Профессиональные и личностные качества учителя, влияющие на эффективность обучения и воспитания
Екатерина Носова
Профессиональные и личностные качества учителя, влияющие на эффективность обучения и воспитания
В отечественной педагогической психологии в конце XIX в. П. Ф. Каптеров выделил один из важных факторов успешности педагогической деятельности — «личностные качества» учителя. Им отмечалась необходимость таких качеств как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, наблюдательность скромность. Необходимость остроумия, ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна для педагога готовность к эмпатии, т. е. пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Исследователями большое значение придается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
Рассматривая педагога как субъекта деятельности, исследователями были выделены профессионально-педагогические качества, которые, по мнению А. К. Марковой, могут быть очень близки к способностям. К важным профессиональным качествам, по А. К. Марковой,относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция и т. д.
Рассматривая, как и А. К. Маркова, профессионально значимые качества педагога, Л. М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей, по Н. В.Кузьминой: проективными и рефлексивно-перцептивными.
В исследовании Л. М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик).
Список некоторых качеств (свойств): вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настойчивость, ответственность и др.
Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого портрета являются собственно личностные качества: направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».
Согласно Н. В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. Н. В. Кузьмина включает в определение личностной направленности еще и интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.
Исходя из совокупности профессионально-педагогических и личностных качеств педагога, можно выделить несколько индивидуальных стилей педагогической деятельности.
Наиболее яркие примеры проявления индивидуальных стилей педагогической деятельности можно наблюдать у учителей-новаторов, которые не идут традиционными путями, а стремятся реализовать всю совокупность педагогических функций. Они максимально используют те функции своей профессиональной деятельности и особенности педагогической ситуации, которые позволяют им наиболее эффективно оказывать свое личностное воздействие на образовательный процесс.
В. Ф. Шаталов (народный учитель и новатор, отличающийся четкой, математически точной направленностью мышления, создал достаточно жесткую структуру организации учебного процесса, опирающуюся на схематическое изложение и обозначение материала (система опорных сигналов).
Демократический, основанный на доверии, подход к учащимся позволяет С. Д. Шевченко эффективно использовать в обучении ученическое самоуправление, раскрывать творческие возможности школьников.
Исследовательский подход Б. И. Дегтярева к учащимся ориентирован на постоянное изучение их личности. Им показаны возможные пути обучения учеников рациональным учебным умениям и развития их самопознания.
Направленность на формирование гуманных взаимоотношений учителей и учащихся легла в основу педагогической системы Ф. Г. Деака, которая была успешно реализована через принцип ролевого участия школьников в организации учебного процесса. Можно также назвать отличающихся творческим своеобразием Ш. А. Амонашвили, Г. Г. Кравцову, Е. П. Ильина, С. Н. Лысенкову, И. П. Волкова и др.
Педагог как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно субъектных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.
Активные методы обучения в работе учителя-логопеда «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА» В последнее время нестабильные экономические и экологические условия нашей страны влияют.
Игра как эффективная форма воспитания и обучения детей с РАС Аннотация : Приоритетной формой деятельности и средством познания мира для ребёнка является игра. У детей с особенными потребностями развития,.
Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.
Конспект индивидуальной деятельности учителя-логопеда с ребенком с умственной отсталостью легкой степени (2 год обучения) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 271 Конспект индивидуальной коррекционной.
Метод проектов — высокоэффективная форма воспитания и обучения дошкольников Актуальность темы обусловлена следующими факторами. Перспективность и актуальность использования проектов состоит в том, что это способ.
Консультация для педагогов «Проектная деятельность как результат повышения качества образования и воспитания дошкольников» «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». (Китайская пословица) Наряду с совершенствованием воспитательно.
Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда Методическая тема: «Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда». Крылова Татьяна Вячеславовна Учитель.
Паспорт средств обучения и воспитания в старшей группе Методическое обеспечение группы. 1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа.
Личностные и профессиональные качества педагога, как залог успешной адаптации детей Тема «Личностные и профессиональные качества педагога,как залог успешной адаптации детей» Сегодня каждый из нас стремится к.
Источник
Профессионально-личностные качества педагога, факторы и условия формирования профессионально — личностных качеств педагога
Надежда Павловская
Профессионально-личностные качества педагога, факторы и условия формирования профессионально — личностных качеств педагога
Профессионально-личностные качества педагога.
Неотъемлемая составляющая профессионализма и педагогического мастерства педагога – это его профессиональная компетентность. Понятие «компетентность» характеризует соединение теоретической и практической готовности педагога к выполнению определенной деятельности.
Независимо от форм деятельности педагогакомпетентность состоит из двух основных компонентов:
1. Системы знаний, определяющей теоретическую готовность педагога.
2. Личностных качеств педагога.
Собирательность свойством личности педагога является профессиональная направленность, которая характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения. Ядром такой направленности являются отношение к детям, любовь и интерес к ним.
Одна из особенностей труда педагога, состоит в большой нагрузке на его психофизиологический аппарат. Поэтому к профессионально значимым качествам воспитателя дошкольного учреждения относятся работоспособность, выносливость, ловкость, уравновешенность.
Эмпатия — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия. У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности.
Педагогический такт означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия.
Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе.
Педагогическая зоркость проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом.
Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы.
Культура профессионального общения предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог — ребенок», «педагог — родители», «ребенок — ребенок», «педагог — коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата.
Успех в деятельности педагога во многом связан со способностью к педагогической рефлексии. Педагогическая рефлексия — это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Педагогические умения:
Гностические умения — это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, сте-пень эмоционального благополучия, коллектив в целом.
Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей с целью заимствования методов, приемов образовательной работы.
Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы.
Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (использование игрушек, поделка оборудования для занятий, труда;
выращивание рассады, пересадка комнатных растений; организация выставок художественного творчества детей и их родителей и др.).
Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.
Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.
Они также проявляются в установлении педагогом быстрого контакта с разными людьми в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка. Эти умения помогают воспитателю расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, коллектива родителей, педагогического коллектива.
Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.
Специальные умения педагога — это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр. Работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.
Факторы и условия формирования профессионально — личностных качеств педагога
Возрастающие требования общества к качеству образования и профессиональной компетентности педагогов способствуют усилению
внимания к их профессионально-личностному росту, обеспечению условий для конструктивного преодоления педагогами профессиональных затруднений и решения проблем, возникающих в педагогической практике. Современные педагоги призваны стать носителями идей обновления образования на основе сохранения и приумножения его лучших традиций и учета мирового опыта. Успех проводимой модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации.
Особое внимание уделяется в последнее время способности педагога к личностно-профессиональному развитию, что обусловило изменение приоритетов в повышении компетентности. Это направленность на поддержку педагогической деятельности, на личностный и профессиональный рост, на обеспечение условий для самостоятельного решения жизненных и профессиональных проблем.
Названные факторы приобретают все большее значение в плане актуализации развивающего потенциала профессиональной среды конкретного образовательного учреждения. Не менее важным выступает фактор самой профессиональной деятельности, которая заставляет развивать определенные личностные качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные. Развитие этих качеств существенно влияет на самооценку педагога, которая, в свою очередь, выступает в качестве одного из показателей личностной активности.
Еще один фактор, который можно назвать существенным, — это длительность пребывания в профессиональной деятельности, т. е. стаж. Не
всегда увеличение стажа говорит о повышении уровня профессионализма. Иногда наблюдается противоположная тенденция, когда человек оказывается во власти стереотипов, консервируется, перестает развиваться. Особенно часто в эту ловушку попадают педагоги,что напрямую связано с их социальной ролью: передавать готовый опыт ученикам, активно влиять на становление их личности, нести ответственность за их жизнь и здоровье. Все это зачастую способствует усилению авторитаризма и невосприимчивости к новому опыту.
«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.
Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.
Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.
Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.
Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.
Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.
Самообразование педагога Самообразование – это целенаправленная работа каждого из нас по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся.
Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.
Взаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.
Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.
Источник