Изучение лексики ассоциативным способом

Статья на тему «Ассоциативный способ изучения лексики на иностранном языке»

Ассоциативный способ запоминания лексики на иностранном языке

Многие, начиная изучать иностранный язык, считают, что достаточно изучить определенное количество слов на иностранном языке, некоторые грамматические правила и уже будешь говорить на иностранном языке. На самом же деле, принципиально не знание большого количества слов, а умение их использовать. Правильно использовать слова с целью адекватной передачи информации нам помогает грамматика . Кроме того, фактор полисемантики также нужно учитывать в процессе изучения иностранного языка, так како на очень явна в английском языке и много слов многозначны по сути своей.

Знать просто перевод слова недостаточно. Ключевой момент, определяющий значение слова – контекст. Контекст как текстовой, так и ситуативный. Для примера, слово “ to look up ” в английском языке имеет несколько значений, как то

1. Посмотреть слово в словаре

2. Посмотреть наверх

3. Дела улучшаются

4. Кого- то навестить

Исходя из этого, понятно, что для того, чтобы запомнить все значения этого слова, недостаточно просто их «вызубрить». Нужна подсказка, а именно – контекстуальная подсказка для мозга, чтобы помочь ему вспомнить это слово. К примеру, для того, чтобы запомнить первое значение этого слова, мы бы посоветовали проделать следующие шаги :

Вытянуть все ассоциации связанные с ситуацией, которые возникают, когда мы слышим словосочетание «посмотреть слово в словаре». Важно пропустить это слово по всем каналам восприятия информации : слуховым, зрительным, тактильным. Кроме того важно использовать эмоциональную составляющую. Когда мы слышим это словосочетание, у каждого из нас возникает определенная ассоциация :

· Зрение : каждый человек видит свою версию словаря – это зависит от личного опыта

· Слух : у кого то есть слуховые ассоциации – шелест бумаги, например.

· Обоняние :запах бумаги, или гаджета

· Осязание : какой предмет на ощупь

· Эмоциональная : у каждого свой опыт

При использовании данных шагов, изучающий иностранный язык будет изучать его подобно тому, как он изучил родной и в этом случае, будет продуктивное изучение с последующим уверенным говорением на иностранном языке.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Метод ассоциации как один из способов запоминания английской лексики.

Метод ассоциации как один из способов запоминания английской лексики.

В настоящее время изучение иностранных языков, тем более английского , становится очень актуальным. Мы встречаемся с английскими словами на улице, в магазинах, в рекламах, в школе. При изучении английского языка сталкиваешься с проблемой запоминания английской лексики. А как говорится «без слов языка не бывает». Многие обучающиеся сталкиваются с проблемой запоминания английских слов, выражений.

В этой работе мы рассмотрим самые распространенные способы запоминания английской лексики и попробуем выявить самый эффективный.

Как устроена наша память

Теория изучения головного мозга человека развивается фантастически быстрыми темпами, таким образом исследования головного мозга открывают новые возможности для человека. Известно ,что есть головной мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых состоит из четырех долей: лобная ,височная, теменная , затылочная. «Различные отделы коры у человека выполняют строго определенные функции, и эти отделы коры стали называть корковыми концами анализаторов (корковыми центрами). Так например, в коре постцентральной извилины и верхней теменной дольки располагается ядро коркового анализатора общей чувствительности, а в предцентральной извилине – ядро двигательного анализатора…Все эти и некоторые другие корковые концы анализаторов имеются в коре полушарий большого мозга не только человека, но и животных. Они специализируются на восприятии, анализе и синтезе сигналов внутренней и внешней среды, составляющих первую сигнальную систему. Однако существует также и вторая сигнальная система, характерная только для человека. Обусловлена она развитием речи…Среди таких участков выделяют кору нижней лобной извилины, где расположены ядро двигательного анализатора артикуляции речи, а также ядро анализатора письменной речи; в коре верхней височной извилины залегает ядро слухового анализатора устной речи и , кроме того, в коре нижней теменной дольки обнаружено ядро зрительного анализатора письменной речи. Речь, а вместе с ней и сознание – это филогенетически наиболее молодые функции мозга. В связи с этим …речевые и мыслительные функции выполняются при участии всей коры» [3]

Как устроена наша память. В статье Натальи Розановой «Как улучшить свою память» дается следующее определение памяти «Память — это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию». Чтобы запомнить информацию у нас должна образоваться связь между словом и образом , например , если скажем an apple у вас в голове образуется свой образ яблока, но если сказать a rhino не у всех будет возникать образ единорога, потому что словесного соответствия образа и понятия – нет. Поэтому мы предположили, что ассоциативный метод ,позволяющий создать такую связь носит более эффективный характер.

Способы запоминания английских слов.

Мозг воспринимает то, что мы читаем, и преобразует в образы, идеи и чувства, а затем формирует связи между новой информацией и тем, что мы уже знаем. Так происходит запоминание – новое объединяется со старым.

Представьте себе дерево. Правда же, легче увидеть большое раскидистое дерево с множеством ветвей и листьев, которое мы уже когда-либо встречали, о каждый представит своё дерево. То же самое верно и для мозга. Когда вы соединяете новое слово или понятие с тем, что вы уже знаете, мозгу легче это найти и вспомнить в нужный момент.

Как это сделать? Очень просто. Начертите сеть понятий. Возьмите то, что вы хотите запомнить (слово, идея, предложение), и напишите это в центре листа. Затем проведите от него линии во все стороны, как паутину.

На конце каждой линии запишите любые слова по английскому языку или даже нарисуйте картинки, которые приходят вам в голову, когда вы думаете о слове, написанном в центре. Неважно, какими будут ассоциации, просто записывайте все, что придумаете.

Это займет всего пару минут, и теперь все слова или понятия будут взаимосвязаны в вашем мозгу. Если вы увидите или услышите одно из них, вам будет легче вспомнить остальные.

Чтобы это работало еще лучше, проговаривайте, как то или иное слово по английскому языку связано с другими. Чем чаще вы это делаете, тем больше образуется связей. А чем больше связей, тем легче вашему мозгу «увидеть» слово, которое вы захотите вспомнить.

Запомнить слово важно, но английский язык, как и любой другой, это не просто набор понятий, это инструмент, которым люди пользуются, чтобы общаться и выражать свои мысли. Находите примеры, как то или иное слово используется в тексте.

Записывайте не только само слово, но и соседние. Например, если вам нужно запомнить английское слово « angry » (сердитый), вы можете написать: «angry bird» (злые птички).

Это поможет вам запомнить, что « angry » – это прилагательное, служащее для описания характера. Затем попробуйте составить три полных предложения, чтобы потренироваться в его использовании.

Рисуйте маленькие картинки, чтобы запомнить значение слова. Наш мозг получает столько однообразной информации, что странная картинка – это своеобразный сюрприз, а сюрпризы мы всегда запоминаем.

Читайте также:  Способ разблокировки apple id

Наш мозг лучше считывает визуальную информацию. Нарисуйте забавную картинку, иллюстрирующую значение слова, и вы запомните его значительно быстрее.

Изучающие английский часто жалуются, что новых слов слишком много и их трудно запомнить. Есть один прием, который можно использовать, чтобы быстро выучить слова. Сочините любую, пусть даже нелепую историю, в которой задействованы все слова по английскому. Представьте ее в деталях.

Мы легко запоминаем истории, особенно странные, если можем воссоздать их в своем воображении. Не стесняйтесь сочетать слова забавными и несуразными способами. Допустим, вам нужно запомнить следующие английские слова:

experience — опыт
reconciliation — примирение
child — ребёнок
sophisticate — придавать утончённости, подделывать
regret — сожалеть
tranquillity — спокойствие
sunrise — восход
sunset — закат
fabulous — невероятный, легендарный
reflection — отражение
umbrella — зонт
lollipop – леденец

banana — банан
animal — животное

Запоминайте попарно слова с противоположными значениями (антонимы) и слова с похожими значениями (синонимы). Например, запоминайте пары angry/happy и fat / slim одновременно. Мы быстрее запоминаем схожие и противоположные вещи, так как мозг создает между ними связи.

Разбор слов по составу

Используйте корни, приставки и суффиксы, чтобы догадаться, что означает слово.

Например: даже если вам незнакомо слово «microbiology», вы можете догадаться, что оно значит. Во-первых, взгляните на приставку «micro». «Микро» означает что-то очень маленькое. Возможно, вы знаете, что часть «-logy» означает науку, изучение чего-либо.

Итак, мы уже можем сказать, что речь идет о изучении чего-то маленького. Также вы, возможно, помните, что «bio» означает жизнь, живых существ. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что «microbiology» – это наука о микроскопических живых организмах.

Если вы составите список часто встречающихся приставок (un-, dis-, con-, micro- и т. д.) и суффиксов (-able, -ly, -ent, -tion, -ive и т. д.) и запомните, что они означают, вы сможете догадаться о значении новых для вас слов по английскому языку.

Психологи, изучающие процессы запоминания, утверждают, что есть хороший способ запоминать вещи быстро и надолго. Используйте новое слово сразу, как только вы его узнали. Затем используйте его через 10 минут. Затем через час. Затем на следующий день. Затем через неделю.

В ходе нашего исследования мы столкнулись с тем, что надо обратить внимание не только на образное мышление, но и на разные типы восприятия информации.

Ведущая репрезентативная система.

Репрезентативная система (система представлений, модальность, сенсорный канал) — это система, посредством которой человеком воспринимается и используется информация, поступающая из внешнего мира.

По мнению Гриндера, понятие дискретной Р. С. не должно рассматриваться в качестве репрезентативной системы, так как оно подразумевает, что входящие сигналы уже прошли первичную обработку.

Одни из родоначальников НЛП, как науки, Джон Гриндер и Джудит Делозье утверждают, что человек при наличии выбора чаще употребляет слова, соответствующие его репрезентативной системе (далее Р.с.)(визуал: «Ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину», аудиал: «Звучит похоже на правду», кинестет: «Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах ощущается истина», человек с доминирующей дискретной Р. с.: «Я думаю, Вы правы», «вы безусловно правы»). Практически это используется в методах НЛП в связи с невозможностью более точного анализа Р. с. (например, исследование данных ЭЭГ ). Примером использования особенностей Р. с. могут являться методы снижения критичности восприятия субъекта путём употребления слов, соответствующих его Р. с. (например, «взгляните на эти данные, в них можно усмотреть очевидную необходимость дополнительных инвестиций») или же целенаправленное заострение внимания собеседника путём использования наиболее чуждых его Р. с. слов.

В зависимости от преобладания того или иного способа поступления и переработки информации репрезентативные системы могут быть представлены в трёх основных категориях:

Визуальная (восприятие посредством зрительных образов).

Аудиальная (восприятие посредством слуховых впечатлений).

Кинестетическая (восприятие посредством ощущений).

Каждый человек, обладая всеми, тремя модальностями, предпочитает с максимальной нагрузкой использовать всё-таки одну. Эта, наиболее предпочитаемая система, называется основной. Для того, чтобы определить основную репрезентативную систему, используйте речевые ключи доступа, то есть те слова, которыми пользуется ваш партнёр. Отслеживая его речь, постарайтесь уловить, какие существительные, глаголы, прилагательные он чаще всего использует, какие характеристики восприятия передают его обозначения.

Визуальная репрезентативная система.

Визуальная репрезентативная система основывается на восприятии зрительных образов. Люди с такой системой (визуалы) организуют своё видение реальности через то, на что смотрят. То, что видят такие люди и картинки, возникающие в их воображении, оказывает непосредственное влияние на их эмоциональное состояние и внутренний мир.

Кинестетическая репрезентативная система.

Кинестетическая репрезентативная система основывается на обонятельно-осязательном канале информации. Такие люди (кинестетики) очень любят тактильный контакт. Любые переживания, эмоции и ощущения лучше всего воспринимаются ими в том случае, если у них есть возможность прикоснуться к чему-то, ощутить это физически.

Аудиальная репрезентативная система. Эти люди употребляют в основном аудиальные слова: «Я слышу, что вы говорите», Тогда прозвучал звонок», «Вы послушайте», «Это звучит так…». То, что человек этого типа вспоминает, как бы наговаривается ему внутренним голосом, или он слышит речь, слова другого.

Дигитальная репрезентативная система.

Дигитальная репрезентативная система основывается на субъективно-логическом восприятии и осмыслении. Люди, использующие эту систему (дигиталы) функционируют на метауровне сознания, который включает в себя данные, полученные через визуальную, аудиальную и кинестетическую системы. Любая воспринятая ими информация находит отражение во всех проявлениях вышерассмотренных систем.

Психологи доказали, что каждому возрастному периоду соответствует своя репрезентативная система.

Соотношение репрезентативных систем зависит от возраста:

Соотношение репрезентативных систем зависит от возраста:

Источник

Мастер-класс «Ассоциативный метод на уроке английского языка»

Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри, гости!

Разрешите представить мой мастер класс на тему:

«Использование метода ассоциаций при обучении лексике на уроке английского языка»

Но сначала о том, как я пришла к этому методу.

После того как окончила университет, некоторое время работала в другой области и когда пришло время стать учителем, я решила пройти курсы для практики языка. Там я и конкретнее узнала про данный метод. Он мне показался очень интересным, необычным. Когда уже работала в школе, я спросила себя, а нельзя ли применить метод ассоциации в школы при изучении новой лексики, что я дальнейшим и сделала.

Процесс обучения иностранному языку состоит из нескольких компонентов. Одним из наиболее важных является обучение лексическим навыкам, так как невозможно знать язык, не владея средствами языка, словами.

В настоящее время в методике преподавания иностранных языков применяются различные традиционные и нетрадиционные методы обучения лексическим навыкам.

Одним из нетрадиционных методов является метод ассоциаций . Этот метод еще не получил достаточного распространения в современной методике и только начинает внедряться в процесс обучения.

Что же такое ассоциация?

Ассоциация (от лат associare – соединять) – психическая связь между образами(мыслями, представлениями, переживаниями),благодаря которой возникновение одного образа влечет за собой появление другого.

Упоминание ассоциативного способа запоминания иностранных слов встречается уже в литературе конца прошлого века. Описание одного из первых научных исследований, посвященных этому методу, встречаются в статьях Аткинсона (там он носит название метода ключевых слов — key word method).

Эксперименты Аткинсона доказали высокую эффективность применения этого способа запоминания иностранных слов. Согласно этому методу, к каждому слову придумывается своя словесная и визуальная ассоциация, которая всплывает сразу же после того, как человек сталкивается с таким словом.

Читайте также:  Способ глагольного действия как категория

Эксперимент проводился в Стенфордском университете. Англоязычным студентам, участвовавшим в этом эксперименте, было предложено запоминать русские слова с использованием метода ключевых слов (метода фонетических ассоциаций) и без него. Эксперимент показал высокую эффективность применения этого метода по сравнению с обыкновенным заучиванием.

Главная идея ассоциативной методики — создание ассоциации между новым словом и каким-то желательным, приятным, ценным образом для обучающихся.

Само явление связи психических процессов было отмечено еще древнегреческими мыслителями Платоном и Аристотелем. Аристотель различал три вида ассоциаций: по смежности, сходству и контрасту. Ассоциации по смежности являются отражением в сознании пространственно-временных отношений предметов и я1влений (например, снег — зима); ассоциации по сходству наблюдаются, когда образы предметов и явлений или мысли о них вызывают представление о чем-нибудь сходном с ним (например, снег-серебро); по контрасту ассоциируются резко различающиеся явления (например, зима — лето). Убедиться в том, что в человеческой культуре до сих пор используются в основном все те же виды ассоциаций легко. Посмотрите рекламные ролики по телевизору, любой из них направлен на то, чтобы нам запомниться, а значит, в них наблюдаются явления смежности, сходства или контраста .

Существует два основных подхода при обучении лексике при помощи метода ассоциаций: метод фонетических ассоциаций и метод наводящих ассоциаций. Метод фонетических (звуковых) ассоциаций основан на запоминании иностранных слов при помощи созвучных слов родного языка.

Преимуществом метода фонетических ассоциаций является развитие образного мышления, что делает уроки разнообразными, мотивирует к получению рефлексивных знаний, формируют яркие запоминающиеся образы. У обучающегося создаются автоматические связи между образами или ситуациями, словами и выражениями.

В соответствии с ФГОС, данный метод способствует формированию у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. владение видами речевой деятельности, необходимыми для понимания норм речевого поведения, адекватных целям и ситуациям общения.

Применение ассоциативного метода позволяет повысить мотивацию к изучению и При изучении языка не следует опираться на привычку, на общепринятую логику, на стандартное восприятие мира. Неосознанное повторение (циркуляция) возникает только в том случае, если мозг не нагружается больше никакой информацией.

Учить слова надо только до первого воспроизведения (когда сможете хотя бы один раз повторить весь список) [27].

Нельзя не сказать также и о том, что в силу чисто анатомических различий в произнесении звуков на разных языках, запоминаемое слово и слово-созвучие никогда не будут звучать совершенно одинаково, даже если, казалось бы, полностью совпадают. Поэтому произношение, строго говоря, надо заучивать отдельно. Метод же фонетических ассоциаций отлично помогает запомнить значения слов. Метод фонетических ассоциаций незаменим в условиях нехватки времени: при подготовке к экзамену, к туристической поездке или командировке, то есть в любой ситуации, когда за небольшой промежуток времени надо запомнить большое количество слов.

Надо заметить, что этот метод недаром носит название фонетических или звуковых ассоциаций. Необходимо подбирать ассоциацию именно к звучанию, а не написанию слова (ведь во многих языках звучание и написание слов очень сильно отличаются). Поэтому, прежде всего, еще до подбора созвучия необходимо убедиться, что вы произносите слово правильно. Для запоминания правописания слов существуют другие методы ностранного языка, развить познавательные интересы.

Метод наводящих ассоциаций.

Метод наводящих ассоциаций включает в себя комбинацию пяти приемов:

прием символизации (любовь — сердечко);

кодирование по созвучию (Аляска — коляска);

прием привязки к хорошо знакомой информации (планета Марс — шоколадка «Марс»);

образование слова из слога (НИК — приемНИК);

прием образования ассоциации (все созданные образы соединяются в ассоциацию).

Все вышеперечисленные приемы применяются импровизационно. Применение тех или других приемов зависит как от самого запоминаемого слова, так и от содержания вашей памяти. Одно слово может быть преобразовано в зрительные образы разными приемами. Весь этот процесс и называется «Метод наводящих ассоциаций». Полученная комбинация зрительных образов как бы «наводит», подсказывает произношение.

Рассмотрим особенности данного метода.

Речевой анализатор не может быстро запомнить много новых слов. В среднем — 5 слов в день. И при этом нет никакой гарантии долговременного запоминания. В зрительном анализаторе мы можем запомнить десятки и сотни новых слов. И при этом быстро и в строгой последовательности.

Первоначально список новых названий читается по зрительным образам, возникающим в воображении. Но уже через несколько дней, новые названия хорошо закрепляются в мозге в полном объеме и легко воспроизводятся без картинок [8, c .8].

Метод наводящих ассоциаций — один из самых трудных для освоения в мнемотехнике. Первоначально учащиеся затрачивают слишком много времени на преобразование отдельных названий в комбинации зрительных образов.

Используя метод наводящих ассоциаций, можно последовательно запомнить все штаты США и все города в каждом штате.

Обучение лексическим навыкам на уроке английского языка

Лексический речевой навык включает в себя два основных компонента: словоупотребление и словообразование.

Психологи выделяют 4 вида памяти:

В современных условиях в обучении английскому языку существует ряд проблем:

рост числа слабоуспевающих учащихся с низким уровнем мотивации

низкий уровень развития общеучебных навыков

плохая успеваемость почти по всем предметам

отсутствие устойчивых интересов

плохо развитая память

рост числа учащихся с девиантным поведением и неустойчивой психикой

При вводе активной лексики по теме авторы учебников часто не учитывают проблему запоминания лексики, фраз, грамматики. При изучении нового материала иногда дается более 20 новых лексических единиц, которые ученик не может усвоить.

Пополнение словарного запаса — одна из основных задач при изучении иностранного языка. Многие запоминают слова, используя зубрежку. Но существуют эффективные приемы, позволяющие свести количество повторений при запоминании до минимума — метод ассоциаций.

Основные этапы работы над лексическим материалом

При обучении лексическим навыкам необходимо владеть не только различными приемами и методами, но также необходимо учитывать основные этапы работы над лексическим материалом.

К основным этапам относятся: ознакомление с новым материалом, первичное закрепление, развитие навыков и умений использования лексики в разных формах устного и письменного общения.

Раскрытие значения слова может осуществляться различными способами, которые принято объединять в две группы:

1) беспереводные способы семантизации — это, прежде всего демонстрация предметов, жестов, действий, картин, рисунков и т.д. Кроме того, это раскрытие значения слова на иностранном языке путем введения дефиниций, синонимов или антонимов, догадка и других.

2) к переводным способам семантизации относятся: замена слова соответствующим эквивалентом родного языка; перевод – толкование, при котором помимо эквивалента на родном языке учащимся сообщают сведения о совпадении или несовпадении в объеме значения.

Перечисленные способы семантизации имеют свои достоинства и недостатки.

Беспереводные способы развивают догадку, увеличивают практику в языке, создают опоры для запоминания, усиливают ассоциативные связи. Вместе с тем беспереводные способы требуют больше времени, чем переводные, и не всегда обеспечивают точность понимания.

Перевод экономен в отношении времени, универсален в применении, но увеличивает возможность межъязыковой интерференции.

Остановимся на этапе развития навыков и умений использования лексики. И вот здесь на помощь может прийти мнемоника.

Мнемоника — это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Ассоциирование — это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Ассоциативные связи лежат в основе мышления, памяти, творчества, воображения. Слова: категории, признаки — соединяются и взаимодействуют помимо сознания человека.

Читайте также:  Кабачки патиссоны способы нарезки

Однако при работе с ассоциациями следует уделить особое внимание системности подачи изучаемого материала. Одним из важнейших условий применения метода является эмоциональность учителя: мимика, жесты, выразительность речи.

Особенности применения метода ассоциаций на уроке немецкого языка при обучении лексике

Ассоциативный метод реализуется через ассоциативные образы. Существуют определённые требования к образам:

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан каким-то общим признаком.

Ассоциативная связь может быть по:

— цвету (schwarz, weiß, rot, grau, grün);

— месту расположения (weit, nah);

— форме (Quadrat, Ring);

— вкусу (süß, bitter);

— звучанию (lange Schlange);

— действию (turnen, spielen, malen, studieren);

— размеру (groß, klein);

— назначению (die Turnhalle, die Computerklasse) и т . д .

Не следует навязывать ребенку своей ассоциации! Ценность идеи – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная тема. Главное в образовании ассоциаций — это яркость образа. Чем ярче воображение, тем легче создавать связи между ними, соответственно больше слов вы запомните. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми. Например: глагол besuchen (посетил базар и остался без уха)

Самый главный закон памяти – это применение в жизни. Поэтому важно каждый день стараться перевести как можно больше слов, обозначающих различные предметы. Положительным эффектом этой техники будет также развитие внимания и наблюдательности.

Например: слова links и rechts можно запомнить благодаря сходству с русскими словами. Неотделяемые приставки запоминаем в рифмованном порядке: be-, ge-, er-, ver-, zer-, ent-, miß-, emp-.

На уроках можно предлагать детям вспомнить и написать слова немецкого происхождения, используемые в русском языке. Все слова объясняем с помощью ассоциаций и ищем правильное значение слова на родном языке (так называемое толкование лексики). Например, бутерброд (масло, хлеб), курорт (место отдыха), рюкзак (сумка за спиной), рант (край), галстук (шея, платок), айсберг (ледяная гора). При этом обращаю внимание на правильное произношение: ΄Butterbrot, ΄Kurort, die ΄Flasche, der ΄Rücksack, der Rand, Er΄satz, der Halstuch

Чтение текстов мы начинаем с выбора лексики, похожей по звучанию и написанию на русские слова: Museum, Theater, Apotheke, Küche, Karte, Still , Storm. Особое внимание уделяем словам французского происхождения: Restaurant, Genre, Ingenieur, Tourist, Regisseur.

При применении данного метода следует ограничить количество информации, запоминаемой за один раз – от 2 до 26 единиц. Единица запоминаемой информации должна состоять из блока слов или словосочетания. В контексте слово запоминается эффективнее, например, при объяснении спряжения глагола «sein» (быть, являться) можно предложить запомнить следующее четверостишие:

Ich bin fleißig,

Хорошо запоминается спряжение данного глагола с использованием интернациональных прилагательных, например: Ich bin aktiv, kreativ, tolerant, positiv.

Для успешного усвоения глаголов часто повторяем рифмовку:

Ein, zwei, drei, vier

In die Schule gehen wir….(malen,lernen,turnen) с обязательным двигательнымсопровождением.

Для тренировки употребления прилагательных:

Ich bin groß, du bist klein.

Wir sind lustig, das ist fein.

Ihr seid sportlich, sie sind fleißig.

Alle kommen aus Leipzig.

Ich bin Peter, du bist Paul.

Ich bin fleißig, du bist faul.

После процесса усвоения информации обязательно должна быть пауза, в течение которой необходимо максимально разгрузить мозг от умственной работы.

Заключение: учителю всегда хочется достичь того, чтобы понятие «перевод» потеряло смысл. То есть, научить запоминать новые слова так, чтобы между зрительным образом и словесным обозначением установились связи. Тогда иностранную речь начинают понимать непосредственно, как и речь на родном языке, а образы возникают в воображении рефлекторно под стимулирующим действием слов. Рефлекс должен работать автоматически и мгновенно. Если этого нет, то, несмотря на отличные оценки, ученик забудет и новые слова, и сопровождающую грамматику. Поэтому задача состоит в том, чтобы помочь сформировать рефлекс.

Вывод: использование на уроках немецкого языка эффективных способов развития ассоциативной памяти и некоторых мнемонических приемов позволяет улучшить качество знаний и добиться улучшения успеваемости, повысить мотивацию к изучению немецкого языка, развить познавательные интересы.

Список использованной литературы

Афонина О.В. Метод фонетических ассоциаций как метод запоминания иностранных слов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metod-foneticheskih-assotsiatsiy-kak-neotemlemaya-chast-protsessa-obucheniya-inostrannomu-yazyku#ixzz3oneR2Nxi

Богданова О.С. Логико-коммуникативные программы.// «ИЯШ», №5, 1988, с.35-43.

Вайсбург М.Л. Цели обучения иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. 1994. N 6. — с.12-13.

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336с.

Козаренко А.В. Метод наводящих ассоциаций.

Халилова Л.А. К вопросу о новом поколении учебников по иностранному языку (в системе школа-вуз) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1990. – 382с.

Богданова О.С. Логико-коммуникативные программы.// «ИЯШ», №5, 1988, с.35-43.

Вайсбург М.Л. Цели обучения иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. 1994. N 6. — с.12-13.

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336с.

Гез Н.И., Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982. – 373с.

Гуревич П.С. Ментальность как тип культуры // Культурология. М., 1996. – 245 с.

Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. // Иностранные языки в школе, 1989, № 2, с. 69-76, № 3, с. 58 — 63.

Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе. // Иностранные языки в школе, 1995, № 4, с. 6 — 12.

Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации.// «ИЯШ», №2, 1995, с.3-4.

Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994. – с.9.

Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Русский ассоциативный словарь.М., 1994. – с.193.

Козаренко А.В. Метод наводящих ассоциаций . http://mnemotexnika.narod.ru

Коростелев В.С., Пассов Е.И. Принципы создания системы коммуникативного обучения иноязычной культуре // ИЯШ. 1988. №2. – с.35-38.

Кричевская К.С. К вопросу о содержании лексических правил в обучении ИЯ // ИЯШ. 1998. №4. – с.11-18.

Кувшинов В.И. О работе с лексикой на уроках английского языка // ИЯШ. 1995. №5. – с.59-61.

Леонтьев А.А. Язык не должен быть «чужим» // Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. М., 1996. – с.44.

Лихачев Д.С. Раздумья. М., 1991. – с.287.

Медведева О.И. Из опыта работы над лексикой в 10 классе // ИЯШ 1976. №6. –с.44-47.

Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. – с.49.

Рабинович Ф.М., Сахарова Т.В. Интенсивные методы обучения и средняя школа. — Иностранные языки в школе, 1991, № 1. – с. 9.

Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М., 1988. – 239с.

Халилова Л.А. К вопросу о новом поколении учебников по иностранному языку (в системе школа-ВУЗ). // www.rsuh.ru

Хлыбова Г.Б. Принцип активности в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 1994. — № 5. – с.37-42.

Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1986. – 223с.

Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. – М.: Высшая школа, 2003. – 334с.

Источник

Оцените статью
Разные способы