Качественный метод сбора социологической информации способ выявить различие

Содержание
  1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ СБОРА ДАННЫХ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ. ОСОБЕННОСТИ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДОВ.
  2. Характеристика методов сбора социологической информации
  3. Метод в социологии как способ построения и обоснования социологического знания. Методы сбора информации и их характеристика. Сбор первичной социологической информации с помощью опроса. Анализ документов, наблюдение, экспериментальное исследование.
  4. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  5. Введение
  6. При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:
  7. 1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных
  8. 2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности, поэтому есть методы, адекватные и неадекватные поставленной исследователем задаче
  9. 3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.
  10. Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию.
  11. Что представляет собой эта информация? Под ней принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные требования к первичной социологической информации могут быть сведены к ее полноте, представительности (репрезентативности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой информации является одной из надежных гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических выводов. Все это важно потому, что социолог имеет дело с мнениями людей, их оценками, личным восприятием явлений и процессов, т.е. того, что субъективно по характеру. Тем более что мнения людей часто основаны на слухах, предрассудках, стереотипах. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению правдивой, неискаженной, достоверной первичной информации.
  12. Для этого нужно изучить каждый из методов получения первичной информации, выявить его основные преимущества и недостатки по сравнению с другими, определиться с областью их применения. Эти аспекты и будут являться основными целями данной работы.
  13. 1. Основные методы сбора социологической информации
  14. Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания. Эмпирические социологические исследования зачастую и используются социальными работниками.
  15. На основе этого определения можно четко сформулировать, что же такое методы сбора первичной социологической информации. Методы сбора первичной социологической информации — специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов.
  16. В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основные разновидности:
  17. опрос (анкетирование и интервьюирование);
  18. анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));
  19. наблюдение (невключенное и включенное);
  20. эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
  21. 1.1 Опрос
  22. 1.2 Анализ документов
  23. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию.
  24. Она делится по своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй — личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.
  25. По форме фиксации документы делятся на письменные документы, иконографическую документацию, статистические и фонетические документы.
  26. Письменные документы — наиболее общий вид документации. Источниками этого типа документов для социологов являются:

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ СБОРА ДАННЫХ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ. ОСОБЕННОСТИ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДОВ.

Под методами понимаютспециальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактах.

Различают количественные и качественные методы сбора социологической информации. Первые (количественные) характеризуютсязначительным уровнем стандартизации и формализации, использованием статистических распределений, шкальных показателей, индексов. Они направлены на изучение социальных структур и институтов, общих социальных процессов, объективных факторов м решают задачи установления взаимосвязей между отдельными параметрами социальных явлений и измерения этих параметров.

Качественные методыотличаются тем, что при их использовании уровень формализации и стандартизации оказывается значительно меньшим, чем при использовании количественных методов, а данные исследования представлены в виде высказываний, документов, описания случаев и выявление мнений. При этом описание случаев проходит без их отождествления, но путем общения выявленных оценок. Качественные методы направлены на изучение человека, субъективных факторов, частных процессов, и решают задачи интерпретации социального явления, его общей картины.

Методы сбора информации в количественном подходе:

· Метод опроса (анкетирование; интервью; экспертный опрос; социометрический опрос (направлен на изучение и измерение межличностных отношений и используется преимущественно для анализа поведенческих ситуаций в малой группе. Метод состоит в исследовании структуры межличностных отношений в малой группе путем изучения выборов, сделанных ее членами по тому или иному критерию.); социологическое тестирование)

· Метод наблюдения (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое)

· Метод анализа документов (традиционный, формализованный, контент-анализ)

· Метод эксперимента (лабораторный или полевой, линейный или параллельный, констатирующий или формирующий)

· Изучение бюджетов времени.Бюджет времени – это распределение времени суток, недели, месяца, года (суточный, недельный, месячный, годовой бюджет) по разным видам деятельности.

· Метод экспертных оценок – специфический социологический метод получения информации об объекте с помощью специалистов – экспертов в определенной области. Экспертные оценки – это мнения специалистов по какой – либо из проблем, находящихся в сфере их компетенции.

Методы сбора информации в качественном подходе:

1) биографический методнаправлен на исследование субъективной стороны социальной реальности сквозь призму анализа жизненного пути отдельного человека. Чаще всего такой анализ основан на изучении личных документов. Здесь важнее всего не само по себе событие (случай, ситуация), а то, как субъект его определяет. Изучая выявление с помощью биографического метода субъективное значения действий, социолог выявляет их определенную логическую связь и последовательность, и конструирует модель человеческого поведения. (авто) биографии выступают как три основных типа «историй жизни»: полные, тематические и отредактированные. первый – изложение всего жизненного пути. 2-й – описание какой-то одной фазы жизни или стороны. 3-й – социолог- интерпретатор, по своему, исходя из задач исследования, «организует» биографический материал.

2) case study, при использовании которого обычно объектом анализа является отдельный случай либо конкретная социальная общность. Особенность метода состоит в глубоком изучении специфики объекта. Вместе с тем, выводы чаще имеют прикладной характер и заканчиваются рекомендациями. Объектом анализа часто выступают замкнутые общности, труднодоступные для изучения другими методами. Такой метод обычно предполагает «погружение» социолога в исследовательский объект на длительное время, нередко посредством включенного наблюдения.

3) метод «фокус-группы» или групповой дискуссии. Она ведется модератором – исследователем поставленной проблемы. (предел – 15 чел.). цель групповой дискуссии – выявить различия в понимании тех или иных проблем, событий, социальных явлений у конкретных групп людей. Иногда задача сводится к обсуждению способов решения конкретных проблем, которые могли быть выявлены в ее ходе.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 44 ; Нарушение авторских прав

Источник

Характеристика методов сбора социологической информации

Метод в социологии как способ построения и обоснования социологического знания. Методы сбора информации и их характеристика. Сбор первичной социологической информации с помощью опроса. Анализ документов, наблюдение, экспериментальное исследование.

Читайте также:
  1. A) обработки данных, вводимых в ЭВМ
  2. A) Правила организация передачи данных в сети
  3. A) прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных
  4. A) прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных
  5. A) Результат вычисления формулы на основе имеющихся данных
  6. A) Совокупность программных средств, с помощью которых создается база данных и поддерживается в процессе эксплуатации
  7. CASE-средства. Общая характеристика и классификация
  8. I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  9. II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета
  10. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.05.2012
Размер файла 47,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение
  • 1. Основные методы сбора социологической информации
  • 1.1 Опрос
  • 1.2 Анализ документов
  • 1.3 Наблюдение
  • 1.4 Экспериментальное исследование
  • Заключение
  • Список литературы

Введение


При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:


1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных


2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности, поэтому есть методы, адекватные и неадекватные поставленной исследователем задаче


3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.


Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию.


Что представляет собой эта информация? Под ней принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные требования к первичной социологической информации могут быть сведены к ее полноте, представительности (репрезентативности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой информации является одной из надежных гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических выводов. Все это важно потому, что социолог имеет дело с мнениями людей, их оценками, личным восприятием явлений и процессов, т.е. того, что субъективно по характеру. Тем более что мнения людей часто основаны на слухах, предрассудках, стереотипах. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению правдивой, неискаженной, достоверной первичной информации.


Для этого нужно изучить каждый из методов получения первичной информации, выявить его основные преимущества и недостатки по сравнению с другими, определиться с областью их применения. Эти аспекты и будут являться основными целями данной работы.


1. Основные методы сбора социологической информации


Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания. Эмпирические социологические исследования зачастую и используются социальными работниками.


На основе этого определения можно четко сформулировать, что же такое методы сбора первичной социологической информации. Методы сбора первичной социологической информации — специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов.


В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основные разновидности:


опрос (анкетирование и интервьюирование);


анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));


наблюдение (невключенное и включенное);


эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).


1.1 Опрос

опрос наблюдение социологическая информация

В настоящее время опрос — самый распространенный метод в социологии и, нередко, всю деятельность социологов, да и социологию как научную дисциплину, соотносят именно с опросами. Опросы репрезентативны, носят массовый характер и дают возможность быстро провести требуемое исследование. Опросы помогают изучать ситуативное мнение общества по тому или иному вопросу.

Эффективность опроса зависит в первую очередь от грамотного составления опросного листа, выбора места и времени опроса, грамотной организации процедуры проведения опроса. Очень важна четкая фиксация исследовательских задач (содержание которых определяется программой социологического исследования); знание интервьюерами-социологами особенностей респондентов, и освоение психологических знаний о механизмах межличностного общения в тех случаях, когда речь идет о методике интервью, а также о механизмах восприятия текста при заполнении анкеты; точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опроса; понятность предлагаемых формулировок вопросов респондентам; мотивирование респондентов и интервьюеров-социологов к успешной совместной деятельности.

Опросы можно разделить на несколько групп, в зависимости от способов взаимодействия с респондентом:

опрос может быть дистанционным, например, телефонные опросы, опросы в Интернете, различные анкеты (в том числе, опрос по почте);

опрос может быть личным (Face-to-face), и тогда в него входят квартирные опросы (опросы по месту проживания), уличные (сюда можно включить и опросы в магазинах), опросы с центральной локализацией (in-hall, hall-test).

Квартирный опрос подходит для большинства задач, связанных с изучением общественного мнения. Территория населенного пункта, в котором будет проводиться опрос делиться на примерно одинаковые участки. На каждом участке намечается квартира (дом) которая является точкой старта. Интервьюер работает согласно заранее установленным правилам движения. У квартирных опросов есть свои плюсы и минусы: плюсы — возможность проведения длительных (вплоть до 40-45 минут) интервью с предъявлением стимульного материала (образцов продукции, карточек) и, конечно же, простота контроля работы интервьюеров (достаточно позвонить респонденту). Минусы — достаточно высокая себестоимость проведения таких интервью, требующая высокой квалификации интервьюеров и недоверчивость опрашиваемых (согласитесь, не каждый пустит в свою квартиру незнакомого человека).

Опрос с центральной локализацией чаще всего применяют для тестирования рекламной продукции. Интервью проводится в специальном помещении. Плюсы: те же, что и в квартирных опросах. Минусы: «неслучайность» и неравномерность выборки. Сложность рекрутирования отдельных групп граждан (автомобилисты, мамы с маленькими детьми и т.д.).

Уличный опрос может применяться для широкого круга социальных и маркетинговых задач. Интервью проводятся на улицах, в магазинах, на выходах из торговых точек. Такие опросы проводятся быстро и недорого по себестоимости, что является их несомненным достоинством. И, кроме того, если проводить опросы в торговых центрах, есть возможность опроса самых различных групп респондентов. Однако есть и существенные недостатки — сложно контролировать работу интервьюеров, влияние погодных условий (снег, дождь), сложность решения организационных вопросов (например, разрешение, на проведение опроса в магазине).

Анкета, опрос по почте иногда единственная возможность опросить требующуюся целевую группу. Существует два варианта сбора информации — сбор анкет сразу по заполнению или же сбор через некоторое время (в случае, если опрос почтовый). У анкетирования есть несколько плюсов — невысокая стоимость проведения, отсутствие «эффекта интервьюера» и более высокая откровенность респондентов. Однако и недостатки существенные — скорость получения данных, проблема возврата анкет (а вернее не возврата), не всегда репрезентативная выборка.

Интернет-опросы в настоящее время, при существующем количестве пользователей Интернета, могут применяться только для изучения аудитории пользователей сети. Достоинство — скорость «добычи» информации, а от недостатков много — выборка стихийная, нерепрезентативная, совершенно невозможно контролировать действия респондента.

Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента.

Существует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).

Данный вид опроса требует определенной профессиональной подготовки. Используется, как правило, журналистами. Положительным моментом является живое общение. Но вместе с тем при этом утрачивается анонимность, характерная для анкетирования, что может привести к получению менее искренних ответов. В настоящее время широкое распространение получило телефонное интервью.

Особым видом опроса является экспертный опрос, или, как его часто называют, метод экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки полученной информации.

Одним из наиболее ответственных моментов является подбор экспертов. Эксперты — это компетентные в исследуемой области лица, крупные специалисты, люди с большим стажем работы в данной области. Наиболее распространенными методами подбора экспертов являются: документальный (на основе изучения социально-демографических данных); подбор экспертов на основе тестирования; подбор экспертов на основе их самооценок и подбор экспертов на основе их аттестации другими людьми.

Метод опроса экспертов широко используется в отечественной и зарубежной социологической практике. Он очень эффективен в сочетании с другими методами. В то же время необходимо отметить, что в интересах дела экспертам чаще всего задают открытые или полузакрытые вопросы (особенно на начальной стадии исследования), что требует значительных временных и финансовых затрат. Социологи, тем не менее, считают, что метод экспертных оценок является одним из перспективных.

Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты — дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только при соблюдении определенных требований при ее составлении возможно получить объективные количественно-качественные характеристики объекта исследования.

Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины.

Вопросы не должны:

превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых;

вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов;

навязывать мнение социолога;

быть перегружены вариантами ответов.

Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько групп вопросов.

1. Вопросы по содержанию: а) о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); б) о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения); в) о личности респондента (или так называемая «паспортичка», дающая характеристику личности респондента).

2. Вопросы, различающие по форме: а) вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов); б) открытые (к которым не прилагаются варианты ответов. Респондент должен сформулировать и вписать ответ); в) полуоткрытые (в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.

Закрытые вопросы могут быть также альтернативными и неальтернативными.

Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую.

Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Например: «Из каких источников Вы получаете политическую информацию — телевидение, радио, газеты, коллеги по работе, друзья?»

Имеют место вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы — это такие, которые требуют критического отношения к себе, к окружающим.

Косвенные вопросы — в которых преодолевается необходимость критического отношения к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: «Что мешает Вам хорошо учиться?» Пример косвенного вопроса: «Когда я слышу упрек в адрес студента, что он плохо учится, я думаю, что. «

Вопросы отличаются по своим функциям: основные и неосновные. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы.

Вопросы-фильтры используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее часть. Контрольные вопросы используются для проверки искренности ответов.

При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты.

В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.

В конце анкеты, как правило, имеется «паспортичка» и благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.

Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т.д.

После рассмотрения двух основных видов опросов, можно выделить основные преимущества и недостатки интервьюирования относительно анкетирования.

1) при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

2) устный метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;

3) опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу чего интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

1) интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога высокого профессионализма.

2) используя данный метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает «эффект избирательного слушания», что снижает качество получаемой информации.

Также можно выделить основные плюсы и минусы метода — опрос.

в короткие сроки можно получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов;

данным методом можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения;

полученная информация не всегда является правдивой и достоверной;

при большой группе опрашиваемых, трудность обработки полученных данных

1.2 Анализ документов


Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию.


Она делится по своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй — личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.


По форме фиксации документы делятся на письменные документы, иконографическую документацию, статистические и фонетические документы.


Письменные документы — наиболее общий вид документации. Источниками этого типа документов для социологов являются:

Источник

Читайте также:  Необычные способы рисования краской
Оцените статью
Разные способы