Как называется эмоциональный способ познания опытного мира

Как называется эмоциональный способ познания опытного мира

4. Особенности социального познания. Социальное прогнозирование.

5. Развитие знаний о человеке.

1. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зре-ниe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Крат ковр еменная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:

1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и до-статочным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Однако сенситивное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум).

На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Читайте также:  Что значит эмпирический способ познания

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия. По степени общности понятия могут быть менее общими, более общими и предельно общими. В научном познании также выделяют понятия частнонаучные, общенаучные и всеобщие, т. е. философские. По отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыслению и направленности) ученые-философы выделяют четыре класса понятий:

1) понятия, отражающие общее в предметах;

2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов;

3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;

Источник

Эмоциональное познание

Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Более того, в жизни человека они несоизмеримо важнее, чем в существовании любого животного. Это одна из характерных черт, которая выделяет человека из животного мира. Эмоции напрямую функционально связаны с органами чувств, которые играют важнейшую роль в процессе познания. Учитывая то, что магистральный путь познания – конструктивный, представляющий собой построение гипотез, теорий, моделирование процессов и явлений в опытах, нужно отметить, что вычленение рациональных знаний не является единовременным актом, а длительным и медленным процессом.

В глубокой первобытности человеческий разум сталкивался с миром, который принципиально не отличался от современного. И человек строил его модель, которая по объему идентична современным научным, философским и религиозным моделям современности, ибо предмет моделирования один и тот же. Другое дело, что принципы моделирования и элементы различны, потому и форма модели – разная. Форме модели соответствует и содержание, и уже в зависимости от содержания мы различаем модели научные, философские, религиозные, мифологические, причем между ними нет непроницаемой преграды. В религиозной модели могут использоваться элементы, представленные наукой (например, креационная модель), в научной модели – элементы мифологии (например, теория флогистона и физике) и т.д. На это обратил внимание еще Дж. Дж. Фрезер, достаточно убедительно показав, что наука и магическая практика – близкие родственницы. Миф как рабочая гипотеза лежит в основе магической практики, в то же время многие рабочие гипотезы и теории, которые являются инструментом науки, чаще всего оказываются мифом. Далее мы более подробно остановимся на проблемах мифологии, сейчас только отметим, что мифология совершенно не противоречит законам мышления – логике, особенно если учесть, что существует не только логическая система «начал и концов» Аристотеля, а и другие, в основу которых положены другие принципы, например индийские логические системы, которые исследуют процессы, а не первоосновы. Близка к ним и диалектическая логика в варианте, четко изложенном Э.В.Ильенковым.[2]

Показательно, что генезис мифа и теории или гипотезы одинаковы, и в основе их лежат конструктивные закономерности человеческого мышления. Очевидно, что структурной оппозицией как мифу, так и теории могут быть только рациональные знания. Эта третья оппозиция предполагает наличие других, уже связанных с ней оппозиций, чем обеспечивается непрерывность структуры модели. По сути дела это тот же информационный уровень, о котором говорит С.Д. Шаш,[3] однако для полевого этнографа достаточно приведенной нами интерпретации в рамках генетической антропологии.

К этому нужно добавить, что передача информации без участия эмоций в общении между людьми принципиально невозможна. Роль эмоций в формировании сознательного и бессознательного после З. Фрейда, К. Юнга и других школ и направлений психоанализа не оспаривает никто. Наличие эмоций в интеллектуальной деятельности – одно из основных отличий человека от даже самой совершенной машины, существование которой можно предположить. Поэтому создание искусственного интеллекта по существу должно означать сотворение человека. Но это в настоящее время вопросы теологии и философии, а не науки.

В нашем случае задачей науки является изучение эмоций с точки зрения их роли в познании. Эмоции у человека стали частью интеллектуальной деятельности, хотя уходят своими корнями в животный мир. Замечено, что с усложнением организмов увеличивается богатство эмоциональных переживаний и благодаря интеллектуальной деятельности достигает своей вершины у человека. Человек – единственный вид, чья деятельность может быть обусловлена только эмоциями. В известном смысле можно сказать, что через эмоции природа, биологическое начало доведены в человеке до совершенства. Эмоции – это не только то, что выделяет человека из животного мира, но и то, что связывает его с этим миром и в итоге с биосферой. Очевидно, что в моделировании недостаток элементов, которые поставляют рациональные знания, должен восполняться эмоциональными элементами.

Действительно, существует целая отрасль человеческого знания, которая базируется в основном на эмоциях. Это разнообразные отрасли, виды и жанры искусства, включая и так называемое профессиональное. При изучении искусства прежде всего следует обращать внимание на его связь с другими элементами интеллектуальной деятельности. И в этой связи функциональная сторона искусства должна быть в центре внимания. Поэтому важно выяснять, когда, где и какие виды и жанры искусства бытуют и для чего предназначены. Первостепенный интерес представляет также соединение функциональных предметов материальной культуры с искусством. Важно выявить роль искусства в обычае и обряде. По возможности нужно фиксировать толкование элементов произведения искусства, объяснение их значения и происхождения, равно как объяснение и толкование сюжетов и композиции. Особое значение имеет изучение орнамента и его элементов. Орнамент чаще всего уходит своими корнями в глубокую древность, и, как правило, его толкование невнятно. Поэтому необходимо фиксировать, когда и в каких случаях применяется тот или иной орнамент а также зону его распространения. Необходимо кроме того выяснять, какие предметы и какие части предметов чаще всего покрывались орнаментом. (Технологию фиксации явлений искусства мы рассмотрим ниже).

Читайте также:  Гелевое лезвие для педикюра способ применения

Важно также выяснить роль искусства в игре и сравнение этой роли с искусством в обряде и обычае.

Выяснение отношения данного этноса к различным видам и жанрам искусства тоже весьма важно. У одного народа могут преобладать изобразительные виды, у другого – музыкальные и песенные и т.д. Это во многом может объяснить особенности психологии этноса.

Проблемы взаимоотношения «традиционного» и «профессионального» искусства необходимо дополнить исследованиями восприятия мировых шедевров литературы и искусства представителями данной этнической культуры, преломление их местной традицией. Кроме того, в поле зрения этнографа должны стать и творчество выдающихся писателей, художников, композиторов и т.д., которые принадлежат данной этнической культуре, процесс включения их произведений в мировой фонд культуры, восприятие этих произведений и их интерпретация представителями других этнических культур. Достойно внимания также выяснение взаимосвязей разных этнических культур через участие представителей данного этногенеза в создании произведений искусства в рамках других этнических культур. Беларусь (в особенности Полесье), Украина, Польша, Литва (в современном понимании термина), Россия представляют чрезвычайно богатое поле для таких исследований. В этих исследованиях нужно только избежать «квасного патриотизма», закостенелого в идеологии национализма, бандитской политической практики расового превосходства и философствующего надувательства под флагом облагодетельствования человечества, разумеется, в личных, шкурных интересах. В противном случае такие «исследования» ничего общего с наукой иметь не будут.

Для запоминания:

1. В связи с тем, что эмоции неразрывно связаны с органами чувств, передача информации без участия эмоций в общении между людьми принципиально невозможна.

2. Есть отрасль человеческого знания, которая полностью базируется на эмоциях, – все виды и жанры искусства. Эту отрасль мы называем эмоциональным познанием.

3. Искусство присутствует во всех видах человеческой деятельности, и выяснение его места и роли составляет одну из основных задач полевого этнографа.

Рекомендуемая литература:

Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

Музичний фольклор з Полісся у записах Ф. Колесси та К. Мошиньского. – Київ: “Музична Україна”, 1995.

Источник

Виды и формы познания мира

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

  • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
  • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).

Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Читайте также:  Способ начисления амортизации лучше

Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.

  • Наблюдение — изучение объекта в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
  • Измерение — получение численных характеристик наблюдаемого объекта через сопоставление его свойств с образцовые значениями.
  • Эксперимент — намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, который помещен в эти условия.
  • Сравнение — сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов.
  • Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
  • Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
  • Сравнение — сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств.
  • Классификация — объединение изучаемых объектов в группы по наличию одинаковых свойств.
  • Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
  • Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
  • Систематизация — объединение накопленных знаний в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
  • Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
  • Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
  • Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
  • Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:

  • Донаучное — прототип, предпосылки научного знания.
  • Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
  • Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с научным знанием.
  • Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
  • Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Источник

Оцените статью
Разные способы
Чувственное Рациональное