своей непобедимостью войлочным прослойкам между доспехами и нательной одеждой. Они позволяли солдатам, несмотря на тяжелые железные доспехи, чувствовать себя комфортно и свободно двигаться в сражении.
Особенно развито производство войлока было на северо-востоке. В суровых условиях переменчивого климата Горного Алтая и Монголии теплая непродуваемая шерстяная ткань спасала людей от пронизывающих ветров и холода. К тому же, используя разнообразные техники декорирования, мастера- валяльщики создавали поистине монументальные и прекрасные шедевры. Важной вехой в истории войлока стало выведение в Испании овец мериносовой породы. Тонкие нежные волокна шерсти этих животных позволили полотну стать более мягким и эстетичным. С этого момента войлок стали использовать и в производстве одежды.
Современный войлок, конечно, значительно отличается от древнего. Благодаря изобретению множества химических красителей, иглопробивным машинам и другим завоеваниям эпохи технического прогресса, дизайнеры могут создавать самые прихотливые формы. На смену валенкам пришли модельные сапоги и босоножки из войлока, благодаря изобретению LED-ламп появились войлочные светильники. Разнообразная металлическая фурнитура сделала возможным создание причудливых форм войлочных сумок и кошельков. Появилась техники нунофелтинга и шибори.
За войлоком будущее еще и потому, что процесс валяния войлока — настоящее искусство. Оно основывается на том, что шерсть — не просто послушный материал в руках художника. Она имеет свой характер. Поэтому создание войлочного изделия — это своего рода диалог Художника и Материала. Результаты этого симбиоза всегда по-своему неожиданны и прекрасны. Европейская традиция создания войлочных полотен и объемных форм необыкновенно развита. Прихотливость форм, самобытность и полет фантазии по-настоящему поражают.
В России работа с художественным войлоком была некоторое время, мягко говоря, не распространена. Можно сказать, как и большинство народных ремесел, мастерство валяния было на «нелегальном положении». Причиной этому, вероятнее всего, стал неофициальный запрет на народное искусство, ведь фольклор и ремесла позволяют человеку особенно чувствовать свою Свободу, свою связь с Природой. А Свобода и тоталитаризм, как известно, не уживаются.
И тем прекраснее, что в последние годы искусство валяния становится все более популярным. Самобытность русских мастеров за недолгое время возрождения валяния в России позволила им по праву занять достойное место в ряду лучших мировых художников. И, наверняка, список имен русских Мастеров Войлока, известных всему миру, еще не закончен.
Источник