- КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ СБОРА ДАННЫХ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ. ОСОБЕННОСТИ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДОВ.
- Характеристика методов сбора социологической информации
- Метод в социологии как способ построения и обоснования социологического знания. Методы сбора информации и их характеристика. Сбор первичной социологической информации с помощью опроса. Анализ документов, наблюдение, экспериментальное исследование.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Введение
- При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:
- 1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных
- 2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности, поэтому есть методы, адекватные и неадекватные поставленной исследователем задаче
- 3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.
- Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию.
- Что представляет собой эта информация? Под ней принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные требования к первичной социологической информации могут быть сведены к ее полноте, представительности (репрезентативности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой информации является одной из надежных гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических выводов. Все это важно потому, что социолог имеет дело с мнениями людей, их оценками, личным восприятием явлений и процессов, т.е. того, что субъективно по характеру. Тем более что мнения людей часто основаны на слухах, предрассудках, стереотипах. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению правдивой, неискаженной, достоверной первичной информации.
- Для этого нужно изучить каждый из методов получения первичной информации, выявить его основные преимущества и недостатки по сравнению с другими, определиться с областью их применения. Эти аспекты и будут являться основными целями данной работы.
- 1. Основные методы сбора социологической информации
- Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания. Эмпирические социологические исследования зачастую и используются социальными работниками.
- На основе этого определения можно четко сформулировать, что же такое методы сбора первичной социологической информации. Методы сбора первичной социологической информации — специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов.
- В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основные разновидности:
- опрос (анкетирование и интервьюирование);
- анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));
- наблюдение (невключенное и включенное);
- эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
- 1.1 Опрос
- 1.2 Анализ документов
- Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию.
- Она делится по своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй — личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.
- По форме фиксации документы делятся на письменные документы, иконографическую документацию, статистические и фонетические документы.
- Письменные документы — наиболее общий вид документации. Источниками этого типа документов для социологов являются:
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ СБОРА ДАННЫХ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ. ОСОБЕННОСТИ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДОВ.
Читайте также:
|
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.05.2012 |
Размер файла | 47,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
- Введение
- 1. Основные методы сбора социологической информации
- 1.1 Опрос
- 1.2 Анализ документов
- 1.3 Наблюдение
- 1.4 Экспериментальное исследование
- Заключение
- Список литературы
Введение
При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:
1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных
2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности, поэтому есть методы, адекватные и неадекватные поставленной исследователем задаче
3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.
Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию.
Что представляет собой эта информация? Под ней принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные требования к первичной социологической информации могут быть сведены к ее полноте, представительности (репрезентативности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой информации является одной из надежных гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических выводов. Все это важно потому, что социолог имеет дело с мнениями людей, их оценками, личным восприятием явлений и процессов, т.е. того, что субъективно по характеру. Тем более что мнения людей часто основаны на слухах, предрассудках, стереотипах. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению правдивой, неискаженной, достоверной первичной информации.
Для этого нужно изучить каждый из методов получения первичной информации, выявить его основные преимущества и недостатки по сравнению с другими, определиться с областью их применения. Эти аспекты и будут являться основными целями данной работы.
1. Основные методы сбора социологической информации
Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания. Эмпирические социологические исследования зачастую и используются социальными работниками.
На основе этого определения можно четко сформулировать, что же такое методы сбора первичной социологической информации. Методы сбора первичной социологической информации — специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов.
В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основные разновидности:
опрос (анкетирование и интервьюирование);
анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));
наблюдение (невключенное и включенное);
эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
1.1 Опрос
опрос наблюдение социологическая информация
В настоящее время опрос — самый распространенный метод в социологии и, нередко, всю деятельность социологов, да и социологию как научную дисциплину, соотносят именно с опросами. Опросы репрезентативны, носят массовый характер и дают возможность быстро провести требуемое исследование. Опросы помогают изучать ситуативное мнение общества по тому или иному вопросу.
Эффективность опроса зависит в первую очередь от грамотного составления опросного листа, выбора места и времени опроса, грамотной организации процедуры проведения опроса. Очень важна четкая фиксация исследовательских задач (содержание которых определяется программой социологического исследования); знание интервьюерами-социологами особенностей респондентов, и освоение психологических знаний о механизмах межличностного общения в тех случаях, когда речь идет о методике интервью, а также о механизмах восприятия текста при заполнении анкеты; точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опроса; понятность предлагаемых формулировок вопросов респондентам; мотивирование респондентов и интервьюеров-социологов к успешной совместной деятельности.
Опросы можно разделить на несколько групп, в зависимости от способов взаимодействия с респондентом:
опрос может быть дистанционным, например, телефонные опросы, опросы в Интернете, различные анкеты (в том числе, опрос по почте);
опрос может быть личным (Face-to-face), и тогда в него входят квартирные опросы (опросы по месту проживания), уличные (сюда можно включить и опросы в магазинах), опросы с центральной локализацией (in-hall, hall-test).
Квартирный опрос подходит для большинства задач, связанных с изучением общественного мнения. Территория населенного пункта, в котором будет проводиться опрос делиться на примерно одинаковые участки. На каждом участке намечается квартира (дом) которая является точкой старта. Интервьюер работает согласно заранее установленным правилам движения. У квартирных опросов есть свои плюсы и минусы: плюсы — возможность проведения длительных (вплоть до 40-45 минут) интервью с предъявлением стимульного материала (образцов продукции, карточек) и, конечно же, простота контроля работы интервьюеров (достаточно позвонить респонденту). Минусы — достаточно высокая себестоимость проведения таких интервью, требующая высокой квалификации интервьюеров и недоверчивость опрашиваемых (согласитесь, не каждый пустит в свою квартиру незнакомого человека).
Опрос с центральной локализацией чаще всего применяют для тестирования рекламной продукции. Интервью проводится в специальном помещении. Плюсы: те же, что и в квартирных опросах. Минусы: «неслучайность» и неравномерность выборки. Сложность рекрутирования отдельных групп граждан (автомобилисты, мамы с маленькими детьми и т.д.).
Уличный опрос может применяться для широкого круга социальных и маркетинговых задач. Интервью проводятся на улицах, в магазинах, на выходах из торговых точек. Такие опросы проводятся быстро и недорого по себестоимости, что является их несомненным достоинством. И, кроме того, если проводить опросы в торговых центрах, есть возможность опроса самых различных групп респондентов. Однако есть и существенные недостатки — сложно контролировать работу интервьюеров, влияние погодных условий (снег, дождь), сложность решения организационных вопросов (например, разрешение, на проведение опроса в магазине).
Анкета, опрос по почте иногда единственная возможность опросить требующуюся целевую группу. Существует два варианта сбора информации — сбор анкет сразу по заполнению или же сбор через некоторое время (в случае, если опрос почтовый). У анкетирования есть несколько плюсов — невысокая стоимость проведения, отсутствие «эффекта интервьюера» и более высокая откровенность респондентов. Однако и недостатки существенные — скорость получения данных, проблема возврата анкет (а вернее не возврата), не всегда репрезентативная выборка.
Интернет-опросы в настоящее время, при существующем количестве пользователей Интернета, могут применяться только для изучения аудитории пользователей сети. Достоинство — скорость «добычи» информации, а от недостатков много — выборка стихийная, нерепрезентативная, совершенно невозможно контролировать действия респондента.
Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование.
Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.
Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента.
Существует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).
Данный вид опроса требует определенной профессиональной подготовки. Используется, как правило, журналистами. Положительным моментом является живое общение. Но вместе с тем при этом утрачивается анонимность, характерная для анкетирования, что может привести к получению менее искренних ответов. В настоящее время широкое распространение получило телефонное интервью.
Особым видом опроса является экспертный опрос, или, как его часто называют, метод экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки полученной информации.
Одним из наиболее ответственных моментов является подбор экспертов. Эксперты — это компетентные в исследуемой области лица, крупные специалисты, люди с большим стажем работы в данной области. Наиболее распространенными методами подбора экспертов являются: документальный (на основе изучения социально-демографических данных); подбор экспертов на основе тестирования; подбор экспертов на основе их самооценок и подбор экспертов на основе их аттестации другими людьми.
Метод опроса экспертов широко используется в отечественной и зарубежной социологической практике. Он очень эффективен в сочетании с другими методами. В то же время необходимо отметить, что в интересах дела экспертам чаще всего задают открытые или полузакрытые вопросы (особенно на начальной стадии исследования), что требует значительных временных и финансовых затрат. Социологи, тем не менее, считают, что метод экспертных оценок является одним из перспективных.
Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты — дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только при соблюдении определенных требований при ее составлении возможно получить объективные количественно-качественные характеристики объекта исследования.
Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины.
Вопросы не должны:
превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых;
вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов;
навязывать мнение социолога;
быть перегружены вариантами ответов.
Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько групп вопросов.
1. Вопросы по содержанию: а) о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); б) о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения); в) о личности респондента (или так называемая «паспортичка», дающая характеристику личности респондента).
2. Вопросы, различающие по форме: а) вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов); б) открытые (к которым не прилагаются варианты ответов. Респондент должен сформулировать и вписать ответ); в) полуоткрытые (в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.
Закрытые вопросы могут быть также альтернативными и неальтернативными.
Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую.
Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Например: «Из каких источников Вы получаете политическую информацию — телевидение, радио, газеты, коллеги по работе, друзья?»
Имеют место вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы — это такие, которые требуют критического отношения к себе, к окружающим.
Косвенные вопросы — в которых преодолевается необходимость критического отношения к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: «Что мешает Вам хорошо учиться?» Пример косвенного вопроса: «Когда я слышу упрек в адрес студента, что он плохо учится, я думаю, что. «
Вопросы отличаются по своим функциям: основные и неосновные. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы.
Вопросы-фильтры используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее часть. Контрольные вопросы используются для проверки искренности ответов.
При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты.
В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.
В конце анкеты, как правило, имеется «паспортичка» и благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.
Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т.д.
После рассмотрения двух основных видов опросов, можно выделить основные преимущества и недостатки интервьюирования относительно анкетирования.
1) при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
2) устный метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;
3) опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу чего интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.
1) интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога высокого профессионализма.
2) используя данный метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает «эффект избирательного слушания», что снижает качество получаемой информации.
Также можно выделить основные плюсы и минусы метода — опрос.
в короткие сроки можно получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов;
данным методом можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения;
полученная информация не всегда является правдивой и достоверной;
при большой группе опрашиваемых, трудность обработки полученных данных
1.2 Анализ документов
Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию.
Она делится по своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй — личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.
По форме фиксации документы делятся на письменные документы, иконографическую документацию, статистические и фонетические документы.
Письменные документы — наиболее общий вид документации. Источниками этого типа документов для социологов являются:
Источник