Качество как способ повышения конкурентоспособности

Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием

Цель, задачи: Понятие «качество продукции» относится к числу наиболее важных характеристик деятельности предприятия. С ним тесно связаны конкурентоспособность продукции, позиции предприятия на рынке. В теме приводится характеристика качества продукции, способы количественной оценки его и методы управления этим важным параметром деятельности предприятия.

Оглавление

4.1. Понятие качества и его значение для предприятия

Понятие «качество продукции» является комплексным. В нем находит свое отражение вся совокупность хозяйственных процессов.

  1. Качество отражает объективные характеристики продукта (услуги).
  2. С позиций покупателя качество отражает степень удовлетворения определенных потребностей.
  3. С позиций производственного процесса качество – выражение состояния техники и технологии производства, а также степени соблюдения технологической дисциплины.
  4. С позиций ценообразования качество выражает определенное соотношение затрат и цен.

Таким образом, качество продукции – это не только определенный критерий для покупателя, это показатель состояния техники и технологии производственного процесса, уровня организации производства, это коммуникация между производителем и потенциальным потребителем продукции (услуги).

Понятие «качество продукции» закреплено в государственном стандарте России в ГОСТ 15467 – 79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». В этом нормативном документе качество определяется как «совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». В Международном стандарте ISO 8402-94 качество определяется как «совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности». Из этих толкований сущности качества следует, что основная роль в оценке качества товара отводится потребителю. А стандарты, законы, правила закрепляют и регламентируют прогресс в технике и технологии производства.

4.2. Показатели качества

Показатели качества представляют количественную характеристику свойств продукции, входящих в состав ее качества, раскрывающих ее качественную определенность. Все показатели качества продукции можно объединить в несколько групп.

Прежде всего, можно выделить единичные и комплексные показатели качества . Единичные показатели характеризуют одно свойство товара (услуги), а комплексные – либо совокупность свойств, либо интегральные, выражающие соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных затрат, либо индексные, отражающие соотношение качества разнородной продукции.

Различают абсолютные и относительные показатели качества. Абсолютные показатели характеризуют свойства товара в абсолютных и стоимостных единицах, а относительные – в сравнении с базовыми, эталонными или конкурирующими образцами.

С точки зрения характеризуемых свойств различают следующие показатели качества:

  1. показатели назначения. Они характеризуют величину полезного эффекта от эксплуатации изделия.
  2. показатели надежности. Характеристика безотказности, ремонтопригодности изделия и т. п.
  3. показатели безопасности. Отражают степень опасности для человека в процессе использования данного изделия.
  4. показатели технологичности. Отражают степень рациональности использования материалов, средств труда в технологическом процессе.
  5. показатели транспортабельности. Характеризуют возможности транспортировки изделия различны транспортом без потери основных свойств изделия.
  6. показатели стандартизации и унификации. Отражают степень использования стандартных узлов, деталей и т. д. по сравнению с другими изделиями.
  7. эргономические показатели. Показывают степень учета места и роли человека в использовании или эксплуатации данного изделия.
  8. показатели эстетичности. Характеризуют степень композиционного решения содержания изделия.
  9. экологические показатели. Отражают степень нагрузки изделия в процессе использования на окружающую среду.
  10. экономические показатели. Дают характеристику эксплуатационных характеристик изделия.

По элементам бизнес-процесса показатели качества можно разделить на следующие виды:

  1. информационные;
  2. материальные;
  3. технико-технологические;
  4. трудовые;
  5. организационные.

4.3. Методы управления качеством

Управление качеством представляет собой процесс, включающий планирование, осуществление его, контроль, управляющее воздействие как обратная связь в управленческом процессе. Управление качеством должно осуществляться системно. Это означает, что на предприятии формируется система, все элементы которой нацелены на достижение более высокого качества. Отсюда система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для управления качеством продукции.

Такой подход к управлению качеством обусловил формирование модели взаимосвязанных видов деятельности, которые в единстве образуют «петлю качества». В этой модели система качества выступает объектом управления на всех стадиях производственного процесса. «Петля качества» охватывает:

  1. маркетинг, обеспечивающий управление производством с позиций покупателя;
  2. проектирование и разработку требований к продукции;
  3. управление материально-техническим снабжением;
  4. подготовку и разработку производственных процессов;
  5. собственно производство товара (услуги);
  6. контроль и испытание товара;
  7. упаковку и хранение;
  8. реализацию и распределение продукции;
  9. монтаж и эксплуатацию;
  10. техническую помощь в обслуживании;
  11. утилизацию после использования изделия.
Читайте также:  Спрей назальный момат рино способ применения

Однако усиление конкурентной борьбы потребовало дополнительных усилий предприятий по управлению качеством продукции. Так появилась система ИСО 9000 (Международная организация по стандартизации, International Organisation for Standartization, ISO). В ИСО 9000 устанавливаются единые международные стандарты на систему управления качеством в любой хозяйственной деятельности. Эта система управления качеством включает 20 элементов, охватывающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия.

Наконец, под влиянием конкуренции сформировалась система всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Содержание этой системы состоит в долгосрочном интегрированном подходе к руководству организацией, гарантирующем минимальные затраты и повышение качества выпускаемой продукции на всех стадиях производственного цикла. Система TQM регулирует отношения между поставщиками и потребителями и включает «жесткие» и «мягкие» составляющие. К «жестким» составляющим относятся персонал, системность (насколько всесторонне управление качеством охватывает все стороны производственного процесса), инструментарий. К «мягким» составляющим относятся вовлеченность персонала предприятия, организационная культура, коммуникации.

Важную роль в формировании качества и регулировании его играет система стандартов качества как нормативно-правовой базы организации. Система стандартов законодательно защищает интересы потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения. Стандарты гарантируют систему единства в разработке, производстве и эксплуатации продукции. Стандарты являются средством повышения конкурентоспособности продукции.

4.4. Влияние качества на конкурентоспособность

В рыночной экономике одной из важных характеристик предприятия выступает конкурентоспособность. Одним из факторов, формирующих конкурентоспособность предприятия, является конкурентоспособность продукции.

Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских и стоимостных характеристик, позволяющих выдержать конкуренцию с однородной продукцией и удовлетворить рыночной спрос. Конкурентоспособная продукция реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Это обусловлено тем, что не требуется дополнительных усилий по продвижению товара к конечному потребителю. В основе этого процесса лежит более высокое качество товара.

Конкурентоспособность товара в отличие от качества определяется той совокупностью свойств, которые представляют интерес для покупателей и обеспечивают удовлетворение конкретной потребности. При этом прочие характеристики и свойства товара в расчет не принимаются. Возможна ситуация, когда товар более высокого качества будет менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно возросла в связи с затратами для придания более высоких характеристик товару. Товар может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем. Отсюда ясно, что существует объективная связь между качеством и конкурентоспособностью, но она не линейная и зависит от многих обстоятельств внешней и внутренней среды предприятия.

Количественная оценка конкурентоспособности товара осуществляется путем сопоставления параметров продукции с параметрами базового образца. Так рассчитывается параметрический показатель конкурентоспособности по определенному параметру. Если просуммировать все единичные параметрические показатели данного товара, то получим комплексный показатель конкурентоспособности по определенным параметрам.

Оценка конкурентоспособности продукции может осуществляться по экономическим параметрам. В этом случае сопоставляются полные затраты потребителя по сравниваемой продукции и образцу (эталону).

Однако показатель конкурентоспособности продукции важен не только для свойств с позиции потребителя, но и для управления проектированием и конструированием новых свойств у продукта. В этом случае используется балльный метод оценки конкурентоспособности. Каждому качественному параметру продукта выставляется балл с учетом значимости этого параметра для изделия в целом. Затем определяется средний балл изделия.

Важно иметь в виду, что конкурентоспособность диктуемая особенностями функций рынка, выдвигает на передний план процесс планирования и управления качеством продукции, выбором более экономичного варианта осуществления производственного процесса.

Источник

Качество как фактор повышения конкурентоспособности предприятия

Качество как фактор повышения конкурентоспособности предприятия

Читайте также:  Как хирургическим способом убрать живот

В современной рыночной экономике высокий уровень конкурентоспособности предприятия является основной предпосылкой для его устойчивого положения, а иногда и неотъемлемым условием выживания. Уровень конкурентоспособности предприятия зависит от определенных факторов. Среди них особое место занимает качество. В соответствии с масштабами можно выделить понятия качество предприятия, качество производства, качество продукции. Качество продукции – один из наиболее весомых факторов, которые определяют конкурентоспособность продукции. Другим, как правило, считают уровень цены. Иногда добавляют еще такие факторы как затраты потребления и качество сервиса продукции.

Категория «качество» затрагивает все сферы жизнедеятельности человека. Она непосредственно влияет на уровень жизни граждан. Социальная сфера также находится в тесной взаимосвязи с понятием «качество». Качество продукции во многом определяет обороноспособность страны. Не остается в стороне и окружающая среда. Одним из важнейших факторов экологической безопасности является именно категория «качество». Тем не менее, в условиях рыночной экономики эта категория, как правило, рассматривается в экономическом контексте, так как имея общую с конкурентоспособностью сферу формирования и проявления. Хотя нужно признать, что не только рыночная экономика включает в себя экономическую категорию «качество».

В то же время следует отметить, что характер у конкурентоспособности продукции, в отличии от качества, более изменчивый и динамичный. Это проявляется, прежде всего, в широких пределах ее изменения под воздействием условий непосредственно не связанных с самой продукцией. Такими условиями могут являться, например, поведение производителей-конкурентов и колебания цен на конкурирующие товары. В этот перечень можно внести изменение конъюнктуры рынка, рекламу, маркетинговые мероприятия и так далее. В общем, все факторы, которые отражают способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период. Таким образом, качество товара не является единственным фактором, определяющим уровень конкурентоспособности продукции.

«Исходным условием планирования и создания конкурентоспособной продукции является выявление на основе маркетинговых исследований предпочтений потребителей, определение количественных значений технико-экономических показателей, достижение которых необходимо для удовлетворения потребностей определенных сегментов рынка и для обеспечения предпочитаемых потребителями ее преимуществ по сравнению с аналогичной продукцией других поставщиков. Существуют три основных способа обеспечения и повышения конкурентоспособности продукции:

инновационный, заключающийся в повышении уровня потребительских свойств продукции и ее усовершенствования с целью снижения эксплуатационных расходов, совершенствовании производства с целью повышения качества продукции и снижения ее себестоимости;

ценовой, состоящий в снижении цен на продукцию, создающем ее ценовой потенциал по сравнению с конкурирующей продукцией;

развитие базы послепродажных услуг (сервиса), включающих обеспечение потребителей запасными частями и расходными материалами, проведение технического обслуживания и ремонта для поддержания и восстановления работоспособности продукции в период ее эксплуатации». 1

В рыночной экономики рост объемов производства продукции напрямую зависит от роста продаж товара. Иными словами, если товар хорошо продается и не залеживается на складах, то целесообразно увеличивать объемы его производства. В свою очередь, рост продаж товара обусловливается предпочтениями потребителя относительно данной продукции. То есть продукция должна быть привлекательна для потребителя, а этому способствует высокий уровень ее конкурентоспособности. Получается замкнутый цикл: чем выше конкурентоспособность – тем выше привлекательность товара для потребителя; чем выше привлекательность товара для потребителя – тем больше объем продаж; чем больше объем продаж – тем больше объем производства; чем больше объем производства – тем ниже производственные затраты; чем ниже производственные затраты – тем ниже цена на товар; чем ниже цена на товар – тем выше уровень конкурентоспособности продукции.

В этом цикле роль качества весьма существенна. Наибольшее его влияние наблюдается в звене «привлекательность продукции для потребителя». «Оно определяется как совокупность свойств, отражающих уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающая ей способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отношений». 2

«В настоящее время выделяют следующие факторы повышения качества продукции предприятия:

внедрение систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000;

Читайте также:  Энзимный пилинг для тела против вросших волос способ применения

внедрение систем экологического менеджмента на основе международных стандартов ИСО серии 14000;

внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами;

внедрение автоматизированных систем проектирования;

внедрение автоматизированных систем управления предприятием;

внедрение системы CALS — технологий на основе международных стандартов ИСО 10303, ИСО 15531 — как класса информационных технологий, направленного на обеспечение безбумажной (электронной) информационной поддержки жизненного цикла продукции. По мнению специалистов в этой области, именно внедрением CALS – технологий достигается самый высокий уровень управления». 3

Быть потребительной стоимостью – это основное свойство товара, определяемое его качеством. Продукция, которая выполняет эту функцию лучше, имеет более высокий уровень конкурентоспособности. Можно сказать, что в определенной степени качество является мерилом потребительной стоимости товара, а значит и конкурентоспособности продукции. Хотя следует помнить о факторах, влияющих на конкурентоспособность продукции и не касающихся внутренних свойств товара. Поэтому функцию измерения конкурентоспособности продукции качество несет только при определенных условиях в рыночной экономике.

Качество выпускаемой продукции вызывает двоякий интерес. С одной стороны, у того, кто потребляет товар. С другой стороны, у того, кто его производит. Вопросы надежности продукции, гарантийный срок функционирования, пригодность к применению в тех или иных условиях, своевременный технический сервис изделия, соотношение цены и характеристик товара, уровень потребления энергии и расходных материалов, соответствие экологическим требованиям весьма важны для потребителя продукции. Производитель же, изготавливая продукцию с высоким уровнем качества, преследует свои цели. А именно: снижение потерь от рекламаций и гарантированного обслуживания, продвижение своих товаров на рынке. Нельзя сбрасывать со счетов положительный эффект, который получает изготовитель в процессе повышение производительности труда, возникающее при устранении недостатков и модернизации технологических цепочек и снижения процента бракованной продукции. Все это способствует получению им большего объема прибыли.

Таким образом, производство продукции высокого качества преследует цель наиболее полного удовлетворения требований потребителя. При этом затрагивается вся производственно-хозяйственная деятельность изготовителя данного товара. В частности, необходимо:

Определить круг потенциальных потребителей.

Определить их требования к продукции.

Определить технические возможности удовлетворения этих требований.

В случае необходимости, преобразовать технические условия и технологию в соответствии с выявленными требованиями.

Проанализировать результаты по выбранным критериям степени удовлетворения требований потребителя.

Нужно признать, что, несмотря на прямую зависимость между уровнем качества и уровнем конкурентоспособности продукции, повышение уровня качества не всегда приводит к росту уровня конкурентоспособности продукции. Дело в том, что повышение уровня качества продукции, как правило, связано с существенными затратами. В случае, когда эти затраты превышают эффект от улучшения качества изделия, уровень конкурентоспособности продукции может не только не повыситься, но и снизиться. Также подобную ситуацию можно наблюдать, если заметно повысилась его цена за счет придания товару таких свойств, которые не представляют существенного интереса для основной группы и отдельного покупателя. Необоснованное превышение норм, стандартов тоже может снизить уровень конкурентоспособности продукции, так как имеют место затраты не повышающие интерес потребителя. Опять же чрезмерное повышение качества продукции может сузить круг потребителей тем самым ограничивая объем продаж.

Тем не менее, следует отметить, что уровень качества является важной (основной) составной частью конкурентоспособности продукции. Соответствие уровня качества заданным целям лежит в основе успеха предприятия. Но необходимо также ориентировать продукцию на конкретный рынок, благодаря чему продукция будет пользоваться спросом, а при отличном качестве – удовлетворять все потребности покупателей, и иметь высокую конкурентоспособность среди товаров – аналогов.

1 Минько Э. В., Кричевский М. Л. Качество и конкурентоспособность. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

2 Баумгартен Л. В.. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции. Маркетинг в России и за рубежом — №4(48), 2005. – с. 72 — 73.

3 Бардонов В.А. Опыт обеспечения конкурентоспособности продукции деревообработки на основе внедрения системы менеджмента качества по международным стандартам ИСО серии 9000.

Источник

Оцените статью
Разные способы