Анатомия. Андреас Везалий, Николас ван Тюльп, Рюйш, Н.А. Бидлоо
Учение о наследственности и изменчивости.
Серьезным научным подтверждением эволюционной теории явилось открытие законов наследственности, которое сделал чешский естествоиспытатель Грегор Мендель. Он стал основоположником одного из важнейших направлений современной биологии-генетики. Мендель впервые установил правила генетического опыта: скрещивание линий одного вида, резко отличающихся по стабильным признакам; учет признаков в первом и последующих поколениях гибридов; строгий количественный учет результатов эксперимента. Мендель пришел к заключению, что растения содержат наследственные факторы, которые при скрещивании передаются потомству и переходят от поколения к поколению. Он впервые заговорил о дискретных наследственных единицах, которые позднее назовут «генами». Мендель установил законы наследственности и изложил их в труде «Опыты над растительными гибридами». В 1901 найдена и опубликована повторно работа Менделя . С этого времени ведет свое начало экспериментальная генетика-наука о наследственности и изменчивости организмов. Бурное развитие генетики привело к формированию новых научных направлений — молекулярной генетики и молекулярной биологии.
В 17 веке центр анатомических исследований из Италии переместился во Францию, Англию и особенно в Нидерланды. Крупнейшая анатомическая школа того времени сформировалась в стенах Лейденского университета. В России начало анатомических исследований связано с эпохой Петра I. В 1699 Петр учредил курс лекций по анатомии с демонстрациями на трупах. В 1707 в Москве при Генеральном госпитале была основана первая в России госпитальная школа. Преподавание анатомии с первых шагов велось на естественнонаучной основе. Вначале при обучении студентов использовали учебники иностранных авторов, затем лучшие из них стали переводить на русский язык.
Андреас Везалий. Основоположник современной научной анатомии. Он не только исправил ошибки своих предшественников и значительно расширил анатомические знания, — он обобщил и систематизировал их.
Николас ван Тюльп. Известен своими исследованиями по сравнительной анатомии, — он впервые изучил строение человекообразной обезьяны в сравнении с человеческим организмом.
Рюйш. Изобрел оригинальный способ бальзамирования трупов, создал первый анатомический музей.
Н.А. Бидлоо. Основал первую госпитальную школу — Московскую медико-хирургическую школу, составил весьма ценное рукописное руководство «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре» на латинском языке
Источник
История бальзамирования: от египетских мумий до наших дней
Практика сохранения человеческого тела после его смерти известна с древних времен. На протяжении мировой истории люди пытались остановить время и увековечить облик человека в различных изображениях, скульптурах и прочих произведениях искусства. Бальзамирование в своей основе имеет схожий смысл: так же как древние люди, считая сохранение тела условием благополучной жизни души на том свете, пытались позаботиться о своих родных, современный человек старается отсрочить прощание с умершим, используя химические растворы для предохранения его прижизненного вида.
Культура Чинчорро
Вопреки широко распространенному мнению, бальзамирование не является изобретением египтян. Хотя жрецы Древнего Египта в совершенстве для своего времени овладели искусством мумификации, самой древней культурой, практиковавшей ритуальное предохранение тел умерших, является южноамериканская культура Чинчорро, проживающая на территориях современных Перу и Чили 9 – 4 тысяч лет до н.э. Возраст древнейшей из искусственных мумий Чинчорро составляет около 7 тысяч лет (5050 тыс. до н.э), что на 2 тысячелетия больше, чем самая ранняя мумия, обнаруженная на территории Египта (3000 до н.э.).
У Чинчорро существовало несколько способов мумификации, однако процесс подготовки тела на протяжении тысячелетий изменялся не сильно. Чинчорро расчленяли труп, отделяя конечности и голову. С тела снимали кожу и каменными скребками отделяли от костей мягкие ткани, мышцы и органы, включая мозг. Кости затем высушивались с помощью горячего пепла или углей. Затем тело восстанавливали: скелет укрепляли ветками, набивали травой, животной шерстью землей, песком и пр., после чего, прикрепив конечности, покрывали собранного конструкта белым пепельным составом или глиной. Тот же состав использовали для того, чтобы воссоздать облик умершего. На тело надевали кожу, при необходимости сшивая отдельные куски или заменяя отсутствующие шкурой животных, а также парик из человеческих волос. В конце этой многодневной процедуры получившуюся мумию окрашивали черным марганцем.
Впоследствии Чинчорро усовершенствовали эту технику: вместо расчленения для удаления внутренних органов и высушивания трупа в нижней и верхней части корпуса стали делать специальные надрезы. Набив тело растительным материалом для придания ему человеческого вида, они сшивали на нем кожу с помощью красных водорослей, и закрывали лицо глиняной маской. Мумию окрашивали в красную охру или полностью покрывали смесью из глины, песка и рыбьего жира.
Древний Египет
Самые совершенные техники предохранения трупа от разложения в Древнем мире бесспорно принадлежат египтянам. По их представлениям, бальзамирование тела было необходимо для обеспечения умершему бессмертия на том свете: после смерти обработанной бальзамирующими составами тело должно было быть «возрождено» жрецами, чтобы душа на том свете могла воссоединиться с ним и предстать перед судом бога подземного мира Анубиса. Чтобы вынести свой вердикт, Анубис взвешивал сердце человека на специальных весах с помощью пера богини истины Маат – если сердце было легче, душа отправлялась на небеса к Осирису, в противном случае ее пожирала демоница Аммит. Сердце таким образом буквально являлось ключом от загробной жизни.
Самые древние из обнаруженных на территории Древнего Египта забальзамированных мумий относятся к 3 тысячелетию до н.э. и выполнены достаточно примитивно: из тел вынимали внутренние органы и заполняли образовавшиеся полости пропитанными благовониями льняными тряпками. К середине 1-го тысячелетия египетские бальзамировщики значительно усовершенствовали свое мастерство, превратив мумификацию в сложную многоступенчатую процедуру.
Процесс бальзамирования начинали с извлечения головного мозга. Для этого, как правило, использовали острый крючок, который вставляли в ноздри, и с его помощью вычищали черепную коробку. Оставшуюся ткань растворяли различными настоями и сливали. Затем на левом боку тела делался надрез ритуальным кремниевым ножом и вынимали из тела все внутренности за исключением почек и сердца. Легкие, печень, желудок и кишки тщательно промывали пальмовым маслом и, если их не возвращали обратно в тело, погружали в сосуды-канопы с пальмовым вином, которые впоследствии хоронили вместе с покойником. Тело тщательно промывали вином и различными специями, а затем наполняли его пахучими смолами или природным битумом. Затем его в течение многих дней вымачивали в растворах натриевых солей. Мумии особенно богатых египтян перед пеленанием также золотили.
По окончании всех подготовительных процедур, бальзамировщики приступали к пеленанию мумии. Пальцы на руках и ногах, конечности, голову и тело тщательно забинтовывали специальными льняными или виссонными тканями, пропитанными камедью и клеем. Весь этот процесс мог длиться от 40 до 70 дней.
Существовали и более дешевые методы бальзамирования с использованием селитры, кедрового масла, настоя александрийского листа и кассии, которые были доступны даже довольно бедным семьям.
Древнейшая из европейских мумий, подвергнутых процедурам для предотвращения разложения, была обнаружена в захоронении неподалеку от города Осорно в Испании: труп возрастом около 5 тысяч лет был тщательно обработан составом киновари, обеспечившим его сохранение на многие столетия. Однако как таковая практика бальзамирования долгое время не имела распространения в Европе, хотя и была известна жителям Древней Греции и Рима вероятно за счет контакта с египтянами.
Согласно трудам средневековых ученых, бальзамирование в Европе начало распространяться только в V веке н.э., однако вплоть до XIII века бальзамировали в основном трупы выдающихся правителей или богачей, чтобы сохранить их тело в склепах. Разработкой методов предохранения трупа занимался Леонардо да Винчи, который использовал для этого смесь скипидара, камфоры, лавандового масла, киновари, канифоли, нитрата натрия и нитрата калия, а также инъекции жидкого воска во внутренние органы. Впоследствии анатомы предлагали альтернативные составы и процедуры. Например, Питер ван Форест (XVв.) так производил процесс бальзамирования. Из тела извлекались органы, а затем его изнутри промывали холодной водой и смесью aqua vitae (водный раствор этилового спирта) с уксусом, полынью алоэ, колонцинта и поваренной соли. Затем его наполняли пудрой из толченных благовонных трав и специй, и пропитанными вышеприведенным средством хлопковыми тряпками, после чего оборачивали покрытой воском или пропитанными смолой тканью.
Большую известность у медиков эпохи Возрождения также заработал и liquor balsamicum Фридриха Рюйша, который использовал для бальзамирования свернувшуюся свиную кровь и оксид ртути. Коллекцию забальзамированных частей тела и животных у Рюйша в 1717 году приобрел Петр I.
Предшественники современных патологоанатомов
Развитие медицины позволило использовать для бальзамирования артериальную сеть тела, что позволило значительно увеличить срок сохранения тела от разложения. Пионером в этом направлении стал английский врач Уильям Гарвей, сформулировавший современную теорию кровообращения, и его тезка, шотландский ученый Уильям Хантер, который первым стал использовать методы артериального и полостного бальзамирования для предохранения трупов.
До начала XX столетия в качестве основного химиката при бальзамировании использовали мышьяк. Открытие формальдегида немецким ученым Августом Вильгельмом фон Гофманов в 1869 вывело эту процедуру на новый уровень. Его исследования легли в основу современных способов сохранения трупов, а формальдегид до сих пор считается одним из лучших консервантов, который предотвращает процессы разложения и уничтожает практически все микроорганизмы, грибки и плесень.
Бальзамирование как сфера развлечения и педагогики
В Новое время бальзамирование из сферы погребения и научных экспериментов постепенно переместилось в познавательно-развлекательную сферу: тела политиков и крупных ученых стали обрабатывать бальзамирующими растворами, чтобы выставить на показ публике в музеях и мавзолеях. Первым таким «экспонатом» стал датский принц Карл-Евгений Круа, который более 190 лет дожидался своего захоронения в церкви Нигулисте в Таллине. В 1881 году забальзамировано для анатомических уроков по его собственному завещанию было тело Николая Пирогова, которое сегодня хранится в усыпальнице в принадлежавшей ему усадьбе Вишня. Не стоит и упоминать таких исторических «знаменитостей», подвергнутых бальзамированию и выставленных напоказ как Владимира Ильича Ленина, Иосифа Виссарионовича Сталина, китайского партийного лидера Мао Цзэдуна и руководителя КНДР Ким Чен Ира – каждая из историй их бальзамирования и погребения заслуживают отдельной статьи.
Возможно, вам будет интересно:
Источник
Тайна Н.И. Пирогова
*Пятилетний импакт фактор РИНЦ за 2020 г.
Читайте в новом номере
ММА им. И.М. Сеченова
История болезни и смерти Н.И. Пирогова давно стала хрестоматийной деонтологической “ситуационной задачей” для студентов-медиков, которая иллюстрирует, как вести себя с больным, говорить или не говорить правду онкологическим больным и т.д. Но это не просто “ситуационная задача”, это одна из многочисленных загадок, которые сопровождали Н.И. Пирогова всю жизнь и даже после его смерти.
Обратимся к истории болезни Н.И. Пирогова, которую вел доктор С. Шкляревский (врач Киевского военного госпиталя). В начале 1881 г. Пирогов обратил внимание на боль и раздражение на слизистой твердого неба. Вскоре образовалась язвочка, но выделений не было. Больной перешел на молочную диету. Тем не менее язвочка увеличивалась. Попытки прикрывать ее кусочками бумаги, смазанной и пропитанной густым отваром льняного семени, не дали эффекта. Первыми консультантами были Н.В. Склифосовский и И.В. Бертенсон. 24 мая 1881 г. Н.В. Склифосовский установил наличие рака верхней челюсти и считал необходимым срочно оперировать больного. Трудно предположить, что Н.И. Пирогов, блестящий хирург, диагност, через руки которого прошли десятки онкологических больных, не мог сам поставить диагноз.
Известие о том, что у него злокачественная опухоль, повергло Николая Ивановича в тяжелейшую депрессию. Отказавшись от операции, он уезжает к своему ученику Т. Бильроту в Вену на консультацию в сопровождении его второй жены Александры Антоновны и личного врача С. Шкляревского.
В Вене Т. Бильрот осмотрел больного, убедился в тяжелом диагнозе, однако понял, что операция невозможна из-за тяжелого морального и физического состояния больного, поэтому он “отверг диагноз”, поставленный российскими врачами. Этот обман “воскресил” Пирогова: “Ну, если Вы мне это говорите — то я успокаиваюсь”. Был назначен отвар льняного семени и полоскание рта раствором квасцов.
Николай Иванович вернулся домой успокоенный. Несмотря на прогрессирование болезни, убеждение, что это не рак, помогало ему жить, даже консультировать больных, участвовать в юбилейных торжествах, посвященных 70-летию со дня его рождения.
Последний год своей жизни Н.И. Пирогов жил в имении Вишня, где продолжал писать свой “дневник старого врача”. До последних дней он работал над рукописью. 22 октября 1881 г. Николай Иванович писал: “Ой, скорей, скорей! Худо, худо! Так, пожалуй, не успею и половины петербургской жизни описать”. Он не успел. Рукопись осталась незаконченной, последнее предложение великого ученого обрывалось на полуслове. Много загадок из жизни Н.И. Пирогова хранит эта рукопись. Одна из них связана со смертью и бальзамированием его тела.
Умер Н.И. Пирогов в 20 ч. 25 мин. 23 ноября 1881 г. По его желанию тело было забальзамировано. Бальзамирование проводил доктор Д.И. Выводцев из Петербургской медико-хирургической академии путем впрыскивания раствора тимола в сонную и бедренную артерии, без вскрытия черепной, брюшной и грудной полостей. Доктор Д.И. Выводцев не был новичком в деле бальзамирования. В 1870 г. он выпустил свою работу под названием “О бальзамировании вообще и о новейшем способе бальзамирования трупов без вскрытия полостей, посредством салициловой кислоты и тимола”, которая была практически единственной в России книгой по бальзамированию. Перед бальзамированием Д.И. Выводцев вырезал часть опухоли, занимавшей всю правую половину верхней челюсти и распространившейся по полости носа. Опухоль была исследована в Петербурге — у Н.И. Пирогова оказался характерный “роговой рак”.
Почему же Н.И. Пирогова позволили бальзамировать после смерти и его труп до сегодняшнего дня хранится в семейной усыпальнице в с. Вишня под Винницей (Украина)? Обратимся к истокам в истории бальзамирования. Искусством бальзамирования владели древние египтяне, их сохранившиеся в превосходном состоянии мумии насчитывают более 2000 лет. Относительно того, кто изобрел бальзамирование, существует много мифов и легенд. Многие полагают, “что это был Гермес, который набальзамировал труп египетского царя Озириса”.1 По историческим сведениям бальзамирование трупов в Египте получило свое начало с гигиенической целью, чтобы предотвратить гниение. С этим трудно согласиться, т.к. в пустынях Египта трупы быстро высыхали под действием палящего зноя, превращаясь в мумию желто-бурого цвета. Подобные мумии очень долго сохранялись без изменений и обнаруживались в громадных количествах на кладбищах Египта. Тогда в чем же дело? По верованиям древних египтян, душа человека после очищения от грехов переселялась в свое физическое тело, тем самым обретая бессмертие. Необходимо было сохранить тело умершего в таком виде, каким оно было при жизни на земле, чтобы душа умершего обрела бессмертие. Вера в загробную жизнь, в бессмертие души — вот единственная причина тщательного бальзамирования тела у древних египтян.
Обратимся к последним абзацам “Дневника старого врача”, написанным за несколько дней до смерти. Его дневник обрывается на воспоминаниях о первой жене Екатерине Дмитриевне (урожденной Березиной):
“В первый раз я пожелал бессмертия — загробной жизни. Это сделала любовь. Захотелось, чтобы любовь была вечна — так она была сладка. Со временем я узнал по опыту, что не одна только любовь составляет причину желанию вечно жить.
Вера в бессмертие основана на чем-то еще более высшем, чем сама любовь. Теперь я верю, или, вернее, желаю в бессмертие не потому только, что любовью жизни за любовь мою — и истинную любовь — ко второй жене и детям (от первой), нет, моя вера в бессмертие основана теперь на другом нравственном начале, на другом идеале”.1
На этом обрывается навсегда дневник Н.И. Пирогова. С мыслями о бессмертии уходит он из этой жизни.
Вопрос о бальзамировании своего тела возник, по-видимому, у Н.И. Пирогова не накануне своей смерти. К этому надо было подготовиться, т.к. способ бальзамирования был не прост и специалистов в России по бальзамированию было немного. Обратимся к истории.
По работам древнегреческого ученого Геродота (V в. до н.э.), существовало много разных способов бальзамирования (для разных слоев населения). Самый дорогой включал в себя обязательное удаление мозга через полость носа посредством железного крючка, или вытягивающей жидкости. Второй способ включал в себя разрезание живота, удаление внутренностей, промывание пальмовым вином, заполнение полости живота порошком из битуминозной глины, извести, азотнокислого калия, углекислого, сернокислого и солянокислого натрия, смолы и кореньев, воск. Пальмовое вино, употребляемое у древних египтян для бальзамирования, приготовлялось из плодов финикового дерева. Весь процесс сопровождался ритуальными заклинаниями. Как например: “О ты, солнце, верховный властитель, и вы, о боги, дарующие людям жизнь, примите меня к себе и позвольте жить с вами!” Заканчивали бальзамирование погружением тела, брюшная полость которого была заполнена вышеуказанным составом, в сосуд с воском и смолой и в продолжении нескольких дней держали на слабом огне. После этого обрабатывали дубильными веществами, высушивали и обвивали бинтами, смоченными в танине, воске, смоле.
Древнеегипетские способы бальзамирования были записаны на папирусах, но постепенно о них забыли. В средневековье бальзамированием почти не пользовались, и вспомнили о нем в Европе в эпоху Возрождения. В Европе бальзамирование начинает завоевывать себе место в медицинской науке в конце XV в. для сохранения тел властвующих особ, для транспортировки с мест сражений, для анатомических музеев и т.д. (религиозный мотив отсутствует). Французские врачи употребляли murrhaceum: поваренная соль, квасцы, мирро, алоэ, уксус и др. Обязательным элементом европейского бальзамирования оставалось удаление внутренних органов — “потрошение”. Так бальзамировали тело Людовика XIII — короля Франции, Александра I — русского царя. В 1835 г. итальянский врач Транчини вводит новый способ бальзамирования без вскрытия полостей с инъецированием крупных сосудов раствором мышьяка и киновари.
В 1845 г. для бальзамирования без вскрытия и удаления внутренних органов стали использовать хлористый цинк. В России этот метод очень быстро нашел себе применение. Профессор Грубер и Лесгафт бальзамировали тела императора Александра II и императрицы Марии Александровны.
Итак, Н.И. Пирогова бальзамировал доктор Д.И. Выводцев по своему новейшему способу, используя салициловую кислоту и тимол, глицерин, он инъецировал ими как крупные стволы, так и мелкие сосуды. Перед началом бальзамирования необходимо было вскрыть вены, чтобы вышла вся кровь. Без сомнения, бальзамирование могло быть эффективным, только если оно проведено вскоре после смерти. Следовательно, к бальзамированию Н.И. Пирогова готовились заранее. Бальзамирование проводил лучший специалист в России в этой области. Метод был самым эффективным. Но зачем? Перевозить тело никуда не требовалось, Н.И. Пирогов оставался в своем фамильном склепе. Походить на царствующие особы после смерти? Но тщеславие по воспоминаниям современников было чуждым Н.И. Пирогову. По словам консерватора при Анатомическом институте д-ра Эндрихипского, бальзамирование трупов богатых и знатных людей в Петербурге в 80-е гг. прошлого столетия было своего рода модой. С этим трудно согласиться. Похороны были довольно скромные. Единственное, что остается — это стремление к бессмертию. Можно предположить, что разгадка заключена в религиозно-философских взглядах Н.И. Пирогова.
Очень интересны религиозно-философские взгляды Н.И. Пирогова, его духовные искания и непростой путь к вере: “Я должен привести себя в ясность, насколько я материалист; эта кличка мне не по нутру. ” “Я сделался , но не вдруг, как многие неофиты, и не без борьбы, верующим”. Религиозно-философские взгляды Н.И. Пирогова отражены в двух редакциях статьи “Вопросы жизни”, где он обращается к учению Иисуса Христа, призывает к борьбе с самим собой, со своей двойственностью, с противоречивостью внешнего и внутреннего человека. Что же заставило Пирогова отказаться от погребения и оставить свое тело на земле? Эта загадка Н.И. Пирогова будет долго еще не разгаданной.
Источник