Как классифицируются сельскохозяйственные агрегаты по способу соединения с энергетической частью

КЛАССИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ АГРЕГАТОВ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Передовые технологии производства растениеводческой продукции предусматривают выполнение определенного количества производственных или технологических процессов: по обработке почвы; посеву семян; уходу за растениями; уборке и послеуборочной обработке урожая. Каждый технологический процесс при этом складывается из основной и вспомогательных операций.

Основная операция связана с изменением положения и состояния обрабатываемого материала, а вспомогательные операции обеспечивают качественное выполнение основной операции. Например, при вспашке основная операция связана с оборотом и крошением пласта, а вспомогательными операциями являются комплектование агрегата, разбивка поля на загоны и др. Прежде всего каждая работа по производству растениеводческой продукции должна быть выполнена в оптимальные (наилучшие) календарные сроки, отклонение от которых ведет к количественным и качественным потерям урожая.

Сельскохозяйственные производственные процессы выполняют в непрерывно изменяющихся почвенно-климатических условиях.

Полевые работы выполняются мобильными машинами и агрегатами при активном воздействии больших масс техники и людей на окружающую среду (почву, воду, атмосферу, растения). Поэтому необходимо соблюдение требований охраны труда и окружающей природы.

Для каждого технологического процесса основными показателями являются: качественные, энергетические, экономические.

Качественные показатели определяются агротехническими требованиями (глубина обработки почвы, норма высева семян, глубина заделки семян и др.).

Энергетические показатели характеризуют расход энергии и топлива на единицу объема выполненной работы.

Экономические показатели — производительность, затраты труда и денежных средств, расход эксплуатационных материалов и др.

Все перечисленные качественные, энергетические и экономи­ческие показатели каждого производственного процесса должны отвечать современным требованиям рыночной экономики.

КЛАССИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ АГРЕГАТОВ

Сельскохозяйственный агрегат по аналогии с любым машинным агрегатом представляет собой совокупность рабочей машины, источ­ника энергии, передаточного и вспомогательного механизмов.

Все сельскохозяйственные агрегаты подразделяют на стацио­нарные и мобильные (передвижные).

Стационарные сельскохозяйственные агрегаты выполняют рабо­чий процесс при неподвижном остове, включая закрепленные на фундаменте.

Мобильные сельскохозяйственные агрегаты выполняют работу в процессе движения.

Основной тип мобильного сельскохозяйственного агрегата — машинно-тракторный агрегат (МТА), в котором в качестве источника энергии используют двигатель трактора, самоходного шасси или какой-либо другой мобильной энергомашины. Машинно-тракторные агрегаты классифицируют по виду выполняемого технологического процесса; принципу соединения рабочих машин с трактором или другой энергомашиной; типу привода рабочих opганов машины; числу технологических операций, выполняемых за один рабочий ход.

По виду выполняемого технологического процесса агрегаты раз-
деляют на пахотные, посевные, уборочные и т. д.

По принципу соединения рабочих машин с трактором МТА их подразделяют на прицепные, навесные и полунавесные.

Прицепные агрегаты комплектуют из трактора, сцепки и прицепных машин с ходовыми колесами.

У навесных агрегатов рабочие машины не имеют ходовых колес и отсутствует сцепка.

У полунавесных агрегатов вес рабочих машин воспринимается одновременно трактором или сцепкой, а также ходовыми колесами самих машин.

По типу привода рабочих машин различают тяговые и тягово-приводные МТА.

У тяговых агрегатов вся полезная мощность дви­гателя реализуется через крюк или другой тяговый орган типа на­весного механизма. Частный случай тягового агрегата — трактор­ный транспортный агрегат.

Полезная мощность двигателя у тягово-приводного агрегата реализуется одновременно через тяговый орган и вал отбора мощности (ВОМ).

По числу выполненных за один рабочий ход технологических операций МТА одразделяют на простые и комбинированные (комплексные).

Простые агрегаты состоят из однотипных рабочих машин (па­хотные, бороновальные и др.).

Источник

Классификация машинно-тракторных агрегатов

Машинно-тракторный агрегат (МТА), как наиболее элементарная составляющая, является совокупностью (рациональным сочетанием) рабочих машин-орудий с источником энергии (трактором, самоходным шасси), предназначенная для одновременного выполнения одной или нескольких технологических операций.

Агрегаты, предназначенные для выполнения механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур, классифицируют по нескольким основным эксплуатационным признакам: по способу выполнения работ, по характеру использования энергии, по способу соединения рабочих машин с энергетическим средством, по составу рабочих машин и числу выполняемых этим агрегатом операций, по расположению рабочих машин в агрегате относительно энергетического средства и по виду выполняемых работ.

По способу выполнения работ агрегаты подразделяют на мобильные (выполняющие технологические операции при своем передвижении) и стационарные (выполняющие технологические операции на одном месте). К мобильным агрегатам относятся наиболее распространенные машинно-тракторные агрегаты. В принципе, от них не отличаются самоходные агрегаты (когда двигатель, передаточный механизм и рабочие и машины имеют конструктивно одну общую раму). Четко выраженный классификационный принцип мобильных агрегатов – рабочие органы машин подаются к обрабатываемому материалу или движутся в нем.

Читайте также:  Способы подключения источников питания

К стационарным относятся агрегаты, которые при выполнении технологических операций остаются на одном месте (например, зерноочистительные агрегаты ЗАВ-40, для приготовления травяной муки АВМ-0.4), стационарно-передвижные (когда технологическая операция выполняется на одном месте, а в перерывах ее агрегат передвигается на другую позицию, например, дождевальный агрегат типа «Днепр», прессование сена из копен пресс-подборщиком). Основной классификационный признак стационарных агрегатов – обрабатываемый материал подается к рабочей машине, это определяет большой объем транспортных работ. Однако в условиях стационара появляется возможность использовать более дешевые источники энергии (прежде всего, электрическую), существенно улучшить условия труда и многие эксплуатационные характеристики агрегатов.

По характеру использования энергии агрегаты различают: тяговые, тягово-приводные и приводные. Тяговыми агрегатами считаются те агрегаты, в которых мощность источника энергии используется только на перемещение рабочих машин, тягово-приводными – в которых мощность источника энергии используется одновременно на перемещение рабочих машин и на привод рабочих органов от ВОМ и приводными – в которых мощность используется только на привод в действие рабочих органов машин. Приводные агрегаты чаще всего используются на стационаре.

По способу соединения рабочих машин с энергетическим средством агрегаты делят на прицепные, навесные, полунавесные и монтируемые. Прицепными считаются такие агрегаты, рабочие машины которых имеют собственные ходовые части и в транспортном положении полностью воспринимают силы тяжести этих машин. Прицепные рабочие машины соединены с трактором, как правило, одним шарниром, хорошо копируют микрорельеф поля, из них легко составить широкозахватный многомашинный агрегат. Однако они имеют относительно большую металлоемкость, худшую маневренность.

Навесными считаются такие агрегаты, силы тяжести рабочих машин которых в транспортном положении полностью передаются на трактор. Навесные машины не имеют в транспортном положении самостоятельной ходовой части. Агрегаты с ними более маневренны, меньше их металлоемкость. Однако соединение навесных машин с трактором сложнее, дополнительные связи с трактором ухудшают условия воздействия трактора и копирования машиной поверхности поля, сложнее составить многомашинный агрегат. У полунавесных агрегатов в транспортном положении часть силы тяжести рабочей машины передается на трактор, а другая часть воспринимается своей ходовой частью.

Существует ряд агрегатов, когда сила тяжести рабочей машины при выполнении технологической операции и в транспортном положении полностью передается на ходовую часть трактора (монтируемые агрегаты).

По числу выполняемых технологических операций различают однородные, комплексные, комбайновые и универсальные агрегаты. Однородный агрегат способен выполнять только одну определенную технологическую операцию. Комплексный агрегат имеет в своем составе несколько разнородных машин и одновременно выполняет несколько технологических операций (например, предпосевную культивацию почвы с внесением минеральных удобрений, посев и прикатывание посева). Комбайновый агрегат позволяет получить аналогичные совмещение технологических операций и его разнородные рабочие машины смонтированы на одном остове (раме). Совмещение технологических операций сокращает число проходов трактора по полю, снижает уплотняющее воздействие на почву движителя. Следует также учитывать большую трудоемкость изготовления и меньшую технологическую надежность комбайновых агрегатов в эксплуатации в сравнении с однородными агрегатами.

Под универсальными рабочими машинами понимается возможность поочередного выполнения одной машиной, снабженной сменными комплектами рабочих органов, несколько, не совпадающих по времени технологических операций. Использование универсальных агрегатов существенно снижает металлоемкость и эксплутационные издержки.

По расположению рабочих машин относительно трактора агрегаты подразделяются на симметричные (относительно продольной оси трактора) и ассимметричные с передним, задним, боковым и смешанным расположением рабочих машин относительно трактора и водителя. Симметричные агрегаты предпочтительнее. Однако приходится использовать и ассимметричные агрегаты, когда рабочий захват меньше ширины колеи трактора (например, плуг) или при боковом и заднем расположении уборочных машин.

Часто агрегаты подразделяют по виду выполняемых сельскохозяйственных работ: пахотные, посевные, бороновальные и др.

Источник

Энергетические средства сельскохозяйственного производства .

Ход урока.

1.При помощи учебника самостоятельно законспектировать тему.

2. При конспектировании можно использовать литературу — « организация и технология механизированных работ в растениеводстве » Н.И.Верещагин.

Энергетические средства сельскохозяйственного производства .

Энергетические средства сельскохозяйственного производства подразделяются на подвижные (мобильные), ограниченно подвижные и стационарные. 13 Подвижные средства энергетики — это тракторы, самоходные шасси и моторизованные машины, автомобили, живая тягловая сила (лошади, волы, верблюды и др.). Кроме того, в сельском хозяйстве используется авиация, главным образом для борьбы с вредителями, болезнями и сорняками сельскохозяйственных культур, для ранней весенней подкормки озимых культур и некоторых других работ. Ограниченно подвижными средствами энергетики являются канатно-тракторные и электротракторные системы тяги.

Стационарными средствами энергетики служат разного рода электрические и тепловые установки, ветряные, гидравлические и другие двигатели.

Читайте также:  Для рыхления мерзлого грунта механическим способом при разработке котлованов используют

Основные энергетические средства для проведения технологических операций но возделыванию культур — тракторы и самоходные шасси, а при выполнении транспортных работ — автомобили и тракторы. Н а долю тракторного парка приходится около 40 % энергетических мощностей, которыми располагает сельское хозяйство нашей страны. Тракторы по сравнению с другими средствами энергетики в растениеводстве имеют ряд преимуществ: они маневренпы, обладают сравнительно высокой стабильностью тяговых свойств, надежны в эксплуатации, экономичны. § 2.

Классификация и характеристика сельскохозяйственных тракторов Классификация тракторов.

Совокупность типов тракторов об разует типаж тракторов, включающий несколько классов машин, отличающихся друг от друга значением номинального тягового усилия. Каждый класс состоит из группы тракторов, конструктивно унифицированных, обладающих примерно одинаковыми тяговыми усилиями.

Сельскохозяйственные тракторы классифицируются по назначению, конструкции ходовой части, типу остова.

П о назначению различают тракторы общего назначения, унивесально-иронашные, специальные; п о конструкции ходовой части — колесные и гусеничные; п о типу остова — рамные, полурамные и безрамные.

Тракторы общего назначения (Т-150, ДТ-75М, К-701 и др.) используют для выполнения пахоты, боронования, культивации, посева и других нолевых, а также транспортных, погрузочных, дорожно-строительных и землеройных работ; универсально-пропашные тракторы (МТЗ-80, Т-40М, Т-70С и т. п.) предназначены главным образом для возделывания пропашных культур; специальные тракторы (Т-54В, ДТ-75К, Т-130МБ и др.) необходимы для работы в виноградниках, горной местности и т. п., выполнения определенных (землеройных, мелиоративных и т. п.) специфических работ. 14

В сельском хозяйстве наиболее широко используются тракторы классов 1,4 (МТЗ-80) и 3 (ДТ-75М, Т-150) и их модификации. Сравнительная характеристика гусеничных и колесных тракторов. В ряду сельскохозяйственных тракторов гусеничные занимают особое место. По сравнению с колесными они имеют преимущества по проходимости в весенний период полевых работ, коэффициенту полезного действия, глубине следа движителей, обладают большей способностью выполнять любые сельскохозяйственные, мелиоративные и другие работы в тяжелых и особо тяжелых условиях, отличаются повышенной экономичностью и надежностью. При работе на склонах преимуществами гусеничных тракторов перед колесными являются: меньшая подверженность сползанию, динамическая устойчивость вследствие более низкого расположения центра тяжести, меньшая зависимость от влажности почвы. Опорная площадь гусеничного трактора больше, чем у колесного, сцепной вес равен общему весу, что способствует повышению тягового усилия. Удельное давление на почву меньше, чем у колесных тракторов.

Например, этот параметр колесных тракторов Т-25А, Т-40М, Ю М З-6Л/М , МТЗ-80 — 0,14 мПа, а гусеничных Т-130Б, Т-150, ДТ-75, ДТ-75М, Т-70С соответственно 0,024; 0,046; 0,049; 0,051; 0,09 мПа. Вместе с тем гусеничные тракторы несколько сложнее в эксплуатации, чем колесные, требуют больших затрат на ремонт и техническое обслуживание, менее универсальны, малопригодны для движения по дорогам с твердым покрытием. Неравномерная загрузка гусеничных тракторов на протяжении года приводит к снижению эффективности их использования, что обусловливает повышение себестоимости механизированных работ. За последнее время ходовые системы колесных тракторов значительно усовершенствовались. Применение четырех ведущих колес, пневматических шин низкого давления, спаренных и арочных шин, догружателей ведущих колес дало возможность улучшить тяговосцепные свойства колесных тракторов. И хотя полностью заменить гусеничные тракторы колесными нельзя, соблюдение соответствующих пропорций этих машин в хозяйствах позволяет значительно улучшить использование машинно-тракторного парка. § 3. Общая классификация сельскохозяйственных агрегатов .

Машинно-тракторным агрегатом называется совокупность (рациональное сочетание) рабочих машин с источником энергии (трактором, самоходным шасси, электродвигателем и пр.) для выполнения технологической операции или определенной группы операций.

Все агрегаты, используемые в сельском хозяйстве, можно классифицировать по назначению; количеству выполняемых операций способу выполнения операций; характеру использования источнике энергии и передаточного механизма агрегата; способу соединении? с трактором; расположению машин относительно трактора. I По назначению машинно-тракторные агрегаты подразделяются на пахотные, посевные, уборочные и другие (по виду осуществляемых операций); они выполняют операции посева и ухода за пропашными культурами и называются пропашными. МТА для вспашки, боронования, посева зерновых культур и других работ, одинаковых для большинства сельскохозяйственных культур, являются агрегатами общего назначения. По количеству выполняемых одновременно операций МТА классифицируются на простые (агрегат производит одну операцию, например пахоту); комплексные (агрегат, состоящий из нескольких различных машин, выполняет две и более последовательные операции, например пахоту с боронованием); сложные, или комбайновые (агрегат — одна машина — производит несколько последовательных операций, например теребление стеблей льна и вязка их в снопы). По способу выполнения операций МТА подразделяются на мобильные (передвижные), стационарные и стационарно-мобильные. К мобильным относятся агрегаты, выполняющие технологические операции при своем движении; это тяговые, самоходные и ограниченно мобильные МТА (у последних двигательная установка, например лебедка, неподвижна, а рабочая машина перемещается).

Читайте также:  Как скопировать файлы разными способами

Стационарные агрегаты выполняют технологические операции, находясь на одном месте. Если в промежутках между операциями их можно перемещать с одного участка на другой (например, молотильные агрегаты), то МТА называют стационарно-мобильными. По характеру использования источника энергии и передаточного механизма машинно-тракторные агрегаты классифицируются на тяговые, тягово-приводные и приводные. В тяговых агрегатах мощность двигателя трактора расходуется на перемещение самого трактора и рабочей машины, выполняющей какую-либо технологическую операцию (например, вспашку, боронование и т. п.). При использовании с трактором транспортных прицепов или кузовов тяговый агрегат называется транспортным. В тягово-приводных агрегатах мощность двигателя используется не только на перемещение самого трактора и машины, но и для привода механизмов рабочей машины (от ходовых колес машины, например сеялки, или через вал отбора мощности трактора). В приводных МТА, относящихся к группе стационарных или стационарно-мобильных агрегатов, передача мощности от двигателя трактора (или другого источника энергии) к рабочей машине осуществляется через вал отбора мощности (В О М ), ременную передачу, а также с помощью электро- или гидропривода. По способу соединения рабочих машин с источником энергии МТА подразделяются на прицепные, навесные и полунавесные. Прицепные агрегаты состоят из трактора и прицепной рабочей машины, имеющей свою ходовую часть (колеса, полозки и др.), или нескольких машин и сцепки. В навесных агрегатах, включающих трактор (самоходное ш асси), навесную (или несколько) рабочую машину и навесную (полую навесную) сцепку, как правило, вес всей машины в транспортном положении воспринимается ходовой частью трактора. В рабочем состоянии вес машины полностью или частично воспринимается почвой через опорные колеса, плоскости и рабочие органы. Полунавесные агрегаты отличаются от навесных тем, что вес рабочих машин при транспортировке распределяется между опорными колесами самой машины и ходовой частью трактора. По способу расположения рабочих машин относительно трактора агрегаты бывают с передним, задним, боковым и комбинированным расположением. А по расположению рабочих машин относительно продольной оси трактора все подвижные агрегаты делятся на симметричные и асимметричные. § 4. Основные требования к машинно-тракторному агрегату Для производства сельскохозяйственных работ применяется большое число машинно-тракторных агрегатов различных типов и видов. К ним предъявляются определенные требования (агротехнологические, технические, экономические, по удобству обслуживания, охране труда), которые необходимо соблюдать при комплектовании МТА. Агротехнологические требования предъявляются к рабочей машине и трактору. При подборе рабочей машины следует учитывать качественные показатели и агронормативы (глубина пахоты, высота среза, норма высева и т. д.), которым должна удовлетворять выполненная операция: технологические допуски, допустимые потери урожая, повреждения растений и др. К трактору относятся следующие требования — проходимость в горизонтальной плоскости по значению колеи и ширине движителей; проходимость в вертикальной плоскости по полевому просвету и наличию обтекателей; проходимость по состоянию почвы — недопустимость образования глубокой колеи, значительных деформаций, распыления, уплотнения и т. п. Технические требования включают: допустимые скоростные режимы как движения, так и рабочих органов (частота вращения молотильного барабана) машин, кинематические показатели агрегатов, эксплуатационную надежность трактора, машины и агрегата в целом. К экономическим факторам в первую очередь относится возможно меньшая себестоимость выполненной агрегатом работы при наименьших затратах труда. Исходными данными для определения себестоимости являются: производительность агрегата, расход топлива и эксплуатационных материалов, количество и квалификация личного состава агрегата, затраты па техническое обслуживание и т. д. Требования по удобству обслуживания агрегата определяются несколькими показател 17 Во-первых, удобство управления агрегатом (обзорность, лег кость контроля за рабочими органами, поддержания технологического режима и т. п.). Во-вторых, удобство технического обслуживания. Оно определяется затратами времени на проведение необходимых операций и зависит от стабильности регулировок, заправочных емкостей, периодичности и числа точек смазывания и др. В-третьих, удобство технологического обслуживания. Оно харак теризуется затратами времени на технологические остановки количеством привлекаемого персонала, трудоемкостью работ. Требования охраны труда рассматривались подробно в I главе. Контрольные вопросы и задания 1. Какие энергетические средства применяются в сельском хозяйстве? 2. Как классифицируются сельскохозяйственные тракторы? 3. Что такое машинно-тракторный агрегат? 4. Как различаются между собой сельскохозяйственные агрегаты? 5. Какие основные требования предъявляются к комплектованию машинно-тракторных агрегатов? 6. Назовите основные преимущества и недостатки энергетических средств.

Источник

Оцените статью
Разные способы