- Основания, условия, порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации
- Варианты приобретения гражданства
- Гражданство по рождению
- Гражданство в порядке натурализации
- Оптация как способ получения гражданства
- Реинтеграция и репатриация
- Дарованное гражданство
- Гражданство путем бракосочетания и усыновления
- Прекращение гражданства
- Двойное гражданство
Основания, условия, порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации
Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г.
№ 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение).
Гражданство Российской Федерации приобретается (статья 11 Федерального закона):
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Прием в гражданство Российской Федерации лиц осуществляется в общем и упрощенном порядке.
Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения соответствующих заявлений (в общем порядке – срок рассмотрения заявления до 1 года, в упрощенном – до 6 месяцев со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения.
По заявлениям о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном порядке – руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне.
Квоты на приобретение российского гражданства отсутствуют. Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.
Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории России по виду на жительство в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания сокращается до 1 года или это условие снимается для отдельных категорий иностранных граждан, установленных той же статьей.
На основании статьи 37 Федерального закона гражданство Российской Федерации приобретается:
в соответствии со статьей 12 Федерального закона – со дня рождения ребенка;
в соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 Федерального закона – со дня усыновления (удочерения) ребенка;
в остальных случаях – со дня принесения лицом Присяги в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона, если иное не предусмотрено Федеральным законом и указами Президента Российской Федерации.
Заявления по вопросам гражданства лицом, проживающим на территории России, подается в территориальный орган МВД России по месту жительства заявителя. Прием заявлений от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом.
Условия приема в российское гражданство установлены частью первой статьи 13 Федерального закона:
• наличие законного источника средств к существованию;
• обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у лица иного гражданства;
• владение русским языком.
Заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, о восстановлении в гражданстве Российской Федерации и о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, отклоняются на основании части первой статьи 16 Федерального закона, если указанные лица:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
б) участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;
в) участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
г) имеют ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с тем, что они подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавались Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо в связи с принятием в отношении лица решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (до истечения установленных сроков ограничения на въезд в Российскую Федерацию);
д) использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
е) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
ж) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;
з) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
и) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (до истечения срока наказания).
Соответствующие конкретным основаниям приобретения российского гражданства формы заявлений, правила и порядок их оформления, подачи и рассмотрения, а также перечни прилагаемых к ним документов, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.
За рассмотрение заявлений по вопросам гражданства уплачивается государственная пошлина в размере 3 500 рублей.
Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.
Источник
Варианты приобретения гражданства
Гражданство по рождению
Главным и максимально возможным способом приобретения гражданства является филиация, другими словами, получение гражданства при рождении.
Индигенат по рождению вычисляется двумя способами:
Изначально был использован метод «по праву крови» в конце VI века, и только к концу XVII века второй способ получил широкое применение. Однако, принцип «по праву крови» вновь получил широкую популярность после его внесение в ГК в 1804 г.
Способ «по праву крови» считает гражданином любого человека, предки которого являются гражданами данного государства. В данном варианте не важно, в какой стране появился на свет этот субъект. Что же касается метода «по праву земли», индигенат в этой стране присуждается любому человеку, родившемуся на ее территории, при этом никак не влияет гражданство предков.
Например, в ч. 1 ст. 8 Конституции Эстонии сказано, что каждый ребенок, один из родителей которого является гражданином Эстонии, имеет право на гражданство Эстонии с рождения.
Таким образом, в этом случае работает принцип «по праву крови», что характерно также для Италии, Франции, ФРГ и большинства других государств Европы. А вот, в законодательной базе Аргентины и Боливии предпочтение отдается методу «по праву земли».
Нынешнее законодательство о гражданстве многих государств организовано на слиянии этих двух методов. «Право земли» обеспечивает главенствующую или равнозначную «праву крови» роль в латиноамериканских государствах, а также в странах, права которых появились от английской юридической структуры. Например, на основании части «А» ст. 30 Конституции Мексики, мексиканцами со дня появления на свет считаются дети:
- родившиеся в республике, какой бы нации ни были их предки;
- появившиеся на свет за границей, но от родителей-мексиканцев или одного из предков;
- родившиеся на мексиканском плавательном или воздушном судне.
Законодательная база об индигенате различных стран тоже имеет свои особенности.
Например, в Соединенных Штатах Америки в соответствии 14-й поправке к Конституции, филиация осуществляется по способу « права земли». Спустя некоторое время после подписания Закона о гражданстве в 1855 г. появилась возможность получения индигената по принципу уже «права крови».
Гражданство в порядке натурализации
Следующим немаловажным способом приобретения гражданства считается получение гражданства способом натурализации, т.е. создания органами власти определенного государства индигената человеку по иску. Она образуется в основном на почве свободного желания увлеченной личности и несет за собой утрату гражданства, приобретенного при рождении. Лица, которые получают гражданство данным методом, как правило, используют те же права и выполняют те же обязательства, что и иные люди. Но в определенных государствах строго определяются их юридические права.
Натурализация имеет 2 важные формы:
- индивидуальная натурализация;
- натурализация из-за преемственности стран.
Последняя очень распространена для стран в прошлом республиках СССР. В основном для натурализации необходимо:
- достижение совершеннолетия;
- заявление в письменной форме, владение языком, присущим данному государству;
- минимальное время нахождения в стране;
- не наличие некоторых недугов (психических и СПИДа), имение достаточных финансов к существованию;
- уважение законодательной базы;
- «юридическая благонадежность».
Пример 3
Например, в США, нет натурализации для граждан, которые поддерживают иные взгляды, а также для атеистов. А вот законодательство Латвии кроме точного знания родного языка обязывает к знанию истории Латвии XX в., наличия предшественников, которые жили в Латвии в тот же временной промежуток, подтверждения крепкого здоровья и отсутствия недугов нервной системы, а также СПИДа. Помимо этого, человек не должен состоять на учете в Интерполе или в какой-либо партии, борющейся за уничтожение законного строя.
Существуют и иные причины, которые заключают в рамки натурализацию:
- существование специальной подготовки;
- нежелание принимать зарубежное гражданства(ФРГ);
- придерживание порядочного образа существования;
- состояние в одной из групп, находящейся на территории страны.
Одновременно с этим для некоторых категорий людей прописывают привилегированные положения натурализации.
Например, эмигрант, проживший в США 20–30 лет, имеет право на натурализацию в случае провала экзамена на знание языка. В Болгарии, Греции, Израиле, ФРГ и других государствах прописан ослабленный процесс натурализации для коренных жителей.
В каждом государстве процесс натурализации производят разнообразные правительственные структуры. В основном это преимущественное право имеет МВД, но иногда этот процесс находится в полномочиях судебных органов.
В Бельгии, например, натурализация подписывается парламентом, а вот в США это находится во власти судебных органов.
В определенных случаях судьбу гражданина, желающего быть натурализованным, определяют должностные лица выездных служб.
Натурализация из-за преемства стран случается автоматически по итогу образования новых независимых государств, а не в результате подписания данным государством определенного правового документа.
С образованием сообществ и слияния государств образовалась проблема взаимосвязи гражданства конкретных государств и целого гражданского союза. Как известно, правовое утверждение параметров общеевропейского гражданства подписали в ч. 2 Маастрихтского соглашения об образовании Европейского Союза в 1992 г.
Данная правовая категория предоставляет право легко перемещаться и обитать на территории многих государств – отделений Союза, производить селективные права на магистратских выборах того государства, где обитает человек, на выборах в Европарламент, право на написание претензии Европарламенту. Как становится понятно, показатели общеевропейского индигената не во всем похожи с общепринятым положением гражданства как юридической связи субъекта с определенной страной.
Оптация как способ получения гражданства
Основным и главенствующим методом приобретения индигената в зарубежных странах, конечно, считаются филиация и натурализация. Но есть и иные методы. Один из которых получения гражданства называется «оптация», другими словами выбор индигената в тех вариантах, когда модифицируется общегосударственная спецификация местности, на которой обитает определенное лицо.
Например, после общественного голосования, произошедшего в 1957 г. в области Саар, которая относилась к территории Франции, эта часть перешла к Германии, и люди, проживающие там имели право оптации, т.е. получать немецкое гражданство, или оставлять французское.
В принципе такой способ опробовала также власть Литвы, когда обрела суверенность в 1991 году. Правительство определило это как «нулевой вариант», так как все люди, проживающие в Литве до получения ее свободы и не желающие менять литовское гражданства, получили его механически. Что касается тех, кто не желал оставаться гражданином Литвы, то он писал заявление с просьбой принять гражданство другой страны. Хотя это была тоже оптация, потому что гражданам была дана возможность самостоятельно определиться с гражданством.
Реинтеграция и репатриация
Четвертый метод получения индигената – возвращение гражданства (порой применяют термин «реинтеграция» – воссоединение со своим прежним государством). Данный способ выделяется своим максимально простым порядком разрешения данной проблемы.
Следующий метод получения индигената– репатриация. Он применяется в исключительных случаях, а именно, когда гражданство лишились целые группы людей из-за особых исторических происшествий.
Самый яркий пример – реверсия евреев на свою «историческую отчизну» – Израиль. Все евреи, вернувшиеся, самопроизвольно признаются гражданином этого государства. В данном случае индигенат получается в результате репатриации в более простом исполнении.
Дарованное гражданство
Следующий метод, дарованное гражданство, присваивается за важные отличительные действия. Данных ситуаций мало из-за того, что индигенат присваивается только за важные и отличительные заслуги, а также весьма знаменитым лицам.
Например, Парламент США после ссылки А. Солженицына из СССР и после того, как он захотел проживать в США, особой резолюцией даровали ему право гражданства США.
Гражданство путем бракосочетания и усыновления
Из вспомогательных методов получения индигената является бракосочетание. Существуют такие государства, где законодательная база прописывает, что человек, заключивший брак с человеком из другого государства получает гражданство супруга или супруги. Чаще всего это получается в арабских странах. И самый последний способ получение гражданства через усыновления или удочерения. В некоторых государствах законодательная база рассматривает, что дети, попавшие в другую семью путем их усыновления, получают гражданство родителей.
Прекращение гражданства
Выход из гражданства происходит в добровольном порядке. В Законе Новой Зеландии 1977 г. об индигенате прописано, что гражданин Новой Зеландии, по исполнению ему 18 лет и если он является гражданство иной страны, может работать в Великобритании, США и некоторых других странах.
Иногда существует ограничение от такой возможности, например, судьи или государственные уполномоченные лица не имеют такого права.
В некоторых законодательных базах существует потеря индигената, другими словами самопроизвольное лишение гражданства при конкретных ситуациях.
Чаще основанием для такого лишения принята натурализация в иной стране. В государствах, которые принимают эту схему выхода из гражданства, лишение гражданства считается обычным процессом.
Лишение индигената, полученного в результате филиации, называется денатурализацией.
В Польше, допустим, человек лишается гражданства в случаях:
- несоблюдение обязанностей по верности государству;
- поступков во вред позициям граждан;
- незаконное покидание страны;
- отказа возвращаться по требованию соответствующих органов;
- невыполнение военных обязательств;
- наказание за границей за криминальное деяние.
Люди, которых лишили гражданства, в обязательном порядке покидают страну.
Двойное гражданство
Несоответствие положений получения индигената в различных государствах приводит к тому, что личности получают множественное гражданство.
Часто встречаются случаи бипатризма, то есть отношение лица к гражданству 2-х стран, официально подписанное.
Например, человек, родившийся на территории Мексики у предков-австрийцев, будет мексиканским гражданином в соответствии с Конституцией Мексики и австрийским гражданином на основании законов Австрии.
В законодательных базах многих государств нет правового наказания за такого рода гражданство. Чаще всего такие страны просто составляют соглашения, которые прописывают невозможность двойного гражданства.
В то же время многие страны еще не утвердили положение исключительного гражданства. Статья 11 Конституции Испании предполагает, что «страна может подписывать соглашения о двойном гражданстве с государствами Латинской Америки или с теми государствами, которые имели или имеют определенные взаимосвязи с Испанией». А в ст. 62 Конституции Российской Федерации сказано, что гражданин РФ может иметь гражданство зарубежного государства на основании с федеральным законом или мировым соглашением Российской Федерации. Этот принцип двойного гражданству считается исключением, потому что бипатризм принято считать как отклонение не только в националистическом, но и в мировом общественном праве.
По социальным правилам в общенародном государстве зарубежные граждане по юридическому положению приравниваются к собственным лицам, кроме некоторых случаев, прописанных в законодательстве.
Например, они не призываются к военным обязанностям, не используют селективные права, не могут объединяться в государственно-правовые партии, занимать конкретные вакансии на правительственной службе, не имеют права получать некоторые объекты собственности и др.
Хотя в определенных государствах зарубежные граждане не лишены селективного права. Так, иностранцы, которые всегда жили в Великобритании и обладали там собственностью, имеют право голоса.
Конституция многих государств определяет основы юридического регулирования убежища.
В ст. 10 Конституции Италии прописано, что зарубежный гражданин, который в своей стране не может использовать возможность демократической свободы, имеет право просить пристанища на территории республики.
Приют зарубежным лицам выделяется из-за притеснения их на Отчизне за их мнение или поступки по охране мировых прав и свобод. В то же время в определенных конституциях не разрешается выдача зарубежных граждан, которые притесняются за политическую работу. Чаще всего в важных законах нынешнего государства не разрешается выдача зарубежным странам своих граждан.
Источник