Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Виктория Озерова
Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование — это не только забава, но и творческий труд.

Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. Существуют разные направления исследования детского рисунка. Современные исследователи акцентируют свое внимание на изучении возрастной эволюции рисунка ребенка, т. е. как рисунок меняется с возрастом ребенка; на психологическом анализе самого процесса рисования; на измерения одаренности посредством результатов изобразительной деятельности детей. Рисунок ребенка — всегда загадка.В нем отражаются его знания об окружающем мире: что он видит, слышит, все его чувства и переживания.

Педагоги и психологи отмечают, что дошкольный возраст — уникальный в своем роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, в познании их, и сложно не согласится с тем, что умения нужно развивать именно в период дошкольного детства. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений.

Таким образом, единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических умений и навыков необходимо. Занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. При создании образов дети используют прием антропоморфизации — одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, не соединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов — изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными, личностным смыслом.

«Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно- осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период до изобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности.

Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т. д.

Читайте также:  Типы тнвд способы регулирования

Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т. п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые.

Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения.

К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения — произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Мастер-класс «Рисование по камню» Рисование по камню — очень интересное и увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. В ДОУ можно применять как в НОД, так.

Источник

Проект по самообразованию «Изобразительная деятельность как средство формирования творческого воображения у дошкольников»

Лариса Хамукова
Проект по самообразованию «Изобразительная деятельность как средство формирования творческого воображения у дошкольников»

Тема: «Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Участники проекта: родители, дети, воспитатели ДОУ.

Время реализации: 1.09.2016г. – 30.05.2017г.

Обоснование актуальности темы.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учебными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей, в частности в рисовании. Традиционные методы обучения детей, которые используются на уроках рисования в начальной школе, вынуждают детей действовать в рамках образцов и схем. Они не пробуждают фантазию ребёнка, а наоборот, подавляют её. Используя нетрадиционные техники рисования можно развить творческое начало ребёнка, его одарённость и креативность.

Теоретическая база опыта.

Выбор темы исследования, посвященного проблеме формирования у детей творческого воображения в изобразительной деятельности, возник не случайно. Год работы в дошкольном учреждении показал, что дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования. Но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на низком уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельности, которая б стимулировала творческий потенциал детей, т. е. развивать их художественно – творческие способности. Нетрадиционные способы рисования как раз и способствуют развитию творческого воображения детей.

Цель проекта: Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей средней группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Читайте также:  Травматический кашель способы лечения

Задачи проекта:

• Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь

с интересами и эмоциями;

• Определить особенности изо деятельности детей и ее значение для развития

творческого воображения;

• Определить возможные пути развития творческого воображения детей в

процессе изо деятельности;

• Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

• Изучить процесс развития творческого воображения.

• Разработать перспективный план работы с детьми.

• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

• Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.

• Определить особенности изо деятельности детей и ее значение для развития творческого воображения.

• Развивать воображение и творческие возможности детей.

• Обогащать и расширять художественный опыт детей.

• Побуждать ребенка экспериментировать.

• Поощрять и поддерживать творческие находки.

• Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.

• Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

Технологическая база опыта:

Опыт многих педагогов показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Этапы проекта:

• Изучение теоретической части развития вопроса.

• Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1. Закон об образовании от 29.12.2015 N203 — ФЗ

ФГОС дошкольного образования от 5 августа 2013г. N661

1. Программа «От рождения до школы».

1. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1

2. Выготский Л. С., Лекции по психологии. СПб., 2003

3. Дудецкий А. Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004

4. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 2008

5. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16

6. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12

7. Выготский Л. Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб. : Союз, 1997

8. Березкина В. Г., Детство творческой личности. – СПб. : издательство Буковского, 1994

8. Мухина, В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В. С. Мухина. — М. :Просвещение, 2002. — С. 314.

9. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.

10. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология Л. Ф. Обухова. — М. :Просвещение, 2004. — С. 66.

11. Обухова, Л. Ф.Детская психология: Теория, факты, проблемы [Текст]/Л. Ф. Обухова. — М. :Просвещение, 2004. — С. 25.

12. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст]/Т. Рибо. — М. :Просвещение, 2001. — С. 83.

13. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. –Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем» /.

14. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

15. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование.Авторы: Р. Г, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова.

16. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С. Л. Куликова.

1. Работа с родителями

Консультации для родителей «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях.

Консультация «Как научить ребёнка рисовать, если Вы сами этого не умеете?»

Консультации для родителей «Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста»

Воспитатель Хамукова Л. Б.

2. Работа с педагогами.

Консультация для воспитателей «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Консультация для воспитателей «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»

Читайте также:  Способ избавиться от отеков ног

Воспитатель Хамукова Л. Б.

3. Работа с детьми

1. Конспект занятия «Мои игрушки»

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования: оттиск пенопластом

2. Конспект занятия «Волшебный мир зверюшек и птичек»

Знакомство с правилами работы с тушью и нетрадиционным способом изображения: монотипия предметная.

3. Конспект занятия «Спящий зимний лес»

Знакомство с нетрадиционным способом изображения: монотипия пейзажная

4. Конспект занятия «Новогодняя елочка»

Знакомство с нетрадиционным способом рисования: по мокрые бумаги.

5. Конспект занятия «Наши зимние забавы»

Знакомство с нетрадиционным способом рисования: рисование по сжатой бумаге.

6. Конспект занятия «Зимняя ветка (елочка)»

Знакомство с нетрадиционной техникой изображения: кляксография с трубочкой и обрывание бумаги

7. Конспект занятия «Игра Диснейленд»

Знакомство с нетрадиционным

способом изображения: рисование свечой и акварелью.

Контроль, диагностическая деятельность

1. Методики диагностики творческого воображения у детей дошкольного возраста Проведение диагностики творческого воображения у детей.

Проведение диагностики на реализацию воображения и фантазии.

Проведение диагностики на развитие чувств на базе воображения.

Проведение диагностики на развитие детского экспериментирования Воспитатель, дети

• Проведение мониторинга детей.

• Развитие их творческого воображения.

Творческий отчёт на педсовете.

Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

• Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.

• Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.

• Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цвет восприятия и зрительно-двигательной координации.

• Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.

• Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.

• Развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.

• Обогащение методов, приемов и форм работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

• Создание материально-технической базы для работы по данной теме.

Творческий отчёт.

Результативность деятельности по проекту:

В результате проделанной работы сделала вывод, что залогом успешного развития творческого воображения детей являются:

1. Систематическая работа с использованием нетрадиционных техник на занятиях по рисованию.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности само выразиться через изобразительную деятельность.

3. Общение и взаимодействие с ребёнком.

4. Творческий рост педагога, воспитание собственной креативности.

Развитие творческого воображения через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности у старших дошкольников Цель: расширение знаний педагогов о составлении творческих рассказов по сюжетной картине, через интеграцию коммуникативной и продуктивной.

Проект «Интегрированные творческие проекты — средство формирования познавательной активности старших дошкольников» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил. Чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста Из опыта работы Павловой Н. Г. ГБОУ средняя школа №21 им. Э. П. Шаффе. Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития.

Консультация для родителей «Изобразительная деятельность — эффективное средство для всестороннего развития дошкольника» Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя,.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей дошкольного возраста» «Дети должны жить.

Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Отчет по самообразованию на тему: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности дошкольников»..

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о ЗОЖ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни на основе осознанного отношения к своим действиям нуждается в создании.

Проблема развития творческого воображения дошкольников в процессе работы над сказками в научно — методической литературе. Введение Актуальность темы исследования. Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески.

Проект «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения детей дошкольного возраста». Не так давно я с «Маленькими фантазёрами» (так мы решили с воспитанниками назвать нашу любимую группу) проработала материал целого проекта,.

«Путешествуйте в страну Вообразилию». Игры для развития творческого воображения дошкольников …В моей Вообразилии, В моей Вообразилии — Там царствует фантазия Во всем своем всесилии; Там все мечты сбываются, А наши огорчения Сейчас.

Источник

Оцените статью
Разные способы