- Изобразительная деятельность,как средство развития творческих способностей . статья (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста методическая разработка (младшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Изобразительная деятельность,как средство развития творческих способностей .
статья (подготовительная группа) на тему
Эффективным средством развития творческих способностей является изобразительное творчество с помощью нетрадиционных техник, способов и форм его организации. Творческие способности, необходимо целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей .
В наибольшей мере творческие способности проявляются и формируются в изобразительной деятельности. Именно в изобразительной деятельности дети отражают не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней. Изобразительная деятельность — важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества — обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения. Изобразительная деятельность это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Еще Аристотель отмечал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого — А.Я Каменский, И.Г. Песталоцци и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия художественной деятельностью создают основу для всестороннего развития ребенка. Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.
В изобразительной деятельности сам процесс создания художественного образа отличается значительной эмоциональной насыщенностью, что побуждает ребенка к более полному творческому выражению своих чувств, мыслей, настроения, а значит к адекватной эмоциональной восприимчивости окружающего мира.
Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:
• формирование у детей алгоритма деятельности (на примере изобразительной деятельности);
• развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;
• формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;
• развитие эмоциональной сферы.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.
Эффективным средством развития творческих способностей является изобразительное творчество с помощью нетрадиционных техник, способов и форм его организации. Нетрадиционные техники изображения — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Педагоги стремятся к созданию условий, когда дети могут думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные способы рисования соответствуют методике «свободных ассоциаций», нестандартные подходы к организации занятия вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Следует помнить, что творческие способности, необходимо целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.
На занятиях по изобразительной деятельности воспитатели довольно часто используют технику монотипии, т.к. она предполагает:
— создание сложных изображений при использовании несложных приемов;
— развитие творческого воображения и ассоциативного мышления, эмоциональный подъем, возникающий в результате процесса узнавания;
— формирование определенных навыков рисования (выделение увиденного обводкой карандашом или фломастером, дополнение силуэта необходимыми деталями).
Большие возможности для развития творческих способностей в процессе изобразительной деятельности дает использование на занятиях по рисованию «техники по мокрому листу». Использование техники «рисование пальцами» способствует развитию творческого воображения, свободы мысли. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.
В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей. Работа в данной технике позволяет снять напряжение и усталость у воспитанников.
Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком.
Очень привлекает детей техника рисования «тычком» полусухой жесткой кистью. Для этого достаточно взять кисть, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком. Применение данной техники незаменимо при имитации «колючей», «шершавой» поверхности, передаче объема.
С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель — ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.
Педагоги развивают воображение, творчество дошкольников не только на занятиях по рисованию, но и на занятиях по аппликации.
В своей работе они активно используют нитки, ткань, поролон, яичную скорлупу, соль, тесьму, мех.
Используя художественную технику изобразительного искусства — пластилинографию, воспитатели также стараются раскрыть творческие способности детей. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной компьютерных технологий в процесс ознакомления старших дошкольников с изобразительным искусством поверхности.
Нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликации позволяют раскрепостить детей, вселить уверенность в своем умении, развить творческое воображение.
Еще одним из направлений работы педагогов является формирование представлений детей об изобразительном искусстве, его видах и жанрах.
Многие педагоги внедряют компьютерные технологии в процесс ознакомления старших дошкольников с изобразительным искусством. Данный факт обусловлен рядом факторов: социальным заказом на формирование знаний об искусстве с момента дошкольного детства, возможностью совершенствования качества эстетического образования старших дошкольников на основе использования современных компьютерных средств, необходимостью проектирования системы работы по формированию знаний старших дошкольников об искусстве средствами компьютера и разработки условий ее реализации.
Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Таким образом, правильная организация предметно-пространственной среды дошкольной организации, работа по обогащению жизни ребенка яркими впечатлениями и событиями (эти события являются наиболее значимыми и выстраивают особую организацию отношений ребенка с окружающим миром) позволяют развивать творческие способности ребенка. У детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.
Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если ребенок в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому он вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.
Источник
Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)
Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_izobr._deyat.docx | 36.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста
«Детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни …»
Изобразительная деятельность является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей раннего возраста. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
В процессе изобразительной деятельности совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета, а также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику.
Следует помнить, что творческие способности необходимо целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут. Важно не упустить ранний, а затем дошкольный возраст, наиболее благоприятный для развития. Так как изобразительная деятельность появляется не сразу, но ее истоки – в раннем возрасте.
Что же представляет собой детский рисунок? Что я ценю в нем?
- Эмоциональность , непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств. Благодаря этому можно узнать, что волнует ребенка, отчего ему хорошо, почему плохо.
- Смелость , т.к. малыш не боится рисовать, для него нет ничего невозможного.
- Выразительность , т.к. ребенок посредством разнообразных приемов передает человеческие эмоции.
- Цвет , т.к. у малыша наблюдается двойственное отношение к использованию цвета в рисунке:
- цвет как передача окраски изображаемого;
- цвет как украшение.
- След — точка, линия, штрих. Например, линии приобретают разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, появляются перекрещенные линии — это период каракуль, а в штрихах, пятнах может быть образ какого-то предмета, явления.
Такое обыгрывание рисунка развивает воображение. А воображение — основа любого творчества, без воображения немыслимо развитие творческих способностей детей раннего возраста!
Изобразительная деятельность детей раннего возраста
Изобразительная деятельность детей раннего возраста формируется постепенно, поэтому важно создать условия и ступени для ее зарождения и развития.
Основные ступени развития изобразительной деятельности :
- ярко выраженный интерес малыша к изобразительному материалу и познавательные действия с ним;
- интерес ребенка к действиям взрослых с материалом, подражание взрослым;
- интерес малыша к следу, оставленному им на бумаге и появление ассоциативного образа;
- появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что – то нарисовать.
В изобразительной деятельности детей раннего возраста предусматриваются следующие направления работы :
- создавать образ по замыслу;
- формировать умения видеть ассоциативный образ в пятнах, мазках и линиях;
- развивать интерес детей к действиям с различными изобразительными материалами.
Детишки, с которыми я работаю, пока малыши. Не просто малыши, а маленькие исследователи, которые с каждым днём открывают для себя незнакомый окружающий мир. Мы любим всё красивое, ведь «Красота — спасёт мир», мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет. Мы, любим — заниматься, играть, танцевать, и, конечно же, лепить и рисовать! И я считаю, что творческие способности детей раннего возраста необходимо целенаправленно, последовательно развивать изо дня в день , иначе они просто угаснут.
Целью моей работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Задачи , которые используются в работе с детьми:
- способствовать накоплению художественного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства;
- побуждать ребенка экспериментировать;
- способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому;
- развивать воображение, стремление к созидательной активности и творческие способности детей;
- поощрять и поддерживать творческие находки;
- воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
Работа строится на основе примерной основной общеразвивающей программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М., Мозаика – Синтез, 2010). Также используется пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», программа И.А. Лыковой «Цветные ладошки», репродукции мировой культуры.
В области нетрадиционных техник рисования палочкой-выручалочкой стал журнал “Дошкольное воспитание”, на страницах которого воспитатели регионов России, делятся своим опытом и своими наработками обучения детей рисованию в нетрадиционной технике. Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эти методики в нашем детском саду.
Проведение занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных и традиционных техник:
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- способствует снятию детских страхов;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии, пространственное мышление и мелкую моторику рук;
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Работа планируется в 2 этапа :
Первый этап складывается из трех циклов занятий, каждый направлен на активное экспериментирование:
- С пальчиковыми красками.
- Гуашью.
- Графическими материалами.
В первый цикл занятий включаются три серии:
- рисование пальчиками (пальцеграфика);
- рисование ладонями («цветные ладошки»);
- рисование ступнями и пальцами ног.
Пальчиковые краски привлекают малышей яркостью и красочностью: кроме того, в раннем возрасте дети лучше чувствуют и познают предметы (краски – это тоже предметы) руками. Пальчиковые краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий, чем действия с кистью. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. (см.
Позднее учимся рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию. На последующих занятиях дети сами выбирают уже знакомые им краски и рисуют пальцами на белой бумаге. Когда каждый ребенок овладевает техникой работы с краской, организую занятия с двумя – тремя детьми.
Затем учимся рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования: ребенок опускает в краску ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья). В ходе занятий они воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые сопровождаются словами одобрения, игровыми моментами.
После того как малыш освоит рисование пальцами и ладошками рук, предлагаю ему сделать то же самое при помощи ступней и пальцев ног.
Сначала рисовать пальцами ног малыш должен вместе с педагогом. Ребенку показываем, как пользоваться краской и для начала оставляем как можно больше самых разнообразных отпечатков на бумаге. Затем он рисует, что хочет. После рисования моем ноги в ведре или тазике, обтираем их (кстати, мытье ног и их последующее вытирание полотенцем — прекрасный успокаивающий массаж!). И в конце работы обязательно похвалим малыша и сохраним рисунок.
Второй цикл занятий — знакомство детей с гуашевыми красками. Сначала экспериментируем с детьми один цвет гуаши, а затем используем другие цвета. Для выполнения заданий на занятиях предлагается не только белая бумага, но и тонированная в качестве фона, в основном красного, синего, желтого цветов. Необычное сочетание фона бумаги с цветом краски уже привлекает внимание малышей и создает у них эмоциональный настрой.
Во второй цикл занятий включаем предметы изобразительной деятельности:
- рисование ватными палочками;
- рисование «тампончиками» из поролона;
- рисование губкой, пробками, ватой;
- рисование «тычком» жесткой кисти;
- рисование кистями различной конфигурации.
Рисование ватными палочками — своеобразный переходный этап между рисованием пальчиками и рисованием с помощью предмета изобразительной деятельности. Рисовать палочками легко — это даже больше не рисование, а раскрашивание точками.
С помощью палочки можно оставлять точки или проводить линии. Принцип очень простой: ребёнок макает ватную палочку в краску и наносит точки на рисунок, контур которого уже нарисован. Например, солнышко, яблочко, мячик и т.п.
Затем предлагаем «тампончики» из поролона, прикрепленные к палочкам. Такой кистью – тампоном удобно наносить пятна, например, (следы, облака, листопад и т.п.). Своеобразные техники – «рисование губкой, пробками, ватой» привлекают детей своей простотой. Именно на таких занятиях дети не переживают, что сделают что-то не так.
Далее учимся рисовать «тычком» жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колюче, например, «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик» и др.
На дальнейших занятиях используем кисти различной конфигурации. Кисть как инструмент для творчества в игре превращается в предмет. Эксперимент с краской с помощью кисти становится игрой с художественным материалом. Краски привлекают яркостью, а кисти – необычностью (двухцветная ручка, длинный и плоский жесткий ворс). Малышей интересует не только сам процесс работы гуашью и кистью, но и ее результат.
В работе по изобразительной деятельности также уделяем внимание декоративному рисованию (т.е. рассматриванию игрушек, например, дымковские игрушки, матрешки в платочках и сарафанах с горошинами).
Третий цикл занятий включает:
- рисование цветными маркерами с толстыми стержнем;
- рисование восковыми мелками;
- рисование толстыми цветными карандашами;
- рисование мелом, углем.
Сначала используем цветные фломастеры с толстым стержнем, они достаточно прочные и дают яркую линию. На первых занятиях малыши играют с изобразительным материалом: снимают – надевают колпачки. После того как они «наиграются», педагог рисует на бумаге два – три штриха и предлагает нарисовать детям.
Затем предлагаем цветные мелки на восковой основе, они не крошатся, не пачкают руки.
Далее рисуем цветными карандашами. Сначала предлагаем выбрать один карандаш из четырех – пяти и рассмотреть его: у карандаша с одной стороны плоская поверхность, а с другой – острый кончик, который и оставляет след на бумаге. Не следует торопиться с тем, чтобы учить ребенка правильно брать карандаш. Он сначала может захватить его кулачком, держать
«щепотью» или зажать двумя пальцами. Постепенно ребенок научится держать карандаш большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным. Важным моментом в действиях с графическим материалом занимает показ, который помогает детям увидеть сам процесс возникновения линий, формы, служит ориентиром действий с этими материалами.
Постепенно от занятия к занятию меняется характер движений, производимых детьми: сначала они совершают неотрывные движения: черкают по бумаге, оставляя на ней однообразные каракули случайных направлений. Затем движения приобретают более организованный характер: от неотрывных переходят к движениям, изменяется и направление линий. Они становятся все более разнообразными: горизонтальными, закругляющимися, перекрещивающими, зигзагообразными, диагональными т.д. (см.
Дети любят разнообразие. Для этого предлагаем обыкновенный мел, уголь, которым мы рисуем на линолеуме, на асфальте, на бумаге.
Ребенок в рисунке уделяет внимание внутреннему смыслу, а не его форме. Из-за этого маленький художник упускает важные моменты построения образа. Чтобы избежать формирования искаженного восприятия рисунка показываем разнообразие художественно-выразительных возможностей графических материалов и овладение выразительными средствами рисунка (такими как – точка, линия, штрих, тон, светотень). Вот в чем заключается второй этап работы.
В работе также используем пластилиновую живопись . Она доступна детям различной степени одаренности, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и подготовки руки к письму. Дети с удовольствием «рисуют пластилином» весёлых зверей, салфеточки с узорами, осенние пейзажи и т.п.
Положительное влияние на развитие творческих способностей детей оказывает и аппликация из различных материалов. Коллективные и индивидуальные работы детей отличаются оригинальностью, красочностью, художественным вкусом. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет малышам возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятиях важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра и игровые упражнения, которые является основными видами деятельности детей, например, « Краски на прогулке», «Разноцветные ручейки», «Нарядное деревце», «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету», «Радуга в воде» и т.д.;
- сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- проблемные ситуации;
- музыкальное сопровождение;
- виды театрализации: настольный театр, фланелеграф, кукольный театр, пальчиковый театр.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Усвоение детьми содержания изобразительной деятельности и развитие их при этом происходит в трех организационных формах :
- на специальных занятиях;
- в совместной с воспитателем изобразительной деятельности (в сотрудничестве с преобладанием субъект – субъектного взаимодействия), например, на прогулке, в вечернее время, иногда рано утром, пока бывает мало детей);
- в режиме дня детям представляется время для самостоятельной деятельности. Малыш волен выбирать или не выбирать этот вид деятельности, материал, начало и длительность занятий и т.п.
Также важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитываем, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступными и соответствующие возрастным особенностям детей.
Творчество и деятельность – это не два исключающих друг друга понятия, а две стороны одного явления. Изобразительная деятельность помогает ребенку творить, проявлять свою индивидуальность, дает ему определенную свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразительной деятельности, способствует гармоничному разнообразию личности.
Творческие способности ребенка необходимо развивать с раннего возраста. Нельзя забывать о том, что для проявления способностей ребенка необходимы определенные условия, и среди них главное — человек, который смог бы увидеть эту одаренность, оценить ее должным образом помочь ее раскрытию.
И в заключение хочу сказать: нужно запомнить простое правило — бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Источник