- Нетканый гобелен: технология. Гобеленовые ковры и картины
- Тематические гобелены
- Нетканый гобелен как один из элементов живописи
- Материалы и инструменты, подходящие для изготовления гобелена ковровым методом
- Основа для нетканого гобелена
- Как подготовить основу
- Как выбрать иглы для нетканого гобелена
- Нити для коврового метода
- Удобная фиксация полотна (техника «нетканый гобелен иглой»)
- Начало работы. Способы нанесения стежков
- Окончание работы. Фиксация формы гобелена
- От скатерти до панно: как устроен бизнес по производству изделий из гобелена
- IT-инструменты, которые использует Елена Батанова
Нетканый гобелен: технология. Гобеленовые ковры и картины
Искусство создания гобелена берет свое начало в творчестве древних народов различных стран и религий. Оно формировалось и развивалось в течение нескольких веков от простых тканых ковров до коллекционных произведений известных мастеров, которые создавали работы по специальным технологиям, ревностно охраняя и передавая их в поколениях от отца к сыну или от мастера к ученикам. Гобеленом принято называть вытканный вручную или при помощи специального оборудования ковер, который имеет нанесенный при помощи переплетения разноцветных нитей рисунок, где стежками создана живописная или орнаментальная композиция.
Основной функцией, которая возлагалась на гобеленовые ковры, являлась защита помещений от сквозняков и морозов. Прочная тканая основа и объёмный шерстяной слой стежков разноцветных нитей позволяла хорошо сохранять тепло и уют в каменных стенах древних домов и замков. Художественное или дизайнерское назначение гобеленов получило широкое применение позже, с развитием технологий производства и потребности человека в окружении себя прекрасным.
Тематические гобелены
Начиная со Средних веков и почти до наших дней при создании гобелена мастера старались придерживаться в изготовлении изделий для помещения одной, определенной темы. Такое направление в творчестве позволяло создавать неповторимые ансамбли, поддерживающие стиль декора и сохраняя единый образ. В состав ансамбля входили не только шпалеры для стен, дизайнерскую тему также продолжали шторы, балдахины, пологи, наволочки подушек, покрывала. Гобеленовые картины отличались особой техникой исполнения, необычайно точно передавали изображения в цвете, дополняя его объемом, позволяющим подчеркнуть красоту и оригинальность. Такие работы выполнялись в основном на заказ, имели высокую стоимость из-за трудоемкости ткачества, и позволить их себе мог не каждый. Гобеленовые настенные картины в жанре монументальной живописи часто заказывал королевский двор. Они служили декорацией в царских покоях дворцов и усадеб.
Нетканый гобелен как один из элементов живописи
За время развития технологии производства гобелена мастерами было придуманы многочисленные приемы и методы наложения стежков, при помощи которых создаются удивительные по своей красоте и качеству картины. К ним относятся как метод безворсового одностороннего гобелена или шпалеры, так и особая техника — нетканый гобелен, или ковровая техника. Её результатом является полотно с односторонним мягким ворсом разной длины. Она позволяет при помощи цветных шерстяных или шелковых нитей создавать объемные живописные картины. Многие мастера-художники уверены в преимуществе цветной нити или шерсти при нанесении ее на ткань с помощью иглы в сравнении с красками и кистями в работах, выполняемых на холсте.
Материалы и инструменты, подходящие для изготовления гобелена ковровым методом
Нетканый гобелен является широко распространенной техникой изготовления оригинальных украшений интерьера. Техника не требует каких-то особых навыков, терпения или большой сложности в работе. Этот метод чаще применяется в домашнем рукоделии, поэтому для изготовления гобелена своими руками подойдут материалы, которые легко найти в любом хозяйстве:
- Плотное тканевое полотно.
- Жесткая рамка для фиксации полотна, кнопки или гвозди.
- Специальные полые иглы для коврового нетканого гобелена с разной длинной и с различными внутренними диаметрами.
- Шерстяная пряжа или нити из шерсти, шелка или льна различных цветов.
- Ножницы, сетка или копировальная бумага, эскиз изображения.
Применяя эти нехитрые инструменты, можно изготовить гобелен любых размеров с различными художественными изображениями и декоративной направленностью.
Основа для нетканого гобелена
Техника нетканого гобелена заключается в нанесении стежков специальной иглой по изнаночной стороне тканевой основы. В результате создается красочная картина с мягким ворсом и объёмным контрастом на лицевой стороне. В качестве основы для такой работы лучше всего подходят крепкие ворсистые полотна с суровым материалом, таким как бортовка. Идеальным вариантом считается льняное полотно с рыхлым переплетением тканевых волокон, позволяющим свободно проходить толстой игле, но в то же время достаточно плотно удерживающим нить.
Цвет для тканевой основы под гобелен надо выбирать темный. Светлая основа при ковровой технике часто просвечивается между петлями, придавая изделию неопрятный вид, в то время как темная позволяет избежать таких неприятностей независимо от цвета нити создаваемого изображения. В любом случае, изготавливая нетканый гобелен ковровым методом, надо придерживаться качественного выполнения стежков. Образованные ими петельки должны плотно прилегать друг к другу, обеспечивая достаточную эластичность ворса изделия.
Как подготовить основу
Для качественного выполнения изображения на полотно основы гобелена наносят рисунок. Это позволяет сохранять точность изображения без деформаций, особенно если рисунок не копируется, а переносится в масштабе. Делать это удобно при помощи копировальной бумаги, скопировав изображение карандашом, а затем перенеся его на ткань, обведя контур с обратной стороны бумаги твердым предметом. Но если рисунок большой, то простого копирования может быть недостаточно.
Чтобы равномерно и без искажений увеличить изображение, лучше всего использовать сетку. Она поможет перенести рисунок небольшими частями с эскиза на ткань основы, не изменив ее основных параметров. Перенесенный на ткань рисунок можно раскрасить в нужные цвета для удобства нанесения стежков в цвете. Если элементы в изображении гобелена крупные, то их можно перенести на ткань при помощи бумаги или картона, предварительно вырезав их и создав шаблоны нужного размера.
Как выбрать иглы для нетканого гобелена
Ковровая техника, при помощи которой изготавливаются гобеленовые ковры, может быть выполнена специальной иглой. Такая игла позволяет оставлять петли заданного размера в полотне основе для нетканого гобелена. Она представляет собой полую иглу с соответствующим заданным параметрам внутренним диаметром, срезанным под углом окончанием, на кончике которого проделано отверстие для свободного движения нити. Как правило, полая игла прикреплена к ручке той или иной формы, которую удобно держать в руке при выполнении стежков, создающих ворс на лицевой стороне полотна.
Иглы могут быть разных диаметров и длины, которая дополнительно может быть отрегулирована ограничителями. Такая конструкция допускает изменение длины изготавливаемого стежками ворса. Для изготовления одного гобелена могут быть использованы разные иглы с разными диаметрами. Чем больше нитей используется в изготовлении изделий, тем ярче и объемнее выглядят создаваемые гобеленовые картины.
Нити для коврового метода
Так как нетканый гобелен является ковровой техникой, то изделия, изготавливаемые по этой технологии, часто носят декоративный характер. Поэтому нити для выполнения работы могут быть любые — от толстых шерстяных до шелковых или золотых и серебряных. При выполнении работ важно учитывать фактуру выбранной нити. Художественный объем в нетканом гобелене зависит не только от толщины нити, но и от степени ее кручения и состава, а устойчивая окраска материала поможет избежать выцветания красок в готовом изделии.
Удобная фиксация полотна (техника «нетканый гобелен иглой»)
Фиксировать полотно на жесткой рамке можно после нанесения эскиза. В качестве материала для рамки можно выбрать как металл, так и дерево. Её размеры надо учитывать, исходя из размеров рисунка, нанесенного на основу. Рамка должна немного превышать габариты изображения, которое будет изготавливаться с ее помощью. Если после натяжения основы края рисунка будут с ней соприкасаться, то накладывать стежки иглой будет невозможно.
Рамка может иметь форму пялец, которые удобно держать в руках, либо ее можно расположить на подставке с ножками разной длины. Работать над созданием гобелена на такой подставке для рамки очень удобно. Её можно расположить в определенном месте, специально подготовленном для творческой работы. При этом, если ножки подставки оформить в определенном декоративном стиле, то вся конструкция будет выгодно дополнять интерьер помещения.
Начало работы. Способы нанесения стежков
Прежде чем приступить к выполнению вышивки изображения, надо подготовить иглу для работы. Для этого нужно выбрать нить, с которой будет начата вышивка. Нетканый гобелен может включать в себя нити разных диаметров, поэтому необходимо учитывать это при работе. Нужно продеть нить сквозь полую ручку и иглу, а затем заправить в отверстие на кончике. Далее необходимо определить длину ворса на лицевой стороне гобелена и отрегулировать иглу на нужную длину петли фиксатором.
Накладывать стежки можно двумя способами:
- Штриховой метод. Представляет собой параллельное расположение стежков сверху вниз, а затем вверх. Стяжки накладываются строго в заданной последовательности и заполняют все полотно слева направо.
- Контурный метод. Заключается в наложении стежков по контуру цветового сегмента. В этом случае срез иглы располагают по ходу движения, направление которого идет сверху вниз по спирали, сужающейся к центру.
При работе иглой не следует оставлять слишком длинную нить во избежание ее спутывания. Если работа по вышиванию сегмента закончена и требуется сменить нить, то, совершив завершающий прокол, надо вынуть иглу и отрезать нить, оставив кончик, длина которого не должна быть меньше одного сантиметра.
Окончание работы. Фиксация формы гобелена
После нанесения вышивки на ткань основы гобелен надо снять с рамки, чтобы закрепить стежки, и обработать края. Для того чтобы изготовленный гобелен служил много лет, на изнаночную сторону надо нанести подготовленный предварительно клей ПВА. Клей разводят водой, а затем при помощи губки пропитывают коврик, хорошо промазывая стежки с изнаночной стороны и не позволяя раствору просачиваться на лицевую сторону. Тщательно обработанный клеем коврик надо хорошо просушить, растянув его на ровной поверхности для фиксации нужной формы. Когда клей высохнет, он надежно зафиксирует стежки и не позволит ворсинкам выпасть. В завершение останется лишь обработать край гобелена крючком — и изделие можно считать завершенным.
Источник
От скатерти до панно: как устроен бизнес по производству изделий из гобелена
«Рада, что приношу людям хоть небольшой, но кусочек счастья»
IT-инструменты, которые использует Елена Батанова
- 1С:Бухгалтерия
- Telegram
«Я всегда любила ткани, а гобелены с их своеобразной структурой и перекрёстным переплетением нитей производили на меня поистине завораживающее впечатление», — говорит предприниматель из Екатеринбурга Елена Батанова. 10 лет назад ради своей страсти к качественным тканям она пожертвовала успешной карьерой в банке – и на декретное пособие открыла салон изделий из гобеленов, который со временем вырос в устойчивый и прибыльный бизнес. О том, как заработать на гобеленах, Елена Батанова рассказала порталу Biz360.ru.
Елена Батанова, 42 года, предприниматель из Екатеринбурга, основатель компании по производству изделий из гобелена Le Gobelin . Имеет два высших образования: Свердловский институт народного хозяйства (ныне – УрФу; экономический факультет), Университет Южной Африки (английский язык и английская литература). До запуска собственного бизнеса работала на топ-должности в банке. Замужем, мама четверых детей.
Свою трудовую деятельность я начала очень рано — в 12 лет. Мама хотела, чтобы я стала врачом. Я ответила: «Давай попробую — понравится или нет». И в 12 лет на пару летних месяцев пошла в больницу — санитаркой. Поэтому после школы выбрала… экономический факультет!
Ещё был интересный образовательный опыт в ЮАР, куда папу отправили строить новый завод. Английский я тогда знала на уровне алфавита. А как выучить язык? Поступить в университет! И я заочно окончила факультет английского языка и английской литературы.
Но моя профессиональная деятельность никогда не была связана с языком. Когда-то давно меня пригласили директором в компанию «Улица гобеленов» в Екатеринбурге. Я всегда любила ткани, а гобелены с их своеобразной структурой и перекрёстным переплетением нитей производили на меня поистине завораживающее впечатление. Я с удовольствием общалась с клиентами и вдохновлялась их искренней радостью от покупок. Эти эмоции меня заряжают по сей день.
Но тогда, после пяти лет работы с тканями, я захотела попробовать себя на другом поприще — и ушла на высокую должность в банк. Однако с рождением второго ребенка поняла, что не смогу проводить с детьми столько времени, сколько хотела бы, если вернусь на прежнее место после декрета. Сидела дома и мучилась вопросом — каким бы мне бизнесом заняться? Муж подсказал: «Зачем что-то выдумывать, если ты пять лет занималась гобеленами и любишь, знаешь и понимаешь этот рынок?»
Свой первый розничный магазин изделий из гобелена я открыла в 2010 году, с двухмесячным ребёнком на руках. На старт ушло всё моё декретное пособие — около полумиллиона рублей. Первую закупку сделала у своего бывшего работодателя. Затем начала ездить на специализированные выставки — искала, словно одержимая, лучшие ткани, новые дизайны, чтобы расширить ассортимент.
На самоокупаемость магазин вышел через полгода. В первый год работы открыла второй магазин, на второй год — третий. В минус не работали ни дня. В чём секрет? Ежедневный кропотливый труд и любовь к людям — вот и все слагаемые успеха. Я до сих пор, как в первый раз, искренне радуюсь, что для людей наши вещи — это не просто покупка, а маленький праздник.
Le Gobelin работает по принципу IKEA: находим подрядчиков, которые производят для нас тот или иной товар: домашний текстиль (скатерти, салфетки, дорожки, наволочки, шторы, покрывала), сумки, панно на стену, мягкие игрушки, фартуки и т.д. Четыре швейных цеха, которые отшивают для нас продукцию, находятся в Екатеринбурге.
Саму ткань закупаем на фабриках, большую часть — за рубежом: в Испании, где текстильная промышленность производит потрясающие материалы; в Бельгии, где сильна историческая традиция ткачества гобеленов, в Италии, где яркая культурная составляющая. В России, к сожалению, это направление не развито — мы сотрудничаем с единственной, но очень достойной фабрикой из Иваново.
Требование к вещам, которые мы продаём, у меня одно — они должны быть красивыми. Поэтому я нахожусь в вечном поиске интересных дизайнов ткани. Специфика бизнеса в том, что мы «производим» настроение и если человеку нравится дизайн, то стоимость этой вещи для него будет стоять уже на втором месте.
Поэтому поиск дизайна — непрекращающийся процесс. Часть дизайнов мы выкупаем на фабриках, где ткут гобелены, часть — у художников, которые рисуют для нас, а мы делаем гобелены на фабриках по их работам.
Рынок домашнего текстиля активно развивается, и ему ещё есть куда расти. Но изделия из гобелена выделяются на общем фоне. Если говорить о нашей узкой нише, то я вижу в конкуренции только плюсы — благодаря ей ты становишься только лучше. Это подстёгивает и заставляет развиваться, улучшать и продукт, и сервис.
Мы отличаемся от других дизайном своих изделий. А на вкус и цвет товарищей нет — все клиенты разные. Кому-то наши товары близки по духу, кому-то – ближе продукция других производителей. Даже когда ты идёшь по текстильной выставке и видишь стенды с образцами гобеленов, то по их виду можно узнать, кто это — французы, турки, испанцы или немцы. Они настолько разные, со своим особым стилем, что это бросается в глаза, особенно когда ты «в рынке».
До пандемии мы активно ездили на международные текстильные выставки: одна из лучших — во Франкфурте, очень достойная — в Стамбуле, а в Бельгии — шикарная выставка дизайнов ткани. В Италии много выставок, но когда я впервые приехала туда, я совсем ничего не поняла, до их уровня надо дорасти.
Когда пять лет назад в Италии я видела ткани сложных цветов, мятой фактуры, винтажные и исторические дизайны, я была в недоумении, в России это было немыслимо продать. И только сейчас эти тенденции добрались до нашего рынка, и покупатели готовы их воспринимать.
Я — противник дешёвых, а значит, некачественных, вещей. И никогда не хотела конкурировать с китайскими товарами. Вещи должны радовать собой не одно поколение и не быть однодневками, которые выбросили и забыли. Праздничная скатерть надолго останется в памяти — мы с детства помним семейные посиделки за красивым столом.
Наши цены — в среднем сегменте. Так, скатерть самого популярного размера 140х180см стоит 4500 рублей, наволочка — 800 рублей. Самая дорогая вещь в ассортименте — бельгийское панно, вытканное на именитой фабрике, классический гобелен размером 100х165 см за 78 000 рублей.
В связи с ростом курса валют нам пришлось поднять цены в декабре, хотя мы держали их на прежнем уровне до последнего — до 15 декабря, чтобы люди успели купить подарки к Новому году.
В текущий момент изделия от Le Gobelin продаются от Белоруссии до Казахстана. Так как розница оказалась менее интересна с экономической точки зрения, то со временем я закрыла два офлайн-магазина из трёх.
Практика показала, что это было верным решением — благодаря переходу в онлайн мы практически не пострадали во время пандемии. В 2019 году вышли на маркетплейсы Wildberries и Ozon.
Продажи распределяются так: 7-10% — розница офлайн, 25% — розница онлайн, остальное — оптовые онлайн продажи, куда я включаю также маркетплейсы.
Самый востребованный наш товар — домашний текстиль. В январе 2021 года, а работали мы полмесяца, — у нас было 700 оптовых заказов. Лучшие месяцы по продажам — октябрь-ноябрь, так как оптовики готовятся к Новому году. В этот период показатели вырастают в два раза.
Выручка в 2020 году по сравнению с 2019 годом выросла на 30% и составила несколько десятков миллионов рублей.
Команда Le Gobelin — это 12 человек. Дизайнеров привлекаем на аутсорсе. Наши основные расходы: дизайн и производство гобеленов и изделий из них, аренда склада, таможенные пошлины, зарплаты и налоги, развитие каналов продаж через интернет.
Так случилось, что у проекта два инстаграм-аккаунта. Основной — @le_gobelen , где 37 тысяч подписчиков и @fler_home , где 26 тысяч подписчиков.
Второй аккаунт достался нам «по наследству» от оптовой клиентки, которой первоначально я сама предложила открыть профиль в Instagram и помогла настроить продажи. Она начала зарабатывать через Instagram гораздо больше, чем через свой розничный магазин, но в какой-то момент устала этим заниматься, и тогда я выкупила у неё аккаунт. Так как изначально аккаунтами занимались разные люди, то они отличаются друг от друга и предпочтениями аудитории, и товарами.
У нас есть рекламный бюджет, но он «плавающий». Так, в декабре-январе мы вообще не тратились на продвижение – и без этого еле успевали справляться с заказами. А вот когда грянул корона-кризис, мы вкладывались в таргетированную рекламу в Instagram примерно по 30 тысяч рублей в месяц. Настраивала таргет я сама — и результат оправдал себя.
В этом году мы также сделали новый сайт , который обошёлся в 200 тысяч рублей, но пока он больше работает как витрина для оптовиков, нежели как инструмент продаж. Сайту сложно конкурировать с теми же Wildberries или Ozon.
До пандемии мы также участвовали с нашими товарами в выставках, например, в HeimTextil Moscow и HouseHold Expo Moscow.
Любая экономическая ситуация влияет на бизнес одинаково: делай лучше, работай больше. У нас в стране никто не воспринимает бизнесменов как героев. Например, нет ни одного сериала про человека, который варит кофе в кофейне за углом и радует этим соседей со всего квартала. Тем не менее, малый и средний бизнес делает нашу жизнь лучше, удобнее и приятнее.
Несмотря на ужесточающиеся условия госрегулирования и ограничения из-за коронавируса предприниматели каждое утро просыпаются и думают: какой ещё сегодня подвиг совершить? И без них, согласитесь, все было бы очень «не очень»!
Для меня Le Gobelin — это огромная игра. И мы ещё поиграем! Наверное, даже если бы я не зарабатывала, я бы всё равно играла в эту потрясающую игру. Мне очень нравится то, что я делаю. И мне не стыдно за то, что я делаю.
Я очень рада, что приношу людям хоть небольшой, но кусочек счастья. Именно эта радость и движет мною в бизнесе — у меня мурашки бегут по коже, когда я читаю эмоциональные отзывы клиентов. Если бы этой составляющей не было, я бы этим не занималась.
Моя мечта — построить такую компанию, чтобы всё в ней функционировало идеально, и все части создавали хорошо работающее целое. Есть планы по открытию представительства в Москве, откуда ряд задач решаются проще. Есть идея-мечта организовать конкурс среди художественных училищ по дизайнам для гобеленов. В общем, работы непочатый край.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал , страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен» .
biz360
Источник