- 2.3.1. Определение и его разновидности. Отграничение определений от других членов предложений
- Способы разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств
- Упражнение к теме «2.3.1. Определение и его разновидности. Отграничение определений от других членов предложений»
- 02.2. Определение понятий. Их основные виды
2.3.1. Определение и его разновидности. Отграничение определений от других членов предложений
1. Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Например: каменный (какой?) дом; дом (какой?) из камня ; клетчатое (какое?) платье; платье (какое?) в клетку ; мамина (чья?) кофта; кофта (чья?) мамы .
2. Определение всегда относится к имени существительному, местоимению-существительному или другому слову, которое выступает в значении существительного.
Если вопросы какой? чей? задаются от глагола, то слово, отвечающее на этот вопрос, является именной частью сказуемого.
3. По способу выражения определения делятся на две разновидности:
- согласованные определения;
- несогласованные определения.
Согласованные определения согласуются с главным (определяемым) словом в роде, числе и падеже.
Ср.: родной край; родного края; в родных краях.
При прямом порядке слов согласованные определения стоят перед главным словом.
Способы выражения согласованного определения
Форма | Примеры |
---|---|
1. Полное прилагательное | Солнечный день; любимая книга; отцовы слова. |
2. Полное причастие | Выполненное дело; зеленеющий лес. |
3. Местоимение-прилагательное | Всякое слово; чья-то рука; этот город; никакого шума. |
4. Порядковое числительное | Первый день; во втором ряду. |
5. Числительное один | Одно перо; одна тетрадь. |
Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:
управления – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже.
Ср.: дом из камня ; в доме из камня ;
примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой.
Ср.: яйцо всмятку ; шапка набекрень ; её платье.
Несогласованные определения при прямом порядке слов стоят после главного слова. Исключение составляют притяжательные местоимения его, её, их , которые занимают положение перед главным словом.
Способы выражения несогласованных определений
Форма | Примеры |
---|---|
1. Имя существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога | Полёт лётчика ; блузка в горошек ; дама в шляпе ; юбка складками ; мебель из берёзы ; аллея перед домом ; баночка из-под крема . |
2. Инфинитив | Жажда познать ; стремление увидеть . |
3. Наречие | Поворот налево ; глаза навыкате . |
4. Прилагательное в сравнительной степени | Деревья поменьше ; арбузы поспелее . |
5. Притяжательные местоимения его, её, их | Её брат; их забота. |
6. Цельные словосочетания с главным словом – существительным | Девушка с голубыми глазами ; девушка высокого роста ; человек большого ума . |
4. Поскольку несогласованные определения могут выражаться различными частями речи, к которым можно задать соответствующие морфологические вопросы (ср.: мебель (какая? / из чего?) из берёзы; стремление (какое? / что сделать?) увидеть; поворот (какой? / куда?) налево), то иногда бывает достаточно сложно разграничить несогласованные определения и дополнения, обстоятельства.
Способы разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств
1) Многие (но не все!) несогласованные определения можно заменить согласованными определениями.
Ср.: кофта мамы – мамина кофта; платье в клетку – клетчатое платье; ваза из хрусталя – хрустальная ваза; приказ командира – командирский приказ; девочка трёх лет – трёхлетняя девочка; отношения дружбы – дружеские отношения; решение суда – судебное решение; лодка с парусом – парусная лодка.
Примечание. Обратите внимание, что далеко не всегда несогласованные определения можно заменить согласованными определениями (баночка из-под крема , юбка в складку , желание познать , поворот налево ). Поэтому отсутствие замены ещё не свидетельствует о том, что данная форма не является определением.
2) Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект.
Например:
Мужчина шёл с чемоданом .
Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом .
В первом предложении ( Мужчина шёл с чемоданом ) дополнение с чемоданом относится к глаголу-сказуемому (определение не может относиться к глаголу!) и указывает на объект действия подлежащего. Во втором предложении ( Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом ) та же форма с чемоданом является определением, поскольку «чемодан» является не объектом, а признаком, по которому данного мужчину можно отличить от другого мужчины.
То же самое можно продемонстрировать на примерах: дама в шляпке ; человек большого ума ; блузка в горошек . Наличие «шляпки» – отличительный признак дамы; наличие «большого ума» – отличительный признак человека; наличие «горошка» на блузке – отличительный признак блузки.
3) Если в предложении существительное с предлогом или наречие относятся к глаголу и являются обстоятельством, то при существительном они обычно становятся несогласованным определением, указывая на признак предмета по положению в пространстве, по времени, по цели, по причине и др.
Ср.: Скамейка стоит (где?) у дома . – На скамейке (какой?) у дома сидели три подружки ; Мы вошли (куда?) в зал . – Вход (какой?) в зал был закрыт .
4) Наиболее частотными формами и значениями несогласованных определений являются следующие:
Значение | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
1. Принадлежность | Существительное в родительном падеже | Альбом сестры (ср.: альбом принадлежит сестре), книга брата (ср.: книга принадлежит брату). |
2. Носитель признака | Существительное в родительном падеже | Зелень парков (ср.: парки зелены), белизна снега (ср.: снег белый). |
3. Содержание определяемого понятия | Существительное в родительном падеже | Правила поведения ; политика мира . |
Существительное в предложном падеже с предлогом о (об) | Вопрос о наследстве ; книга об открытиях . | |
Инфинитив | Страсть противоречить ; желание учиться . | |
4. Производитель действия | Существительное в родительном падеже | Пение птиц (ср.: птицы поют); открытие Колумба (ср.: Колумб открыл). |
5. Качественная характеристика предмета (черта, свойство, возраст, мера, количество, признак по положению в пространстве) | Цельное словосочетание в родительном падеже | Человек большого ума ; человек высокого роста ; девочка трёх лет . |
Существительное в винительном падеже с предлогом в | Платье в горошек ; галстук в искорку . | |
Существительное в творительном падеже с предлогом с | Дом с мезонином ; лодка с парусом . | |
Существительное в предложном падеже с предлогом в | Дама в шляпе ; человек в очках ; озеро в лесу . | |
Наречие | Надпись по-английски ; яйцо всмятку ; глаза навыкате . | |
6. Материал | Существительное в родительном падеже с предлогом из | Дом из камня ; платье из ситца ; ваза из хрусталя . |
7. Происхождение | Существительное в родительном падеже с предлогом из | Генерал из солдат ; староста из мужиков . |
8. Вещество, содержащееся в предмете | Существительное в родительном падеже с предлогом из-под | Бутылка из-под молока ; банка из-под крема . |
9. Источник | Существительное в родительном падеже с предлогом от | Пояс от платья ; воронка от снаряда . |
1) Форма родительного падежа при отглагольном существительном является определением, если указывает на субъект действия, и дополнением, если указывает на объект действия.
Открытие Колумба ; открытие Америки – Колумб открыл Америку .
Разграничение несогласованных определений и других второстепенных членов важно не только для синтаксического разбора предложений, но и для расстановки знаков препинания в предложении (!).
План разбора определения
- Указать тип определения (согласованное – несогласованное).
- Указать, какой морфологической формой выражено определение.
Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего Новгорода (М. Горький).
Детскую ( радость ) – согласованное определение, выраженное именем прилагательным. ( Радость ) бабушки – несогласованное определение, выраженное именем существительным в родительном падеже.
Упражнение к теме «2.3.1. Определение и его разновидности. Отграничение определений от других членов предложений»
► Читайте также про определение и другие второстепенные члены предложения следующие темы раздела 1 «Простое предложение»:
Источник
02.2. Определение понятий. Их основные виды
Существуют самые разнообразные способы определения понятий, которые ориентированы на потребности исследования разных наук, но все они ставят своей целью:
1) четко отделить класс предметов определенного типа от других;
2) выявить их специфическое содержание, т. е. совокупность существенных признаков, которые присущи их элементам.
Достижение второй цели представляет наибольшие трудности, поскольку раскрытие существенных признаков предметов – процесс длительный, исторический. Сущность не лежит на поверхности наблюдаемых явлений, она постигается в результате глубокого и всестороннего их познания. При этом за сущностью первого уровня скрывается сущность второго уровня и так до бесконечности.
Кроме того, при определении понятий приходится иметь дело с существенными признаками разного рода, например, для геометрии существенными являются пространственные формы мира, для химии – состав исследуемых веществ и их превращения в результате химических реакций, для экономики – производственные отношения людей. Поскольку в различных областях познания и практической деятельности преследуются разные цели, целесообразно применять разные способы определения понятий.
С помощью определения мы ограничиваем класс рассматриваемых объектов и, следовательно, указываем границы применения вводимого понятия, а тем самым и раскрываем специфику понятия как особой формы мышления. Область применения понятия устанавливается с помощью объема понятия, который в свою очередь зависит от содержания, т. е. от совокупности его существенных признаков. Таким образом, в определении содержание и объем понятия выступают в неразрывном единстве.
В каких случаях возникает необходимость в определении понятий?
1. Уточнение и определение понятий необходимо в любом процессе доказательства и аргументации вообще. Математическое доказательство, как известно, опирается не только на аксиомы, но и на первоначальные, исходные понятия, которые считаются известными и принимаются без определения. Все другие понятия должны быть определены с помощью исходных понятий. Необходимо иметь в виду, что даже в самой строгой и точной науке все определить невозможно, ибо в противном случае одно понятие будет определяться через другое, а оно в свою очередь через третье и так до бесконечности. Чтобы исключить такой регресс в бесконечность, следует прервать процесс определения в каком-то месте и принять некоторые понятия как исходные, не требующие определений. Обычно такие понятия хотя и не определяются, но поясняются: например, понятия числа в арифметике, прямой, точки и плоскости – в геометрии, полезности – в экономике, справедливости – в социологии и т. д. В процессе аргументации, когда мы стремимся убедить кого-то в чем-то, также приходится постоянно уточнять понятия, поскольку именно расхождения в содержании или смысле терминов и слов, а особенно замена понятий метафорами и сравнениями, вызывает многочисленные споры.
2. Определения становятся совершенно необходимыми тогда, когда в качестве научных терминов используются слова или словосочетания естественного, разговорного языка. Такие широко употребляемые в физике, химии и других науках понятия, как «сила», «работа», «энергия» и другие, заимствованные из повседневного языка, в науке обозначают нечто другое, чем в обыденной речи. Так, «сила» определяется как произведение массы на ускорение, а «работа» – как произведение силы на путь. Подобный же процесс уточнения понятий происходит в социально-экономических и гуманитарных науках.
3. Даже в тех случаях, когда понятие считается более или менее ясным, могут возникнуть расхождения в процессе его применения. Многие споры по общественно-политическим и социальным вопросам зачастую связаны с тем, что их участники по-разному понимают одни и те же термины и имена. Так, например, многие путают понятия суверенитета и независимости, плюрализма и демократии, и нередко их отождествляют в своих политических целях. Скажем, плюрализм мнений есть необходимая предпосылка демократии, но последняя не сводится к равноправности всех мнений, поскольку некоторые из них могут оказаться явно ошибочными. Только обоснованные мнения и предложения считаются приемлемыми.
С помощью определений как раз и стремятся выделить изучаемый объект посредством явного указания его отличительных или существенных свойств, способов его построения, генезиса (происхождения) или употребления. В ряде случаев определение служит для введения или уточнения значения знакового выражения. Такого рода определения называют Номинальными и отличают от определений Реальных. Как показывает само их название, реальные определения выделяют предметы, находящиеся вне рамок нашего познания. Так, когда говорят, что «термометр есть прибор для измерения температуры», то тем самым выделяют класс этих приборов среди других — измерительных устройств (манометров, барометров, гигрометров и т. п.). Когда же определяют понятие температуры, то прибегают непосредственно не к реальности, а к понятиям термодинамики. Поэтому различие между рассматриваемыми понятиями зависит прежде всего от того, идет ли речь о реальности объективной или же реальности, отраженной в нашем сознании, т. е. субъективной. Термин «номинальное определение» указывает, что оно относится к названию или имени понятия, а не к вещи, названной этим именем. Не следует, однако, забывать, об относительности и условности различия между реальными и номинальными определениями. Ведь понятия, которые мы относим к номинальным, также в конечном счете отражают действительность, хотя и опосредованным путем. Тем не менее номинальные определения часто рассматриваются именно в рамках теоретического знания и служат, с одной стороны, для введения новых терминов и имен на основе уже известных, а с другой – для сокращения информации. Обычно они предваряются словом «называется»: «Ромбом называется равносторонний параллелограмм, квадратом – равноугольный ромб».
В структуре определения (дефиниции) мы различаем, с одной стороны, понятие, которое должно быть определено, – Дефиниендум (от лат. definiendum), a с другой – понятие, посредством которого что-то определяется – Дефиниенс (от лат. definiens). Обычно в качестве дефиниендума берется термин или имя, которое вводится в науку или речь, а дефиниенс определяет и разъясняет его с помощью уже известных терминов или имен. Так, определяя ромб как равносторонний параллелограмм, мы уже располагаем понятием параллелограмма.
Схематически структуру определения можно представить так:
Где Dfd обозначает сокращение от слова Defmiendum;
Dfns – сокращение от слова Definiens;
Знак = показывает эквивалентность (равнозначность) понятий по определению.
Такую четкую структуру обычно имеют Явные определения, когда определяемое понятие в известном отношении эквивалентно определяющему. Поэтому мы можем заменять один термин другим в разных текстах. Смысл такого определения непосредственно, явно разъясняется с помощью другого понятия.
Неявные определения связаны с контекстом речи или научного языка, поэтому значительную часть таких определений составляют Контекстуальные определения.
Очень часто содержание понятия, а тем более смысл термина, имени или слова мы постигаем не с помощью точного разъяснения (экспликации) либо путем обращения к справочникам, энциклопедиям или толковым словарям, а на основе соответствующего контекста речи в которых они встречаются. Такой контекстуальный подход к пониманию оказывается необходимым в тех случаях, когда мы стараемся понять незнакомые термины и имена в текстах, отдаленных от нас по времени, например, в исторических хрониках, античной литературе, библейских текстах, а также при переводах с иностранного языка на родной язык. Нередко при переводах мы не спешим обратиться к словарю, а стараемся понять смысл термина или слова в том контексте, где они встречаются. Для этого мы рассматриваем их отношение к другим именам или словам. Аналогичный прием широко используется для интерпретации и понимания текстов исторического, религиозного, художественного содержания в Герменевтике, изучающей приемы и методы понимания разнообразных текстов.
Особое значение контекстуальный подход к определению содержания понятий, смысла терминов и слов приобретает при работе с юридическими документами. В зависимости от смысла, который придается термину, часто возникают разночтения правовых документов, что приводит не только к спорам, но и к нарушениям законов при их применении. Типичными в этом отношении являются противоречия, возникающие между законными и подзаконными постановлениями, например между нормами конституции и постановлениями правительства и других органов исполнительной власти.
Контекстуальные определения могут иметь разную степень точности, ясности и однозначности. В качестве простейших видов таких определений можно рассматривать Остенсивные (от лат. ostendere – показывать) Определения, которые основываются на определении значения слов путем непосредственного показа тех предметов, к которым они относятся. Именно таким путем ребенок усваивает значения таких слов, как «дерево», «кошка», «собака» и им подобных, тем самым постепенно овладевая языком.
Поскольку остенсивные определения непосредственно связывают слово с вещью, они имеют фундаментальный характер в процессе развития сознания и речи. Однако многие логики не относят их к полноценным определениям в силу того, что они не выделяют одни объекты среди других, а тем более не указывают их существенные свойства. В связи с этим логики эти определения называют Протоопределениями (от греч. protos – первый, исходный).
На другом полюсе контекстуальных определений находятся Аксиоматические определения, которые широко используются в математике и точных науках, а теперь начинают применяться также в экономических и социологических теориях. В качестве примера рассмотрим определения точки, прямой и плоскости в геометрии Евклида. На первоначальном этапе обучения в школе их смысл обычно разъясняют с помощью тех или иных наглядных образов, т. е. прибегают к остенсивным определениям. Например, точкой называют крохотное пятнышко чернил или графита, а иногда прибегают к более сложному образу, рассматривая точку как место пересечения световых лучей. Ясно, что такие образы нельзя считать даже нестрогими определениями. Поэтому в геометрии ее основные понятия определяют с помощью аксиом, в которых точно и ясно перечисляются все те свойства и отношения, которые присущи точкам, прямым и плоскостям. Обратите внимание, что в аксиоматическом определении речь идет не об отдельном определении точки, прямой и плоскости, а всех этих понятий одновременно, ибо только взятые вместе они обладают теми свойствами, которые перечислены в аксиомах.
Подобным же образом в аксиоматической теории полезности, чтобы придать точный смысл этому понятию, все его свойства, необходимые для экономического анализа, формулируются в аксиомах. Тогда все дальнейшие выводы теории можно получить чисто логически, т. е. как необходимые следствия из принятой системы аксиом. При этом может случиться, что следствия не подтверждаются в действительности, тогда подвергают пересмотру, уточнению и исправлению сами аксиомы. Такой способ применения аксиоматического метода типичен для всех наук, которые опираются на факты, наблюдения и эксперименты.
Другие типы определения
Для научного познания наибольший интерес среди других видов определений представляют семантические и синтаксические определения, а также индуктивные и операциональные определения. Первые два типа определений применяются главным образом в лингвистике и семиотике, т. е. теории знаковых систем. В последние годы такие определения стали все больше использоваться в так называемых формализованных языках, которые применяются для построения алгоритмов и программ для компьютеров.
Семантическим называется определение, в котором некоторому знаку или термину ставится в соответствие определенный объект – реальный или абстрактный. Так, знаком Р обозначают Свойство предмета, а Функцией от одной переменной – кривую на плоскости. Любой знак приобретает смысл лишь тогда, когда его истолковывают с помощью какого-либо конкретного объекта. Исследование смысла терминов или слов языка составляет главную задачу как общей, так и логической семантики.
Синтаксические определения указывают или выделяет объект посредством установления правил оперирования с объектом. Например, мы можем определить нуль как натуральное число, которое, будучи прибавлено к любому числу, оставляет его неизменным, а при умножении превращает его в нуль.
Индуктивные определения обычно используются в математике для точного определения ряда основных понятий. В качестве примера рассмотрим определение понятия натурального числа, предложенное итальянским математиком Дж. Пеано:
1) «0» есть натуральное число;
2) если П – натуральное число, то следующее непосредственно за ним число N‘ также будет натуральным числом;
3) никаких других натуральных чисел, кроме тех, которые образуются с помощью правил 1 и 2, нет;
4) для любых натуральных чисел выполняется условие: если последующие их числа равны, т. е. Т’ = п’, то равны и предыдущие числа, Т = п. Наоборот, из условия M = П вытекает, что Т’ = П’,
5) нуль не следует ни за каким натуральным числом.
В этом определении, с одной стороны, перечисляются способы образования натуральных чисел, а с другой – указываются свойства, которыми они обладают. Нередко сюда относят и принцип математической индукции.
В логике индуктивные определения используются для точного описания способов образования ее исходных объектов, например, какие формулы являются формулами исчисления высказываний или предикатов. Об этом речь пойдет в последующих главах.
Операциональные определения применяются главным образом в экспериментальных науках, в особенности в физике, а в последние годы к ним стали обращаться также в экспериментальной психологии и в микросоциологии. Обычно такие определения указывают на последовательность тех измерительных операций, которые надо осуществить, чтобы получить искомое значение конкретной величины, например силы тока или сопротивления проводника в физике, интенсивности ощущения – в психологии, чувства солидарности – в социальном коллективе и т. д. Не все логики признают такие определения полноценными. В лучшем случае, считают критики, таким образом определяются эмпирические понятия, которые не содержат абстрактных терминов. Действительно, когда определяется, например, Длина, то речь идет не об абстрактном понятии длины вообще, а конкретной длине физического предмета. Тем не менее, операциональные определения играют важную роль при введении первоначальных, эмпирических понятий. Таким образом, они служат для установления связи между опытом и теорией, и поэтому могут быть использованы для обоснования и проверки абстрактных понятий, гипотез и теорий.
Классический метод определения понятий
Наиболее известным и широко распространенным способом определения понятий, известным еще со времен Древней Греции, является определение через ближайший род (или класс) предметов, к которому относится определенный вид. Как показывает само название, для такого определения необходимо, во-первых, установить ближайший род (или класс) предметов, во-вторых, указать видовое отличие определяемого понятия. Так, чтобы определить понятие квадрата, можно указать несколько родов (или классов) геометрических объектов, в объем которых входит объем понятия квадрата. К ним относятся четырехугольники, параллелограммы, прямоугольники и ромбы. Ближайшими же родами служат ромбы и прямоугольники. Чтобы выделить квадраты среди ромбов и прямоугольников, следует указать их Видовые (или Специфические) признаки, которые по-латыни называются Differentia Specified. Поэтому квадрат можно определить, с одной стороны, как равносторонний прямоугольник, а с другой – как равноугольный ромб. Оба эти определения являются эквивалентными, так как выделяют тот же самый класс объектов, хотя в первом случае ближайшим родом служит множество прямоугольников, а во втором – множество ромбов.
Специфический видовой признак может быть задан и другими способами, но при этом он должен всегда соотноситься с ближайшим родом. Так, например, в Генетических определениях отличительный видовой признак показывает характер происхождения или образования определяемого понятия. Типичным примером подобного определения может служить определение окружности как геометрического места точек или замкнутой кривой, образованной движением отрезка прямой вокруг неподвижной точки – ее центра.
Ошибки, которые могут возникать при рассмотренном методе определения понятий, были проанализированы еще Аристотелем. Они связаны с несоразмерностью объемов определяемого и определяющего понятий. При правильном определении эти объемы совпадают. Так, объемы равносторонних прямоугольников и квадратов одинаковы, и поэтому определение квадрата как равностороннего прямоугольника правильно.
Если объем определяющего понятия больше объема определяемого понятия, то такое определение будет чрезмерно широким. В таком случае определяемое понятие будет представлять собой вид по отношению к роду. Например, если определить диаметр «как хорду, соединяющую две точки окружности», то легко убедиться, что оно неправильно, ибо диаметром служит не всякая хорда, а только хорда, проходящая через центр окружности.
Когда объем определяющего понятия будет меньше определяемого понятия, то определение считается чрезмерно узким, и потому неправильным. Если бы в предыдущем примере мы исключили из класса хорд все диаметры и определили бы хорду «как прямую, соединяющую две точки окружности, но не проходящую через центр», тогда мы бы исключили из класса хорд все диаметры. Это определение неправильно, поскольку хордами в геометрии называются любые прямые, соединяющие две точки окружности.
Первое требование, предъявляемое к правильности определения – соразмерность определяемого и определяющего понятий по объему.
Второе требование запрещает логический круг в определении. Нарушение этого требования сводится к тому, что определяемое понятие (дефиниецдум) определяется через определяющее понятие (дефиниенс), а последнее, в свою очередь, определяется через дефиниендум. Эта ошибка именуется как Логический круг в определении (или тавтология), когда определяется «то же через то же» (по латыни: Idem Per Idem).
Конечно, при формулировке подобных ошибочных определений используются другие слова, но смысл их остается тем же самым. Иногда такие определения, к сожалению, встречаются и в учебниках. Мы уже приводили пример в гл. 1, когда логику определяли как науку о правильном мышлении, но в дальнейшем выяснилось, что под правильным мышлением подразумевалось мышление, подчиняющееся законам логики. Обычно логические круги в определении допускаются тогда, когда определяемому понятию трудно найти определяющее понятие. Так происходит при определении весьма широких понятий (или категорий). В связи с этим, например, Возможность Иногда определяют как то, что может быть, а может и не быть, Случайность – как то, что может произойти, а может и не произойти или случиться, Количество – как то, что может быть измерено или выражено числом, хотя число служит для количественной характеристики объектов.
Третье требование постулирует, чтобы определения не были отрицательными.
Понятие, как мы неоднократно подчеркивали, служит для выделения определенного класса предметов, выявления их отличия от других классов, что достигается с помощью указания отличительных или существенных признаков предметов. Очевидно, что для этого необходимо
Использовать положительные, а не отрицательные утверждения. Ведь отрицательные утверждения указывают лишь на то, какими признаками не обладают предметы того или иного класса, а по ним трудно, если не невозможно, составить себе понятие о них. Если мы скажем, что квадраты не прямоугольники, то это оставляет широкий простор для разного рода возможностей, хотя даже чисто отрицательное определение в какой-то мере ограничивает поле поиска правильных определений. Недаром же говорят, что всякое отрицание есть ограничение.
Нередко без отрицательных определений нельзя вообще обойтись. Так, в геометрии параллельные линии определяют как прямые, лежащие в одной плоскости и не имеющие общих точек, т. е. не пересекающихся. Попытка определить их иначе не увенчались успехом.
Четвертое требование напоминает скорее рекомендацию, чем строгое, не допускающее исключений правило. Всякое определение должно быть ясным, четким и недвусмысленным.
Ясность понятия зависит в первую очередь от ясности содержания, т. е. четкости выражения тех признаков, которые отличают один класс вещей от других классов. К сожалению, в гуманитарных науках, в силу сложности самого их предмета и борьбы мнений по разным проблемам, встречаются весьма нечеткие и неоднозначно определенные понятия. Так, даже в логике Понятие часто определяется как форма мышления, раскрывающая сущность предметов. Но сущность выявляют также закон, теория и т. п. На самом деле понятие раскрывает не сущность вообще, а отличительные, важные, существенные в каком-либо отношении признаки исследуемых предметов и явлений.
Источник