Качество государственного управления способы его измерения

Качество государственного управления в странах мира

Информация об исследовании

Показатели качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators) — комплексное исследование Группы Всемирного банка (World Bank Group), которое измеряет достижения стран мира в области качества и эффективности государственного управления.
Наиме­но­ва­ние: Показатели качества государственного управления / Worldwide Governance Indicators.
Тематика исследо­вания: Страны и регионы Институциональное развитие
Направ­ление исследо­вания: Политика Изучение политических процессов.
Экономика Изучение экономических процессов.
Общество Изучение социальных процессов.
Отрасль исследо­вания: Управление Государственное управление.
Дата исследо­вания: 1996 год — настоящее время.
Перио­дич­ность исследо­вания: Регулярно (раз в два года).
Органи­зация исследо­вания: Группа Всемирного банка / World Bank Group.
Сайт исследо­вания: http://worldbank.org/
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Настоя­щий доку­мент подго­тов­лен совместно с орга­ни­за­цией World Bank Development Research Group. Републи­ка­ция текста не разре­шена. Инфор­ма­ция на этой стра­ни­це пери­оди­чески обнов­ля­ется. Последняя редакция: 13.11.2021.

Показатели качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators) — это комплексное периодическое исследование Группы Всемирного банка (World Bank Group), которое измеряет достижения стран мира в области качества и эффективности государственного управления. Качество государственного управления в исследовании понимается как совокупность традиций и институтов, посредством которых реализуется функция власти в отдельной стране. Эффективное государственное управление предусматривает свободу выбора и подотчётность власти, политическую стабильность, эффективность правительства, эффективную регуляторную политику, верховенство закона и контроль над коррупцией. Именно по этим показателям определяется качество государственного управления в странах мира.

Проект разработан и поддерживается Исследовательской группой Всемирного банка по вопросам развития (World Bank Development Research Group) и её ведущими специалистами: Даниэлем Кауфманном (Daniel Kaufmann), Аартом Краайем (Aart Kraay), Массимо Маструцци (Massimo Mastruzzi). Исследование проводится с 1996 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей качества государственного управления по различным странам мира.

Показатели рассчитываются по методике Всемирного банка на основе более 400 переменных, содержащих информацию о мнениях, взглядах и опыте граждан, предпринимателей и экспертов в разных сферах государственного управления. Данные поступают из множества разных источников (статистические данные национальных институтов и международных организаций, результаты исследований и экспертных опросов, осуществляемых на регулярной основе международными и неправительственными организациями, и другие).

В методологии исследования используются шесть ключевых индикаторов, или индексов (Governance Indicators), отражающих в комплексе все основные параметры качества и эффективности государственного управления:

  1. Учёт мнения населения и подотчётность государственных органов (Voice and Accountability) — индекс включает показатели, измеряющие различные аспекты политических процессов, гражданских свобод и политических прав. Показатели этой категории измеряют степень возможности участия граждан в выборе правительства и других органы власти, степень независимости прессы, оценку уровня свободы слова, свободы объединений, других гражданских свобод.
  2. Политическая стабильность и отсутствие насилия (Political Stability and Absence of Violence) — индекс включает показатели, измеряющие стабильность государственных институтов, вероятность резких перемен, смену политического курса, дестабилизации и свержения правительства неконституционными методами или с применением насилия.
  3. Эффективность работы правительства (Government Effectiveness) — индекс включает показатели, измеряющие качество государственных услуг, качество разработки и реализации внутренней государственной политики, уровень доверия к внутренней политике, проводимой правительством, качество функционирования государственного аппарата и работы государственных служащих, их компетенцию, степень их независимости от политического давления и так далее.
  4. Качество законодательства (Regulatory Quality) — индекс включает показатели, измеряющие способность правительства формулировать и реализовывать рациональную политику и правовые акты, которые допускают развитие частного сектора и способствуют его развитию. С его помощью фиксируются меры, противоречащие принципам рыночной экономики, такие как неадекватный контроль уровня цен и банковской сферы, чрезмерное регулирование развития бизнеса, торговых отношений и так далее.
  5. Верховенство закона (Rule of Law) — индекс включает показатели, измеряющие степень уверенности различных субъектов в установленных законодательных нормах, а также соблюдения ими этих норм, в частности, эффективность и предсказуемость законодательной системы, уровень преступности и отношение граждан к преступлению, отношение к исполнению контрактных обязательств, эффективность работы полиции, судов и так далее.
  6. Сдерживание коррупции (Control of Corruption) — индекс включает показатели, измеряющие восприятие коррупции в обществе (коррупция понимается как использование общественной власти с целью извлечения частной выгоды), степень использования государственной власти в корыстных целях, существование коррупции на высоком политическом уровне, степень участия элит в коррупции, влияние коррупции на развитие экономики и так далее.

Указанные параметры были выделены на основе общего определения, согласно которому государственное управление (Governance) понимается как совокупность традиций и институциональных образований, с помощью которых государственные органы власти управляют страной. Шесть индексов призваны аналитически разграничить области государственного управления, чтобы можно было получить более или менее независимые друг от друга оценки по каждому параметру. Каждое государство по каждому из шести индексов получает свой рейтинг, который указывает место страны среди всех стран в мире. Соответственно, чем ниже рейтинг по тому или иному показателю, тем хуже качество государственного управления. Общий итоговый рейтинг не составляется.

Подробное описание методологии формирования индексов и источников данных для них приводится в периодическом докладе Всемирного банка по результатам очередного сравнительного исследования, а также на сайте проекта. Там же открыт доступ к информационной системе Worldwide Governance Indicators, которая позволяет получать данные в форме графиков и таблиц, как по всем индексам по одной стране (или группе стран), так и сравнить несколько стран по одному выбранному индексу.

Источник

Методы оценки качества государственного управления

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.04.2017 2017-04-19

Статья просмотрена: 6279 раз

Библиографическое описание:

Иренская, Л. Ф. Методы оценки качества государственного управления / Л. Ф. Иренская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 261-264. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42396/ (дата обращения: 18.11.2021).

Эффективность и качество государственного управления необходимо для экономической конкурентоспособности и социального благополучия страны. При столкновении с растущим давлением на государственный бюджет, встает задача об обеспечении высокого качества государственных услуг, что влечет за собой внедрение новых технологий и методов оценки качества государственного управления. Росстат установил, что в России качество государственного управления ниже, чем в развитых государствах, что подразумевает необходимость поиска наиболее действенных методов его оценки.

Ключевые слова: эффективность, общество, государство, система ответственности, государственные служащие

The efficiency and quality of public administration have a significant impact on the economic level and social development of the country. It is determined, that in Russia the quality of the government control is lower, than in any other developed countries. That why it is necessary to find more efficient valuation method. In the article the substantiation of improving the quality of public administration because of the complexity of modern conditions of society. Systematization and generalization used today quality assessment methods have shown the need for such, which allow to consider the requirements of consumers of public services, to provide a wide range of community needs.

Key words: efficiency, society, the state, the responsibility system, public service

Государственное управление, представляет собой деятельность государственных органов, которая осуществляется на основе законов и иных нормативно-правовых актов. К функциям государственного управления принято относить: организующую, исполнительную и распорядительную деятельность государственных органов, общественных и негосударственных институтов, органов местного самоуправления, которые наделены соответствующими властными полномочиями [4]. В результате функционирования органов государственного управления реализуются единые цели государства, проводится утвержденная стратегическая линия внешней и внутренней политика. В случае неэффективного управления государством снижается уровень жизни населения, уменьшаются макроэкономические показатели, поэтому эффективность и качество государственного управления уже давно представляют собой предмет научных дискуссий и одну из основополагающих задач развития любого государства [3].

В связи с этим, актуальностью стало повышение эффективности государственного управления, что можно обеспечить посредством постоянного мониторинга его качества и использования научно-обоснованных методов его оценки. Поскольку еще в XIX веке основоположник теории публичного управления В. Вильсон обосновал взаимосвязь эффективности реализуемой государственной политики и повышения качества государственного управления [6].

Так же от качества государственного управления зависит благополучие населения и страны в целом. Интуитивно понятно, что такое воздействие значительно. Однако убедительно выразить его в количественных оценках не удается, так как очень сильно влияние иных условий и факторов, не связанных с системой государственного управления.

Для оценки качества государственного и муниципального управления на уровне конкретных стран применяются как международные методики мониторинга позволяющие оценить качество администрирования в межстрановом сравнении, так и национальные методологии.

Рассматривая практику использования международных индексов, отражающих эффективность государственного управления, следует отметить, что в последнее время наша страна включена в рейтинги оценок качества публичного управления международных организаций. Для России рассчитываются показатели GRICS, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), индекс восприятия коррупции, индекс непрозрачности, индекс экономической свободы; присваиваются рейтинги инвестиций [4].

Одним из наиболее показательных методов является исследование качества государственного управления, которое ежегодно проводится Всемирным банком. Данное исследование основано на шести критериях качества государственного управления, которые предложены Д. Кауфманом:

1) Учёт мнения населения (оцениваются уровень независимости прессы, степень возможности участия граждан в выборах правительства).

2) Политическая стабильность (оценивается вероятность дестабилизации правительства, смены курса).

3) Эффективность работы правительства (оцениваются компетенции государственных служащих, уровень бюрократии, степень независимости).

4) Качество законодательства (оцениваются уровень контроля цен и регулирования международной торговли).

5) Верховенство закона (оценивается уровень доверия населения страны к законам).

6) Сдерживание коррупции. Показатель государственного управления отражает комбинацию ответов на вопросы о качестве государственного управления и строится на основе нескольких сотен переменных, взятых из двадцати пяти различных источников восемнадцати организаций.

По каждому из шести приведенных индексов дается балльная оценка на основе измерения данных из большого числа вторичных источников, а также целевых исследований и измерений восприятия, проводимых компаниями, занимающимися оценкой рисков. Так как используемая методика позволяет выполнять как оценку отдельных компонентов, так и комплексную оценку, то можно выборочно отслеживать лишь отдельные аспекты государственного управления в зависимости от потребностей и назначения оценки.

На рисунке 1 представлены показатели оценки качества государственного управления в США, России, Германии и Казахстана.

Рис. 1. Оценка качества государственного управления в отдельных странах мира (исследование проводилось в период с 2010 по 2015 гг.) [1]

Анализ показал низкий уровень качества государственного управления в России, это говорит о том, что решение данной задачи в настоящее время является одной из острейших проблем низкой эффективности национальной социально-экономической системы, поскольку от качества деятельности органов государственной власти зависит экономический рост национальной экономики и уровень жизни населения.

Во многих государствах на современном этапе развития инициативы по повышению качества государственного управления были основаны, в первую очередь, на анализе и использовании результатов управления и системы количественной оценки деятельности сотрудников гражданской службы.

Можно выделить следующие методы оценки качества государственного управления [2]:

− анализ статистической отчетности; мониторинг системы различных рейтингов и интегральных показателей;

− методы экспертных оценок;

− разнообразные системы планирования и прогнозирования;

− анализ исполнения государственного бюджета;

− оценка результатов основных направлений деятельности;

− различные методики оценки эффективности и качества деятельности персонала органов государственной власти.

Методы государственного управления должны постоянно анализироваться и изменяться в той сфере деятельности, где качество управления остается низким. Необходимо внедрять универсальный стандарт серии ИСО 9000:2000, который может быть использован не только на промышленных предприятиях, но и в деятельности государственных и муниципальных органов управления, в рамках системы менеджмента качества.

Также существуют другие методы управления: организационно-административные, экономические и социальные, которые будут мотивировать сотрудников с материальной стороны. Необходимо, рассматривать социально-экономический аспект, через показатели уровня качества населения.

Переход к государственному управлению, основанному на анализе полученных достоверных результатов деятельности, позволит обеспечить ответственность субъекта управления за результаты принимаемых решений. Предлагаемая система ответственности будет способствовать концентрации усилий органов государственного управления на выполнении приоритетных государственных программ и успешном осуществлении стратегических планов, что обеспечит обоснованное распределение ресурсов и повышение эффективности государственного управления.

Так же необходима правильно подготовленная административная реформа, направленная на снижение административных барьеров, оптимизацию и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Источник

Читайте также:  Простой способ как проверить золото или нет
Оцените статью
Разные способы