Как называется эмоциональный способ познания опытного мира
4. Особенности социального познания. Социальное прогнозирование.
5. Развитие знаний о человеке.
1. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция
Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.
Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;
в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зре-ниe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Крат ковр еменная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств.
Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:
1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;
3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);
4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и до-статочным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.
Однако сенситивное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум).
На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.
Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия. По степени общности понятия могут быть менее общими, более общими и предельно общими. В научном познании также выделяют понятия частнонаучные, общенаучные и всеобщие, т. е. философские. По отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыслению и направленности) ученые-философы выделяют четыре класса понятий:
1) понятия, отражающие общее в предметах;
2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов;
3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;
Источник
Эмоциональное познание
Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Более того, в жизни человека они несоизмеримо важнее, чем в существовании любого животного. Это одна из характерных черт, которая выделяет человека из животного мира. Эмоции напрямую функционально связаны с органами чувств, которые играют важнейшую роль в процессе познания. Учитывая то, что магистральный путь познания – конструктивный, представляющий собой построение гипотез, теорий, моделирование процессов и явлений в опытах, нужно отметить, что вычленение рациональных знаний не является единовременным актом, а длительным и медленным процессом.
В глубокой первобытности человеческий разум сталкивался с миром, который принципиально не отличался от современного. И человек строил его модель, которая по объему идентична современным научным, философским и религиозным моделям современности, ибо предмет моделирования один и тот же. Другое дело, что принципы моделирования и элементы различны, потому и форма модели – разная. Форме модели соответствует и содержание, и уже в зависимости от содержания мы различаем модели научные, философские, религиозные, мифологические, причем между ними нет непроницаемой преграды. В религиозной модели могут использоваться элементы, представленные наукой (например, креационная модель), в научной модели – элементы мифологии (например, теория флогистона и физике) и т.д. На это обратил внимание еще Дж. Дж. Фрезер, достаточно убедительно показав, что наука и магическая практика – близкие родственницы. Миф как рабочая гипотеза лежит в основе магической практики, в то же время многие рабочие гипотезы и теории, которые являются инструментом науки, чаще всего оказываются мифом. Далее мы более подробно остановимся на проблемах мифологии, сейчас только отметим, что мифология совершенно не противоречит законам мышления – логике, особенно если учесть, что существует не только логическая система «начал и концов» Аристотеля, а и другие, в основу которых положены другие принципы, например индийские логические системы, которые исследуют процессы, а не первоосновы. Близка к ним и диалектическая логика в варианте, четко изложенном Э.В.Ильенковым.[2]
Показательно, что генезис мифа и теории или гипотезы одинаковы, и в основе их лежат конструктивные закономерности человеческого мышления. Очевидно, что структурной оппозицией как мифу, так и теории могут быть только рациональные знания. Эта третья оппозиция предполагает наличие других, уже связанных с ней оппозиций, чем обеспечивается непрерывность структуры модели. По сути дела это тот же информационный уровень, о котором говорит С.Д. Шаш,[3] однако для полевого этнографа достаточно приведенной нами интерпретации в рамках генетической антропологии.
К этому нужно добавить, что передача информации без участия эмоций в общении между людьми принципиально невозможна. Роль эмоций в формировании сознательного и бессознательного после З. Фрейда, К. Юнга и других школ и направлений психоанализа не оспаривает никто. Наличие эмоций в интеллектуальной деятельности – одно из основных отличий человека от даже самой совершенной машины, существование которой можно предположить. Поэтому создание искусственного интеллекта по существу должно означать сотворение человека. Но это в настоящее время вопросы теологии и философии, а не науки.
В нашем случае задачей науки является изучение эмоций с точки зрения их роли в познании. Эмоции у человека стали частью интеллектуальной деятельности, хотя уходят своими корнями в животный мир. Замечено, что с усложнением организмов увеличивается богатство эмоциональных переживаний и благодаря интеллектуальной деятельности достигает своей вершины у человека. Человек – единственный вид, чья деятельность может быть обусловлена только эмоциями. В известном смысле можно сказать, что через эмоции природа, биологическое начало доведены в человеке до совершенства. Эмоции – это не только то, что выделяет человека из животного мира, но и то, что связывает его с этим миром и в итоге с биосферой. Очевидно, что в моделировании недостаток элементов, которые поставляют рациональные знания, должен восполняться эмоциональными элементами.
Действительно, существует целая отрасль человеческого знания, которая базируется в основном на эмоциях. Это разнообразные отрасли, виды и жанры искусства, включая и так называемое профессиональное. При изучении искусства прежде всего следует обращать внимание на его связь с другими элементами интеллектуальной деятельности. И в этой связи функциональная сторона искусства должна быть в центре внимания. Поэтому важно выяснять, когда, где и какие виды и жанры искусства бытуют и для чего предназначены. Первостепенный интерес представляет также соединение функциональных предметов материальной культуры с искусством. Важно выявить роль искусства в обычае и обряде. По возможности нужно фиксировать толкование элементов произведения искусства, объяснение их значения и происхождения, равно как объяснение и толкование сюжетов и композиции. Особое значение имеет изучение орнамента и его элементов. Орнамент чаще всего уходит своими корнями в глубокую древность, и, как правило, его толкование невнятно. Поэтому необходимо фиксировать, когда и в каких случаях применяется тот или иной орнамент а также зону его распространения. Необходимо кроме того выяснять, какие предметы и какие части предметов чаще всего покрывались орнаментом. (Технологию фиксации явлений искусства мы рассмотрим ниже).
Важно также выяснить роль искусства в игре и сравнение этой роли с искусством в обряде и обычае.
Выяснение отношения данного этноса к различным видам и жанрам искусства тоже весьма важно. У одного народа могут преобладать изобразительные виды, у другого – музыкальные и песенные и т.д. Это во многом может объяснить особенности психологии этноса.
Проблемы взаимоотношения «традиционного» и «профессионального» искусства необходимо дополнить исследованиями восприятия мировых шедевров литературы и искусства представителями данной этнической культуры, преломление их местной традицией. Кроме того, в поле зрения этнографа должны стать и творчество выдающихся писателей, художников, композиторов и т.д., которые принадлежат данной этнической культуре, процесс включения их произведений в мировой фонд культуры, восприятие этих произведений и их интерпретация представителями других этнических культур. Достойно внимания также выяснение взаимосвязей разных этнических культур через участие представителей данного этногенеза в создании произведений искусства в рамках других этнических культур. Беларусь (в особенности Полесье), Украина, Польша, Литва (в современном понимании термина), Россия представляют чрезвычайно богатое поле для таких исследований. В этих исследованиях нужно только избежать «квасного патриотизма», закостенелого в идеологии национализма, бандитской политической практики расового превосходства и философствующего надувательства под флагом облагодетельствования человечества, разумеется, в личных, шкурных интересах. В противном случае такие «исследования» ничего общего с наукой иметь не будут.
Для запоминания:
1. В связи с тем, что эмоции неразрывно связаны с органами чувств, передача информации без участия эмоций в общении между людьми принципиально невозможна.
2. Есть отрасль человеческого знания, которая полностью базируется на эмоциях, – все виды и жанры искусства. Эту отрасль мы называем эмоциональным познанием.
3. Искусство присутствует во всех видах человеческой деятельности, и выяснение его места и роли составляет одну из основных задач полевого этнографа.
Рекомендуемая литература:
Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983.
Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984.
Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Музичний фольклор з Полісся у записах Ф. Колесси та К. Мошиньского. – Київ: “Музична Україна”, 1995.
Источник
Виды и формы познания мира
О чем эта статья:
10 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
- Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
- Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
- Наблюдение — изучение объекта в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
- Измерение — получение численных характеристик наблюдаемого объекта через сопоставление его свойств с образцовые значениями.
- Эксперимент — намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, который помещен в эти условия.
- Сравнение — сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов.
- Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
- Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
- Сравнение — сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств.
- Классификация — объединение изучаемых объектов в группы по наличию одинаковых свойств.
- Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
- Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
- Систематизация — объединение накопленных знаний в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
- Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
- Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
- Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
- Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Чувственное | Рациональное |