Кадастровый способ изъятия налога

Исключение из кадастрового перечня – эффективный способ снижения налога на имущество без оспаривания кадастровой стоимости

Управляющий партнер Правового бюро «Тимофеев и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Защита прав добросовестного владельца недвижимости в контексте влияния на эти права кадастровой стоимости, может осуществляться по нескольким направлениям. Одно из них общеизвестно, понятно и доступно, когда речь идет об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении ее в размере рыночной стоимости. Другое – исключение здания (помещения) из перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, менее востребовано юридической практикой. Возможно, в силу более сложного механизма защиты, требующего, во-первых, отхода от привычных стандартов доказывания, во-вторых, необходимости поиска и представления доказательств так, чтобы у суда отсутствовали разумные сомнения в незаконности действий чиновников.

Мы столкнулись с особенностями предъявления, обеспечения и представления в суде иска об исключении из перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, такого исторического здания как Центральный телеграф (ул. Тверская, д. 7). Казалось бы, задача не представляется выполнимой, поскольку еще в 2014 году было проведено обследование фактического использования здания Центрального телеграфа, которое подтвердило размещение в нем офисов, объектов торговли и общественного питания.

Но мы обратили внимание на некоторые особенности механизма включения зданий (помещений) в пресловутый, назовем его «кадастровый перечень»: во-первых, в силу положений ч. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса, кадастровый перечень должен ежегодно утверждаться уполномоченным органом субъекта РФ (в Москве постановлением Правительства г. Москвы). В нашем случае это было в редакциях постановлений Правительства г. Москвы: от 29 ноября 2016 г. № 789-ПП, от 28 ноября 2017 г. № 911-ПП, от 27 ноября 2018 г. № 1425-ПП, от 26 ноября 2019 года № 1574-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП», в которых здание Центрального телеграфа присутствовало под различными номерами. Во-вторых, основанием для включения здания Центрального телеграфа в названные перечни являлся один и тот же, составленный в 2014 году акт обследования, который, по мнению Правительства г. Москвы, был документом доказательственного значения, достаточным для установления факта использования здания в деловых, коммерческих или административных целях.

Однако, детальный анализ действий по проведению обследования и подготовке 2014 года акта о фактическом использовании здания Центрального телеграфа (напомним, в Москве порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений утвержден постановлением Правительства г. Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП), позволил выявить нарушения, которые убедили суд в недостоверности сведений о коммерческой принадлежности здания. Например, одним из оснований отнесений здания к административно-деловому центру является следующее условие – если назначение помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Однако назначение помещения «кабинет» само по себе не предусматривает автоматическое размещение в нем офиса. Для признания «кабинета» офисом необходимо доказать, что он непосредственно используется для приема и общения с клиентами. И поскольку доказательств этого представлено не было, а акт 2014 года сведений об использования «кабинетов» под офисы не содержал, это явилось одним из оснований незаконности включения здания Центрального телеграфа в кадастровый перечень (решение Московского городского суда от 19 ноября 2020 г. по делу № 3а-4489/2020).

Кроме этого, суду было представлено обоснование того, что разрешенное использование земельного участка, на котором располагалось здание Центрального телеграфа, – «эксплуатация прочих административно-управленческих учреждений и общественных организаций», однозначно не предполагает размещение на нем офисов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания. А если это так, то здание Центрального телеграфа не обладает признаками объекта налогообложения по кадастровой стоимости и не должно включаться в кадастровый перечень.

Читайте также:  Способы предотвращения последствий гидротарана

Важным аспектом явился и еще один элемент процедуры доказывания, связанный с критикой акта обследования здания, подготовленного Госинспекцией по недвижимости города Москвы. Нами было обращено внимание суда, что указанный выше акт, который и послужил основанием для включения здания Центрального телеграфа в кадастровый перечень, не содержал расчетной части и сведений о том, какие помещения и какой площадью используются в деловых, коммерческих или деловых целях. И поскольку суду было неясно, на основании чего должностные лица Госинспекции пришли к выводу об использовании более 20% площади здания под объекты торговли, бытового обслуживания и общественного питания, он вынес решение об исключении здания Центрального телеграфа из «кадастрового перечня», восстановив нарушенные права налогоплательщика за 3-летний период. Тем самым было установлено, что за период 2017-2020 годов налог на имущество организаций должен уплачиваться не с кадастровой, а со среднегодовой стоимости здания, что значительно (в десятки раз) ниже кадастровой стоимости.

Тема исключения зданий (помещений) из «кадастрового перечня» многоаспектна, и невозможно в рамках колонки рассказать о всех нюансах этого достаточно эффективного направления защиты прав владельцев недвижимости в борьбе за справедливую кадастровую стоимость. Для тех же, кому интересна эта тема и тех, кто может и хочет платить реально экономически обоснованные налоги, мы подготовили более развернутую информацию о стратегии и тактики сбора и представления доказательств в подобных процессах, с которой можно будет ознакомиться на портале ГАРАНТ.РУ в ближайшее время.

Источник

Классификация и способы взимания налогов

Налоговые системы современных государств могут работать по самым разным принципам. Главная задача властей — вне зависимости от специфики национальной системы налогообложения, обеспечить как можно больший объем поступлений в бюджет. Для этого власти могут задействовать самый широкий спектр способов. Какие из них наиболее распространены в российской и мировой практике? Как они соотносятся с теми или иными разновидностями сборов?

Взимание налогов: основные способы

Рассмотрим основные способы взимания налогов, которые выделяют современные исследователи. Распространен подход, который предполагает формирование перечня, включающего такие методы, как:

  • кадастровый,
  • декларационный,
  • изъятие до получения дохода,
  • взимание при расходах,
  • изъятие в ходе потребления,
  • административный метод.

В чем их специфика?

Кадастровый способ взимания налогов предполагает сбор соответствующих платежей исходя из сведений, зафиксированных в государственном кадастре. Данный источник включает сведения об объектах налогообложения, что предусмотрены законодательством. Таковыми могут быть жилая недвижимость, участки. Рассматриваемый способ взимания налогов предполагает формирование усредненных показателей доходности, не требующее детального просчета налогооблагаемой базы по каждому объекту, находящемуся в собственности граждан или организаций.

Декларационный способ взимания налога предполагает, что соответствующие платежи исчисляются на базе отчетных документов, которые составляет налогоплательщик.

Метод, предполагающий взимание сбора до получения плательщиком того или иного дохода, предполагает, что необходимый процент отчислений в бюджет производится от начисленной, но еще не полученной субъектом выручки. Пример — исчисление и уплата НДФЛ с оклада наемного работника. Данную сумму — если не применяются те или иные вычеты по ней, работодатель обязан внести в бюджет еще до выплаты работнику зарплаты. Налоги могут взиматься в момент совершения плательщиками расходов. Можно отметить, что особенно распространены косвенные налоги по способу взимания, о котором идет речь. Например, если говорить об НДС, то де-юре обязательство по его исчислению и уплате в бюджет возложено на коммерческие предприятия. Однако, де-факто его плательщиком выступает покупатель того или иного товара — поскольку данный сбор, как правило, входит в отпускную стоимость соответствующего изделия.

Есть способы взимания налогов, предполагающие исчисление и сбор необходимых платежей в момент совершения плательщиком тех или иных расходов. Таковыми могут быть, например, сборы с владельцев автомобилей, которые ездят по платным магистралям, находящимся в государственной либо муниципальной собственности.

Существует также административный метод — при котором налоговые службы вычисляют предполагаемый размер дохода налогоплательщика и устанавливают для него соответствующее платежное обязательство.

Элементы налогов

Отмеченные нами способы взимания платежей в бюджет имеют много общего — например, в части задействования тех или иных элементов налога при определении его величины. В числе таковых: база, ставка, периодичность, различные коэффициенты. Как правило, первый элемент определяется активностями налогоплательщика, остальные — законодателем. Ставки могут быть как фиксированными, так и динамическими. Касательно первых — государством может привязать их величину к величине базы.

Читайте также:  Как приготовить рыбу простой способ

Прямые и косвенные налоги

Существует еще одна классификация методов обеспечения государством поступлений в бюджет. Налоги по способу взимания бывают прямыми либо косвенными. Сборы первого типа предполагают, что их будет уплачивать непосредственно налогоплательщик. Косвенные налоги — де-юре обязан уплачивать один субъект, де-факто — другой. Выше мы рассмотрели пример подобного сценария — при купле-продаже товаров, на которые должен начисляться НДС.

Рассмотрим теперь подробнее обозначенные выше способы взимания платежей в бюджет.

Кадастровый метод сбора налогов

Специфика рассматриваемого метода исчисления и обеспечения уплаты налогов — в установлении государством либо аффилированными с ним структурами конкретных показателей стоимости активов, которые формируют базу для налогообложения. В России чаще всего таковыми становятся объекты недвижимости — квартиры, земельные участки, коммерческие сооружения. В отношении каждого из типов недвижимости устанавливается кадастровая стоимость. Как правило, она сопоставима с рыночной — и потому, может пересматриваться в зависимости от динамики цен в том или ином сегменте купли-продаж недвижимости.

Государство либо муниципалитеты — если взимание налогов находится в их компетенции, определяют соответствующий показатель стоимости, затем исчисляют сбор — исходя из установленной ставки. В ряде случаев в «формулу» расчета подобных платежей включаются вычеты и льготы. Основные параметры, влияющие на фактическую величину налога, определяемого по кадастровому методу — площадь, а также тип недвижимости.

Декларационный метод сбора налогов

Рассмотренные нами способы взимания налогов включают декларационный. Он предполагает, что плательщик самостоятельно — главным образом в силу законодательных предписаний, формирует отчетные документы, отражающие доходность по тем или иным активам или видам деятельности, и предоставляет их в налоговую службу. Как правило, данные активности осуществляются на регулярной основе. Например, декларация по НДФЛ должна предоставляться гражданами в ФНС раз в год до 30 апреля. Отметим, что на практике данный источник чаще направляют в ФНС работодатели — поскольку основным источником дохода россиян является их зарплата. В России фактическая уплата налогов в бюджет при декларационном методе, как правило, осуществляется до передачи соответствующего документа в налоговую службу. В декларации, таким образом, фиксируется не только величина сборов, но также и тот факт, что они уплачены.

Метод изъятия налогов до получения дохода плательщиком

Способы взимания налогов в РФ включают тот, что предполагает исчисление и уплату в казну сбора еще до того, как плательщик получит доход, облагаемый по соответствующему основанию. Выше мы привели практический пример подобного сценария — когда работодатель удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ еще до того, как зарплата будет выдана сотруднику на руки. Вместе с тем подобные схемы могут реализовываться также и в коммерческой деятельности. Например, никто не мешает предпринимателю, осуществляющему деятельность по УСН, уплачивать налоги еще до обналичивания денежных средств с расчетного счета. Данная схема считается общераспространенной. Рассматриваемый способ сбора налогов может коррелировать с декларационным. В российской системе налогообложения на практике это происходит регулярно. Так, декларация НДФЛ, которая передается в ФНС работодателями или самими гражданами, в большинстве случаев отражает уже уплаченные сборы — по схеме, о которой идет речь.

Изъятие налогов при расходах

Есть способы взимания налогов прямые и косвенные. Рассматриваемый метод обеспечения поступлений в бюджет, если говорить о российской системе — как правило, косвенные. В числе таковых — НДС, акцизы. Покупатель, приобретая товар у продавца, одновременно оплачивает оба сбора, которые обычно включаются в отпускную цену продукции.

Вместе с тем юридически обязанность исчислять и уплачивать НДС в бюджет возложена как раз таки на торговую организацию. В свою очередь, когда магазин покупает товар у поставщика — он также платит НДС. Обычно он меньшего размера — так как оптовая либо закупочная цена, как правило, заметно ниже отпускной. Многие российские предприятия, которые являются плательщиками НДС, используют налоговые вычеты, предусмотренные законодательством.

Изъятие налогов при потреблении

Классификация налогов по способу взимания, распространенная в РФ, предполагает исчисление и уплату сборов в бюджет непосредственно в момент потребления плательщиком тех или иных ресурсов. Многие исследователи рассматривают данный метод как разновидность предыдущего. Основной критерий разграничения между ними — в первом случае речь идет об исчислении сбора иных расходов. Например — при покупке того или иного товара по установленной цене. Текущий способ предполагает взимание налогов в чистом виде — как критерий доступа к тому или иному ресурсу. Выше мы привели пример — когда владелец машины платит государству либо муниципалитету за проезд по платной магистрали. В России, однако, пока такая схема не реализована — у нас плату за проезд по дорогам соответствующего типа взимает не орган власти, а компания «Автодор». Которая полностью принадлежит государству, и основная часть ее выручки направляется в бюджет.

Читайте также:  Решение с2 математика координатным способом

Административный метод

Специфика административного способа сбора налогов — в преимущественной автономной работе налоговой службы в части определения величины платежей в бюджет. Действия налогоплательщика сводятся к минимуму — он не декларирует каких-либо доходов, ожидая решений от налоговиков, которые выносятся в административном порядке. Вместе с тем критерии их принятия должны быть прозрачны и зафиксированы на уровне нормативно-правовых актов. Примером сбора такого типа может быть налог на имущество физлиц. ФНС, взаимодействуя с различными ведомствами, самостоятельно определяет размер соответствующего платежного обязательства, после чего рассылает квитанции гражданам. Можно отметить, что соответствующий метод сбора в РФ соседствует с кадастровым — поскольку величина имущественного налога для физлиц определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Что определяет приоритетность конкретного способа взимания налога?

Итак, мы рассмотрели основные элементы налога и способы его взимания, что распространены в российской и мировой практике. Приоритет в использовании каких-либо из них зависит от многих факторов — территориального устройства государства, особенностей его социально-политического и экономического развития, специфики международных коммуникаций с его участием. Использование тех или иных способов взимания налога во многом предопределяется также задачами бюджетной политики страны. Каждый из отмеченных методов работы налоговиков может иметь как преимущества, так и недостатки — однако, в конкретный момент времени эффективность какого-либо из них может быть самой высокой. Это предопределит выбор соответствующего инструмента налоговыми структурами государства.

Способы исчисления налогов

Мы рассмотрели основные способы взимания налогов. Полезно будет также исследовать методы исчисления соответствующих платежей в бюджет. Современные эксперты выделяют следующий их перечень: кумулятивный (называемый также накопительным, некумулятивный, шедулярный, глобальный. Специфика кумулятивного метода в том, что определение величины налога, а также его взимание осуществляется с начала отчетного периода — с нарастающим итогом. Как только подходит срок уплаты очередного налога — его исчисленная сумма должна быть уменьшена на ту, что уплачена в предыдущие периоды. Некумулятивный метод исчисления платежей предполагает формирование баз по частям, то есть, без подсчета нарастающего итога. Шедулярный метод предполагает деление выручки на несколько составных частей, которые в силу тех или иных критериев облагаются налогом по разным ставкам. Глобальный метод исчисления сборов предусматривает исчисление бюджетных обязательств, исходя из общей суммы доходов — без какой-либо классификации на те или иные разновидности. Исследовав ключевые способы и методы взимания налогов, мы можем сделать следующие выводы.

Каждый из рассмотренных нами методов предполагает исчисление налога исходя из показателей его ключевых элементов — базы, ставки, периодичности и иных. Выбор конкретного способа взимания платежей в бюджет зависит от специфики конкретной сферы, от приоритетов государства в части развития экономики и социума.

Резюме

Налоги и сборы по способу взимания бывают прямыми и косвенными — в соответствии с одной из классификаций методов, о которых идет речь. В свою очередь, если рассматривать другие 6 перечисленных способов обеспечения платежей в бюджет — кадастровый, декларационный, основанный на текущих расходах, на исчисленных доходах, на потреблении либо административных решениях — то соответствующие им сборы могут быть как прямыми, так и косвенными. Но чаще всего — если говорить о российской практике, это будут налоги первого типа. Исключение — метод, предполагающий начисление сборов в момент совершения плательщиком тех или иных расходов. Например — при купле-продаже товаров, на которые начисляется НДС, относящийся к косвенным налогам.

Источник

Оцените статью
Разные способы