Урок русского языка в 5-м классе «Как образуются слова в русском языке» (используется учебник М.М. Разумовской)
- Обобщить сведения о морфемах;
- Дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным, суффиксальным способами образования слов и сложением;
- Научить понимать отличие этих способов от механизма образования форм слова;
- Развивать умение графически показывать, как образовано слово, выделять производящую основу и словообразовательную морфему
- На материале урока воспитывать чувство взаимовыручки, коллективизма, интерес к русскому языку.
1. Слово учителя.
Сегодня мы с вами продолжаем разговор о словах. Но у нас необычный урок: в гости к нам придет сказка. Любите сказки? А какие?
Сказка часто начинается с присказки. В качестве присказки я взяла слова А.С.Пушкина
“Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!”.
Эти слова будут девизом нашего урока. Как вы их понимаете?
– Запишите их в тетрадь, укажите, в каких словах есть известные нам орфограммы, обозначьте их графически. Назовите слова как части речи.
– Сделайте фонетический разбор слова “сказка”, подберите к нему однокоренные. Чем отличаются друг от друга однокоренные слова?
– А что показывает эта схема?
Сегодня на уроке пойдет речь о том, как образуются слова, какие основные способы образования слов существуют. Мы должны научиться графически показывать способ образования слова. Это наша задача на сегодняшний урок. Чтобы ее выполнить, мы должны не только много знать, но и работать дружно, поддерживать друг друга.
“Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки и суффикса, заинтересовывается строением слова, положением его в речи, в предложении…Про такого человека говорят, что он знает язык до корня”
– Выразительное чтение вслух хором. Как вы понимаете эти слова?
2. Изучение нового материала
Тема урока для вас непростая, чтобы было легче ее усвоить, я и позвала в гости сказку.
Будет сказка занимательна, слушайте, дети, ее внимательно. Кто уши хорошо раскроет, много–много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснет, то ни с чем уйдет.
Сказывают, было это давно. Но и тогда в удивительной стране Морфемика жили маленькие морфемы. Они всегда были разными, и у каждой был свой характер. И даже в те давние времена они были очень талантливы. Каждая морфема выбирала себе любимую роль. Таких ролей четыре. Одна роль считалась главной. Ее разрешалось исполнять только тем морфемам, которые могли передать главный смысл слова. Есть слова, в которых не нужны исполнители на другие роли. Корень – и все!
– Вы знаете такие слова? Назовите их.
Следующую роль исполняли Приставки. У приставок характер решительный. Они многое могут изменить.
Смотрите, слово РИСОВАТЬ устало,
Решило отдохнуть.
Вдруг прилетели приставки, как стая птиц.
Приставка – раз, приставка – два!
Совсем новые у нас получаются слова.
(Учитель записывает на доске приставки на-, при-, за-, с-, пере-)
– Запишите слова, которые получились. Можно ли говорить, что это каждая приставка образует новое слово? Докажите.
Живут на свете и другие удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное – суффиксы. Иногда она звенят, как колокольчики:
-оньк-, -еньк-, -знь-. Иногда словно каблучками стучат: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-. Иногда , как птички поют: -лив-, -чив-. А бывает, будто просят о чем-то: -н-, -льн-.
Поначалу Приставки и Суффиксы очень дружили и никогда не ссорились. Но однажды они поспорили: кто из них важнее. Долго спорили, чуть не подрались! Спасибо Корень вмешался и встал между ними. Корень такой обстоятельный, рассудительный, говорит медленно, низким голосом : “Что это вы тут расшумелись. Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без Корня, сказать”. Приставки и Суффиксы пробовали–пробовали, старались-старались, но ничего у них не получилось. С тех пор Корень, как главный в слове, решил: “За то, что вы раздор учинили, будете стоять от меня по разные стороны. Вы, Приставки, слева, а вы, Суффиксы, справа. И станете вы мне вовеки веков помогать: слова новые образовывать. А чтобы вам в словах было уютней, я подарю вам по теремку. А чтобы вас никто не путал, крыши у теремков будут разные. У Приставок ¬ , а у Суффиксов ^ . А себе я выберу крышу, похожую на месяц в небе .
Четвертая роль была у окончания. Окошечко в его доме то бывает пустым, то разные буквы в нем появляются .
– А почему? А у некоторых слов вообще окошечка не было. Почему?
– Так какую же роль отвели окончанию?
Вот такие удивительные морфемы живут в этой стране.
–Понравилась вам сказка? Кто из веселых морфем понравился больше всего? А кто не понравился?
А ведь приставки и суффиксы познакомили нас с основными способами образования слов в русском языке. В зависимости от того, какая морфема используется для образования слов, различают приставочный и суффиксальный способ словообразования. Но основных способов словообразования три. О каком же не рассказали нам приставки и суффиксы? Почему?
–Ответьте на этот вопрос, прочитав материал упр. 253.
Ту часть слова, к которой присоединяется приставка или суффикс, или те части слова, которые складываются, мы будем обозначать
(Образец на доске)
Вернемся в сказку. Однажды Корень дал своим помощникам Приставкам и Суффиксам 3 ответственных задания. Но Приставки и Суффиксы снова поссорились и не смогли задание выполнить. Давайте им поможем.
1. Задание 1 (на карточках)
Найти в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом. Запишите по образцу(на доске). Обозначьте грамматическую основу первого предложения.
1. Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
2. Кушай яблочко, мой свет –
Благодарствуй за обед.
3. Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
4. Бабушка, постой немножко, –
Ей кричит она в окошко,–
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу.
– Задание 2 (одновременно на доске)
Выполняется по группам.
Задание : образуйте глаголы–антонимы по данным схемам. Какое значение вносит приставка в слово?
¬ + При- У- | за- от- | в(во)- вы- |
Задание: от слов чай, зависть, помощь, весть, задача
образуйте новые по схеме
+ | ^ -НИК- |
Какие слова имеют значение предмет? Какое значение имеют все остальные слова?
Задание: покажите графически, как образовались данные слова
Хлебозаготовка, пароход, секундомер, самовар
2. Самостоятельная работа. Задание 3 (для всех, кроме сильных уч-ся)
Определите способ образования слов, распределите слова в таблице
приставочный | Суффиксальный | сложение |
Лесок, избушка, надписать, аптекарь, садовод, самосвал, дверка, вынести, приморский, реченька, ледокол.
Задание для сильных уч–ся (выполняется одновременно с классом)
Определи способ образования данных слов, напиши сочинение–миниатюру на тему “Какой я представляю страну Морфемику”, постарайся использовать в нем данные слова, предварительно определив, как они образовались):
Травушка, речка, голубизна, позолотить, солнышко, многоэтажный.
Вот мы и справились с заданием. А как вы думаете, почему нам это удалось? Что же мы нового узнали?
На этом нашей сказке конец. А кто слушал – молодец! А молодцами вы сегодня были все. (Выставляются оценки за урок)
Домашнее задание (по выбору уч-ся)
- Составьте рассказ о том, что нового узнали на уроке (не заучивая параграф, а по-своему, как поняли, приводя свои примеры). Упр. 256, 257.
- Кому трудно, о новой теме рассказать по материалам учебника. Упр. 256, 257.
- Кто любит творчество, сочините свою сказку о том, как образуются слова.
Источник
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: Основные способы образования слов.
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: Основные способы образования слов.
ГБОУ школа 181 Центрального района СПб учитель русского языка и литературы Овсова Татьяна Владимировна.
(Используется учебник М.М.Разумовской)
Тема урока «Как образуются слова в русском языке»
(С использованием лингвистической сказки)
1. Обобщить сведения о морфемах;
2. Дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным, суффиксальным способами образования слов и сложением;
3. Научить понимать отличие этих способов от механизма образования форм слова;
4. Развивать умение графически показывать, как образовано слово, выделять производящую основу и словообразовательную морфему
5. На материале урока воспитывать чувство взаимовыручки, коллективизма, интерес к русскому языку.
1. Слово учителя.
Сегодня мы с вами продолжаем разговор о словах. Но у нас необычный урок: в гости к нам придет сказка. Любите сказки?
Сказка часто начинается с присказки. В качестве присказки я взяла слова А.С.Пушкина
«Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!».
Эти слова будут девизом нашего урока. Как вы их понимаете?
— Запишите их в тетрадь, укажите, в каких словах есть известные нам орфограммы, обозначьте их графически.
— Сделайте морфемный разбор слова «сказка», подберите к нему однокоренные: сказ, рассказ, сказывать, пересказ; расскажите о каждой морфеме, что вы о них знаете?
Как вы думаете, какие морфемы могут образовать новые слова?
Сегодня на уроке пойдет речь о том, как образуются слова, какие основные способы образования слов существуют. Мы должны научиться графически показывать способ образования слова. Это наша задача на сегодняшний урок. Чтобы ее выполнить, мы должны не только много знать, но и работать дружно, поддерживать друг друга.
2. Изучение нового материала
Будет сказка занимательна, слушайте внимательно. Кто уши хорошо раскроет, много-много нужного усвоить. А кто невзначай уснет, тот ни с чем уйдет.
Сказывают, было это давно: в удивительной стране Морфемика жили маленькие морфемы. Они были разными, и у каждой был свой характер, но были очень талантливы. Каждая морфема выбрала себе любимую роль. Таких ролей четыре. Одна роль считалась главной. Ее разрешалось исполнять только тем морфемам, которые могли передать главный смысл слова. Какие это морфемы? (корни)
Следующую роль исполняли Приставки. У приставок характер решительный. Они многое могли изменить.
Сказка без испытаний не сказка — вот первое из них: (работа с учебником)
СТР 102 упр. 285, кроме 3 задания
Выполните это упражнение.
— Запишите слова, которые получились. Можно ли сказать, что каждая приставка образует новое слово? Докажите.
Еще одно испытание: на листках 3 группы
Задание по рядам:
Образуйте глаголы — антонимы по данным схемам:
Были еще морфемы – суффиксы:
Иногда они звенели, как колокольчики:
Иногда словно каблучками стучали : -ек-, -ик-, -чик -, -ник-.
Иногда, как птички пели : -лив-, -чив-.
А бывало, будто просили о чем-то : -н-, -льн-.
Чтоб продолжить сказку, надо пройти еще одно испытание: (стр. 102, упр. 282)
От слов: чай, зависть, помощь, весть, задача — образуйте по схеме:
Поначалу Приставки и Суффиксы очень дружили и никогда не ссорились. Но однажды они поспорили: кто из них важнее. Долго спорили, чуть не подрались! Спасибо Корень вмешался и встал между ними.
Корень такой обстоятельный, рассудительный, говорил медленно, низким голосом : «Что это вы тут расшумелись. Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без Корня, сказать».
Приставки и Суффиксы пробовали-пробовали, старались-старались, но ничего у них не получилось. С тех пор Корень, как главный в слове, решил: «За то, что вы раздор учинили, будете стоять от меня по разные стороны. Вы, Приставки, слева, а вы, Суффиксы, справа. И станете вы мне помогать: слова новые образовывать. А чтобы вам в словах было уютней, я подарю вам по теремку. И чтобы вас никто не путал, крыши у теремков будут разные. У Приставок ¬ , а у Суффиксов ^ . А себе я выберу крышу, похожую на радугу в небе.
Иная роль была у окончания. Окошечко в его доме то бывало пустым, то разные буквы в нем появлялись:
— Так какую же роль отвели окончанию? (Образует разные формы слова)
Ветер ветра — ветром, дом — дома, улица — улицы;
Вот такие удивительные морфемы жили в этой стране.
А ведь приставки и суффиксы затаили обиду на корень и хотели бы от вас получить помощь и защиту о том, что не такие уж они малозначимые , давайте им поможем, рассказав об основных способах образования новых слов в русском языке. Расскажем ( см материал в учебнике на стр. 100 ), используя вопросы на стр. 100 упр. 280
В зависимости от того, какая морфема используется для образования слов, различают приставочный и суффиксальный способ словообразования. Но основных способов словообразования три: третий — это сложение и все они служат для образования новых слов и пополнения лексики русского языка.
Задание 2 из самостоятельной работы (см. ниже)
Вернемся в сказку. Однажды Корень дал своим помощникам Приставкам и Суффиксам два ответственных задания. Но Приставки и Суффиксы снова поссорились и не смогли задание выполнить. Давайте им поможем:
1. Задание 1 (на карточках): Найти в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом. Запишите по образцу (на доске).
1. Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
2. Кушай яблочко, мой свет-
Благодарствуй за обед.
3. Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Кто быстрее справится (резервное)
4. Бабушка, постой немножко,-
Ей кричит она в окошко,-
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу.
Задание 2: покажите графически, как образовались данные слова по образцу (3 способа образования в параграфе):
Хлеборезка — хлеб +о+ резать; пароход — пар + о + ходить; самовар- сам+ о+ варить
2. Самостоятельная работа. Задание 3
Определите способ образования слов, распределите слова в таблице
Лесок, избушка, надписать, аптекарь, садовод, самосвал, дверка, вынести, приморский, реченька, ледокол.
Взаимопроверка по образцу на доске:
Упр. 281, стр. 101 по эталону «самопроверка»
Вот мы и справились с заданием. А как вы думаете, почему нам это удалось? Что же мы нового узнали?
На этом нашей сказке конец. А кто слушал — молодец! А молодцами вы сегодня были все. (Выставляются оценки за урок)
Домашнее задание (по выбору уч-ся)
1. Составьте рассказ о том, что нового узнали на уроке (не заучивая параграф, а по-своему, как поняли, приводя свои примеры). Упр.283
2. Кому трудно, о новой теме рассказать по материалам учебника. Упр.284
3. Кто любит творчество, сочините свою сказку о том, как образуются сл ова.
Источник