Как классифицируются скреперы по способу разгрузки ковша

Как классифицируются скреперы по способу разгрузки ковша

Скреперы классифицируют по: емкости ковша, способу перемещения машины, способу загрузки ковша, способу разгрузки ковша, управлению рабочими органами и количеству осей.

1. По емкости ковша скреперы разделяются на скреперы малой (до З м 3 ), средней (до 10 — 12 м 3 ) и большой (более 15 -18 м 3 ) емкости.

Емкость современных скреперов увеличивается по мере роста мощности тракторов и колесных тягачей. В европейской практике геометрическая емкость ковша скрепера обычно не превышает 10 — 15 м 3 .

В США на крупных гидротехнических строительствах с большими объемами земляных работ применяют скреперы с ковшами емкостью 15 — 30 м 3 при мрщности колесного тягача до 515 квт (700 л. с). Емкость сдвоенных ковшей у некоторых скреперных агрегатов достигает 109 м 3 при мощности тягача 880 квт (1200 л. с.) (два дизеля па 440 квт).

Разработка грунта скрепером под уклоном

2. По способу передвижения различают прицепные, полуприцепные и самоходные скреперы.

Прицепные скреперы буксируют гусеничным трактором или двухосным колесным тягачом; они могут быть одноосными — с ковшами малой емкости с разгрузкой преимущественно назад без планировки грунта, и двухосными — с ковшами средней, и большой емкости с разгрузкой грунта вперед с одновременной планировкой грунта нижней кромкой днища ковша.

У прицепных скреперов вес скрепера и грунта в ковше воспринимается ходовыми осями скрепера, не увеличивая сцепного веса трактора (тягача).

Рис. 2.1 Прицепной скрепер Д-458 с гидравлическим управлением
1 — рама; 2 — ось вращения ковша; 3 — ножи; 4 — боковые ножи; 5 — цепь транспортной подвески; 6 — транспортная сцепка; 7 — основная сцепка; 8 — передние колеса; 9 — дышло; 10 — трубопроводы; 11- гидравлический цилиндр; 12 — передняя заслонка; 13- шарнирно-рычажный механизм; 14 — ковш; 15 — задний буфер; 16 — задние колеса

В рабочем цикле прицепного скрепера транспортные операции (груженый и холостой ход) занимают до 80% времени. Низкие скорости гусеничных тракторов (9 — 12 км/ч) ограничивают производительность прицепных скреперов на гусеничной тяге, и потому их целесообразно применять лишь при наличии тяжелых дорожных условий.

Полуприцепные скреперы состоят из двух частей — одноосного (преимущественно) или двухосного пневмоколесного тягача седельного типа и скреперного оборудования. При этом тяговое и скреперное оборудование представляет в целом единую машину. При необходимости колесный тягач может быть отсоединен от скреперного оборудования, с которым он органически не связан, и использован для других целей на строительстве.

Рис.2.2 Полуприцепной скрепер с одноосным тягачем

1 — ведущий мост тягача; 2 — одноосный тягач; 3 — ковш; 4 — днище ковша с ножами; 5 — задняя стенка; 6 — заслонка; 7 — передняя рама; 8 — буфер; 9 — гидравлические цилиндры выдвижения стенки; 10 — подъемные цилиндры; 11 — хобот; 12 — гидроцилиндры поворота скрепера

Рис.2.3 Полуприцепной скрепер с двухосным тягачем (трактором)

1 — трактор; 2 — седельно -сцепное устройство ; 3 — рама; 4 — рукава и трубопроводы ; 5 — гидроцилиндр управления заслонкой ковша ; 6 — механизм управления заслонкой ковша; 7 — гидроцилиндр подъема и опускания ковша; 8 — заслонка ковша ; 9 — ковш; 10 — задняя стенка ковша ; 11 — гидроцилиндр управления задней стенкой ковша

У полуприцепных скреперов часть конструктивного веса скрепера и веса грунта в ковше передается в виде вертикальной догрузки на ведущую ось тягача, увеличивая его сцепной вес и улучшая за счет этого тяговую характеристику машины.

Читайте также:  Монтаж водяного теплого пола сухим способом

Самоходные скреперы представляют собой машину, у которой двигатель и скреперное оборудование встроены в общую конструкцию и органически с ней связаны. Выделение полуприцепных скреперов к одноосному тягачу в группу самоходных довольно условно, так как по конструкции они могут не отличаться от прицепляемых к двухосному тягачу. Все ходовые колеса самоходных скреперов выполняются приводными. Конструктивный вес, а также вес грунта в ковше распределяются на переднюю и заднюю оси примерно поровну, что наиболее благоприятно сказывается на тяговой характеристике машины.

Наибольшее распространение в современной практике имеют полуприцепные скреперы, использующие типовые одноосные тягачи в качестве силового и тягового оборудования.

3. По способу загрузки (наполнения) ковша различают скреперы с загрузкой под давлением срезаемой стружки грунта (наиболее распространенный способ) и с загрузкой при помощи элеватора. В первом случае наполнение ковша связано с преодолением значительных сопротивлений, во втором случае они снижаются, поскольку подъем грунта в ковш производится элеватором.

Рис.2.4 Принципиальная схема полуприцепного скрепера с элеваторной загрузкой

а — набор грунта; б — нагрузка грунта

Стремление к уменьшению энергоемкости загрузки ковша скрепера привело к созданию скреперов с элеваторной загрузкой ковша, при которой отпадает необходимость в применении бульдозера-толкача. Опытные образцы таких скреперов изготовлены с ковшами емкостью 14-20 м 3 .

Принципиальная схема полуприцепного скрепера с элеваторной загрузкой показана на рис.2.5. Ковш такого скрепера состоит из двух боковых стенок и наклонно приваренных к ним задней и передней торцовых стенок. Над передней стенкой установлен наклонный элеватор с ковшами скребкового типа, поднимающий грунт, срезанный ножами днища ковша. Поднятый элеватором грунт ссыпается в ковш скрепера. Для разгрузки грунта днище ковша гидравлическими толкателями откатывается назад по ходу машины.

Привод элеватора механический, от вала отбора мощности. Элеваторная загрузка обеспечивает высокий коэффициент наполнения ковша независимо от толщины срезаемой стружки грунта и ее физико-механических свойств.

При этом отпадает также необходимость применять вспомогательные бульдозеры для толкания скреперов при наборе грунта (особенно при разработке тяжелых плотных грунтов и использовании скреперов большой емкости).

4. По способу разгрузки ковша различают скреперы со свободной, принудительной, полупринудительной и со щелевой разгрузкой (вниз) (рис. 2.5).

Рис.2.5 Схемы способов разгрузки ковша и типы заслонок
а — свободная (самосвальная) разгрузка вперед; б — разгрузка назад;
в — принудительная разгрузка; г — полупринудительная разгрузка;
д — щелевая разгрузка (вниз); е — плавающая заслонка; ж — постоянно управяемая заслонка;
1- передняя заслонка; 2 — ковш; 3 — нож; 4 — задняя заслонка; 5 — подвижная стенка.

У скреперов со свободной (самосвальной) разгрузкой ковш опрокидывается назад (у одноосных скреперов) либо вперед (у двухосных скреперов). Скреперы со свободной разгрузкой ковша плохо разгружают липкие и переувлажненные грунты.

У скреперов с принудительной разгрузкой грунт выталкивается прямолинейным движением вперед задней подвижной стенки ковша. Скреперы с такой разгрузкой могут работать на любых грунтах, в том числе на грунтах липких и переувлажненных.

У скреперов с полупринудительной разгрузкой днище и задняя стенка конструктивно выполнены как единый узел, который шарнирно подвешен на боковых стенках или к подножевой плите ковша. Для разгрузки днище с задней стенкой опрокидывается вперед, при этом грунт в первоначальной стадии выталкивается из ковша принудительно, а в конце разгружается за счет свободного высыпания под действием собственного веса. При полупринудительной разгрузке стенки ковша не полностью очищаются от липких и переувлажненных грунтов.

При щелевой разгрузке грунта (вниз) днище ковша, поворачиваясь, выводится из-под грунта и становится под углом наклона к горизонту 72-75°. Этот способ разгрузки характеризуется хорошей выгрузкой липких и переувлажненных грунтов и значительно меньшей энергоемкостью механизма выгрузки.

Читайте также:  Коэффициент ускоренной амортизации при способе уменьшаемого остатка

5. По системе управления рабочими органами различают скреперы с канатным, гидравлическим и электроуправлением.

Наиболее широкое и преимущественное распространение получает гидравлическая система управления. Основным достоинством гидравлического механизма является возможность реверсирования действующих усилий. Под воздействием гидравлического цилиндра двойного действия весь вес скрепера может быть сосредоточен на режущих ножах и врезание ковша в грунт осуществляется на минимальном пути. Аналогичный, цилиндр принудительно полностью закрывает заслонку ковша, предотвращая потери грунта при его транспортировании.

Скорость движения полуприцепных и самоходных скреперов предусмотрена в пределах 40 — 50 км/ч т. е. примерно в 6 — 6,5 раза больше, чем у гусеничных.

Источник

Скрепер. Устройство и работа.

Скрепер. Устройство и работа. В качестве землеройной машины, сочетающей в себе функции устройства для срезания грунта и его транспортировки, без промежуточной перегрузки, применяется агрегат, называемый скрепером.
Скрепер, устройство, работающее циклично, для осуществления процесса срезания грунта, сбора его в транспортную ёмкость (ковш), перемещения к месту разгрузки, освобождения транспортной ёмкости (ковша), разравнивания и уплотнения высыпанного грунта.
Они применяются при строительстве дорог, при создании насыпей и углублений, при строительстве дамб и плотин. Очень часто эти агрегаты применяются при осуществлении вскрышных работ, для сохранения и рекультивации срезанного верхнего плодородного слоя грунта, при рытье карьеров для добычи руд и минералов.

Классификация скреперов.

По принципу соединения тягача с транспортной тележкой.
По величине объёма ковша.
По способу соединения ковша с опорной рамой.
По способу заполнения ковша грунтом.
По способу разгрузки.
По принципу соединения тягача с транспортной тележкой скреперы делят на: прицепные, полуприцепные и самодвижущиеся.
Прицепные — выполнены как одноосные тележки шарнирно соединённые с промежуточной тележкой пневмоколёсного или гусеничного трактора.
Полуприцепные — шарнирно соединены непосредственно с задней осью пневмоколёсного или гусеничного трактора.
Самодвижущиеся — выполнены конструктивно на базе трактора тягача, без промежуточных тележек и составляют с ним единое целое.

По величине объёма ковша.

малые—ковш объёмом 4 м 3;
средние—ковш объёмом 5—12 м 3;
крупные –ковш объёмом 12 м 3 и более.
По способу соединения ковша с опорной рамой.
Скреперы бывают рамные и безрамные. При рамной конструкции ковш шарнирно закреплён на раме, и тяговое рабочее усилие передаётся ковшу через раму.
При безрамной конструкции ковш сам, непосредственно, воспринимает рабочее тяговое усилие при его заполнении. При этом ковш изготавливают с повышенной жёсткостью стенок, выполненных с продольными и поперечными рёбрами.

По загрузке

Загрузка может осуществляться свободным способом и принудительно. При свободной загрузке срезаемый грунт попадает в ковш при движении скрепера и приложении тягового усилия. В варианте принудительной загрузки применяют скребковый элеватор или шнековый транспортёр.

По разгрузке.

Со свободной, принудительной и щелевой разгрузкой. В первом случае набранный грунт разгружают из ковша свободно самотёком при открытой заслонке и наклоне ковша в направлении режущей кромки ковша или в противоположном направлении.
Во втором случае разгрузка грунта осуществляется при наклоне днища ковша совместно с задней стенкой при неподвижных боковых стенках.
При принудительной разгрузке грунт удаляют из ковша смещением задней стенки в сторону передней заслонки.
При щелевой разгрузке грунт удаляют из ковша при раздвижении половинок днища.

Условия работы и применения скреперов.

При начальном и последующем движении скрепера, с ножом, опущенным в рабочее положение, происходит внедрение ножа в грунт, срезание грунта и заполнение ковша. После заполнения ковша грунтом, скрепер перемещается в зону разгрузки, на расстояние до 5 километров, где происходит разгрузка и укладка грунта, после чего он возвращается для выполнения очередной рабочей операции.
Толщина срезаемого грунта при работе зависит от уровня заглубления ножа в грунт. При рабочем ходе передняя заслонка ковша поднята, а задняя заслонка опущена. Заполненный грунтом ковш поднимается в транспортное положение, и передняя заслонка закрывается.
Скрепер перемещается в зону разгрузки, где передняя заслонка открывается. Принудительная разгрузка грунта из ковша осуществляется при поднятой передней заслонке, перемещением вперёд задней заслонки для выталкивания грунта. При этом, зазор между режущей кромкой ковша и поверхностью грунта определяет толщину слоя укладываемого грунта для складирования и профилирования ножами ковша и уплотнения ходовой частью.

Читайте также:  Способ действия для достижения желаемого

При обратном ходе опорожнённого скрепера в рабочую зону, пустой ковш поднят, задняя заслонка возвращается в исходное положение, передняя заслонка поднимается, рабочий механизм готов к следующему циклу.
При необходимости увеличить тяговое усилие при рабочей нагрузке применяется «толкач» (обычно бульдозер), для создания дополнительного усилия тяги.
Рабочая скорость скрепера составляет 2-4 км/час, а при транспортировке— до 0,8 от максимальной скорости тягача.
На тяжёлые агрегаты с объёмом ковша свыше 25м3 , устанавливается дополнительный двигатель на задней тележке тягача, для создания усиленной тяги и передачи её через гидромеханическую трансмиссию на задние колёса.

Как же устроен самодвижущийся скрепер? (см. рис.)

Тяговым устройством самодвижущегося скрепера является трактор. На заднюю ось трактора навешивается седельное сцепное устройство. Основная несущая рама скрепера, является соединительным звеном между тягачом и кронштейном, на котором устанавливают ковш. Управление заслонкой ковша осуществляется спаренными гидроцилиндрами. Механизм управления заслонкой ковша представляет собой рычажную шарнирную систему, обеспечивающую передачу усилия от гидроцилиндров к ковшу. Подъём и опускание ковша осуществляется также спаренными гидроцилиндрами.Передняя заслонка ковша, представляет собой жёсткую стальную плиту, шарнирно закреплённую на стенках ковша.
Задняя стенка представляет собой жёсткую стальную крышку, также шарнирно закреплённую на боковых стенках ковша и управляемую с помощью гидроцилиндров, шарнирно закреплённых на задней тележке агрегата.

Все гидроцилиндры работают от давления масла создаваемого насосом, с помощью шлангов высокого давления. Насос получает вращающий момент непосредственно от двигателя тягача.
Все гидравлические приводы управления рабочими органами работают в соответствии с гидравлической схемой, представленной ниже (см. схему).

Как работает гидравлическая схема?

Масляный насос 16 подаёт рабочую жидкость—масло из гидробака 1 в блок трёх золотниковых гидрораспределителей 14 с ручным управлением. Все гидрораспределители трёхпозиционные, снабжены возвратной пружиной, для перевода их из рабочей позиции на нейтраль.
К блоку гидрораспределителей подключён предохранительный клапан 5, который выполняет также функцию разгрузочного клапана. В нейтральном положении, гидро золотники управления, с помощью этого клапана, соединяются со сливом, при этом клапан 5 открыт и его напорная линия соединяется со сливом.

При включении любого ручного золотника, линия управления перед клапаном отсекается от слива, он закрывается и служит только как предохранительный клапан.
Ковш поднимается и опускается под действием гидроцилиндров 9, передняя заслонка приводится гидроцилиндрами 12, перемещение задней стенки ковша осуществляется гидроцилиндрами 13.

Ковш опускается и поднимается со скоростью, которую регулируют с помощью дросселей 10. При перемещении гружёного скрепера к месту разгрузки, для недопущения опускания ковша, вследствие утечек или порыва шлангов, применяются гидрозамки 11.
Для осуществления автоматического управления гидроцилиндрами применяется гидронасос 16, обратный клапан 7 и гидрораспределитель 6. Гидравлическая система оснащена дросселями, обратными клапанами, фильтрами манометрами, которые применяются как в ручном, так и в автоматическом режиме.

В настоящее время скреперы на стройках стали применяться реже, однако, их значение при строительстве дорог и на вскрышных работах, по-прежнему, остаётся большим.
Основными мировыми производителями скреперов являются фирмы: Катерпиллер, Терекс, Джон Дир и Белл.

Если вы хотите прочитать, классификация грузового транспорта, переходите по ссылке.

Источник

Оцените статью
Разные способы