Как делятся согласные звуки по способу образования

Классификация звуков русского языка

Звук (речевой звук) — это колебания воздуха, возникающие при прохождении воздушной струи через речевой аппарат человека. Помимо речевых, выделяют также неречевые или шумовые (кашель, шум дождя, писк комара) и музыкальные звуки.

Классификация по артикуляционным признакам

В русском языке различают 42 звука или фонемы (от греческого phonema — звук речи): из них 6 гласных и 36 согласных. Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при произнесении звуков.

По участию в артикуляции мягкого нёба гласные и согласные звуки делятся на:

  • носовые: «М», «Мь», «Н», «Нь»;
  • ротовые: «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У», «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ».

Мягкое нёбо может находиться в двух положениях. В одном случае оно поднимается и задней частью вместе с маленьким язычком прижимается к задней и боковым стенкам глотки, закрывая проход в носовую полость, вследствие чего выходящая воздушная струя направляется в ротовую полость и образуются ротовые звуки. В другом случае мягкое нёбо опущено и открывает проход выходящей воздушной струе в носовую полость, вследствие чего образуются носовые звуки.

Классификация гласных звуков

Гласные звуки «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У» — звуки речи, состоящие только из голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха не встречает на своём пути преград.

Гласные звуки различают по участию или не участию в артикуляции губ, а также по степени и месту подъема языка.

1. По участию в артикуляции губ:

  • лабиализованные (огубленные) звуки: «О», «У»;
  • нелабиализованные (неогубленные) звуки: «А», «Э», «И», «Ы».

В артикуляции лабиализованных гласных, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении звуков «О» и «У» выдвигаются вперед и округляются. При произнесении нелабиализованных гласных, губы находятся либо в нейтральном положении («А», «Ы»), либо в положении улыбки («Э», «И»).

2. По степени подъема языка к нёбу:

  • гласные звуки верхнего подъёма: «И», «Ы», «У»;
  • гласные звуки среднего подъёма: «Э», «О»;
  • гласные звуки нижнего подъёма: «А».

Хотя при произношении гласных звуков в ротовой полости отсутствуют преграды для выходящей воздушной струи, нижняя челюсть опускается по-разному и язык меняет свое положение, поэтому меняется и форма ротовой полости. Язык может находиться внизу (нижний подъем), на средней линии (средний подъем), или подниматься высоко к нёбу (верхний подъем). От степени раскрытия рта и подъема языка зависит звучность гласных.

3. По месту подъема языка:

  • гласные звуки переднего ряда: «И», «Э»;
  • гласные звуки среднего ряда: «Ы», «А»;
  • гласные звуки заднего ряда: «У», «О».

При образовании гласных звуков к твердому нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части (передняя, средняя и задняя), меняя тем самым объём и форму полости рта.

Таблица классификации гласных звуков

Гласные буквы

Если в русском языке 6 гласных, то гласных букв — 10, это: «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я». Если звук — это единица устной речи, его слышим и произносим. То буква — это графический знак для обозначения звука речи на письме, её мы видим и пишем.

Гласные звуки, схожие в звучании, объединяют в пары: «А» — «Я» , «Э» — «Е» , «Ы» — «И» , «О» — «Ё» , «У» — «Ю» .

Йотированные гласные

Йотированные гласные — гласные, которые произносятся с помощью двух звуков. К таким гласным относят буквы «Е», «Ё», «Ю» и «Я».

В зависимости от места которое занимает йотированная гласная буква в слове, она может обозначать как один, так и два звука:

Два звука, если стоит:

  • в начале слова: яма [й’ама] , ёжик [й’ожик] ;
  • после гласных: моё [мой’о] , маяк [ма’ак] ;
  • после разделительного твёрдого и мягкого знаков: въезд [вй’эзд] , льёт [л’й’от] .
  • Один звук, если стоит после согласных, например, в словах день [д’эн’] , лён [л’он] , утюг [ут’уг] , мяч [м’ач’] . Здесь гласные буквы буквы «Е», «Ё», «Ю» и «Я» обозначают мягкость предшествующего согласного звука.
  • Классификация согласных звуков

    Согласные звуки «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «М», «Мь», «Н», «Нь», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ» — это звуки речи, состоящие или из одного шума, или шума и голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает на своём пути преграды.

    Согласные звуки различают по работе голосовых связок, по способу и месту образования, а также по степени напряжения средней части языка.

    1. По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок:

    • звонкие звуки: «Б», «Бь», «Д», «Дь», «Г», «Гь», «В», «Вь», «З», «Зь», «Ж»;
    • сонорные звуки: «Л», «Ль», «Р», «Рь», «М», «Мь», «Н», «Нь», «Й»;
    • глухие звуки: «П», «Пь», «Т», «Ть», «К», «Кь», «Ф», «Фь», «С», «Сь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ».

    Голосовые складки могут занимать два положения: раскрыты (воздушная струя свободно проходит через них и голос не образуется — глухие согласные) или сомкнуты (воздушная струя, проходя через них, заставляет вибрировать их, и образуется голос — сонорные и звонкие согласные). Большинство звуков русского языка произносится с участием голоса.

    2. По способу образования:

    • Смычно-взрывные звуки «Б», «Бь», «П», «Пь», «Д», «Дь», «Т», «Ть», «Г», «Гь», «К», «Кь» — органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей:
      • «Б», «Бь», «П», «Пь» — смычку образуют губы;
      • «Д», «Дь», «Т», «Ть» — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;
      • «Г», «Гь», «К», «Кь» — задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твёрдого нёба.
    • Смычно-проходные звуки: «М», «Мь», «Н», «Нь», «Л», «Ль» — органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остаётся проход в другом месте:
      • «М», «Мь» — смычку образуют губы, воздушная струя идёт через нос;
      • «Н», «Нь» — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идёт через нос;
      • «Л», «Ль» — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идёт по бокам языка, между языком и щекой.
    • Щелевые звуки (фрикативные, от латинского fricare «тереть»): «В», «Вь», «Ф», «Фь», «З», «Зь», «С», «Сь», «Ш», «Ж», «Щ», «Х», «Хь», «Й» — органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идёт выдыхаемая струя воздуха:
      • «В», «Вь», «Ф», «Фь» — нижняя губа образует щель с верхними зубами;
      • «З», «Зь», «С», «Сь» — передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими альвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку нёба;
      • «Ш», «Ж», «Щ» — поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);
      • «Х», «Хь» — задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;
      • «Й» — средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.
    • Смычно-щелевые звуки (аффрикаты, от латинского affrico «притираю»): «Ц», «Ч» — органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно:
      • «Ц» — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;
      • «Ч» — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (правильное звучание бывает и при нижнем положении кончика языка).
    • Дрожащие звуки (вибранты, от латинского vibrans, vibrantis «дрожащий», «колеблющийся»): «Р», «Рь» — кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.
    Читайте также:  Способы формирования эффективной команды

    Наибольшее количество согласных звуков в русском языке по способу образования — щелевые, при которых подвижные органы артикуляционного аппарата, приближаясь к неподвижным, образуют щель.

    3. По месту образования:

    • губно-губные: «П», «Пь», «Б», «Бь», «М», «Мь»;
    • губно-зубные: «Ф», «Фь», «В», «Вь»;
    • переднеязычные: «Т», «Ть», «Д», «Дь», «Н», «Нь», «Л», «Ль», «С», «Сь», «Р», «Рь», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч», «З», «Зь», «Ц»;
    • среднеязычные: «Й»;
    • заднеязычные: «К», «Кь», «Г», «Гь», «Х», «Хь».

    Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.

    4. По подъёму к нёбу (степени напряжения) средней части языка:

    • твердые звуки: «Ц», «Ш», «Ж», «Н», «Б», «В», «Г», «Д», «З», «К», «Л», «М», «П», «Р», «С», «Т», «Ф», «Х»;
    • мягкие звуки: «Й», «Ч», «Щ», «Бь», «Вь», «Гь», «Дь», «Зь», «Кь», «Ль», «Мь», «Нь», «Пь», «Рь», «Сь», «Ть», «Фь», «Хь».

    В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, «Л» и «Ль», но есть и непарные звуки: только твердые — «Ш», «Ж», «Ц», только мягкие — «Ч», «Щ», «Й».

    Таблица классификации согласных звуков

    Классификация по акустическим признакам

    Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У».

    Сонорные (звучные) звуки — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные «М», «Мь», «Н», «Нь», «Л», «Ль» «Р», «Рь» «Й».

    Шумные звуки — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

    • «В», «Вь», «З», «Зь», «Ж» — звонкие шумные длительные;
    • «Б», «Бь», «Д, » «Дь», «Г», «Гь» — звонкие шумные мгновенные;
    • «Ф», «Фь», «С», «Сь», «Ш», «Х», «Хь» — глухие шумные длительные;
    • «П», «Пь», «Г», «Ть», «К», «Кь» — глухие шумные мгновенные.

    По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:

    • свистящие: «З», «Зь», «С», «Сь»;
    • шипящие: «Ж», «Ш», «Щ», «Ч»;
    • твердые: «Ц», «Ш», «Ж», «Н», «Б», «В», «Г», «Д», «З», «К», «Л», «М», «П», «Р», «С», «Т», «Ф», «Х»;
    • мягкие: «Й», «Ч», «Щ», «Бь», «Вь», «Гь», «Дь», «Зь», «Кь», «Ль», «Мь», «Нь», «Пь», «Рь», «Сь», «Ть», «Фь», «Хь».

    Источники:

    • «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению», М. Ф. Фомичева, Е. Н. Кутепова;
    • «Основы логопедии», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
    • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.

    Источник

    КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

    КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА.

    Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

    Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука.

    По артикуляторным признакам все звуки речи делятся две группы:

    Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.

    В русском языке 42 звука речи: 6 гласных, 36 согласных звуков

    КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

    Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

    Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.
    Различаются гласные по следующим признакам:

    1.При образовании гласных к небу поднимается не весь язык, а его передняя, средняя или задняя часть.Засчет этого меняется объем и форма ротовой полости.

    По ряду (положению языка в горизонтальной плоскости):

    • гласные переднего ряда: [и] [э];
    • гласные среднего ряда: [ы] [а];
    • гласные заднего ряда: [у] [о];

    2. По степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём:

    • гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у];
    • гласные среднего подъема: [э], [о];
    • гласные нижнего подъема: [а];

    3. По наличию или отсутствию лабиализации, т.е. степени участия губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабилизованные) гласные:

    • гласные лабиализованные: [у], [о];
    • гласные нелабиализованные: [и], [ы], [э], [а].

    КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

    Артикуляция согласных звуков связана с наличием какой-либо шумообразующей преграды для выходящей из легких струи воздуха. Согласные русского языка различаются по следующим признакам:

    1. Классификация согласных звуков по способу образования:

    · щелевые (фрикативные) [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж],[щ], [ j ], [ х ], [х’];

    · смычно-щелевые (аффрикаты) [ц], [ч];

    · дрожащие (вибранты) [р], [p’]

    Щелевые звуки — препятствие для воздушной струи в виде щели между органами артикуляции.

    Смычно-взрывные —органы артикуляции образуют смычку, которая потом с шумом взрывается.

    Смычно-щелевые — смычка не взрывается, а медленно переходит в щель.

    Смычно-проходные —органы артикуляции образуют смычку, но для воздушной струи остается проход в другом месте.

    Дрожащие —вибрирует поднятый кончик языка.

    2.Классификация согласных звуков по месту образования:

    • переднеязычные (образуемые передней частью спинки языка, при разном положении кончика языка), кончик языка вверху — [т], [д], [н], [л], [л’], [р], [p’J, [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу — [т’], [д’], [н’], [с], [с’], [з], [з’], [ц];

    3. Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:

    мягкие:[j], [щ], [ч]- всегда мягкие; [т’], [д’], [н’], [б’], [в’], [г’], [с’], [р’] и др.;

    Читайте также:  Уголовный закон это способ

    твердые: [ш], [ж], [ц] — всегда твердые; [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др

    4. По положению мягкого неба (месту резонирования) согласные звуки делятся на:

    По акустическим признакам выделяют:

    Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

    5. Наличие или отсутствие вибрации голосовых связок

    Сонорные (звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, j.

    Шумные — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

    Звонкие глухие

    • звонкие шумные длительные в, в’, з, з’, ж;
    • звонкие шумные мгновенные б, б’, д, д’, г, г’;
    • глухие шумные длительные ф, ф’, с, с’, ш, х, х’;
    • глухие шумные мгновенные п, п’, т, т’, к, к’.

    По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:
    свистящиес, с’, з, з’, ц;
    шипящие ш, ж, ч, щ;
    твердые п, в, ш, ж, ц и др.;
    мягкиеп’, в’, ч, щ и др.

    Расскажите об использовании в речи пословиц, поговорок, крылатых слов и фразеологических выражений.

    Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:

    1) Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние:

    Чует кошка, чье мясо съела.

    Жернова сами не едят, а людей кормят.

    Грозен враг за горами, а грознее за плечами.

    Работать — день коротать; отдыхать — ночь избывать.

    Сердце вещун: чует и добро и худо;

    2) Раскрыть отношения между людьми:

    Глупому сыну и родной отец ума не пришьет.

    Детки хороши — отцу, матери венец, худы — отцу, матери конец.

    Паны дернутся, у казаков чубы трясутся.

    Сытый голодного не разумеет.

    3) Дать совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: речь пословица поговорка фразеологизм

    На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

    Назвался груздем — полезай в кузов.

    Две собаки грызутся, третья не мешайся.

    Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

    Друга ищи, а найдешь — береги.

    Как средство характеристики своих персонажей использует пословицы М.А. Шолохов. Особенно их много в речи Григория Мелехова, главного персонажа в «Тихом Доне» — 22 пословицы, т.е. пятая часть всех пословиц в романе. Пословицы придают особую колоритность его речам, особую значимость его суждениям. Например: «Помощниками Деникина нас величают. кто же мы? Выходит, что помощники и есть, ничего обижаться. Правда-матка глаза заколола. »

    Григорий Мелехов обращается к пословицам и поговоркам, когда хочет что-то подтвердить, сравнить, убедить слушателя, доказать свою правоту. В такой функции выступают выражения: Что с возу упало, то пропало. Отрезанную краюху не приклеишь. На бранном поле друзей не угадывают. Куда ни кинь — везде клин. Ждать да догонятьсамое постылое дело. Укатали сивку крутые горки. От жару и камень лопается.

    Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. Действенным приемом считается прием «нанизывания» пословиц, когда одновременно используется несколько пословиц и поговорок. Н. Островский, определяя сущность жизни человека, призывая к самоотверженному труду на благо Родины, также использует несколько пословиц. Он пишет: «В нашей стране быть героем — святая обязанность. У нас не талантливы только лентяи. А из ничего рождается ничего; под лежачий камень вода не течет. Кто не горит, тот коптит. Да здравствует пламя жизни!». Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Например, пословица обещаниями сыт не будешь в газетных заголовках имеет такой вид: «Политикой сыт не будешь»,«ОМОНом сыт не будешь», «Лозунгами сыт не будешь». Пословица «Сытый голодному не товарищ» послужила основой для газетных заголовков: «Огурец томату совсем не товарищ» (о выращивании овощей под пленкой), «Когда гусь псине товарищ» (о дружбе собаки с гусыней), «Голодный ротвейлер свинье не товарищ» (как свинья убила ротвейлера, пытавшегося отнять у нее еду). Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть». Важно не только знать какое-то количество народных изречений, но и понимать их смысл, чтобы правильно применять в речевой практике. Этой цели служит « Словарь русских пословиц и поговорок», содержащий около 1200 народных выражений. В словаре объясняется значение пословиц и поговорок, имеющих переносный смысл, приводятся примеры их использования в речи. Например, «В камень стрелятьтолько стрелы терять. Заниматься чем-либо заведомо неисполнимым, значит — попусту тратить время и силы. Ср.: Воду в ступе толочьвода и будет». Особую меткость и выразительность нашей речи придают вовремя и к месту употребляемые крылатые слова. Напоминая о замечательной мысли, воскрешая в памяти важные обстоятельства, интересные факты, они дают нам возможность заменять пространные объяснения кратким выразительным предложением или сочетанием. Так, например, вместо того чтобы долго и пространно объяснять, что кто-то потратил уйму времени и сил на решение немудреной и легкой задачи, мы говорим словами Крылова: «А ларчик просто открывался». В другом случае, желая сказать о смертельной опасности, нависшей над ком-либо, мы говорим: над головой его повис дамоклов меч. Употребляя это крылатое выражение, мы имеем в виду известную историю о том, как один из приближенных сиракузского тирана Дионисия, по имени Дамокл, стал с завистью говорить о своем повелителе, считая его самым счастливым человеком на свете. Чтобы проучить завистника, Дионисий пригласил его на пир и усадил на свое место. В самый разгар веселья Дамокл взглянул вверх и увидел, что над головой его висит подвешенный па конском волосе тяжелый меч, символизирующий смертельную опасность, которой властитель подвергался ежеминутно. Уже говорилось о том, что богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от употребления крылатых слов, пословиц и поговорок.К сожалению, современная молодежь редко использует пословицы, поговорки и крылатые слова. Это, безусловно, истощает речь молодого поколения. Чаще всего они не используются потому что неизвестно значение того или иного выражения, а как следствие незнании каком контексте его употребить.

    Дайте определение диалога и монолога как формы устной речи.

    Жанрами речи являются монолог, диалог и полилог.

    Монолог — жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя. Для монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний. Монолог характерен для научного и официального общения, возможен в художественной литературе и публицистической речи. В разговорной речи монолог встречается редко, обычно в общении образованных людей. Монологическая речь состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Диалог — жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником. Для диалога важны достаточная информативность реплик (как недостаточность, так и избыточность сообщаемого делают общение неудачным), потребность в общении, соблюдение участниками диалога причинно-следственных связей в речевых действиях, в выборе темы, наличие общей памяти и общих языковых знаний. Основными разновидностями диалога являются бытовой разговор, деловая беседа, переговоры.

    Читайте также:  Верный способ нажить врагов

    · Для бытового диалога характерны:

    o большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и т.д.) и языковых средств;

    o частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;

    o отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости принятия решения;

    o самопрезентация личности;

    o разговорный стиль речи.

    · Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:

    o дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;

    o быстрота реагирования на высказывания партнеров;

    o критическая оценка мнений, предложений и возражений партнеров;

    o аналитический подход к учету и оценке всех факторов проблемы;

    o ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате разбора других точек зрения по данной проблеме;

    o ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.

    Переговоры по многим характеристикам сходны с деловой беседой. Дополнительными признаками переговоров являются различия в исходных знаниях и установках при необходимости принятия совместного решения и равноправии сторон. Полилог — жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц. Ситуативная связанность, спонтанность, нелинейность получают в содержательно-смысловой структуре полилога максимальное отражение. Смысловая и формальная связь реплик полилога имеет более значительную амплитуду колебаний, чем в диалоге.

    Что такое канцеляризмы? Всегда ли уместно применение канцеляризмов? Приведите примеры.

    Штампы и канцеляризмы тесно взаимосвязаны, рассматриваемое нами языковое явление является одним из видов речевых штампов. Штампы – это слова и обороты, которые часто употребляются в речи и не имеют какой-либо конкретности. Они лишают речь выразительности, индивидуальности, образности, убедительности. К их числу относятся: шаблонные метафоры, перифразы, сравнения, метонимии. Например, свет души моей, их сердца стучали в унисон, в едином порыве и так далее. Когда-то такие выражения обладали образностью, но из-за частого употребления в речи утратили свою выразительность и превратились в шаблоны. Особенно часто такие языковые формы употребляют журналисты, особенно много таких оборотов в публицистике, например, к штампам относятся выражения: «черное золото», «жидкое золото», «люди в белых халатах» и так далее.

    В нашем языке существует ряд слов, которые уместно употреблять только в определенном стиле речи. К таким словам относят канцеляризмы – это словосочетания и слова, употребление которых допускается только в официально-деловом стиле, но которые используются и в художественном, и в разговорном, и в публицистическом стиле, что ведет к стилистическим ошибкам или смешению стилей. Например, «меня подвергли стрижке на основе бесплатного предоставления услуг».

    В словарях приведены такие определения термину «канцеляризм»: В словаре Ефремовой Т. Ф. канцеляризм – это слова или языковые обороты, которые употребляются в официально-деловой речи. В Большом энциклопедическом словаре это слова, грамматические формы, словосочетания, характерные для делового стиля, например «входящие и исходящие документы», «довожу до вашего сведения» и так далее. В Современной энциклопедии русского языка и литературы канцеляризм – это элементы пассивной речи, которые применяются в художественных произведениях для имитации делового стиля. То есть авторы используют такого рода выражения, для того чтобы изобразить чиновничий язык или образ делового документа. Например, их использовал Платонов А. П. в повести «Котлован», где он имитирует деловой стиль при пересказе содержания «увольнительного документа». В Энциклопедическом словаре по психологии и педагогике канцеляризм – это обороты речи, которые характерны для стиля деловых документов и бумаг. В устной речи такие выражения вызывают негативное воздействие на собеседника.

    Среди основных признаков и особенностей этих слов и словосочетаний можно отметить: использование существительных, образованных от глаголов: пошив, угон, отгул, выявление, нахождение, раздутие, взятие; замена простого глагольного сказуемого составным именным, например, вместо «желать» — «проявить желание», «помогать» — «оказывать помощь» и так далее; использование предлогов, образованных от существительного, например, по линии, в части, за счет, на уровне, в плане; чрезмерное употребление слов в родительном падеже, например, «условия, необходимые для реализации задуманного плана»; замена активных оборотов речи на пассивные, например, «мы решили (активный) – решение было принято (пассивный)»

    Злоупотребление в речи такими выражениями и словами лишает ее выразительности, индивидуальности, образности и приводит к таким языковым недочетам, как: смешивание стилей; двусмысленность сказанного, например «утверждение профессора» (его кто-то утверждает или он что-то утверждает); многословие и потеря смысла сказанного.

    Естественно канцеляризмы смотрятся только в деловой речи. Но примеры говорят о том, что они часто употребляются и в других стилях, что является стилистической ошибкой. Чтобы не допускать этого, следует знать, какие именно слова относятся к канцеляризмам. Они характеризуются: торжественностью: податель сего, вышеназванный, истребовать, надлежит, таковой; будничной деловитостью: проговорить (обсудить), озадачить, заслушать, наработки, конкретика; официальной и деловой окраской имен существительных, образованных от глаголов: взятие, необнаружение, недовыполнение, отгул и так далее. существительные, причастия, наречия, прилагательные, которые употребляются в строго-деловой среде общения: заказчик, доверитель, сторона, лицо, владелец, вакантный, потерпевший, докладная, исходящий, безвозмездно, иметься; служебные слова: за счет, в адрес, на основании, согласно уставу, в ходе исследований; составные наименования: дипломатические отношения, силовые ведомства, бюджетная сфера. Использовать такие слова и обороты можно только в том случае, когда они не выделяются на фоне текста, то есть в деловой переписке.

    Но не всегда такие выражения используются только в официально-деловой документации, часто авторы литературных произведений используют их для образной характеристики речи героя или для создания юмористического эффекта. Такими приемами пользовались: Чехов, Ильф и Петров, Салтыков-Щедрин, Зощенко. Например, у Салтыкова-Щедрина: «воспрещается отнятие головы…». Канцеляризмы в нашей стране достигли максимального распространения во времена застоя, они стали использоваться во всех сферах речи, и в бытовом разговорном языке. Что еще раз подтверждает, что язык отражает все перемены, которые случаются в обществе и стране.

    Сделайте морфемный и словообразовательный разбор следующих слов: безжалостный, разграничительный, представление, самоучитель.

    БЕЗ-ЖАЛ-ОСТ-Н-ЫЙ РАЗ-ГРАНИЧ-И-ТЕЛЬН-ЫЙ

    БЕЗ-приставка РАЗ — приставка

    ЖАЛ- корень ГРАНИЧ — корень

    ОСТ – суффикс И — суффикс

    Н-суффикс ТЕЛЬН — суффикс

    ЫЙ-окончание ЫЙ – окончание

    ПРЕДСТАВЛ-ЕНИ –Е САМ-О-УЧ-И-ТЕЛЬ

    ПРЕДСТАВЛ – корень САМ -корень

    ЕНИ – суффикс УЧ- корень

    Е – окончание И- суффикс

    Слово «безжалостный» образовано от «жалость» с помощью приставки без- и суффикса -н-приставочно-суффиксальным способом.
    Жалеть -> жалкий -> жалость -> безжалостный.

    Разграничительный образовано от «гранич» с помощью приставки раз

    суффикса и ,суффикса ельн ,и окончания ый.

    Приставочно-суффиксальным способом с добавлением окончания .

    Представление –представлен – ие

    Состав слова «самоучитель»:корень [сам] + суффикс [о] + суффикс [учи] + суффикс [тель] + нулевое окончание []
    Основа(ы) слова: самоучитель
    Способ образования слова: суффиксальный

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы