Диалектическое и антидиалектическое (метафизическое мышление), их разновидности.
Антиподом диалектики является МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД. Термин «метафизика» (от лат. та мета та физика — буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, то есть «первую философию» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии», представлявшей частно-научные знания.
В современном обществознании ПОНЯТИЕ «МЕТАФИЗИКА» ИМЕЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЗНАЧЕНИЯ.
1. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА О ВСЕОБЩЕМ, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Так, крупный немецкий философ XX в. М. Хайдеггер рассматривал ее как «род познания, имеющий предметом сущее в целом». Основные ее категории — это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект, и субъект познания.
2. ОНТОЛОГИЯ, или УЧЕНИЕ О БЫТИИ КАК ТАКОВОМ, является особой философской наукой независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем, особенно в современной западной философии.
3. ФИЛОСОФСКИЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ (МЫШЛЕНИЯ) И ДЕЙСТВИЯ, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно об этом аспекте понятия «метафизика» (антидиалектика) ниже и будет идти речь.
Самая характерная, существенная черта метафизики — ОДНОСТОРОННОСТЬ, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме. Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основные ее формы: старую и новую метафизику. «СТАРАЯ» МЕТАФИЗИКА была характерна для философии и науки в ХУП-Х1Х вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики — отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.
«НОВАЯ» МЕТАФИЗИКА, в отличие от старой метафизики, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов истолкования и интерпретации развития. Развитие здесь понимается следующим образом:
а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение. Так называемый «плоский эволюционизм», т. е. только как количественные изменения;
б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);
в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);
г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»):
д) как движение, из которого изымается его сущность — противоречие;
е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Возможны и другие, в том числе и смешанные интерпретации развития, связи и взаимодействия.
ВИДЫ МЕТАФИЗИКИ могут быть выделены по различным основаниям (критериям). Кроме методов познания, метафизическим, антидиалектическим могут быть и способы практической детальности, как бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, т. е. любые односторонние действия. Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного процесса. Ранее, некоторые из этих разновидностей были названы идеализмом, сенсуализмом, рационализмом, эмпиризмом, догматизмом, релятивизмом и др. К ним следует добавить СОФИСТИКУ и ЭКЛЕКТИКУ, которые зародились еще в древней Греции и использовались для обоснования якобы истинных суждений, которые, на самом деле, были заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога». Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее «коварными и хитрыми» разновидностями антидиалектического способа мышления. Они и сегодня широко используются для «доказательства» неверных выводов и «обоснования» неправедных дел, особенно в сфере политики. Сущность софистики и эклектики заключается в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют не объективно, т. е. не как адекватное отражение развивающейся действительности, а произвольно, чисто субъективистский. Как правило, их главная цель — сознательное, преднамеренное искажение истины, извращенное представление действительности, стремление выдать ложь за истину. Это достигается, как показано выше, с помощью системы специфических приемов и уловок (софизмов), основанных на нарушении принципов формальной и диалектической логики. Основное различие софистики и эклектики — при всем их сходстве — состоит в том, что характерными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета (или мыслей, взглядов, фактов и т. п.) и их произвольное, механическое соединение чисто внешним образом. Результатом этой процедуры является агрегат, хаотическое множество, а не целостная, развивающаяся система в единстве всех своих сторон и связей. Софистика и эклектика, хотя и признают гибкость, диалектичность понятий (что, несомненно, является их важным рациональным моментом), но вследствие своего произвола и субъективизма не доходят до реальной диалектики объективной действительности.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник
Диалектическое и антидиалектическое (метафизическое) мышление, их разновидности
Диалектика (греч. dialektike) — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Диалектическое мышление — особая форма мышления, позволяющая вскрывать противоречия действительности, связи в природе, обществе и самой личности. Такая возможность диалектического мышления основывается на законах и категориях диалектики (единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания, причина и следствие, сущность и явление, общее, особенное, единичное и др.), а также опыта, навыков и умений диалектического мышления.
Термин “Метафизика” возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает “то, что следует после физики”. Сам Аристотель называл этот раздел своего философского учения “первой философией”, исследующей якобы высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего, обязательные для всех наук.
В новое время возникло понимание метафизики как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Впервые термин “Метафизика” в смысле антидиалектики употребил Гегель. Маркс и Энгельс, обобщая данные наук и общественного развития, показали научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему материалистической диалектики.
Разновидности диалектики и альтернативные методы мышления — метафизика, консерватизм, эволюционизм, релятивизм.
а) Метафизика: особенностью метафизического мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация какого-либо момента в составе целого; метафизика занимается абсолютизацией аналитико-классификационных приемов в познании природы; метафизике присущ догматизм.
б) Консерватизм (лат. — сохраняю): обозначение идейно-политических течений, противостоящее прогрессивным тенденциям социального развития; носителями этих идей являются общественные классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих общественных порядков; консерватизму присуши враждебность, противостояние процессу, приверженность традиционному и устаревшему.
в) Релятивизм(лат. — относительный): методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания; ему свойственно одностороннее подчеркивание постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений; отказ от признания преемственности в развитии знания; преувеличение зависимости процесса познания от его условий.
г) Эволюционизм: рассматривается как аспект истории, связанный с выделением тех или иных целостных социальных комплексов; он включает постепенные количественные изменения.
Источник
Диалектика и метафизика
Диалектика представляет собой систему философского знания о развитии.
Метафизика – философское учение, которое рассматривает явления вне их взаимных связей и вне развития.
Противоположность диалектики и метафизики как подходов к развитию рассматривалась в марксизме. К. Маркс использовал диалектику как метод для исследования политико-экономических процессов. Он ввел в диалектику субъективизм и возможность исторической оценки экономических и политических событий.
Понятие диалектики
- специфический метод философского аргументирования, некоторый способ и форма теоретического мышления, оперирующего и исследующего противоречия, детерминирующие мысленное содержание данного мышления;
- философский концепт об изменчивости бытия, вечном его становлении;
- процесс «кристаллизации» истины, который осуществляется посредством формулирования множества вопросов и ответов на них;
- наука, в рамках которой протекают процессы дифференциации и связывания понятий (противоположностей) в целях получения сверхчувственной сущности вещей (по Платону);
- учение о корреляции противоположностей;
- механизм нивелирования иллюзий человеческого разума, который запутывается в противоречиях в процессе своего естественного стремления к формированию цельного и абсолютного знания (трактовка предложена Кантом);
- целостный метод познания противоречий, которые обнаруживаются в качестве внутренних движущих механизмов развития бытия, духа, истории.
Древнегреческая диалектика
Диалектика как вид философского мышления появилась в древнегреческой философии.
Элеаты (Элейская школа) считали, что только объяснимое действительно. Ничто не может быть действительным без рационального объяснения.
Гераклит утверждал, что в мире все пребывает в движении, все течет и меняется, все существует и в то же время не существует, находится в неизменном процессе появления и исчезновения.
В отличие от Гераклита, заложившего базы беспристрастной диалектики, т.е. диалектики наружного, вещественного мира, Сократ считается основоположником субъективной диалектики, т.е. диалектики идей, понятий, составляющих суть человеческою мышления. Сократ указывал, что познание истины всегда достигается преодолением противоречий. Диалектический метод Сократа – это учение о преодолении противоречия (или круга противоречий), отрицании противоречия и недопущении противоречия.
Платон считал диалектику чистым, изнутри развивающимся мышлением.
Аристотель сделал попытку обобщений труднейших противоречий как базисной категории диалектики в целом.
Диалектика И.Канта
Диалектика И. Канта основывается на чувстве, рассудке и человеческом разуме. По утверждению Канта, все в этом мире подчинено рассудку, потому что через него происходит познание всего окружающего мира. Диалектика Канта призвана отражать противоречия не самих вещей, а лишь противоречия мыслительной деятельности, направленной на познание этих вещей, тем самым становится очевидна субъективность кантовской диалектики. Именно потому, что в ней происходит противопоставление содержания знаний и их логической формы, предметом диалектики становятся сами эти формы.
Диалектика Г.Гегеля
Первое действительное применение диалектики как мыслительного процесса, выводящего целую систему определений из одного общего понятия, можно отметить у Гегеля. Он отождествляет имманентную диалектику нашего мышления с трансцендентным логосом всего сущего. Диалектическое мышление есть собственное сознание сущего или его сознание о себе самом, причем вне этого сознания сущего нет.
Диалектика Г. Гегеля конструирует подвижную, динамическую систему понятия средством которой реализуются такие важные принципы диалектики, как принцип всеобщей, универсальной связи и принцип развития. В качестве внутреннего источника развития Г. Гегель рассматривал противоречие.
Гегель утверждает, что развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: есть определенный тезис, к которому всегда находится антитезис – его полная противоположность. При взаимодействии двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое так же становится тезисом, но на другом уровне развития. Данный процесс повторяется постоянно, а каждый новообразованный тезис имеет всё более высокий уровень развития. Согласно теории Гегеля, движущей основной прогресса являются противоречия.
Положительная диалектика В. Соловьева утверждает, что логическое содержание нашего чистого мышления тождественно с логическим содержанием сущего. Соловьев указывал, что поскольку наш разум есть отраженное проявление сущего в его общих логических определениях, постольку мы можем иметь и соответствующие, адекватные этим определениям мысли или понятия.
Метафизика
Метафизика как противоположность отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость.
В Средние века метафизика выступала как форма оптимального познания, соотносимого со сверхразумным познанием. Вопрос о сущем преобразовался в вопрос «Что есть Бог?».
В Новое время метафизика отделилась от других наук и рассматривалась в качестве методологии.
У Канта – метафизика понимается как априорное познание, у Гегеля – она связана с рассудком (в то время как разум связан с диалектикой).
Диалектика «исправляет» недочеты метафизики, которая не может совладать с противоречиями. Как разновидность метафизики рассматривается догматизм – отрицание принципа развития и отказ связывать правду с условием, временем, местом. Мышление человека диалектично.
Однако в процессе развития философского знания диалектика и метафизика взаимодействуют между собой.
Источник