Как называется наглядный способ показа рукой направления движения мелодии

«Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям»
консультация по музыке по теме

Методы и приёмы обучения музыкально- ритмическим движениям.

Скачать:

Вложение Размер
k_o_n_s_u_l_t_a_ts_i_ya.docx 16.21 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
на тему:

«Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям»

Музыкальны игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор.

Задачи по этому разделу состоят в следующем:
— научить детей согласовывать движения с характером музыки, с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности: ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;

— развивать у детей чувство ритма, выражающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и передают ее в движении;

— развивать художественно-творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построении хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности.

Эти задачи решаются при выполнении основного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям музыкальные руководители используют различные методы:

— Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. В начале работы педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, с целью усиления эмоционально-двигательного ответа на музыку.

-Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.

— Игровой метод. Является ведущим методом обучения дошкольников. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия.

— Импровизационный метод. Позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения.

— Метод релаксации. Позволяет ребенку расслабить мышцы лица, тела, освободиться от негативных эмоций, зарядиться положительной энергией.

— Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу) Эффективно использовать в метро — ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок.

-Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением.

Если эти методы будут правильно подобраны, они помогут ребенку более глубоко и осознанно усвоить содержание и характер произведения.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям вариативна. Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит по-разному.

На первом этапе работы необходимо привлечь внимание детей к музыке, подвести к умению отозваться на музыку движением. Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения его неточны и порой не согласованы с музыкой. В основе обучения детей этого возраста лежит подражание действиям взрослого. Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения, небольшие роли, точно выполнять задания. Необходимо обращать внимание детей на то, что двигаться надо только тогда, когда звучит музыка, учить реагировать на смену контрастных частей, отмечая их сменой движений, прекращать движения с окончанием музыки.

Показ педагога как прием нужен на начальных этапах разучивания игры, пляски, упражнения. В дальнейшем музыкальный педагог дает указания по ходу исполнения, поправляет действия отдельных детей. В течение учебного года музыкальный педагог обучает детей различным танцевальным и образным движениям, которые затем используются в играх, танцах, хороводах.

Несколько иной характер приобретает музыкальное воспитание средствами движений в работе с детьми средней группы. На четвертом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания, но они еще плохо ориентируются в пространстве. Поэтому задача педагога научить двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов («птички летают», «лошадки скачут», «зайчики прыгают» и т.д.).

На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и отдельные средства музыкальной выразительности (динамика — громко, тихо; регистры — высокий, низкий; темп — быстрый, умеренный).

Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т.д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки.

В играх педагог своими советами может помочь детям придать движениям большее сходство с движениями персонажей.

Педагог как бы помогает ребенку найти нужное движение, правильно под музыку передать образ. Совпадение образного слова, музыки и движения развивает детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. Очень важным условием для детей средней группы в выполнении музыкально-ритмических движений является выразительность, четкость.

Однако в этом возрасте дети нуждаются еще в показе движений, в ясных, кратких пояснениях. Затрудняет детей ориентировка в пространстве и некоторых перестроениях, таких как построение в колонны, кружки и другие. Значительно варьируются последовательность разучивания игр, плясок, упражнений и время, затраченное на их усвоение. Некоторые игры, пляски усваиваются детьми на одном-двух занятиях, а другие требуют более длительного времени.

Дети шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т.д.).

В старшей группе педагог добивается эмоционально-выразительного исполнения образов детьми.

В подготовительной группе дети должны осознанно относиться к своей роли и более качественно выполнять движения.

Так в условиях интересной, увлекательной деятельности — музыкально-ритмической — происходит музыкально-эстетическое развитие ребенка.

Источник

Музыкально-дидактическая игра «Направление движения мелодии»

ирина музаири
Музыкально-дидактическая игра «Направление движения мелодии»

Хочется поделиться с вами музыкально-дидактическими играми, которые провожу с детьми. Их можно включить в план занятий или индивидуальной работы, на показ интегрированного, доминантного или тематического занятия, на день открытых дверей или праздник! Таким образом, родители знакомятся с нашей образовательной деятельностью, мы их приобщаем к музыкальному воспитанию, демонстрируя музыкально-дидактические игры на открытых просмотрах.

Первая игра — направление движения мелодии

На доске или фланелеграфе вы можете выкладывать изображения ноток сверху вниз или снизу вверх и показывать направление движения мелодии по гамме (мажор или минор) под любой напеваемый текст, как показано на фото:

«Вот иду я вверх, вверх, вверх» — это 7 ноток или «Вот иду я вниз, вниз, вниз»

Вторая игра- развитие чувства ритма путем развитие понятий долгий или короткий звук (обратите внимание на слово «долгий», не говорите «длинный» — это ошибка):

сначала может показывать на доске или фланелеграфе педагог. ,

а дети повторяют за ним. И в начале работаем только над метром, то есть отмечаем только сильную долю такта

На данном изображении на фото дан следующий ритмический рисунок: та-а тити та-а тити та-а та-а та-а, где та-а -долгий звук (четверть, а ти — короткий (восьмая). Затем можно прибавить показ в микро-пространстве, на себе:

долгий та-а — хлопок в ладоши, а тити — на груди, поочередно правой и левой рукой.

Затем вариации долгих и коротких звуков.

«Зима в ритмах». Музыкально-дидактическая игра для развития ритмического слуха Вариант № 1 Возраст : 5 – 6 лет Цель. Упражнять детей в различении ритмических рисунков песен: 1) «Маленькой ёлочке» М. Красева; 2) «Ёлочка».

Музыкально-дидактическая игра «Кого встретил колобок» Эта игра на развитие тембрового и динамического слуха. Сначала детям показываются картинки с изображением зверей, которых встретил колобок-для.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото» Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото». Цель: обогащать представления детей о музыкальных инструментах, их звучании, предметах.

Музыкально-дидактическая игра «От ангелочку по вопросу» «В детском возрасте игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело. У ребёнка есть страсть к игре,.

Музыкально-дидактическая игра «Приключение в музыку» Музыкально-дидактические игры в группе «Капельки» МБДОУ №42 Дидактические игры представляют собой интеллектуальные задачи, которые дети.

Музыкально-дидактическая игра «Ритмические рыбки» Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет во время непосредственно образовательной музыкальной деятельности, а также.

Музыкально-дидактическая игра «Танец-песня-марш» (старшая группа) Основной вид деятельности: музыкальная Продукт деятельности (результат): развитие памяти и музыкального слуха. Форма: интегрированная Длительность:.

Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Цель: развивать звуковысотный слух у детей. Задачи: Образовательные: продолжать.

Музыкально-дидактическая игра «Веселый паровозик» Цель: Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование.

Музыкально-дидактическая игра «Звери в лесу» в первой младшей группе Тема: музыкальная игра «Звери в лесу». Материал: маски 4 зверей (зайца, лисы, волка, медведя, игрушки зверей, магнитофон, фонограмма к.

Источник

Пластическое интонирование как один из методов активного слушания музыки

Анна Золотухина
Пластическое интонирование как один из методов активного слушания музыки

Основа формирования музыкальной культуры детей — это сама музыка как вид искусства. С высказываниями великих людей, нельзя не согласиться.

Но как часто мы видим такую картину: многие современные подростки не хотят, а правильнее будет, не умеют слушать классическую музыку, она им не интересна, потому что не понятна. Хотя все они получают образование, в свое время посещали детский сад, почти у всех благополучные семьи. Так почему наши дети не любят классическую музыку? Когда и на каком этапе – мы с Вами — педагоги упустили момент становления музыкально-эстетического сознания и в целом общей духовной культуры ребенка?

Как показывают многочисленные исследования в области педагогики, психологии – музыкально-эстетическое сознание это часть общей культуры человека и начало формирования музыкально-эстетического сознания относят к раннему младенчеству.Первое влияние на сознание малыша оказывает окружающая среда и общение с взрослым: голос матери, е манера общаться с ребенком, игрушки.

Процесс развития и формирование музыкально -эстетического сознания возможно уже на ступени дошкольного детства. И наша с Вами задача не упустить этот момент и заложить крепкий фундамент для дальнейшего развитие музыкально — эстетического сознания ребенка, а значит и его культуры в целом.

Считаю, проблему воспитания музыкально-эстетического сознания, а значит и культуры ребенка в целом, в настоящее время очень актуальной, ведь эта одна из основных задач, стоящих перед дошкольным образованием.И из этого следует моя тема самообразования: «Пластическое интонирование как один из методов активного слушания, воспитывающий музыкально-эстетическое сознание дошкольника.

Цель: Воспитание музыкально-эстетического сознания дошкольника, как части общей, духовной культуры.

Образовательная: расширение умений и навыков пластического интонирования музыки; активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных);

Развивающая: развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке;

Воспитывающая: совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желание слушать её.

Так что же такое пластическое интонирование и каково его влияние на музыкально –эстетическое сознание?

«Пластическое интонирование» это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ.

В своей практике, я уделяю большое внимании методу – «пластического интонирования», и считаю его более приемлемым в условиях детского сада.

Хочу поделиться с Вами своим педагогическим опытом в области дошкольного музыкального образования и предложить Вашему вниманию сборник музыкальных произведений для активного восприятия музыки дошкольниками, с использованием метода пластического интонирования.

Не всегда программный материал для слушания возможно полноценно переложить на язык жестов, но есть очень удачные варианты, которые я с удовольствием Вам предлагаю.

При использовании музыки из моего сборника осуществляется органическое слияние и одномоментное воздействие на слуховые, зрительные, тактильные органы восприятия, что обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир звука, музыки, движения и осознания им мира культуры.

Работу с пластическим интонированием лучше всего начинать с очень яркой, образной музыки, которая детям понятна, не требует большого объяснения. Таким произведением, по моего мнению, является зоологическая фантазия Камиля Сен-Санса «Карнавал животных». Дети без труда угадывают животных, с легкостью им подражают, фантазируют о том какое оно и что может делать под эту музыку.

Готовясь к музыкальным занятиям, я долго подбираю музыку, слушаю произведения разных композиторов, и одним из открытий для меня стала музыка Клода Дебюсси. Музыка этого композитора потрясающе красивая, образная, эмоциональная, она прекрасно сочетается с другими видами искусства — с поэзией, изобразительным искусством.

Еще одной моей «музыкальной находкой» стала музыка Равеля «Игра воды», для этого произведения я придумала пластическую игру «Рыбки». Из синих целлофановых пакетов, нарезала полоски разной длинны и связала их на резинку, получился рыбий хвост, он надевается на запястье руки. Ладошки ребенка соединяются вместе и под музыку дети изображают плавающих рыбок. Эта игра позволяет ребенку всем телом выразить эмоциональное состояние музыки, двигаться по всему залу самостоятельно или соединяться в целый косяк плавающих рыбок.

Детям нравится тема моря, они внимательно слушают музыку о море, стихи о море, рассматривают картины, но чтобы эмоционально прочувствовать море им нужно тактильно его ощутить, для этого подходит моя пластическая игра «Море».

Натягиваете большое полотно голубой ткани (размер ткани определяется количеством детей, чем оно больше, тем эффект волн ярче) и под музыку Римского-Корсакова «Океан – море синее», ребята имитируют плеск волн. Под впечатлением игры дети могут хаотично делать волнообразные движения, но нужно добиться от них полного соответствия волн с музыкой.

Одним из результатов моего опыта по пластическому интонированию считаю постановку с детьми подготовительной группы балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Начать следует с прочтения сказки «Щелкунчик и мышиный король» А. Гофмана, разобрать характер героев и предложить прослушать отрывки из балета П. И Чайковского «Щелкунчик». Дети с легкостью узнают в музыке сказочных персонажей, фантазируют о происходящих в балете действиях. Распределять роли должны сами дети (под Вашим чутким руководством) опираясь на соответствие характера героя и ребенка.

Предложите детям самостоятельно придумать движения характерные для каждого образа, тем самым процесс обучения будет происходить не навязчиво, не будет заучивания и долгих повторений. Вы лишь акцентируйте внимание на более ярких, точных движениях и выбирали одно. Не ставьте перед собой цель — научить детей танцевать, а помогите детям увидеть и почувствовать музыку, пропустить ее через себя и воспроизвести в своих движениях

Еще одна яркая танцевальная постановка это — «Маугли» ярко демонстрирует работу метода пластического интонирования, дети с легкостью изображают животных, ярко передают их манеру движения, повадки.

Используя мой сборник в музыкально-образовательной деятельности с дошкольникаим результат от пластического интонирования даст о себе знать очень скоро. Уже через несколько занятий вы начнёте замечать, как непроизвольно во время слушания музыки ребята будут пытаться «читать» музыку жестом, реагируя на малейшие изменения музыкальной речи. Музыка станет ближе и осязаемее. Это важно, ведь она – одна из форм познания мира.

Данный музыкальный материал может быть использован музыкальными руководителями для организации и проведения образовательной деятельности, для более глубокого и осознанного восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

Я выражаю надежду, что каждый из педагогов, кто попробует использовать мой сборник в своей педагогической практике, получит удовольствие, испытает радость и вдохновение в работе с детьми! Помогите ребенку прикоснуться к музыкальному искусству!

Доминантное занятие по слушанию музыки в старшей группе «В гостях у Феи-Музыки» Конспект доминантного занятия по слушанию музыки в старшей группе «В гостях у Феи-Музыки» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№ 6» Музыкальный.

Консультация «Формирование интереса к чтению у детей старшей группы в процессе слушания музыкальных произведений» Проблемы детского чтения в настоящее время являются составной частью комплексной, обширной проблематики детства. За последние двадцать лет.

Использование физкультминуток на занятиях как один из методов совершенствования коррекции речевого развития детей На занятиях используем физкультминутки, которые позволяют совершенствовать речь детей. Физкульминутки включаются в занятия в зависимости.

Консультация для родителей «Персонализированная логопедическая сказка — один из наиболее эффективных методов обучения детей» «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир.

Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений Консультация для воспитателей «Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений».

Круговая тренировка как один из методов организации образовательной деятельности по физической культуре Круговая тренировка как один из методов организации образовательной деятельности по физической культуре. Повышение эффективности физкультурных.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование — один из методов экологического воспитания дошкольников» Ход мастер – класса: 1. 1. Вводная часть. Один из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников – это экспериментирование.

Применение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыки Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы рабо­ты с персональным компьютером, мультимедийным.

Сценарий праздника к Дню музыки и к Дню пожилого человека в дошкольном учреждении «В мире музыки» В мире музыки. Под музыку дети заходят в зал, становятся полукругом. Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости здравствуйте, ребята. Сегодня.

Использование методов активного обучения в процессе экологического воспитания Личностно – ориентированный подход в обучении предопределяет отбор методик, предусматривающих самостоятельное экспериментирование и поисковую.

Источник

Читайте также:  Естественная выработка серотонина способы
Оцените статью
Разные способы