- Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- «Создание регулярной армии»: какую роль в истории России сыграло введение рекрутского набора
- Нехватка кадров
- Первые рекрутские наборы
- «Чудо-богатыри»
- Комплектование Вооруженных Сил России, иных органов, войск и воинских формирований
- Общие правила комплектования
- Виды комплектования войск
- Система комплектования организации
Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом
Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ в пункт 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2011 г.
1. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ в пункт 2 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ подпункт 2 пункта 2 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 февраля 2011 г.
2) федеральными государственными гражданскими служащими;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ пункт 2 статьи 12 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 3, вступающим в силу с 1 февраля 2011 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ пункт 3 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 февраля 2011 г.
3. Перечень воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации (за исключением воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, воинских должностей, которые могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими), устанавливается министром обороны Российской Федерации.
Источник
«Создание регулярной армии»: какую роль в истории России сыграло введение рекрутского набора
20 февраля 1705 года Пётр I издал царский указ о наборе в армию рекрутов из всех сословий русского общества. Это решение существенно повысило боеспособность российской армии, в значительной степени изменило ход Северной войны и оказало позитивное влияние на социально-экономическое развитие страны. В то же время для крестьянства рекрутский набор стал одной из наиболее тяжёлых повинностей. Будущих солдат из родных сёл, по словам историков, в армию провожали почти как в последний путь.
Нехватка кадров
«Нельзя утверждать, что рекрутский набор был исключительно идеей самого Петра. Предпосылки для существования подобной системы комплектования войск возникли ещё во времена его отца Алексея Михайловича и брата Фёдора Алексеевича», — рассказал RT кандидат исторических наук, доцент МГУ имени Ломоносова Олег Айрапетов.
Речь идёт о системе призыва так называемых даточных людей, собираемых преимущественно для тыловых работ в военное время, а также в качестве ополчения и пополнения отдельных полков. Однако такая система не позволяла создать достаточную по численности постоянно действующую профессиональную армию.
Проблемы в вопросе построения вооружённых сил накапливались, поскольку в конце XVII — начале XVIII столетия Россия была потенциальным объектом экспансии для ряда соседних государств.
«Решить проблему создания достаточной по размерам армии, привлекая наёмников, было невозможно, так как это требовало огромных затрат. Оставлять как раньше тоже было нельзя ввиду серьёзных угроз государству», — отметил Олег Айрапетов.
Перед глазами у Петра был пример успешного построения эффективной профессиональной армии на основе рекрутского набора в Швеции, вооружённые силы которой считались одними из сильнейших в Европе. Рекрутскую повинность в Швеции ещё в XVII веке ввёл король Густав Адольф, и она себя полностью оправдала. Таким образом, по словам Олега Айрапетова, в петровские времена рекрутская система комплектования вооружённых сил была совершенно нормальным явлением.
«Существует устаревшая точка зрения, что рекрутская повинность в принципе была введена в России только в 1705 году. Это не так. Наборы проводились начиная с 1699 года, но они затрагивали лишь часть сословий. И не касались самого многочисленного из них — крестьянского», — уточнил в беседе с RT доктор исторических наук, профессор СПбГУ Павел Кротов.
Дворян, которые были обязаны лично нести военную службу, обязали также выставлять от своих поместий рекрутов из числа слуг и ремесленников. Призывали в армию также горожан и ямщиков. Крестьян, занятых на сельскохозяйственных работах, не трогали, чтобы не подрывать экономику страны. Однако через некоторое время стало ясно, что призванных ранее кадров армии не хватает.
Первые рекрутские наборы
Как отметил Павел Кротов, изданный 20 февраля 1705 года указ распространил рекрутский набор на наиболее массовую социальную группу — крестьянство.
С этого момента воинская повинность в России стала всесословной. Рекруты стали основным компонентом комплектования вооружённых сил. В регулярные части, по словам историка, изначально старались набирать представителей русского православного населения. Другие народы служили сначала преимущественно во вспомогательных и нерегулярных подразделениях. Однако со временем базу набора стали расширять. Сначала за счёт финнов, а затем и других народов империи.
При Петре I все дворяне должны были служить. Для других сословий были определены квоты, предполагавшие выделение определённого количества рекрутов от каждой общины. Срок службы был пожизненным — до тех пор, пока силы и здоровье позволяли военнослужащему находиться в строю.
«Это и было создание регулярной армии России, отличавшейся от существовавших ранее сословных войск и ополчений», — отметил Кротов.
По его словам, новые вооружённые силы стали залогом победы России в Северной войне и получения доступа к Балтийскому морю. До 1708 года в армию набирали юношей в возрасте 15—20 лет, а после — молодых людей от 20 до 30 лет.
Во время Северной войны рекрутские наборы были массовыми. В армию сначала забирали по одному мужчине с 20 крестьянских домов за призыв. Но после победы в Полтавской битве потребность в таком количестве новобранцев исчезла. Одного солдата стали призывать с 25, 40, а затем и с 75 дворов. Наравне с заимствованным из французского языка словом «рекрут», привлекаемых по призыву на службу достаточно долго по старинке называли «даточными людьми». Сами наборы не были регулярными и производились по мере необходимости.
С 1724 года набор в рекруты производился уже, исходя не из числа дворов, а из определённого количества их населения — душ. А после смерти Петра I в 1725 году и снижения военной активности России рекрутские наборы некоторое время не проводились.
В 1736 году императрица Анна Иоанновна начала менять систему комплектования войск, введённую Петром I. Дворянам разрешили оставлять у себя в поместьях одного из сыновей. А для остальных обязательный срок службы ограничивался 25 годами.
Со временем от воинской повинности стали освобождать и другие категории населения — купцов, почётных граждан, жителей Бессарабии и отдалённых восточных регионов, выходцев из семей духовенства. В 1762 году император Пётр III издал манифест о вольности дворянства, отменивший обязательную военную и государственную службу для дворян в принципе. Правда, для крестьян правила призыва никак не менялись вплоть до 1793 года, когда срок службы был сокращён до 25 лет.
«Чудо-богатыри»
Историк Олег Айрапетов отметил, что всё это время рекрутский набор был для крестьян тяжёлой формой повинности.
«По рекрутам в сёлах плакали, как по покойникам. Это, кстати, было отображено в дошедшем до нас фольклоре. В то же самое время, рекрутская система давала возможность социального лифта. Люди могли дослужиться до офицерского чина. Ну и как минимум получали личную свободу, если только доживали до конца срока службы», — рассказал эксперт.
При этом солдаты, служившие десятилетиями и прошедшие по несколько кампаний, становились профессиональными военными высокого класса. Такие ветераны и были «чудо-богатырями» — костяком армии Александра Суворова, одержавшей целый ряд громких побед.
При Екатерине II, когда Россия активно вела войны на нескольких фронтах, наборы выросли. В период русско-турецких войн призыв в рекруты увеличился с одного до пяти человек на 500 душ населения. Согласно подсчётам историков, всего в XVIII веке в российскую армию были рекрутированы более 2 млн человек.
После смерти Екатерины II наборы рекрутов некоторое время не проводились либо шли по щадящим квотам. Однако войны с Францией и Турцией заставили поднять набор до восьми человек с 500 душ за один призыв. Во время Отечественной войны 1812 года были даже снижены критерии отбора рекрутов по состоянию здоровья. Набирали всех, кто мог стрелять из ружья. Российская армия оказалась достаточно боеспособной для победы над Наполеоном, однако уже в 1812 году ощущалась проблема нехватки подготовленного резерва вооружённых сил.
Новая реформа системы комплектования войск произошла в 1834 году. Император Николай I сократил срок действительной военной службы до 20 лет (ещё пять лет солдаты находились в запасе на случай войны). Вся территория страны была поделена на полосы, в которых наборы проводились поочерёдно. Этот подход сохранялся до Крымской войны.
Сама система подбора рекрутов на местах за время существования этой повинности изменилась непринципиально. Обычно это доверяли общине. Семьи с одним или двумя кормильцами либо освобождались от призыва, либо попадали в набор последней очереди. Среди остальных мужчин отбор проходил чаще всего при помощи жеребьёвки. В XIX веке у общин появилась возможность выдавать в качестве рекрутов крестьян, имевших определённые провинности. Кроме того, состоятельные призывники или общины могли за деньги привлекать рекрутов со стороны.
«Служба была чрезвычайно тяжёлой и подрывала здоровье. Судьба отслуживших 20—25 лет ветеранов не всегда складывалась лучшим образом. Вернуться к довоенной жизни часто не получалось, и многим приходилось попросту скитаться и попрошайничать», — рассказал Олег Айрапетов.
«Хорошо было тем, кто умудрялся за годы службы скопить денег или находил себе потом работу. В крупных городах среди состоятельных лиц считалось престижным нанимать в качестве привратников бывших военных, особенно унтеров и георгиевских кавалеров. Те, кому позволяло здоровье, становились нижними чинами в полиции», — добавил историк.
Крупные рекрутские наборы произошли в России во время Крымской войны. Однако в ходе боевых действий стало ясно, что страна утратила то преимущество, которое имела перед другими европейскими государствами несколькими десятилетиями ранее.
Во времена царствования Александра II произошло сокращение времени действительной службы рекрутов. Она составляла в зависимости от года призыва 15, 12, десять и семь лет.
Опыт Крымской войны, а также боевые действия, развернувшиеся в 1860—1870-е годы в Европе, показали, что рекрутская система комплектования войск стремительно устаревает. Необходимость наличия подготовленных резервов и проведения быстрой мобилизации в особый период, а также возможность быстро перемещать резервистов на поездах и пароходах сделали более актуальной всеобщую воинскую повинность. В 1874 году Александр II полностью отказался от рекрутских наборов.
Тем не менее на момент своего создания система рекрутского призыва была весьма эффективна.
«При Петре I рекрутские наборы позволили России создать массовую боеспособную армию, ставшую важным фактором её превращения в великую державу», — подытожил Павел Кротов.
Источник
Комплектование Вооруженных Сил России, иных органов, войск и воинских формирований
Общие правила комплектования
Правила общего характера комплектования Вооруженных Сил РФ осуществляются основываясь на законе федеральной направленности «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и специальных положениях о порядке прохождения военной службы. Комплектование личным составом осуществляется с учетом конкретных задач и, что не менее важно функций, которые выполняются федеральным органом власти исполнительного характера.
Под комплектованием в свою очередь понимается установленная государством и при этом регулируемая законодательными документами система обеспечения потребности какой-либо соответствующей организации в составе личного характера, а также в оружии, военной и, что самое главное специальной технике, и каких-либо средствах материального типа. В данной теме под комплектованием будет пониматься только комплектование органа власти личным составом.
Виды комплектования войск
Также стоит отметить, что в исторической литературе отмечают сразу несколько видов комплектования вооруженных сил.
Армия наемного характера – это специальные войска, которые состоят из профессиональных воинов нанимавшихся государствами, а также различными городами и определенными отдельными феодалами. Они существовали с древности, в 15-18 веке это была основа вооруженных сил в Западной Европе.
Ополчение – это конкретная категория военнообязанных в России в 1874–1917 году (не служившие на действительной службе и старше возраста запасников), которые в военное время призываются для выполнения различных задач вспомогательного типа.
Вербовкой называется процесс в ходе которого осуществляется наем людей на службу военного характера. В России такой процесс применялся ограниченно до 18 века. Во многих государствах капиталистического порядка вооруженные силы комплектуются полностью или же частично по найму.
Рекрутская повинность – определенный способ комплектования русской регулярной армии в 17-19 века. Рекрутской повинности подлежали податные сословия (мещане, крестьяне и др.), которые выставляли от своих общин какое-либо конкретное число рекрутов. В 1874 году заменена воинской повинностью. Что же касается термина «рекрут», то он заменен словом «новобранец».
Повинность воинской направленности называется установленная тем или иным законом обязанность населения нести службу военного характера в вооруженных силах своей страны.
В России повинность воинской направленности сначала осуществлялась в форме определенных ополчений, с 1705 года – рекрутской повинности, с 1874 года – всеобщей воинской повинности, а с 1924 года по настоящее время – в форме обязанности воинского порядка.
Цель комплектования – по большей части заключается именно в обеспечении военной организации государства военнослужащими, поступающими в добровольном порядке на службу военной направленности на контрактной основе в количестве, которое требуется для укомплектования тех или иных вакантных должностей замещаемых солдатами, а также сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами) и офицерами.
На данный момент задачами комплектования военной организации государства составом личного характера являются:
- в то время, которое является мирным – пополнение определенных воинских частей (кораблей), различных соединений, каких-либо учреждений, а также заведений личным составом до установленных штатами норм и накопление военно-обученного запаса (то есть резерва) личного состава;
- во время войны – восполнение потерь и, что самое главное обеспечение людскими ресурсами новых воинских формирований.
В соответствии с конкретными требованиями закона Федеральной направленности «Об обороне» комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащими в ходе:
- призыва граждан Российской Федерации на службу военного характера по какому-либо экстерриториальному принципу;
- добровольного поступления граждан (зарубежных граждан) на службу военной направленности.
17 статьей частью 3 отмеченного Федерального закона предусмотрено, что комплектование иных войск, каких-либо воинских формирований и, что самое главное органов осуществляется на конкретных принципах, и в порядке, который в свою очередь установлен для Вооруженных Сил Российской Федерации.
Система комплектования организации
Специальная система комплектования организации военной направленности государства военнослужащими – это ее внутренняя структура, совокупность определенных элементов определяющих признаки основного характера в соответствии с которыми осуществляется процесс по поступлению граждан (военнослужащих) на военную службу и состояние граждан в запасе.
Одними из самых главных элементов системы комплектования являются:
- источники комплектования;
- различные требования, которые предъявляются к конкретным лицам, которые поступают на военную службу по контракту;
- определенные способы комплектования;
- специальные принципы комплектования;
- какие-либо особенности подготовки офицеров, прапорщиков, сержантов, а также старшин.
Стоит рассмотреть каждый элемент по отдельности.
Под конкретным источником комплектования военнослужащими подразумевают именно тех граждан, которые в свое время подлежат призыву или поступают на службу военной направленности с соблюдением конкретных установленных законом требований: возраст, состояние здоровья, отношение к гражданству, подготовка профессионально-психологического характера и др. Такие требования по большей части устанавливаются именно законодательством федеральной направленности и при этом конкретизируются руководителем федерального органа власти исполнительного порядка, в котором предусмотрена военная служба.
Также важно, что различают такие виды источников комплектования:
- граждане, которые уже достигли возраста совершеннолетия и призываемые на военную службу;
- граждане, которые достигли возраста совершеннолетия и поступающие на службу военного характера по определенному контракту;
- граждане, которые поступают в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования;
- граждане, окончившие учреждения высшего профессионального образования и при этом поступающие на службу военной направленности по призыву, и по контракту на должности какого-либо офицерского состава.
Конкретные требования, которые в свое время предъявляются к тем или иным гражданам, поступающим на военную службу закреплены в специальных нормах действующего законодательства, и делятся на общие (то есть предъявляемые ко всем гражданам, которые решили пойти на военную службу), и специальные (предъявляемые к лицам, поступающим на военную службу в какие-либо отдельные органы федеральной направленности исполнительной власти). Требования общего характера по большей части закреплены именно в Федеральном законе «О военной службе, а также воинской обязанности», специальные – в законах федеральной направленности «О федеральной службе безопасности», «О внешней разведке», «О государственной охране» и др.
К требованиям общего характера имеют отношение:
- владение государственным языком Российской Федерации;
- возраст: так как процесс призыва осуществляется в рамках конкретного возраста, а именно от 18 до 27 лет, что касается первого контракта, то он подлежит процессу заключения в возрасте от 18 до 40 лет (с достаточно высококвалифицированными специалистами в отдельных органах власти – до 65 лет);
- требования медицинской направленности;
- прохождение определенных мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
- уровень профессионального образования и, что не менее важно профессиональной подготовки.
Особый характер службы военной направленности в каких-либо иных органах федеральной направленности исполнительной власти подразумевает и наличие определенных требований к гражданам, которые решили поступить на военную службу.
Например, для конкретных органов федеральной службы безопасности в качестве специальных требований выступают:
- наличие гражданства Российской Федерации – на основании 16 статьи закона Федеральной направленности «О федеральной службе безопасности», сотрудником органов федеральной службы безопасности вполне может быть какой-либо гражданин Российской Федерации, который не обладает гражданством зарубежного государства;
- способность по каким-либо своим качествам личного, а также профессионального характера исполнять возложенные на него обязанности;
- соответствие того или иного гражданина квалификационным требования к конкретным профессиональным знаниям и, что не менее важно навыкам;
- необходимость согласия для прохождения процесса проверки с целью определения пригодности гражданина к службе в органах службы безопасности федеральной направленности.
Определение 8
Способ комплектования – это конкретный установленный законом порядок определения граждан на службу военного характера.
В соответствии с законом Федеральной направленности «О военной службе, а также о воинской обязанности» используются два специальных способа комплектования личным составом: добровольное поступление граждан на службу военного порядка и обязательный воинский призыв.
Специальные принципы комплектования, как и иные элементы системы комплектования осуществляют необходимые действия по характеризации порядка достижения основной цели комплектования – обеспечить ту или иную потребность вооруженных формирований в личном составе. Удовлетворение конкретных потребностей армии в личном составе осуществляется в том числе принадлежностью определенного источника комплектования к территории. Основываясь на этом выделяют такие принципы комплектования: территориальный, экстерриториальный, а также смешанный.
Законодательство Российской Федерации в свое время указывает на то, что комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими осуществляется именно на основе призыва граждан Российской Федерации на службу военной направленности по экстерриториальному принципу. Принцип комплектования для граждан, которые поступили на военную службу по контракту, законодательством не указывается.
Особенности подготовки сержантов, старшин, а также прапорщиков и офицеров как определенный элемент системы комплектования – это процесс в ходе которого осуществляются необходимые действия по обучению командного состава различных категорий порядку и, что самое главное специальным способам руководства личным составом. Подготовка прапорщиков (которых также еще называют мичманами) осуществляется именно в военных образовательных учреждениях среднего и, конечно, высшего образования профессионального характера, в которые зачисляются именно те лица, которые желают проходить военную службу по контракту и прошедшие установленные испытания. Что касается воинского звания прапорщика (мичмана), то важно заметить, что оно присваивается военнослужащему, который успешно завершил обучение в данном учебном учреждении по установленной программе подготовки.
Подготовка офицеров осуществляется в специальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Присвоение определенного воинского звания лейтенанта осуществляется после окончания военного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Гражданам, которые в свое время окончили образовательные учреждения высшего профессионального образования, воинское звание офицера присваивается в тоже время, когда происходит и назначение на воинскую должность офицера.
Основываясь на вышеперечисленных вопросах можно подвести итог и сделать следующие выводы.
- Комплектование организации военной направленности государства – это установленная государством и при этом регулируемая специальными нормами военного права система пополнения Вооруженных Сил Российской Федерации, и каких-либо других органов федеральной направленности исполнительной власти, в которых в свое время предусмотрена служба военного характера, подготовленным в военном отношении личным составом в мирное, и военное время.
- Система комплектования организации и военного порядка государства военнослужащими, которые проходят военную службу по контракту – это структура внутреннего порядка, а также совокупность элементов определяющих одни из самых важных признаков в соответствии с которыми осуществляется процесс поступления граждан (военнослужащих) на военную службу по контракту.
- К главным элементам системы комплектования военной организации государства военнослужащими на контрактной основе имеют отношение определенные источники комплектования; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; специальные принципы комплектования; способы комплектования; особенности подготовки офицеров, а также прапорщиков.
Источник