- Формы и системы оплаты труда
- Оплата труда и заработная плата
- Формы оплаты труда
- Системы оплаты труда
- Тарифная система оплаты труда
- Повременная форма оплаты труда
- Особенности расчёта зарплаты при разных видах повременной СОТ
- Сдельная система оплаты труда
- Как оплачивается труд при разных видах сдельной СОТ
- Бестарифная система оплаты труда
- Смешанная система оплаты труда
- Как начисляется зарплата при разных видах смешанной СОТ
- Взаиморасчеты между организациями: составление договора, необходимые документы, формы бланков и правила заполнения с примерами
- Понятие и сущность
- Требования к организации системы взаиморасчетов
- Виды взаиморасчетов
- Основные документы
- Договор взаиморасчетов
- Характеристика векселей Сбербанка
- Взаиморасчеты при наличных платежах
- Письмо о взаиморасчетах и его характеристика
- Акт сверки взаиморасчетов
- Особенности взаиморасчетов между сетевыми организациями
Формы и системы оплаты труда
Больше материалов по теме «Оплата труда» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Оплата труда и заработная плата
ТК РФ в ст.129 синонимизирует понятия «оплата труда» и «заработная плата» и определяет их как совокупность из трёх элементов:
1. вознаграждения за труд | основная (обязательная) часть |
2. компенсационных | |
3. стимулирующих выплат | дополнительная часть |
Однако стоит учесть, что не все составляющие обязательны к выплате сотруднику.
Заработок за месяц не может быть ниже уровня МРОТ, установленного Правительством, и включает в себя надбавки за сложность работы и особые условия (работы в выходные дни и т.п.). А вот стимулирование остаётся на усмотрение работодателя и начисляется, только если сотрудник качественно выполнил свою работу, по мнению работодателя.
В итоге получается, что понятие оплаты труда шире, чем понятие заработной платы, т.к. представляет собой перечень всех элементов, из которых впоследствии собирается заработная плата конкретного работника.
Каким образом выплачивать заработную плату каждый работодатель решает самостоятельно, учитывая минимальные установления ТК.
Ст. ст. 23 и 132 ТК устанавливают невозможность дискриминации работников при равной квалификации, выработке и качестве работы труда. Это значит, что нельзя устанавливать различную оплату за одинаковый труд.
Соответственно работодатель должен применять единые параметры при назначении заработной платы. Вариация таких параметров представляет собой систему оплаты труда. Она должна базироваться на нормах законов и не ухудшать положение работника по сравнению с ними.
Формы оплаты труда
Не стоит путать понятие «система оплаты» и «форма оплаты» — они не идентичны, хотя в литературе и заменяют друг друга.
Система – это совокупность правил оплаты труда. Форма – это одно из этих правил.
Ст. 131 ТК РФ закрепляет две формы, в которых может быть оплачен труд:
- Денежная – производится в рублях.
- Неденежная – натуральная — выплачивается в любом незапрещенном законом вещественном или невещественном виде. Размер натуральной части не более 15 % от всей зарплаты лица.
Системы оплаты труда
Система оплаты труда – это документально оформленная «инструкция» о том, как начислять заработную зарплату сотруднику за конкретно отработанный период, содержащая полный перечень параметров начисления и удержания денежных средств.
Работодатель в зависимости от характера хозяйственной деятельности с помощью заработной платы может повысить выработку и/или снизить издержки. Для этого надо выбрать рациональные системы оплаты труда.
Существует 3 основных системы, подразделяющиеся на множество видов. Для наглядности все они представлены в таблице ниже.
1. Тарифная система
- простая повременная,
- повременно-премиальная,
- окладная.
- прямая сдельная,
- сдельно-прогрессивная,
- сдельно-премиальная,
- косвенно-сдельная,
- аккордная индивидуальная,
- аккордная коллективная.
- система «плавающих» окладов,
- комиссионная,
- дилерский механизм.
Тарифная система оплаты труда
Тарифная СОТ самая распространённая, применяется и госорганами, и коммерческими организациями. В её основе лежит ранжирование заработной платы сотрудников в зависимости от их квалификации, стажа работы, приобретённых навыков, выработки, условий и характера труда. В государственных учреждениях применяется Единая тарифная сетка. В коммерческих – схожие с ней документы, утверждённые с учётом мнения профсоюзного органа.
Тарификация регулируется законодательно для многих отраслей деятельности. Например, для работников сферы образования установлена индивидуальная тарифная СОТ в соответствии с Постановлением Правительства от 05.08.2008 за № 583.
Выделяют два вида тарифной системы: сдельную и повременную.
Повременная форма оплаты труда
Повременная СОТ применяется на тех предприятиях, где нет необходимости или возможности нормировать выработку. В рабочие функции сотрудников не входит производство товаров или услуг, поэтому оптимально – выплачивать заработную плату за время, а не за объем работы. Практически весь административно-хозяйственный персонал «сидит» на этой СОТ. Оплата труда будет производиться исходя из квалификации сотрудника и фактически отработанного времени в учётном периоде.
Особенности расчёта зарплаты при разных видах повременной СОТ
При простой повременной СОТ оплачивается время, отработанное в периоде. Периодами могут признаваться: часы, дни, месяцы и вариации этих периодов.
При премиальной – к зарплате за время добавляется премия за качество работы, исчисляемая в % от оклада по ставке. Премия может носить разовый характер или применяться на постоянной основе.
При окладной – работник вправе рассчитывать на ежемесячную зарплату в том размере, как она установлена в трудовом договоре. При достижении определённой квалификации (определяемой субъективно работодателем) оклад может быть повышен.
Сдельная система оплаты труда
Сдельная СОТ применяется организациями, которые предоставляют услуги, выполняют работы или же производят товар. Их прибыль напрямую зависит от скорости работы сотрудников, поэтому выгодно платить не за единицу времени, а за единицу выработки. Формула выплаты такова: сколько сделал – столько получил. Количество продукта умножается на цену за единицу (на сдельную расценку). Такая СОТ стимулирует сотрудников постоянно повышать выработку и качество работы. Второй показатель не менее важен, т.к. расчёт зарплаты производится по итогам периода строго после анализа работы. Т.е. если Петров произведёт 200 деталей, из которых 100 будут негодными, оплатят только 100.
Основанием начисления заработной платы будут документы, подтверждающие выполнение сотрудников личного производственного плана. Для того, чтобы облегчить подсчёт и минимизировать ошибки необходимо тщательно продумать систему учёта показателей сотрудников.
Как оплачивается труд при разных видах сдельной СОТ
При прямой — оплата производится за количество единиц выработки по одинаковой цене за каждую.
При прогрессивной – сдельная расценка повышается за каждую единицу сверх плана.
При премиальной – к зарплате, рассчитанной по прямой сдельной системе, добавляется премия за выполнение плана, сжатие сроков, отсутствие брака, экономность расхода материала и т.п.
При косвенной оплачивается труд вспомогательного персонала, размер оплаты установлен в процентах от зарплаты основного работника.
При аккордной зарплата начисляется за комплексное выполнение плана в общем, единица выработки в этом случае роли не играет. Различают:
- индивидуально-сдельную СОТ – зарплата за достижение собственных показателей;
- коллективную – зарплата одного человека зависит от успешного достижения поставленных целей всем коллективом. Данная система развивает командный дух в коллективе.
Бестарифная система оплаты труда
Бестарифная СОП напоминает опционную систему в стартапах. Есть фонд оплаты труда и сотрудники. Предположим – 100 тысяч рублей и 10 человек. Работодатель устанавливает, что:
- ФОТ может быть увеличен, если поднимется прибыль компании,
- Доля зарплаты каждого сотрудника – 10%.
Доля может ранжировать сотрудников по объёму участия в работе либо быть одинаковой для всех.
В трудовом договоре, естественно, пропишут 10 тыс.рублей – зарплата в месяц. Упоминать % нельзя по ТК, да и не очень-то выгодно для фирмы.
После оглашения условий работы можно не устанавливать дополнительного стимулирования, работники сами будут стремиться к увеличению дохода компании. Такая модель применима к небольшим, начинающим компаниям, которые не будут выходить на биржу, но хотят заинтересовать работников, не имея денег на премии.
Смешанная система оплаты труда
Смешанная СОТ объединяет в себе тарифной и бестарифной СОТ – у сотрудника есть определённый оклад, но в данном случае он напрямую зависит от успешности его работы: от количества продаж, от качества разработок, от отработанного времени и т.п.
Чем больше выработка, тем больше оклад. И наоборот. Отличие от тарифной в том, что уменьшается вся зарплата вплоть до МРОТ.
Как начисляется зарплата при разных видах смешанной СОТ
Система плавающих окладов предполагает пересчёт оклада ежемесячно по результатам труда за прошлый период.
При комиссионных расчётах сотрудник может рассчитывать на процент от прибыли фирмы в общем, либо от каждой единицы выработки. Эта СОТ очень часто применяется в страховых компаниях.
Оплата труда в дилерской сети очень близка к оплате по гражданско-правовому договору, однако имеет место и в трудовом праве. Сотрудник обязан реализовать некую массу товаров компании, которую он закупает за собственный счёт. Разница между закупочной ценой и ценой продажи третьим лицам и является заработной платой лица.
Источник
Взаиморасчеты между организациями: составление договора, необходимые документы, формы бланков и правила заполнения с примерами
Важнейшим компонентом системы учета предприятия является поддержание системы его расчетов. Данный элемент можно назвать самым важным, поскольку деньги на любом предприятии гораздо важнее внутреннего перемещения товаров и остатков на складах.
В условиях жесткой конкуренции очень сложно осуществлять взаимные расчеты на крупных предприятиях, когда товары можно продавать в кредит, так как нет полной уверенности в платежеспособности клиента.
Взаимные расчеты являются механизмом прямого перераспределения доходов от продажи товаров и услуг между организациями, непосредственно участвующих в реализации конкретных товаров (услуг). В отличие от ранее существовавшего механизма перераспределения доходов, взаимные расчеты между организациями связи осуществляются на контрактной основе для определенного объема товаров с учетом руководящих принципов, разработанных для каждой компании.
Понятие и сущность
С юридической точки зрения взаимозачеты и взаимные расчеты являются сделкой гражданского права, то есть действиями субъектов гражданско-правовых отношений, направленными на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соответственно, взаиморасчет — это сделка, направленная на прекращение гражданских прав и обязанностей.
Взаимное урегулирование как вид гражданской сделки не регулируется непосредственно Гражданским кодексом Российской Федерации. Указанный нормативный документ как один из способов прекращения обязательств указывает только на возможность компенсации взаимных требований (статья 410 Гражданского кодекса Российской Федерации) между двумя лицами. Однако в силу параграфа 2 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором закреплен принцип свободы договора, осуществление клиринговых операций с большим количеством участников вполне приемлемо, поскольку эти операции не противоречат сущности гражданских отношений.
Правовая основа для взаимных расчетов определяется нормами гражданского права о возмещении взаимных требований. В то же время в некоторых случаях для взаимного урегулирования необходимо осуществлять другие операции, в частности, передачу права требования (статья 382 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Взаиморасчет — это соглашение сторон гражданско-правовых отношений о взаимном прекращении определенных обязательств в фиксированной сумме в отношении друг к другу.
Важным моментом является тот факт, что:
- обязательства несут однородность;
- был установлен крайний срок для выполнения обязательств по времени.
Взаиморасчет не может быть выполнен, если:
- обязательство любой из сторон связано с возмещением вреда, нанесенного здоровью, выплатой алиментов;
- по обязательствам любой из сторон срок исковой давности истек;
- заключение соглашения о взаиморасчете прямо запрещено законом или договором.
В хозяйственной деятельности организации взаимодействуют друг с другом как контрагенты поставщики и покупатели. Важнейшая часть работы с контрагентами — бухгалтерский учет. Взаимные расчеты показывают, где находится часть финансовых средств организации и основные источники этих средств. Таким образом, от своевременного мониторинга взаимных расчетов зависят суммы денег, которые могут быть направлены в дальнейший оборот фирмы.
Взаимные расчеты осуществляются в контексте контрагентов и расчетной документации в разрезе заключенных контрактов.
Расчет производится на основе бухгалтерского учета по данным первичных документов.
Учет расчетов позволяет определить общую сумму задолженности за любой период времени, а также понять, когда и по каким документам она появилась.
Требования к организации системы взаиморасчетов
При работе с постоянными клиентами, как правило, взаимные расчеты осуществляются в соответствии со схемой, разработанной путем переговоров между сторонами. Такая система удобна для всех участников.
В этой области есть некоторые требования, которые необходимо строго соблюдать.
Требования к системе взаиморасчетов между предприятиями:
- правдивость;
- выход данных по взаиморасчетам должен быть быстрым и легким;
- возможность управления долгом;
- детализация отчетов любой сложности.
Эта система включает в себя две подсистемы: первая характеризует движение товаров (склад), вторая — движение денег (наличные финансы). Обе эти подсистемы неотделимы друг от друга и участвуют во взаимных расчетах.
Виды взаиморасчетов
Взаимные расчеты можно разделить на несколько типов, из которых наиболее крупными являются три:
- платежи за заказы: в случае когда расчет производится по определенному заказу клиента;
- расчет по контракту: все покупки и продажи осуществляются в соответствии с контрактом, подписанным между сторонами. Это может быть продажа товаров в кредит или покупка по предоплате;
- платежи по счетам: в этом случае покупка или продажа оплачиваются отдельно для конкретных счетов-фактур.
Таким образом, взаимные расчеты представляют собой прямое перераспределение дохода от продажи товаров или услуг между организациями, которые занимаются предоставлением услуг или продажей товаров.
Проще говоря, это купля-продажа товаров. Ведет все операции по расчетам в большинстве случаев бухгалтер-экономист, он также несет ответственность за всю отчетную документацию для взаимных расчетов.
Для контроля качества в современных условиях просто необходимо использовать высококачественное программное обеспечение.
Как правило, компетентное отражение текущих операций позволяет компании быстро и своевременно получить любую информацию о состоянии взаимных расчетов между контрагентами.
Основные документы
Среди расчетных документов можно выделить:
- документы по отгрузке продукции (накладные, акты приемки, акты продажи и т. д.);
- документы по оплате (платежки, расходники, ордера);
- документы – основания сделок (договора, спецификации).
По характеру документации сделки по взаиморасчетам можно подразделить на следующие:
- простые — когда оформляются только документы по отгрузке и оплате;
- сделки по счетам — документы по отгрузке и оплате оформляются на основании счетов;
- сделки по договорам — документы отгрузки и оплаты оформляются по договорам.
Договор взаиморасчетов
Договор взаиморасчетов между организациями подразумевает погашение задолженностей нескольких компаний друг перед другом.
Такая ситуация возможна, если оба предприятия действуют по одинаковым или различным договорам одновременно с покупателями и поставщиками. Процедура может быть инициирована, когда возникает задолженность по предоставленным товарам или услугам, оказываемым обеими сторонами, которые не могут быть погашены в ближайшем будущем.
Смещение может осуществляться в полном объеме долга или только на часть суммы просроченной оплаты по контракту. Гражданское право налагает такие требования на долги предприятий, которые планируется компенсировать путем взаимозачета.
Основные требования к расчетам по договору взаиморасчетов между организациями следующие:
- взаиморасчет подразумевает, что обе стороны имеют финансовые претензии друг к другу из-за задержки платежей по существующим контрактам;
- возможно соглашение о взаиморасчете между организациями, если обязательства являются однородными — они имеют одинаковые показатели (если это денежный эквивалент, то валюта расчета должна соответствовать);
- приняты сроки выполнения договорных обязательств в отношении оплаты товаров, работ или услуг.
Соглашение о взаиморасчете не может быть применено, если:
- задолженность сформировалась в соответствии с размерами компенсации за вред, причиненный здоровью физического лица или его жизни;
- были сформированы долги по исполнительным листам для взыскания алиментов;
- срок исковой давности истек (статья 411 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Типовой договор о взаиморасчете между юридическими лицами подразумевает указание точных сумм задолженности обеих сторон соглашения с выделением НДС. Для этого на этапе подготовки формы договора выполняется взаимная сверка расчетов. Согласованный акт примирения прилагается к контракту вместе с документацией, обосновывающей факт просроченной задолженности.
Договор взаиморасчетов между организациями (образец можно увидеть ниже) подразумевает наличие следующих реквизитов:
- дата и место заключения договора;
- наименование сторон;
- имена представителей компаний с подтверждающими документами о полномочиях;
- список финансовых обязательств, которые необходимо погасить;
- указание условий взаиморасчетов.
В конце необходима фраза о том, что когда наступает дата вступления положений договора в силу, должны быть указаны реквизиты сторон их адреса. В конце документа должны стоять подписи уполномоченных лиц и печати компаний.
Договор взаиморасчетов между организацией и физическим лицом и его особенности рассмотрим далее. При таком виде расчетов одна сторона — кредитор, вторая — должник. Особенности такого типа расчетов следующие:
- однородный характер требований (финансовые);
- четко установленные сроки;
- возможность расчетов не по всему объему долгов сразу, а частями;
- возможно осуществить, если между сторонами существует как минимум два обязательства (долг и его оплата).
Характеристика векселей Сбербанка
Рассмотрим подробнее, что такое вексель Сбербанка для взаиморасчетов между организациями. Любой вексель, независимо от цели создания и лица, которое его выдало, является прежде всего ценным документом. Он выступает существенным исполнением обязательства, за которое должник выплачивает определенную сумму денег кредитору через определенный промежуток времени.
Вексель используется для взаиморасчетов между физическими лицами и между организациями, в том числе между финансовыми учреждениями. К ним относится и Сбербанк. Такие векселя выступают в качестве универсального метода оплаты. Банк выдает их за быстрые платежи за поставку, продажу товаров или предоставление услуг. Кроме того, учетная запись может использоваться в качестве обеспечения при получении кредитного продукта от банка. Но вексель Сбербанка чаще всего используется для расчетов между организациями.
В векселе Сбербанка для взаиморасчетов между организациями содержится обеспечение, которое подтверждает обязательство банка держателю выплатить определенную сумму на определенный период. Вексель требуется для расчетов, его регистрация может быть осуществлена в любом филиале Сбербанка.
Вексель – это документ формата А4. Он включает сумму, которую клиент депонировал. Кроме того, указывается город и дата выдачи.
В качестве простого векселя банка выступает ценная бумага, которая содержит письменное долговое обязательство банковской организации держателю векселя.
Такой инструмент обеспечивает следующие преимущества:
- удобная и быстрая оплата услуг, работ и товаров;
- выгодные инвестиции для получения прибыли;
- использование в качестве гаранта при получении кредитных средств или гарантий от банка.
Вексельные программы, предоставляемые банками, напоминают депозитарные: клиент инвестирует средства, а взамен получает что-то от банковского учреждения, похожее на долговую расписку. Таким образом, банк подтверждает, что средства принимаются, и обязуется вернуть их в назначенный день.
Процентный вексель означает указание процентов, которые начисляются на его сумму. Номинальные процентные суммы могут выражаться как в рублях, так и в другой валюте. Чтобы получить такой вексель, необходимо внести деньги, которые являются номинальной ценной долговой распиской.
Этот вид векселей Сбербанка является самым популярным средством, поскольку он очень похож на депозит.
В обычном дисконтном векселе не указаны условия для начисления денежных средств по номинальной стоимости, которые могут быть использованы в рублях или иностранной валюте. Чтобы получить его, нужно внести сумму, равную стоимости контракта для будущей продажи ценной бумаги. Доход получателя рассчитывается как разница между стоимостью продажи и номинальной стоимостью.
Банковский счет оплачивается единицами Сбербанка, которым разрешено осуществлять такие операции. Это могут быть филиалы банковской организации.
Сбербанк также предоставляет другие услуги по векселям:
- Обмен векселей. Таким образом, владелец счета может обменивать один вексель на несколько других, которые имеют более низкую номинальную стоимость, или получать несколько векселей за один более высокой номинальной стоимости
- Место хранения. Сбербанк предоставляет возможность каждому получателю хранить депозитные сертификаты и банковские векселя. Клиент определяет период хранения.
- Доставка и выдача ценных бумаг. Чтобы устранить риски, связанные с самопередвижением ценных бумаг, можно доверить банку выдачу и доставку купленных депозитных сертификатов и векселей по месту пребывания. Это преимущество может быть использовано только юридическими лицами.
Взаиморасчеты при наличных платежах
Чаще всего безналичные платежи используются между юридическими лицами, поскольку при оплате товаров или услуг почти всегда идет движение крупных денежных сумм. Взаиморасчеты между организациями за наличный расчет имеют ряд особенностей.
Чтобы заплатить наличными, нужно потратить дополнительные деньги на организацию безопасности платежей.
Еще один недостаток наличных средств заключается в том, что гораздо сложнее отслеживать точность в бухгалтерском плане.
В нашем законодательстве существует ограничение на денежные выплаты наличными средствами при взаиморасчетах.
Одним из правил регулирования денежного обращения между юридическими лицами является Директива Центрального банка Российской Федерации 1843-У от 06/20/07.
На основании пункта 1 Инструкции максимально допустимая сумма денежных выплат между фирмами составляет 100 000 рублей по одному контракту.
Это требование не применяется к следующим типам вычислений:
- после выплаты заработной платы;
- при выдаче подотчетных сумм.
Предел в лимите возникает, когда наличные платежи производятся между:
- организациями;
- организацией и индивидуальным предпринимателем;
- несколькими индивидуальными предпринимателями.
Это ограничение применяется к оплате по единому соглашению.
Например, если два ИП подписали контракт на сумму более ста тысяч рублей, невозможно полностью внести наличные деньги, придется заплатить в двух частях:
- сто тысяч платить наличными;
- оплатить остаток банковским переводом.
Письмо о взаиморасчетах и его характеристика
Письмо о взаиморасчетах между организациями не имеет строгой формы, однако есть список требований к сведениям, которые необходимо указать в нем.
Составление такого письма возможно только в случаях, если срок проведения денежных расчетов истек.
Письмо о взаиморасчетах между организациями (образец приведен в статье) должно содержать следующую информацию:
- место и дата;
- наименование и реквизиты организаций;
- Ф. И. О. представителей;
- сведения о суммах долгов;
- дата вступления в силу;
- адреса и реквизиты, печати сторон.
Акт сверки взаиморасчетов
Для сверки взаимных требований с контрагентом необходимо составление акта сверки взаиморасчетов между организациями. Изначально надо составить акт согласования взаимных расчетов с разбивкой по каждому заключенному контракту (если их было несколько).
Это определит точный размер долга, который может быть погашен путем смещения. Также необходимо составить акт в контексте контрактов, заключенных с контрагентом. Это определит точный размер долга, который может быть погашен путем зачета. На акте нет необходимости ставить печать. Это делается в соответствии с обычаями делового оборота.
Значение данного документа достаточно велико. В нем отражается сверка расчетов и фиксация отсутствия задолженности. Он также дает возможность контрагентам обезопасить себя от дальнейших претензий.
Правовым окончанием подписания акта можно также считать отражение задолженности одной из сторон договора перед другой с признанием долга.
Такой акт к первичным не относится, так как он не соответствует всем требованиям бухгалтерского учета. Он всего лишь подтверждает наличие задолженности по данным первичных документов контрагентов.
Регистрация акта взаиморасчетов начинается с заявления, направленного в одну из организаций другой. Сам долг можно определить на основе акта примирения.
Необходимо учитывать два важных момента при составлении бланка акта сверки взаиморасчетов между организациями:
- расплачиваться можно только наличными деньгами;
- эти долги не должны быть связаны с возвратом алиментов и компенсацией за ущерб.
Особенности взаиморасчетов между сетевыми организациями
Законодательство о регулировании тарифов в электроэнергетике основано на том, что взаиморасчеты на услуги по передаче электроэнергии должны осуществляться на экономически выгодных условиях и не могут привести к тому, что участники рынка не получат требуемый валовой доход. Несмотря на довольно серьезную и даже чрезмерную регуляцию поведения сторон, на практике существуют противоречивые ситуации, которые связаны с осуществлением взаиморасчетов между сетевыми компаниями.
Источник