Занятие 35. Строфа и её виды
Стихи часто объединяются в сочетания, которые повторяются в стихотворении некоторое количество раз. Сочетание стихов, представляющих ритмико — синтаксическое целое и объединенное общей рифмой называется СТРОФАМИ, т. е. строфа — это группа стихов с определённым расположением рифм. Основной признак строфы — повторяемость ее элементов: стоп, размеров, рифмовки, количества стихов и др.
Очень трудно уйти от былого,
Как когда-то мы были близки,
А сегодня увиделись снова —
И в глазах ни любви, ни тоски.
Г. Ужегов
ДВУСТИШИЕ — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — ДИСТИХ, в силлабической — ВИРШИ.
Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва
— Что с тобой? — спросили дома,
Напугавшись пуще грома,
Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов
ТРЁХСТИШИЯ (терцет) — простая строфа из трёх стихов.
В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин
Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были
ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин
А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев
ШЕСТИСТИШИЕ — секстина. Строфа из шести стихов.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин
СЕМИСТИШИЕ — сентима. Сложная строфа из семи стихов.
Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
М.Ю. Лермонтов
ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) — восьмистишная строка, в которой первый стих рифмуется с третьим и пятым, второй — с четвёртым и шестым, седьмой — с восьмым. Октава основана на тройном повторении (рефрене).
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя печальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин
Схема октавы: АБАБАБВВ.
ДЕВЯТИСТИШИЕ — нона. Сложная рифма, состоящая из девяти стихов.
. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов
ДЕСЯТИСТИШИЕ — децима. Часто встречается в произведениях М. Ломоносова, Державина. В настоящее время почти не применяется. Схема АБАБВВГДДГ. Разновидностью десятистишия является ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА, которой пишутся торжественные оды, поздравления.
ОНЕГИНСКАЯ РИФМА — форма строфы, в которой написан роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Строфа состоит из 14 строк
Четыре с перекрёстной рифмой, две пары со смежными рифмами, четыре с кольцевой и заключительные две строки снова смежная рифма. Начинает строфу всегда строка с женским окончанием, заканчивает — с мужским.
Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
БАЛЛАДНАЯ строфа — строфа, в которой чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский
СОНЕТ. Определённое количество стихов и расположение рифм характерно не только для строф, но и для некоторых видов стихов. Наиболее распространенным является СОНЕТ. Мировую известность получили сонеты Шекспира, Данте, Петрарки. Сонет — стихотворение состоящее из четырнадцати стихов, делящихся обычно на четыре строфы: два четверостишия и два трёхстишия. В четверостишиях применяется или кольцевая или перекрёстная рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Чередование рифмы в трёхстишиях различно.
Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин
Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.
ТЕРЦИНЫ — трёхстишные строфы с оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы — с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы — с первым и третьим третьей строфы и т.д.
Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё — мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры —
Всё наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слёзы вдохновенья
При виде их рождались на глазах.
А.С.Пушкин
Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.
ТРИОЛЕТ — встречается и в наше время. При этом виде рифмовки стихи А и В повторяются как рефрены.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)
Схема триолета: АБАААБАБ.
РОНДО — стихотворение, содержащее 15 строк с рифмовкой ААВВА, АВВС, ААВВАС (С- не рифмующийся рефрен, повторение строки).
Рондо, как стиль стихосложения, было популярно во французской поэзии 18-19 вв.
Из других (сейчас почти не применяющихся) видов строф стоит упомянуть следующие:
СИЦИЛИАНА — восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.
САПФИРИЧЕСКАЯ СТРОФА. Была изобретена в Древней Греции в 6-7 вв. до новой эры.
КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА — семистишие с системой рифмовки АББААВВ.
АСТРОФИЗМЫ — стихотворение, в котором нет деления на строфы, что даёт поэту больше композиционной свободы. Применяется и в настоящее время в детских стихах, баснях и в стихах, насыщенных разговорной речью.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский
Источник
Тест с ответами по теории литературы
Правильные ответы к тесту выделены, приведены после ответов или в конце теста.
1. Какое из перечисленных понятий НЕ относится к элементам сюжета ?
2. Что такое метафора ?
а) слово или выражение, употребленное в переносном значении +
б) изобразительное средства языка, основанное на преуменьшении предмета или его свойств
в) замена понятия описательным оборотом
3. Тавтология — это :
а) описательный оборот,меняющий оценку предмета
б)выразительное средство языка ;повторение однокоренных слов +
в)противопоставление резко контрастных понятий
4. Дайте определение сюжета.
а) это предмет изображения в произведении, его материал, указывающий место и время действия.
б)система, порядок развития событий в произведении +
в) последовательность развертывания событий произведения во времени и в пространстве
5. Экспозиция — это :
а) элемент сюжета : обстановка, обстоятельства , положения действующих лиц, в которых они находятся до начала действия в произведении +
б) пословица или цитата, помещаемое автором перед произведением
в) элемент сюжета, описывающий события , происшедшие после окончания действия в произведении
6. Прочитайте стихотворение. Определите где используется прием лексической анафоры.
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
а) лес проснулся
б) повтор глагола рассказать +
в) в данном стихотворении не используется эта фигура
7. Что такое коллизия ?
а) построение художественного произведения, определенная система в расположении его частей
б) элемент сюжета, момент возникновения конфликта, изображенного в произведении
в) столкновение противоположных взглядов и интересов героев произведения +
8. Определение какого литературоведческого термина приведено ниже :» предмет изображения в произведении, его материал,указывающий место и время действия «.
9. Что такое «белый стих» ?
а) стих без рифмы +
б) жанр литературы
в) разновидность любовной лирики
10. Как называется созвучие , в котором ударение падает на второй слог от конца стиха ? Пример :
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
а) мужская рифма
б) женская рифма +
в) закрытая рифма
11. Что является характерной приметой онегинской строфы ?
а) употребление четырехстопного ямба +
б) употребление пятистопного ямба
в) употребление хорея
а) двусложный размер стиха +
б) трехсложный рамер стиха
в) шестистрочная строфа с тройным созвучием
13. Как называются образы, художественное значение которых вышло за рамки конкретного литературного произведения и соответствующей им исторической эпохи ?
а) типичные образы
б) вечные образы +
в) литературные образы
14. Как называется лиро-эпическое стихотворение с историческим или героическим сюжетом, с обязательным присутствием фантастического/мистического элемента ?
15. К какому литературному роду принадлежит комедия ?
16. Как в драматическом произведении называются авторские пояснения ?
17. Отметьте все художественно изобразительные средства языка :
18. Что такое стопа ?
а) повторяющееся сочетание ударного и безударного гласных +
б) группа стихов, объединенных повторяющимся размером, способом рифмовки, интонацией
в) строка в стихотворении
19. Какое изобразительное средство чаще всего используется в баснях , например, когда под лисой подразумевается хитрость, осел выступает образом глупости ?
20. Как называется эпитет , употребленный в значении , противоположном определяемым словам , например : «живой труп», грустная радость» ?
21. Сколько существует родов литературы ?
22. К какому жанру относится произведение Л.Н. Толстого «Война и мир»?
а) исторический роман
23. В чем заключается принцип трех единств ?
а) нет такого принципа
б) единство действия ,времени и места +
в) единство времени , места и содержания
24.Какой элемент сюжета дает представление о возможных путях решения проблемы в произведении ?
б) развитие действия +
25. Как называются слова, употребляемые в переносном значении ?
26. Как называется взаимосвязь и соразмерность основных частей и элементов, составляющих литературное произведение ?
27. Главная мысль произведения, которая неоднократно повторяется и подчеркивается , называется :
28. Тонкая скрытая насмешка -это :
29. Объективное повествование о событиях представлено в таком литературном роде как :
30. Пространная речь действующего лица в литературном произведении, обращенная к окружающим — это :
Источник
Как называется группа стихов объединенных повторяющимся размером способом рифмовки интонации
Строфа — группа стихов (строк), на протяжении стихотворного произведения или его части — повторяющаяся, объединённая в некое целое:
1) по смыслу
2) по интонации
3) по рифме (определённому способу рифмовки).
1. Дистих (или двустишие) — (схема рифмовки: АА) две строки.
А. Нестрофические двустишия — не образуют отдельную строфу и не отделяются пробелами от других строк.
— В стихотворениях вольной рифмовки — в них используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши нестрофические двустишия.
Отечески пенаты,
О пестуны мои!
Вы златом не богаты,
Но любите свои
Норы и темны кельи,
Где вас на новосельи
Смиренно здесь и там
Расставил по углам;
Где странник я бездомный,
Всегда в желаньях скромный,
Сыскал себе приют.
(К. Батюшков)
— В александрийском стихе.
Александрийский стих — твердая форма, пишется шестистопным ямбом со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских рифм. Этот стих встречается в двух основных формах — свободной и замкнутой.
—Свободная форма александрийского стиха — в 18-м веке использовалась преимущественно в драматургии: реплики персонажей могут включать не только половины одного двустишия, но даже части одного стиха.
—Замкнутая форма александрийского стиха — либо с замыканием фразы в конце рифменной пары, либо с переносом ее в следующую.
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит поздное молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви; текут полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются — и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг. люблю. твоя. твоя.
(А. Пушкин)
—Александрийский стих в русском стихосложении — состоит из двустиший цезурованного шестистопного ямба с парными рифмами, попеременно то мужскими, то женскими — обязательная форма классической трагедии и героической поэмы.
Б. Строфические — четко замкнуты тематически, разделяются пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо уложить законченную мысль.
Изменой слуга паладина убил:
Убийце завиден сан рыцаря был.
Свершилось убийство ночною порой —
И труп поглощен был глубокой рекой.
И шпоры и латы убийца надел
И в них на коня паладинова сел.
И мост на коне проскакать он спешит,
Но конь поднялся на дыбы и храпит.
Он шпоры вонзает в крутые бока —
Конь бешеный сбросил в реку седока.
Он выплыть из всех напрягается сил,
Но панцирь тяжелый его утопил.
(В. Жуковский)
В. Рифма-эхо — своеобразная форма двустишия: за длинным стихом следует короткий, чаще всего — одно слово. Такие двустишия обычно встречаются в стихотворениях шутливых и сатирических, хоть и не только в них.
Я не поэт — и, не связанный узами
С музами,
Не обольщаюсь ни лживой, ни правою
Славою.
Родине предан любовью безвестною,
Честною,
Не воспевая с певцами присяжными,
Важными
Злое и доброе, с равными шансами,
Стансами,
Я положил свое чувство сыновнее
2. Терцет (трехстишие) — с одной рифмой, проходящей через все три стиха (схема: ААА) — встречаются у нас редко. Гораздо более популярной, в связи с многочисленными переводами из «Божественной комедии» Данте, оказалась терцина.
Терцина — ряд трёхстиший с оригинальной рифмовкой. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы — с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы — с первым и третьим третьей строфы и т.д. (схема: ABА BCB CDC…). Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще…
(А. Данте)
Стилизация «под Данте»:
И дале мы пошли — и страх обнял меня.
Бесенок, под себя поджав копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.
Горячий капал жир в копченое корыто,
И лопал на огне печеный ростовщик.
А я: «Поведай мне: в сей казни что сокрыто?»
Виргилий мне: «Мой сын, сей казни смысл велик: Одно стяжание имев всегда в предмете, Жир должников своих сосал сей злой старик
И их безжалостно крутил на вашем свете.» Тут грешник жареный протяжно возопил: «О, если б я теперь тонул в холодной Лете!
О, если б зимний дождь мне кожу остудил!
Сто на сто я терплю: процент неимоверный!» —
Тут звучно лопнул он — я взоры потупил.
Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,
Как будто тухлое разбилось яицо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос себе зажав, отворотил лицо,
Но мудрый вождь тащил меня все дале, дале —
И, камень приподняв за медное кольцо,
Сошли мы вниз — и я узрел себя в подвале.
(А. Пушкин)
3. Катрен — четверостишие. Популярен из-за обилия систем рифмовки:
Смежная — рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
Перекрестная — рифмовка первого стиха с третьим, второго — с четвертым (абаб)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Кольцевая (опоясанная, охватная) — первый стих — с четвертым, а второй — с третьим.(абба)
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
Холостой стих — четверостишие с холостыми (нерифмованными) нечетными стихами и рифмами, скрепляющими четные стихи, т.е. вторая и четвёртая строки рифмуются, а первая и третья — нет (схема: АВСВ).
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А. Плещеев)
Балладная строфа — строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах. Наиболее распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных.
Королева Британии тяжко больна,
Дни и ночи ее сочтены.
И позвать исповедников просит она
Из родной, из французской страны.
Но пока из Парижа попов привезешь,
Королеве настанет конец.
И король посылает двенадцать вельмож
Лорда-маршала звать во дворец.
Рубаи — строфа в восточной поэзии по схеме ААВА (реже AAAA).
В колыбели — младенец, покойник в гробу:
Вот и всё, что известно про нашу судьбу.
Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу.
(Омар Хайям)
Рифмовка 4 + 4 («квадратная рифмовка») — рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD.
А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку,
Сто слепящих фотографий —
Ночью снял на память гром.
Мёрзла кисть сирени. В это
Время он, нарвав охапку
Молний, с поля ими трафил
Озарить управский дом.
(Б. Пастернак)
Монорим — стих, построенный на одной рифме — монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…), редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард.
Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
(Саади)
II. Сложные строфы
1. Квинтет (пятистишие) — строфа из пяти стихов.
Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
(М. Лермонтов)
Лимерик (или лимрик) — (схема ААВВА) пятистишие, написанное анапестом, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.
Жил-был старичок у причала,
Которого жизнь удручала.
Ему дали салату
И сыграли сонату,
И немного ему полегчало.
(Э. Лир, перевод М. Фрейдкина)
Непослушную внучку из Йены
Бабка сжечь собралась как полено.
Но заметила тонко:
«А не сжечь ли котенка?»-
Невозможная внучка из Йены.
(Э. Лир, перевод М. Фрейдкина)
К удалому флейтисту из Конго
Раз в сапог заползла анаконда.
Но настолько отвратно
Он играл, что обратно
Через час уползла анаконда.
(Э. Лир, перевод М. Фрейдкина)
2. Шестистишие — строфа из шести стихов, помимо секстины, имеет несколько излюбленных схем, представляющих различные комбинации трех рифм. Среди них — простейший вид шестистишия с парной рифмовкой (АABBCC) (ср. «Три пальмы» Лермонтова) и шестистишие типа AABCCB (ср. «Усы» Пушкина). Другие типы: CCABAB или ABABCC, или CCABBA или ABBACC.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
(А. Пушкин)
Секстина — шестистишие с рифмовкой ABABAB.
Опять звучит в моей душе унылой
Знакомый голосок, и девственная тень
Опять передо мной с неотразимой силой
Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;
Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!
Я устарел: и жить и чувствовать — мне лень.
(Л. Мей)
Рифмовка 3 + 3 («треугольная рифмовка») — рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.
А потом мне снились горы —
В белоснежных одеяньях
Непокорные вершины,
И хрустальные озёра
У подножий великаньих,
И пустынные долины.
(В. Невский)
3. Септима (семистишие) — так же как и большинство других строф, состоящих из нечетного числа стихов, чрезвычайно редко употребляется в русском стихосложении. Одна из схем: AABCCCB.
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(М. Лермонтов)
Королевская строфа — семистишие с системой рифмовки АBBААBB.
4. Восьмистишие — обычно они представляют собою ту или иную комбинацию двух четверостиший. К так называемым «твердым формам» итальянского происхождения принадлежат сицилиана и получившая большое распространение октава, к-рой написаны такие мировые произведения, как «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо, «Лузиады» Камоэнса, «Дон-Жуан» Байрона. У нас ее усердно пропагандировал С. Шевырев, а всеобщее признание ей доставил «Домик в Коломне» Пушкина.
Сицилиана — восьмистишие с перекрестной рифмой АBАBАBАB.
Октава — (схема: АBАBАBCC) восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих — с четвертым и шестым, седьмой стих — с восьмым.
В шесть лет он был ребенок очень милый
И даже, по ребячеству, шалил;
В двенадцать приобрел он вид унылый
И был хотя хорош, но как-то хил.
Инесса горделиво говорила,
Что метод в нем натуру изменил:
Философ юный, не смотря на годы,
Был тих и скромен, будто от природы.
Признаться вам, доселе склонен я
Не доверять теориям Инессы.
С ее супругом были мы друзья;
Я знаю, очень сложные эксцессы
Рождает неудачная семья,
Когда отец — характером повеса,
А маменька ханжа. Не без причин
В отца выходит склонностями сын!
Триолет — восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.
Ты промелькнула, как виденье,
О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,—
О, юность быстрая моя!
(К. Бальмонт)
5. Нона (девятистишие) — строфа из девяти строк. Представляет собой разнообразные сочетания рифмованных и холостых стихов. Или сочетания строф (5-стишие и 4-стишие; 6-стишие и 3-стишие и т.д.).
Опять, народные витии,
За дело падшее Литвы
На славу гордую России
Опять шумя восстали вы.
Уж вас казнил могучим словом
Поэт, восставший в блеске новом
От продолжительного сна,
И порицания покровом
Одел он ваши имена.
(М. Лермонтов)
Спенсерова строфа — введенная английским поэтом Э. Спенсером. Она состоит из восьми стихов пятистопного и одного шестистопного ямба с тремя рифмами, расположенными по схеме ABABBCBCC. Значительного распространения, так же как и другие формы девятистишия, спенсерова строфа не имела.
6. Одическая строфа (децима или десятистишие) — строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме AB AB CCD CCD, употреблявшаяся в жанре торжественной оды, обычно писалась четырёхстопным ямбом.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
(М. Ломоносов)
7. Онегинская строфа — четырнадцатистрочная строфа, созданная А.С.Пушкиным в лиро-эпической поэме «Евгений Онегин». Эта строфа состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия. В первом четверостишии перекрестная рифмовка (ABAB), во втором — смежная (AABB), в третьем — кольцевая (ABBA), последние два стиха рифмуются друг с другом. Такими строфами написан весь роман (за исключением писем Татьяны и Онегина).
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух из уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
8. Сонет — четырнадцатистишие, состоящее из двух катренов и двух терцетов (сложная строфа из стрёх стихов), в которой свободная рифма первого терцета повторяется во втором терцете.
Сонет бывает итальянский и английский.
Итальянский сонет — четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцевая рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Порядок чередования рифм в трехстишиях различен. Схемы: ABAB ABAB CBC DBD или ABBA ABBA CDC DCD Или третья схема: АBАB АBАB ССD ЕЕD:
Поэт! не дорожи любовию народной,
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где огонь твой горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
(А. Пушкин)
Английский сонет — четырнадцать строк делятся на три катрена и одно двустишие.
Уж если ты разлюбишь — так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром — утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,
Что нет невзгод, а есть одна беда —
Твоей любви лишиться навсегда.
(Шекспир, перевод С. Маршака)
9. Венок сонетов — пятнадцатистрофное стихотворение из сонетов, причём последняя строчка первого начинает второй и т.д., а 15 строфа состоит из первых строчек каждой предыдущей строфы (сонета).
10. Рондо — твёрдая форма; стихотворение, в котором в каждой строфе повторяется одна и та же строка, являющаяся в тоже время и началом стихотворения. Форма небольшого стихотворения с двумя рифмами. Несколько типов:
Восьмистрочное рондо — первая и вторая строки повторяются в конце рондо и первый стих — в четвёртой строке.
Тринадцатистрочое рондо — начальные слова первой строки входят в девятую и тринадцатую строки.
Пятнадцатистрочное рондо — начальные слова первого стиха повторяются в девятой и в заключительной строках.
В начале лета, юностью одета,
Земля не ждёт весеннего привета,
Но бережёт погожих, тёплых дней,
Но расточительная, всё пышней
Она цветёт, лобзанием согрета.
И ей не страшно, что далёко где-то
Конец таится радостных лучей,
И что недаром плакал соловей
В начале лета.
Не так осенней нежности примета:
Как набожный скупец, улыбки света
Она сбирает жадно, перед ней
Не долог путь до комнатных огней,
И не найти вернейшего обета
В начале лета.
(М. Кузмин)
Совершенное рондо — в 25 строк с двумя рифмами и повторением четырёх стихов первой строфы последовательно в конце каждого следующего четверостишия: после второго стиха повторены начальные слова первого и т. д.
Нетождественные строфы — строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр.
Строфоиды — строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.
Астрофизм — стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Источник