Изучение антарктиды это цель или способ деятельности с точки зрения обществознания

Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Освоение Антарктиды человеком»

Технологическая карта урока по теме

«Освоение Антарктиды человеком».

7 класс, география

Цели урока: продолжить формирование представлений обучающихся о природе материка Антарктида и его открытии; достижении Южного полюса; формировать понятие «статус нейтральности» и «национальные сектора»; показать важность и значение исследований Антарктиды в наши дни.

Личностные: принять правила поведения на уроке. Осознание особенностей освоения и изучения Антарктиды, способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, содействовать развитию у учащихся интереса к природным особенностям материка; совершенствовать рефлексивные умения учащихся; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям.

Метапредметные: уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации, работать по индивидуально сформированному алгоритму, проводить сравнение по выработанным критериям, проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности.

Предметные : уметь определять по картам географические объекты, названные именами исследователей материка; находить информацию (в интернете и других источниках) и обсуждать причины изучения Антарктиды, проблемы охраны её природы и природных богатств.

для учителя : физическая карта мира, физическая карта Антарктиды.

электронное приложение к УМК «СФЕРЫ» (далее ЭП )

Видео «Географическое положение и история исследования Антарктиды»

Презентация к уроку: «Освоение Антарктиды человеком»

для учащихся : тетрадь, учебник, «Дневник урока», карточки для индивидуальной

Характеристика этапов урока:

Источник

Разработка урока по теме Антарктида

Управление образования МО Красноуфимский округ

РМО учителей географии

Конкурс методической продукции« Педагогические находки и идеи»

Направление: Методические разработки уроков

(конструкт урока пот ФГОС)

Тема: Мы открываем Антарктиду

Васюкова Г.Т., учитель географии

МКОУ Тавринская СОШ

Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты. Для обучающихся они представлены как интегративная характеристика предметного, метапредметного и личностного результатов. ФГОС на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД).

Овладение ими создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Актуальность и значимость данной работы заключается в том, что в 2015-2016 учебном году учителя-предметники основной школы приступят к работе в соответствии с требованиями стандарта второго поколения. В своей педагогической деятельности выдвинула следующие задачи:

изучить нормативно-правовые документы по ФГОС;

познакомиться с опытом работы учителей начальной школы и учителей географии МО Красноуфимский округ, которые в 2012-2013 учебном году перешли на новые стандарты в 5 классе.

внести изменения в методические и дидактические материалы с точки зрения развития УУД.

На заседаниях РМО учителей географии в 2012-2013 учебном году изучались нормативно-правовые документы по ФГОС, образовательные технологии, универсальные учебные действия на уроках географии. В своей педагогической деятельности и коллег (по результатам анкет) наиболее актуальными проблемными стали вопросы планирования уроков, составления рабочих программ, конструкта урока, учебно-познавательных заданий в соответствии с требованиями ФГОС, т.е. внесение изменений в методическую систему.

Цель данной работы – проектировать методическую разработку конструкта урока по географии в 7 классе при изучении темы «Антарктида».

Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание приемов и средств, технологий формирования познавательных УУД в соответствии с ФГОС.

Разработать конструкт одного урока, с учетом технологии, методов для развития

Объект исследования: методическая система учителя географии.

Предмет исследования : конструкт урока

Методы и приемы организации работы.

Методы обучения, применяемые на уроке с использованием ИКТ, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский. Приемы — это познавательные акты, организуемые учителем и выполняемые учениками. Применяемые приемы – разъяснение с применением презентации, решение задач, поиск решения проблемы, прогнозирование.

Источник

Поисково — исследовательская работа: «Открытие Антарктиды»

М униципальная научно-практическая конференция школьников Тогучинского района

Поисково – исследовательская работа по теме: « Русский характер в судьбе

Работу выполнил: Почебутов Данил Евгеньевич.

Ученик 6 класса. 12 лет.

Руководитель : Медведева Ольга Владимировна .

Учитель географии высшей категории Пойменной средней школы.

МКОУ Тогучинского района «Пойменная средняя школа»

28 января (16 января по старому стилю) Россия отметила юбилейную дату — 200 лет со дня открытия Антарктиды. Меня заинтересовало это событие, и я захотел больше узнать о нём.

Изучая на уроке географии тему: «Открытие Антарктиды », я задумался, почему именно русские путешественники открыли самый суровый и далекий материк Земли ?

Читайте также:  Естественный способ задания движения точки заключается

И зучить и исследовать отличительные черты русского характера, сыгравшие роль в судьбе открытия Антарктиды и их проявление у русских мореплавателей в этом событии.

· Выявить особенные черты характера русских, определяющие их менталитет;

· Сформировать представления о своеобразии и уникальности характера русских путешественников, их роли в открытии и исследовании Антарктиды;

· Способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию умений и навыков в работе с различными источниками информации.

· На примерах героической жизни первооткрывателей Антарктиды, способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели и преодолевать любые трудности.

Уже в далекие времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая земля, богатая драгоценными камнями. (Приложение 1)

О ней ходили легенды. Не раз отважные моряки отправлялись на поиски таинственной земли, но увидеть загадочный материк никому не удавалось. (Приложение 2)

Ещё в 1772 году английский путешественник Джеймс Кук, пытался пробиться к ней, но встретив огромные ледяные поля и айсберги, решил, что никакой южной Земли не существует. Возвратясь из плавания, он

писал: «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытыми льдинами морях в поисках Южного материка, настолько велик, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне». (Приложение 3)

Путешествие в Антарктиду – это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма, отдачи все х сил, способностей, знаний и даже собственной жизни.

Я задумывался над тем, что у каждого народа есть свой национальный характер. Он своеобразен и уникален и у русских, что сыграло важную роль в героическом открытии Антарктиды.

Отражением народной мудрости являются литературные и музыкальные источники: пословицы и поговорки, басни, романы, сказки и былины, песни и романсы, которые показывают качества, присущие русскому человеку, раскрывают русский национальный характер, русский менталитет. (Приложение 4)

На основе изученных мною сборников пословиц и поговорок, басен, сказок и былин, песен, легенд, художественных и музыкальных произведений (Приложение 5), я обнаружил, что можно выделить такие черты русского характера, значимые для величайшего географического открытия:

v Смелость, отвага, удаль;

v Сплочённость и единство;

v Терпеливость, сила воли (духа);

v Настойчивость и упорство;

Проведя анкетирование среди учителей, учащихся школы и жителей посёлка (Приложение 6), я выявил, какими чертами характера обладает русский человек. На первом месте – доброта, на втором – мужество. На третьем – настойчивость и упорство, на четвёртом – сила воли, а на пятом – тяга к риску.

Начало XIX века ознаменовалось важнейшим открытием мирового значения, честь которого принадлежит именно русским морякам. В 1819 году русский царь Александр I, пойдя на большой риск, снарядил экспедицию в те воды, где гигантские, непроходимые льды охраняли дальние подступы к южному полюсу. (Приложение 7)

Главным инициатором экспедиции и автором инструкций для начальника экспедиции был капитан – командор, яркий патриот своей страны И.Ф. Крузенштерн. Он подчёркивал: «Славу такого предприятия не должны допускать отнять у нас». (Приложение 8)

Предприятие было для того времени чрезвычайно смелой попыткой плавания. Нашлись и люди, которых не устрашило слово «никогда», написанное Джеймсом Куком. Возглавил экспедицию опытный мореплаватель, капитан 2 ранга, участник первого русского кругосветного плавания Фаддей Беллинсгаузен, поднявший свой рейд – вымпел на шлюпе «Восток». Это был сорокалетний плотный человек, с неторопливыми движениями, спокойным голосом и добрыми глазами. Моряки знали и любили его за терпеливый, ровный характер и за то, что море для него было дороже всего на свете. Товарищи по службе всегда отмечали в Беллинсгаузене упорство и настойчивость – едва ли не самые главные качества, нужные для плавания в неведомых водах. Его заместителем, командиром шлюпа «Мирный» стал лейтенант, флотоводец Михаил Лазарев. Два русских адмирала, покорители морей и океанов, бесстрашные, мужественные рыцари штурвала и кортика. Экипаж судов состоял из опытных, бывалых моряков. Им было дано задание: «Употребить всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколько можно ближе к Южному полюсу, отыскивая неизвестные земли, и не оставить сего предприятия иначе, как при непреодолимых препятствиях». (Приложение 9)

16 (4) июля 1819 года «Восток» и «Мирный» после длительной и тщательной подготовки из Кронштадта отправились совершать кругосветное путешествие в высоких южных широтах. Это были парусные деревянные судёнышки, не достигающие в длину и сорока метров. Борта кораблей невысоко приподняты над водой. В них поблёскивали стёкла кают. На палубе не было ни рубки, ни капитанского мостика. Лишь в кормовой части выделялся высокий помост (шканцы). Кутаясь в шинель,

там стоял вахтенный офицер. Трюмы пришлось загрузить продовольствием и дровами. Парусные суда были малопригодны для такой экспедиции. Один из кораблей был тихоходнее другого, что очень мешало плаванию. «Восток» и «Мирный» были совершенно разнотипными судами, различавшимися не только размерами. Мирный был удобнее «. как по крепости своей, так вместительности и покою, — писал Лазарев своему приятелю по возвращении из плавания, — один лишь недостаток против «Востока»… был ход. Но для чего посланы были суда, которые всегда должны держаться вместе, а, между прочим, такое неравенство в ходе. Эту загадку представляю тебе самому отгадать, а я не знаю». (Приложение 10)

Читайте также:  Сцифоидные медузы передвигаются каким способом

Медленно продвигались корабли на юг по Атлантическому океану. Трудно было привыкнуть к необыкновенно резким скачкам барометра, каких не знает северное полушарие. Барометр то падал так низко, что вахтенный офицер приказывал убавлять паруса, ожидая шторма. То внезапные страшные ураганы возникали «не предсказанными» барометром. За несколько минут океан, медленно и величаво кативший свои волны, превращался вмиг в кромешный ад. И откуда – то набежавшие тучи разражались ливнем или градом. Волны достигали высоты двухэтажного дома. Ветер срывал их верхушки, и мельчайшие брызги. Словно туман, носились в воздухе.

Южнее сороковых широт сразу стало холоднее. Первые льды встретились 1 января 1820 (20 декабря 1819) г., где были открыты острова в честь офицеров экспедиции лейтенантов Анненкова, Лескова, Торсона, Завадского. Остров Завадского оказался действующим вулканом высотой более 350 м. Мрачные тучи закрывали весь горизонт. Невесёлые места! (Приложение 11)

Дальнейшее плавание проходило в тяжелейших погодных условиях. Долгими неделями беспрестанно шёл снег, его сменяли сплошные туманы, корабли вынуждены были почти вслепую лавировать между огромными льдинами и целыми ледяными горами – айсбергами. Это было трудно и опасно. (Приложение 12). Ничтожными и жалкими казались корабли рядом с этими ледяными гигантами. Отвратительная холодная погода преследовала экспедицию. Во время снежных штормов температура опускалась до минус пяти градусов Цельсия, что при ураганном ветре соответствует температуре в минус двадцать градусов и ниже.

В кубрике и каютах было холодно и сыро. Плохо грели чугунные печки. Так как дрова на кораблях расходовали очень бережно. Что бы тепло ни уходило, люки закрывали просмолённой парусиной, в которую были вшиты куски слюды, пропускающие свет. Матросы работали в таких тяжелейших условиях не покладая рук, не знали ни одной минуты покоя. Тёплые фланелевые рубахи и шинели плохо защищали матросов от пронизывающего холода и сырости. Руки у них кровоточили от работы с обмёрзшей снастью, пропитанной солёной водой. А во время шторма они сутками оставались на палубе, заливаемой ледяными волнами. Каждую минуту суда могли быть раздавлены льдами или разбиты бурей. Но благодаря большому искусству, отваге и терпению капитанов и героической работе матросов, корабли не оставляя попыток плыли к югу, пробираясь между льдами. «В сей бесплодной стране, — писал приятелю Лазарев, — скитались мы или, лучше сказать, блуждали, как тени, целый месяц; беспрестанный снег, льды и туманы были причиной столь долгой описи. Ты из сего можешь иметь понятие о нашем лете, особенно, если сказать тебе, что термометр иногда при южных снежных штормах понижался до минус 4,5° морозу. Можешь судить, каково это в море при жестоком шторме!».

Обходя с востока тяжелые льды, русские 26 (14) января в первый раз пересекли южный полярный круг. «Где встретили матерой лед чрезвычайной высоты, — писал Лазарев,- и в прекрасный тогда вечер, смотря на салинге (вторая площадка мачты). Простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение, но удивительным сим зрелищем наслаждались мы недолго, ибо вскоре опять запасмурило и пошел по обыкновению снег. Отсюда продолжали мы путь свой к осту (востоку), покушаясь при всякой возможности к зюйду (югу), но всегда встречали льдинный материк. Кук задал нам такую задачу, что мы принуждены были подвергаться величайшим опасностям, чтобы, как говорится, «не ударить лицом в грязь».

28 (16) января 1820 года первый раз корабли подошли вплотную к берегу неведомого континента, моряки впервые увидели Антарктиду. Великое открытие свершилось. «Много раз корабли были в тяжелом положении. Пробегая между льдинными островами в ясную погоду, и надеясь на продолжение оной, забирались иногда в такую чащу, что в виду их было в одно время до полутора тысячи, и вдруг ясный день превращался в самый мрачный, ветер крепчал и шел снег, — горизонт наш иногда ограничивался не далее, как на 20 сажен. — писал М.П. Лазарев. (Приложение 13)

С началом Антарктической зимы, ночи стали длиннее, усилились морозы, участились штормы. Плавание среди льдов становилось все опаснее, сказывалось общее утомление команды от непрерывной суровой борьбы со стихией, шлюпы отправились для ремонта и отдыха в Австралийский порт Джексон (нынешний Сидней), разлучившись по договоренности, чтобы лучше осмотреть малоисследованную юго-восточную часть Индийского океана. Во второй половине апреля они встретились в Сиднее, где простояли месяц. Зимнее время было также использовано для исследовательского плавания в южной части Тихого океана. Результатом, которого было открытие островов Кутузова, Лазарева, Раевского, Волконского, Барклая – де Толи. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды изо льда айсбергов.

Читайте также:  Примеры организмов размножаются вегетативным способом

С наступлением весны «Восток» и «Мирный» снова отправились в высокие широты Южного полушария. И в середине декабря выдержали бурю при «такой великой мрачности, что едва на 30 сажень можно было видеть. Порывы ветра набегали ужасные, волны подымались в горы. » (Беллинсгаузен). Трижды еще русские пересекали полярный круг; два раза они не подходили близко к материку, в третий раз увидели явные признаки земли. Первые несколько попыток достигнуть неизвестных берегов успеха не принесли, но настойчивость и упорство мореплавателей в результате были вознаграждены. «. Из облаков блеснуло солнце, и лучи его осветили черные скалы высокого, нанесенного снегом острова. Вскоре опять наступила мрачность, ветер засвежел; и явившийся нам остров скрылся как призрак. 11 января утром. мы ясно увидели высокий остров, покрытый снегом, выключая чернеющиеся мысы и скалы, на которых он не мог держаться. В 5 часов пополудни мы были от острова в расстоянии 15 миль. но разбитый лед, густою массою окружавший со всех сторон остров, не дозволял к нему приблизиться. Матросы, поставленные на обеих шлюпках по вантам, прокричали трижды «ура». 21 (9) января 1821 года был открыт остров Петра 1, а 28 (16) январяБерег Александра 1. (На современных картах этот участок суши называется Землёй Александра 1). Обследовав затем и нанеся на карту Южные Шетландские острова, (Приложение 15) дав Южной земле имя «льдинный материк», совершив вокруг неё кругосветное плавание, девять раз приблизившись вплотную к его берегам, определив, таким образом, общие очертания Антарктиды и доказав, что это отдельный материк, а не продолжение уже известных земель. (Приложение 15)

Также провели важнейшие исследования в области океанографии. Ф. Ф. Беллинсгаузен впервые правильно объяснил причины, вызывающие морские течения (например, Канарское), происхождение водорослей Саргассова моря, а также коралловых островов в тропических областях. Помимо открытия Антарктиды были описаны и нанесены на карту двадцать шесть островов, проведен целый ряд метеорологических исследований. Шлюпы взяли курс к родным берегам. С остановками в Рио — де – Жанейро и Лиссабоне корабли возвратились в Балтику и 5 августа (24 июля) 1821года русские моряки, выполнив свой долг перед Родиной, встали на Крондштатском рейде. (Приложение 16)

Всего плавание продолжалось 751 день. За это время корабли 527 дней находились под парусами, ни разу против воли командиров не разлучаясь, потеряв за все время только двух человек, и в командах их не было ни одного серьезно больного. Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени. Два имени раз и навсегда вписываются в историю великих географических открытий: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев, которые впервые в истории человечества достигли загадочной земли в южном полушарии , долгое время будораживший воображение человечества. (Приложение 17)

Их путешествие стало последним крупным географическим обнаружением и завершило эпоху великих открытий. В честь первооткрывателей Антарктиды и кораблей экспедиции были названы научные станции в Антарктиде («Восток», «Мирный», «Новолазаревская»), моря Беллинсгаузена и Лазарева. Имена Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева носят крейсер, экспедиционные, ледокольные, транспортные и промысловые суда. Этим открытием русские моряки обогатили мировую науку, вписав новую замечательную страницу в книгу русской морской славы.

Мною была проведена поисково – исс ледовательская работа по изучению

отличительных черт русского характера, сыгравших роль в судьбе открытия Антарктиды .

Собирая материал, мне удалось встретиться библиотекарем СКДЦ с. Пойменное Перетокиной А.В., библиотекарем Пойменной СОШ Ефремовой Е.А, учителями литературы Трошиной С.В., Протопоповой Е.В., Ефремовой И.А., учителем музыки Пойменной СОШ Барабиной С.А..

Данная работа позволила углубить и расширить знания о русском менталитете. Мне эта тема показалась очень интересной, актуальной и необходимой в наше время, так как на примерах героической жизни первооткрывателей Антарктиды, формируются в людях такие лучшие черты характера, как: смелость, стойкость, сила воли, мужество, трудолюбие, любовь к родной стране. А щедрость русской земли на героев воспитывает и укрепляет в жителях нашей страны, района, села чувство патриотизма, гордости за соотечественников, за свою Родину, стремление достигать поставленные цели и преодолевать любые трудности.

Подводя итог моего поиска, я собрал фотографии, сборники художественных и музыкальных произведений, географические карты, видеоматериал.

Я остался доволен результатом своей работы. Собранный мною материал будет использоваться на классных часах в «Пойменной средней школе», в сельских библиотеках, на занятиях кружковой и внеурочной деятельности, уроках литературы и географии.

Источник

Оцените статью
Разные способы