Изобразительные материалы способы их использования

Консультация для воспитателя «Изобразительные материалы и инструменты, применяемые в работе с дошкольниками»

Мельникова Оксана
Консультация для воспитателя «Изобразительные материалы и инструменты, применяемые в работе с дошкольниками»

Консультация для воспитателя «Изобразительные материалы и инструменты, применяемые в работе с дошкольниками»

Техника – это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести до зрителя замысел своего произведения.

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т. п., умение использовать художественные возможности этого материала;

В более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.

Таким образом,Техника рисунка – владение материалами и инструментами, способы их использования для изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.

Изобразительное искусство располагает многообразием ма­териалов и техник. Конечно, не все из них можно использо­вать в детском саду. Некоторые слишком сложны для детей, некоторые требуют специальной подготовки, что в условиях детского сада не представляется возможным. Однако некото­рое расширение знаний о художественных материалах по срав­нению с существующим все же необходимо.

Материалы могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.

Неоформленные — бумага, ткань, нитки, проволока, фоль­га, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Ребенок эмо­ционально реагирует на каждый из этих материалов, связывая его с каким-либо реальным образом. Он создает что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материала.

Полуоформленные несут в себе какую-то изначально за­данную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусст­венные и природные. Искусственные — коробки, пробки, де­тали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бусы и т. д. По-своему видоизменяя их, дети создают новые целостные композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам-конструкторам: когда ребенок строит что-либо из коробок, он складывает и закрепляет их различными способами, и такая постройка ассоциируется у него с чем-то виденным в действительности.

Природные — опавшие плоды, веточки, листья, цветы и др. Из них можно создавать оригинальные поделки. Красота ес­тественных красок и форм способствует развитию эстетичес­кого восприятия. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного, но и развивается способность находить творческое применение всем этим предметам. Занимаясь с различными подобными материалами, ребенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обо­гащает свои знания и умения.

Педагог должен как можно лучше знать особенности раз­личных изобразительных материалов, чтобы правильно подби­рать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в от­дельности.

Каждая техника предполагает использование различных инструментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рас­смотрим особенности каждого инструмента.

Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко вы­делить линию контура, точнее всего передать форму и кон­струкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с мно­гократными повторными движениями (сверху вниз, слева на­право или же по косой). Чем большую поверхность нужно за­красить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладе­ние карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок — основа изображения.

Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут об­ладать специфическим запахом, при соприкосновении с бума­гой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как кон­турно, так и штрихом.

Кисти — колонковые, беличьи, щетинные. Щетинные кисти предназначены для работы масляными красками, но могут быть использованы и в живописи темперными и гуашевыми красками («набрызг» — встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки, «сухая» кисть — для передачи фактуры пушистой шерсти животных). Беличьи и ко­лонковые кисти используются в основном в акварели и гуаши. По форме они бывают плоские и круглые. Величину кисти обо­значают номером. Номера плоских кистей соответствуют их ши­рине в миллиметрах, а номера круглых кистей — диаметру (также выраженному в миллиметрах).

Кисть — мягкая. Работа с ней не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает на­пряжение руки, характерное для работы с карандашом, поэ­тому при работе с кистью рука устает меньше. Линия контура кистью получается расплывчатой, недостаточно четкой. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверх­ности рисунка без затраты усилий. Рисуя кистью, можно по­лучить широкую линию, если опереться всем ворсом, и тонкую, если касаться бумаги только ее концом. Научившись прикла­дывать кисть ворсом плашмя, ребенок получает в свободное распоряжение прием «примакивание», с помощью которого мо­гут создаваться разнообразные элементы узора (цветы, лис­тья, лепестки). Однако мягкий ворс кисти портится при неот­рывном движении кисти туда-обратно. Краски — акварельные, гуашь, масляные, темперные. Ак­варельные — водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с ме­дом или сахарным сиропом. Выпускаются сухие — в виде пли­ток, полусырые — в фарфоровых чашечках или полужидкие — в тюбиках. Акварелью можно писать по сухой или сырой бу­маге сразу, в полную силу цвета, а можно работать лессиров­ками, постепенно уточняя цветовые отношения натуры.

Читайте также:  Клопы постельные способы передачи

Гуашь — водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Эти краски после высыхания быстро светлеют и нужен немалый опыт, чтобы предвидеть степень изменения их тона и цвета, Гуашевыми красками пишут на бумаге, кар­тоне, фанере. Готовые работы имеют матовую бархатистую поверхность.

Масляные — красители, смешанные с растительным мас­лом: льняным, маковым или ореховым. От воздействия света и воздуха масляные краски постепенно затвердевают. Многие основы (холст, дерево, картон) перед работой на них красками загрунтовывают.

Темперные — водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. В настоящее время производятся также полу­жидкие краски, заключенные в тюбики и изготовленные на желтке. Темперными красками можно писать густо, как мас­ляными, или жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Недостатком является разница в оттенках сырой и высохшей краски. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком, устраняющим эту матовость.

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достичь, используя разные способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т. д., а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. Сочетание разных материалов в одном рисунке позволяет добиваться большей выразительности изображения.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольни­ков. Так, например, начинать работу в этом направле­нии следует с таких техник, как рисование пальчика­ми, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят худо­жественный образ, создаваемый с помощью более слож­ных: кляксографии, монотипии и т. п.

«Художественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста». Слайд 2 Процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Использование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Консультация для педагогов «Аттестационное портфолио. Рецензия на материалы проекта» Уважаемые коллеги! Наступивший учебный год для многих из нас связан с грядущей аттестацией. Аттестационное портфолио, как правило, предполагает.

Консультация для родителей «Самодельные инструменты — это интересно. Как изготовить дома самодельные шумовые инструменты» Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать.

Консультация для родителей. Альбом «Технические материалы для рисования с детьми дошкольного возраста» Добрый день, уважаемые коллеги! Часто родители задают вопрос о том, чем заняться с ребенком в свободное время. Занятий с детьми великое.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Консультация «Роль голоса в работе воспитателя» В совершенствовании профессиональной подготовки воспитателя детского сада важная роль отводится умению владеть своим голосом. Гибкий, послушный,.

Опорные схемы в работе с дошкольниками Проводя работу с дошкольниками по образовательной области «речевое развитие» (связная речь) сталкиваемся с такой трудностью, детям тяжело.

Источник

Традиционные материалы для рисования и способы их использования

Анна Петренко
Традиционные материалы для рисования и способы их использования

Изображения в рисунках создаются при помощи разнообразных материалов. Художники в своем творчестве используют разные материалы: краски (масляные, гуашь, акварель, соус, уголь, сангину, пастель и другие. И в детском творчестве также необходимо включать разные краски, карандаши, мелки и т. п. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными, возможностями. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Читайте также:  Способы конструктивного решения конфликтов

Материалы, которые мы предлагаем детям для рисования, имеет свою специфику, свои выразительные возможности с этим мы знакомим детей на занятиях.

— Карандаш. Например, карандаш – при работе с ним рука чувствует сопротивления материала. Карандашом можно резко очертить контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменения цвета достигается изменением силы нажима на карандаш. Карандашом можно провести широкую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, а закрашивания рисунка связно с многократным повторением движения.

— Кисти. Для рисования детям даю разные кисти (мягкие круглые; плоские мягкие и жесткие щетинные,разных размеров: тонкие с 1 по 5 номер и круглые кисти с 10 по 18 номера. Кисть мягкая – рисование его не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительно. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе с карандашом. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрыть цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий. Очень важно отметить, что рисование кистью очень облегчает работу маленькому художнику, так как в этом возрасте сила и точность рук плохо сформирована. Но зато работа с кистью уменьшается ощущения характера движений. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. Чтобы рисунки получались выразительными, радовали детей, я учу их владеть различными способами работы кистью.

Часто отдается предпочтение то одному, то другому материалу. Так, если отрабатывается только техника карандашного рисунка, дети переносят её на работу с кистью, например при рисовании вертикальных и горизонтальных линий ведут кисть сбоку линии. Закрашивая рисунок, дети часто водят кисть туда обратно, не отрывая её от бумаги, как при закрашивании карандашом. Чтобы этого не происходило, необходимо одновременно учить способам работы и карандашом, и кистью, подчеркивая различия межу ними.

— Гуашь. Первые краски, с которыми знакомились малыши и которыми учатся рисовать,- гуашь. Гуашь – кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания её можно накладывать цвет на цвет. Чтобы получить более светлый тон, того или иного цвета, к краске добавляются белила. При этом нужно брать немного краски и в нее постепенно добавлять белила, добиваясь нужного оттенка. Гуашевыми красками рисуют во всех группах детского сада. В младших группах при рисовании гуашью даю в готовом виде 3 — 4 цвета. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре.

— Акварель. На занятиях детям даю работать и акварелью. Для получения более светлого тона акварельные краски разбавляются водой. Для создания рисунка кисть нужно насыщать краской, линии следует проводить один раз. Чтобы ребята хорошо усвоили способы работы кистью, было проведено познавательное занятие «Королева кисточка». На этом занятии ребята узнали,чего не любит кисточка: вести кисть можно только в направлении по ворсу – иначе она лохматится и портится, а линии получаются неровными, некрасивые; нельзя оставлять кисть в воде, так как она быстро придет в негодность и так далее.

Иногда высказывается мнение, что в детском саду должно преобладать рисование краской, так как, это более легкий для детей материал, ярче и красочнее карандаша. Основываясь на этом, некоторые воспитателя совсем не проводят рисование карандашами. Такая точка зрения представляется неверной. Многие художники – педагоги подчеркивали необходимость овладения карандашным рисунком, особенно в дошкольном возрасте. Так, английский художник XVIII В. Д. Рейнольдс говорил в своих академических речах, что карандаш должен быть постоянным спутником учащихся.

Важное место занимал рисунок как вид изобразительного искусства в творчестве С. В. Серова. По свидетельству художников – современников, Серов никогда не расставался с карандашом, с ранних лет и до конца жизни. Так и П. И. Чистяков указывал, что без рисунка нет живописи.

Наиболее распространенными, используются для рисования в детском саду цветне карандаши. Для рисования используется и простой графический карандаш. Мы знакомим детей и с его особенностями.

Вместе с тем следует продумывать разнообразные изобразительные приемы в рисовании карандашом и кистью. Как правило, детям дается очень ограниченная техника работы этими материалами – в основном это рисование с последующим закрашиванием. Но не только цветные карандаши и краски могут быть использованы для создания изображения.

Рисовальное искусство обладает многообразием техник. Работа различными карандашами, углем, сангиной, соусом, мелом, пастель относится к «сухой технике». С самого начала введения новых материалов я учу детей правильно пользоваться ими, подчеркивая их отличия от уже знакомых. Так мы используем на занятиях:

Читайте также:  Способ ведения мяча баскетбол

Угольный карандаш – «ретушь» выглядит, как обыкновенный черный карандаш. Он позволяет получить более широкую линию матового бархатистого черного цвета. Этот карандаш очень хрупок, поэтому нужно учить детей рисовать им легко, без сильного нажима.

Сангина – короткие палочки – карандаши, завернутые в бумагу. Они бывают разнообразных оттенков коричневого цвета. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной ширины.

Фломастеры — для рисования хороши и фломастеры. Они должны использоваться наряду с другими материалами. Его применяют в разной изобразительной деятельности.

Восковые палочки — интересный материал для рисования. Очень хорошо подходит для рисования с детьми младшего дошкольного возраста. Особенностью является то, что они достаточно толстые, и сломать их тяжело. При их изготовлении используется растительная основа. Такие карандаши довольно мягкие, юным художникам почти не потребуется нажима для четкой и яркой линии, хватает их надолго. К тому же они не оставляют пятен, не липнут к рукам, не крошатся.

Мелки рисуют мягко и дают широкую фактурную линию.

К «мокрым» относится рисунок кистью в технике туши, мокрого соуса, акварели, гуаши. Благодаря технике «акварель по сырому» рисунки получаются более нежными, само изображение кажется живым и естественным. А насколько интересно ребенку видеть, как оживают краски, как они двигаются. Сливаются, превращаются! Надо помочь детям поверить в себя, направить их деятельность по пути красоты, качества и труда, поощряя и восторгаясь.

Совершенствуя текстуру по консистенции, мы пробуждаем в детях творчество. Если в нее добавить древесные опилки, то она приобретет зернистую, выпуклую текстуру. Так предлагаем на занятиях сделать краску-соль. Смешать обычную соль с гуашью, чтобы получилась густая пастообразная краска, как будто с песчинками внутри. Когда она высыхает, получается необычная фактура рисунка.

Имея достаточные навыки, знания о технике изображения, разнообразные материалы, ребенок сможет творчески подходить к передаче имеющихся у него представлений. Начиная с раннего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках.

В начале моей педагогической работы я видела в детских работах одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка — радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности просто необходимы, чтобы рисование удивляло и восхищало детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. На помощь мне пришли нетрадиционные способы рисования.

Нетрадиционные способы рисования Нетрадиционные способы рисования Нетрадиционные способы работы с красками развивают пространственное воображение и неординарное мышление.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционной техники рисования — кляксографии Кляксография — это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Кляксография.

Мастер-класс для педагогов «Подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования» Дети много и долго пишут на уроках в школе. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лгком онемении их,.

Материалы и Оборудование по ИЗО деятельности. Перечень нетрадиционных техник рисования. 1 и 2 младшие группы. Первая и вторая младшие группы (2 — 4 года) 131. Бумага для рисования 15 Для рисования 132. Бумага цветная 15 133. Краски пальчиковые.

Краткосрочная образовательная практика «Волшебные краски». Нетрадиционные способы рисования Название краткосрочной образовательный практики: Волшебные краски. Старшая группа Составила: Ермолаева Л. А. Цель: обучение рисованию картины.

Нетрадиционные способы рисования (фотоотчёт) я использую в работе нетрадиционные техники рисования. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках.

Отчет по самообразованию на тему: «Нетрадиционные способы рисования» для детей первого года обучения Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Что означает слово «нетрадиционно»?.

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционной техники рисования на стекле В соответствии с ФГОС дошкольного образования: • Сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволяет сделать более.

Сценарий занятия во второй младшей группе. Нетрадиционные способы рисования «Корзинка с грибами и яблоками» Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Задачи: Образовательные: • Упражнять в технике рисования штампами • Закреплять.

Способы нетрадиционного рисования для детей старшей группы Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад, во всех возрастных группах является.

Источник

Оцените статью
Разные способы