Измерение объема жидкости и твердого тела
Цель работы: научиться измерять объём твёрдых тел правильной и неправильной формы, объём жидкостей и газов.
Оборудование: линейка, деревянный брусок, металлический шарик, измерительный сосуд, сосуд с водой, тело неправильной формы, нитки, воздушный шарик, тонкая трубочка.
1. Измерьте линейкой размеры деревянного бруска и вычислите его объём. Результат запишите.
2. Измерьте радиус R металлического шарика таким способом: положите его между двумя параллельными брусками и измерьте расстояние между брусками — оно равно 2R. Вычислите объём шарика по формуле где π = 3,14. Результат запишите.
3. Налейте в измерительный сосуд воду приблизительно до половины и измерьте объём налитой воды V1 с точностью до 1 см 3 .
4. Погрузите в измерительный сосуд тело неправильной формы, подвешенное на нити. Измерьте суммарный объём V2 тела и воды (см. рисунок). Вычислите объём тела по формуле V = V2 — V1. Результат запишите.
5. Повторите этот опыт для металлического шарика. Сравните полученный результат с результатом вычислений и запишите сделанный вывод.
6. Удалите из воздушного шарика остатки воздуха и измерьте объём его оболочки с помощью измерительного сосуда с водой.
7. Прикрепите к трубочке оболочку воздушного шарика, опустите её в измерительный сосуд и потом немного надуйте шарик (так, чтобы уровень воды в измерительном сосуде не поднялся выше края шкалы). Измерьте объём оболочки шарика вместе с воздухом, который содержится в ней. Вычислите объём воздуха в шарике. Результаты запишите.
Источник
Измерение объема жидкости и твердого тела
Цель работы: научиться измерять объём твёрдых тел правильной и неправильной формы, объём жидкостей и газов.
Оборудование: линейка, деревянный брусок, металлический шарик, измерительный сосуд, сосуд с водой, тело неправильной формы, нитки, воздушный шарик, тонкая трубочка.
1. Измерьте линейкой размеры деревянного бруска и вычислите его объём. Результат запишите.
2. Измерьте радиус R металлического шарика таким способом: положите его между двумя параллельными брусками и измерьте расстояние между брусками — оно равно 2R. Вычислите объём шарика по формуле где π = 3,14. Результат запишите.
3. Налейте в измерительный сосуд воду приблизительно до половины и измерьте объём налитой воды V1 с точностью до 1 см 3 .
4. Погрузите в измерительный сосуд тело неправильной формы, подвешенное на нити. Измерьте суммарный объём V2 тела и воды (см. рисунок). Вычислите объём тела по формуле V = V2 — V1. Результат запишите.
5. Повторите этот опыт для металлического шарика. Сравните полученный результат с результатом вычислений и запишите сделанный вывод.
6. Удалите из воздушного шарика остатки воздуха и измерьте объём его оболочки с помощью измерительного сосуда с водой.
7. Прикрепите к трубочке оболочку воздушного шарика, опустите её в измерительный сосуд и потом немного надуйте шарик (так, чтобы уровень воды в измерительном сосуде не поднялся выше края шкалы). Измерьте объём оболочки шарика вместе с воздухом, который содержится в ней. Вычислите объём воздуха в шарике. Результаты запишите.
Источник
Измерение объема жидкости и твердого тела
Цель работы: научиться измерять объём твёрдых тел правильной и неправильной формы, объём жидкостей и газов.
Оборудование: линейка, деревянный брусок, металлический шарик, измерительный сосуд, сосуд с водой, тело неправильной формы, нитки, воздушный шарик, тонкая трубочка.
1. Измерьте линейкой размеры деревянного бруска и вычислите его объём. Результат запишите.
2. Измерьте радиус R металлического шарика таким способом: положите его между двумя параллельными брусками и измерьте расстояние между брусками — оно равно 2R. Вычислите объём шарика по формуле где π = 3,14. Результат запишите.
3. Налейте в измерительный сосуд воду приблизительно до половины и измерьте объём налитой воды V1 с точностью до 1 см 3 .
4. Погрузите в измерительный сосуд тело неправильной формы, подвешенное на нити. Измерьте суммарный объём V2 тела и воды (см. рисунок). Вычислите объём тела по формуле V = V2 — V1. Результат запишите.
5. Повторите этот опыт для металлического шарика. Сравните полученный результат с результатом вычислений и запишите сделанный вывод.
6. Удалите из воздушного шарика остатки воздуха и измерьте объём его оболочки с помощью измерительного сосуда с водой.
7. Прикрепите к трубочке оболочку воздушного шарика, опустите её в измерительный сосуд и потом немного надуйте шарик (так, чтобы уровень воды в измерительном сосуде не поднялся выше края шкалы). Измерьте объём оболочки шарика вместе с воздухом, который содержится в ней. Вычислите объём воздуха в шарике. Результаты запишите.
Источник
Лабораторная работа № 4 «Изучение движения тела по окружности»
План-конспект урока по теме «Лабораторная работа 4 . Изучение движения тела по окружности »
Тема: «Лабораторная работа 4 . Изучение движения тела по окружности »
Образовательная : научиться определять опытным путем период обращения, модули центростремительного ускорения, угловой линейной скорости при движении тел по окружности со скоростью, модуль которой постоянен, а также рассчитывать абсолютную и относительную погрешности прямых измерений промежутка времени движения тела ;
Развивающая : Продолжить развитие навыков самостоятельной деятельности, навыков работы в группах.
Воспитательная : Формировать познавательный интерес к новым знаниям; воспитывать дисциплину поведения.
Тип урока: урок применения знаний и умений
Оборудование и источники информации:
Исаченкова, Л. А. Физика : учеб. для 9 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Л. А. Исаченкова, Г. В. Пальчик, А. А. Сокольский ; под ред. А. А. Сокольского. Минск : Народная асвета, 2015
Тетрадь для лабораторных работ и экспериментальных исследований по физике для 9 класса: пособие для учащихся учреждений общ.сред. образования с рус.яз.обучения / Л.А. Исаченкова [и др.]. Минск : Аверсэв, 2016, 2017.
Штатив с лапкой или кольцом, нить, два двойных листа бумаги, приклеенных друг к другу(на листах начерчена окружность радиусом 10 см), металлический шарик, секундомер, линейка.
Организационный момент (5 мин)
Актуализация знаний (5 мин)
Применение приобретенных знаний(10 мин)
Тренировочные упражнения(1 5 мин)
Творческие упражнения(8 мин)
Итоги урока (2 мин)
Здравствуйте, садитесь! (Проверка присутствующих). Сегодня на уроке мы должны научиться определять опытным путем период обращения, модули центростремительного ускорения, угловой линейной скорости при движении тел по окружности со скоростью, модуль которой постоянен, а также рассчитать абсолютную и относительную погрешности прямых измерений промежутка времени движения тела . А это значит, что Тема урока : «Лабораторная работа 4 . Изучение движения тела по окружности » ОПБ.
Актуализация опорных знаний
Движение тела (материальной точки) по окружности радиусом R со скоростью, модуль которой постоянен, характеризуется:
а) угловой скоростью, модуль которой определяется как
где Т — период обращения тела. Модули линейной и угловой скоростей связаны соотношением:
б) центростремительным (нормальным) ускорением, модуль которого
С уч етом формул (1) и (2)
Измерив период обращения Т шарика, можно определить
Применение приобретенных знаний
Нить длиною 40—45 см привяжите одним концом к шарику, а другим — к лапке или кольцу штатива. Лист бумаги положите так, чтобы центр начерченной на нем окружности находился под центром (рис. 264) шарика.
Взявшись за нить вблизи точки подвеса, приведите шарик в движение по окружности. Небольшой тренировкой добейтесь того, чтобы он двигался над окружностью, начерченной на листе бумаги.
С помощью секундомера определите промежуток времени t , за который шарик совершит N = 10 оборотов. Для чего один из учащихся фиксирует начало отсчета времени словом «нуль», а второй с этого момента начинает вслух отсчет оборотов движения шарика. После совершения шариком 10 оборотов отсчет времени прекращается. Опыт повторите пять раз. Результаты измерений занесите в таблицу.
Рассчитайте среднее значение времени t >.
Рассчитайте среднее значение периода обращения шарика:
3. Найдите среднее значение модуля ускорения по формуле:
4. Определите, используя формулы (1) и (2), средние значения модулей угловой и линейной скоростей.
5. Аналогично, как в лабораторной работе 2, рассчитайте абсолютную A t и относительную е, погрешности прямых измерений промежутка времени движения шарика. Результат прямых измерений промежутка времени t запишите в интервальной форме.
Как изменяется линейная скорость при движении шарика по окружности, если модуль скорости const ? ( Линейная скорость характеризуется направлением и величиной (модулем). Модуль — величина постоянная, а направление при таком движении способно изменяться.)
Как доказать соотношение ? ( Так как v = 1/T, связь циклической частоты с периодом и частой 2π = VT, откуда V = 2πR. Связь линейной скорости и угловой 2πR = VT, отсюда V = 2πr/T. (R — радиус описанной, r — радиус вписанной)
Как зависит период обращения Т шарика от модуля его линейной скорости? ( Чем выше показатель скорости, тем меньше показатель периода.)
Определите ускорение материальной точки при ее движении по окружности, если за Δ t = 1 с она прошла длины окружности с линейной скоростью, модуль которой = const .
В ходе лабораторной работы мы научились определять период вращения, модули, центростремительного ускорения, угловую и линейную скорости при равномерном вращении тела и рассчитывать абсолютную и относительную погрешности прямых измерений промежутка времени движения тела.
Источник
ГДЗ учебник по физике 7 класс Перышкин. №4 Измерение объема тела. Номер №1
Цель работы:
Научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра.
Приборы и материалы:
Измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объёма (гайки, фарфоровые ролики, кусочки металла и др.), нитки.
Указания к работе:
1 . Определите цену деления мензурки.
2 . Налейте в мензурки столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте её объём.
3 . Опустите тело, объём которого надо измерить, в воду, удерживая его за нитку (рис. 201 ), и снова измерьте объём жидкости.
4 . Проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющимися у вас телами.
5 . Результаты измерений запишите в таблицу 9 .
Дополнительное задание.
Если тело неправильной формы не входить в мензурку, то его объём можно определить с помощью отливного сосуда (рис. 202 ). Перед измерением сосуд наполняют водой до отверстия отливной трубки. При погружении в него тела часть воды, равная объёму тела, выливается. Измерив мензуркой её объём, определяют объём погружённого в жидкость тела.
Таблица 9 .
рис. 201
рис. 202
Решение
Объём тела неправильной формы точно измерить с помощью измерительных приборов нельзя. Поэтому для измерения объема воспользуемся мензуркой. Тело, полностью погружённое в жидкость, вытесняет объём жидкости, который равен объёму самого тела. Воспользуемся этим законом и найдем объёмы некоторых тел следующим образом. Нальем достаточное количество воды в мензурку, а затем погрузим полностью туда наше тело. Разница между первоначальным объёмом и объёмом жидкости, в которое погружено тело, равна объёму этого тела.
$V = V_ <2>— V_<1>$ , где $V_<2>$ − объём воды и тела, $V_<1>$ − начальный объём воды в мензурке.
- Прежде чем проводить измерения физической величины с помощью измерительного прибора нужно определите цену деления его шкалы.
Для определения цены деления необходимо взять 2 соседних числа, найти их разницу (от большего отнять меньшее), а затем разделить полученное число на количество маленьких штрихов между этими числами.
На шкале цилиндра возьмём, к примеру, числа 20 и 30 .
Таким образом, цена каждого деления будет равна
$\frac<30 - 20><2>= \frac<10><2>$ = 5 мл. - В мензурку нальём столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду. Начальный объём воды равен 70 $см^<3>$ .
- Опустим тело, объём которого надо измерить (шарик, брусок, цилиндр), в воду, удерживая его за нитку, и снова измерим объём жидкости.
Вычисления.
$V_ <бр>= 95 — 70 = 25 см^<3>$
$V_ <ц>= 85 — 65 = 20 см^<3>$
$V_ <ш>= 75 — 60 = 15 см^<3>$ - Результаты измерений запишем в таблицу 9 .
№ опыта | Название тела | Начальный объём воды в мензурке $V_<1>, см^<3>$ | Объём воды и тела $V_<2>, см^<3>$ | Объём тела V, $см^<3>$ $V = V_<2>-V <1>$ |
---|---|---|---|---|
1 | Брусок | 70 | 95 | 25 |
2 | Цилиндр | 65 | 85 | 20 |
3 | Шарик | 60 | 75 | 15 |
Вывод. В ходе лабораторной работы мы научились измерять объёмы тел с помощью измерительного цилиндра и выяснили, что объём тел равен разнице объёма воды, в которое погружено тело, и первоначального объёма воды.
Источник