Изложения как способ обучения речи

Изложения в системе работы по развитию связной речи (значение, виды, методика проведения)

Изложение (пересказ) – вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Слова изложение, пересказ употребляются как синонимы, однако наименование пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста (устное изложение – пересказ).

Наименование переложение в настоящее время не употребляется. Изложение занимает большое место в учебной деятельности, являясь для школьников средством усвоения, а для учителя – одним из средств проверки усвоения учебного материала. Изложение – одно из эффективных средств развития памяти, мышления и речи учащихся. Основные характеристики изложения связаны с особенностями исходного текста (его сложностью, объемом), со способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста и т. д. По отношению к объему исходного текста различаются подробные и сжатые (краткие) изложения.

Задача подробного изложения – воспроизвести как можно более подробно, полно содержание исходного текста. Это требует умения отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное, главное (внутри каждой основной части), умения производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и умения строить сжатый текст. При этом степень сжатия текста может бать различной. В зависимости от конкретной речевой задачи исходный текст может быть сжат наполовину, на три четверти и т. д. Если при подробном изложении сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом изложении это необязательно. Так, сжатое изложение публицистического текста в аннотации может быть написано в деловом стиле. По отношению к содержанию исходного текста передается полностью (даже если это сжатое изложение).

В выборочных изложениях воспроизводится какая-то одно из подтем, как правило, находящаяся в разных частях исходного текста. В изложениях с дополнительным заданием исходный текст несколько изменяется, перерабатывается или дополняется связанным по смыслу с исходным, но самостоятельным текстом, создаваемым автором изложения. В результате содержание изложения не совпадает с содержанием исходного текста. Можно выделить 2 группы заданий к таким изложениям: 1. предлагается ответить на вопрос, высказать свое мнение по поводу изложенного в тексте. В этом случае в исходный текст собственно не вносится никаких изменений – автор создает свой текст, как правило, после изложения. 2. Предлагается дописать начало (вступление), конец (заключение) к исходному тексту, или ввести в него элементы описания, диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу и т. д., или изложить текст от имени другого лица, другого литературного героя. В этих случаях изложение по содержанию отличается от исходного текста.

По восприятию исходного текста различаются: 1. изложение прочитанного, воспринятого зрительного текста, 2. изложение услышанного, воспринятого на слух текста, 3. изложение воспринятого и на слух, и зрительно текста. Эти виды изложений учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста, так как в жизни мы встречаемся с необходимостью воспринимать содержание и прочитанного, и услышанного.

По степени знакомства с исходным текстом различаются изложение незнакомого, т. е. воспринимаемого впервые, текста и знакомого, т. е. воспринятого ранее, известного учащимся, текста.

По осложненности языковым заданием выделяются изложения с лексическим, грамматическим, стилистическим и другими заданиями. Среди этих заданий можно выделить 2 типа: 1. предлагается изменить форму лица, времени, наклонения: например, передать содержание исходного текста не от 1-го лица, а от 3-го лица, не в форме прошедшего, а в форме настоящего времени и т. д. необходимо различать изложение с заменой лица рассказчика и изложение с заменой формы лица рассказчика. Первое требует переосмысления содержания излагаемого, второе изложение предполагает лишь замену формы лица. 2. предлагается употребить в изложении определенные слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте, или определенные группы слов, словосочетаний, предложений. Такие языковые средства отмечаются в тексте, выписываются и т. д. Изложения с языковым заданием – средство, с помощью которого реализуется взаимосвязь между уроками изучения основной программы школьного курса русского языка и работой по развитию связной речи учащихся. Другие основания для выделения видов изложений: тематика исходного текста, жанрово-композиционные особенности исходного текста. Форма речи, устные изложения являются предметом специального обучения в начальной школе. Эта работа получает свое дальнейшее развитие в средней школе, где используются тексты более разнообразные по стилю, структуре и более сложные по своей информативной нагрузке (в том числе и тексты параграфов учебника).

Читайте также:  Способы борьбы с подростковой депрессией

В 5-9 классах словесник проводит специальные обучающие изложения.

Смысл этой работы – научить детей способам деятельности по созданию текста на основе исходного.

Основные этапы этой работы: 1. уточнение (учителем) речевой задачи, 2. вступительное слово об авторе и произведении, откуда взят текст для изложения (если это необходимо), 3. чтение текста учителем или прослушивание грамзаписи текста на пластинке, 4. определение темы и основной мысли исходного текста, 5. анализ его содержания и структуры (составление композиционной схемы и плана текста), словарная работа, анализ языковых особенностей текста, 6. повторное чтение или прослушивание текста.

Работе над исходным текстом может предшествовать предварительная языковая подготовка (лексическая, орфографическая и т. д.), рассредоточенная во времени. Ее назначение – предупредить различного рода ошибки и недочеты, подготовить к восприятию текста. Письменные изложения, которые обычно проводятся учителем-словесником, оцениваются в соответствии с «Нормами оценки…», что и сочинения.

1) По цели проведения: Обучающие, Контрольные.

2) По форме воспроизведения исходного текста: Письменные. Устные

3) По характеру материала: рассуждение, повествование, описание.

4) По способу восприятия: на слух, зрительно, на слух и зрительно.

5) По характеру воспроизведения:

(предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного образца — замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей)

(содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста)

(передается главное, основное содержание текста, детали, подробности

(воспроизводится часть текста, связанная с определенной темой)

Источник

Изложение как средство развития связной речи у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
статья по русскому языку

Осмысливается роль изложения в развитии связной речи школьников. Представлены различные классиикации изложения. Описаны изложения с точки зрения их влияния на мыслительную деятельность учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
Изложение как средство развития связной речи у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО 19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Изложение как средство развития связной речи у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Одним из видов работы над развитием связной речи младших школьников является написание изложений. Передавая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, впечатления окружающего мира, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Эмоционально — экспрессивная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь – основной показатель интеллектуального уровня развития ребенка.

Вопросы, связанные с работой над устным пересказом и изложением, в методике рассматриваются параллельно. Под изложением М.Р.Львов понимает « письменный пересказ образцовых текстов». И.Д. Морозова определяет изложение как «одно из средств обучения связной речи, средство для формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения» По М.Е. Львовой, изложение – это «вид самостоятельной работы по развитию речи в начальных классах». Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать младших школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть поняты учеником.

М.Р.Львов особенно подчеркивает роль изложения как « упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языкам. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают его культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье»

Существует классификация изложений по следующим основаниям:

  • по цели проведения ( обучающие и контрольные)
  • по характеру текстового материала (описание и рассуждение);
  • по способу содержания (полные или подробные, близкие к тексту, сжатые , выборочные, с элементами сочинения).

Выделяются и другие основания классификации изложения, например:

  • по форме воспроизведения исходного текста ( письменные и устные);
  • по характеру содержания текста (о школе, о природе, о спорте)
  • по объему текста (рассчитанные на целый урок, изложения – миниатюры);
  • изложения с использованием наглядных пособий.

Для практики обучения речи важно выделить наиболее значимые основания классификации, позволяющие выявить специфику , потенциальные возможности изложения как важного вида работы по развитию связной речи. Таких оснований два:

  1. Способ восприятия текста.
  2. Характер его воспроизведения.

По способу восприятия изложения делятся на следующие виды:

  • изложения, в которых текст воспринимается зрительно;
  • изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух ( читает учитель или магнитофонная запись);
  • изложения, в которых текст воспринимается зрительно;
  • изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.

Разные способы восприятия исходного текста ( слушание, чтение) обеспечивает формирование «своих» речевых умений. Следует учитывать и специфику каждого способа восприятия. Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего.

По характеру воспроизведения изложения бывают:

  1. Изложения подробные ( содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста).
  2. Изложения выборочные ( воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определенной темой).
  3. Изложения сжатые ( передается главное, основное содержание текста, детали, подробности опускаются).
  4. Изложения с творческим заданием (изложение предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного образца – замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей).

В начальных классах проводятся изложения близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями.

По М.Р. Львову, «самый простой вид изложения – подробное, близкое к тексту, изложение ( по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет». Он служит средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях и связях и средством усвоения логики образца и его языковых средств. В подробном изложении школьники привыкают обращать внимание на детали в тексте, учатся строить повествование, вводить элементы описания, передавать диалог, использовать изобразительные средства языка. Они учатся строить текст, соблюдая временную последовательность, причинно – следственные связи, правильные пространственные соотношения. Главная дидактическая задача изложения этого вида – сформировать у учащихся умение подробно пересказывать тексты. При подробном пересказе ученику не требуется собрать материал, так как определенное смысловое, структурное целое и воспроизвести его.

Таким образом, с помощью подробного изложения формируются и совершенствуются следующие умения:

  1. Умение раскрывать тему и основную мысль.
  2. Умение использовать композиционные и языковые средства.
  3. Умение совершенствовать написанное.

Изложить тему нужно уметь не только подробно ( близко к тексту), но и кратко, конспективно. Такой вид изложения в методике принято называть сжатым, он необходим для развития связной речи. Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), и в обобщенной форме передать воспринятую информацию. Следующий вид изложения – выборочное изложение. Для него характерен пересказ в соответствии с заданием не всего текста, а какой-то его части. Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом. Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, троить высказывание на основе собранного материала. Выборочное изложение , по мнению Т. Б. Кармановой, «связующее звено между изложением и сочинением». Существует еще один вид изложения – творческие изложения. В.И.Яковлева считает, что творческие изложения способны «вызвать у учеников эмоциональный отклик на произведение, усилить воздействие образной системы на читателя, т.е. осуществить те задачи, во имя которых литература и создается» Наиболее удобным для письменного оформлении пересказы с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей, с творческими дополнениями. По мнению М.Р.Львова, «творческие изменения и дополнения в письменном варианте пересказа не должны быть большими». Они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают все обстоятельства, в которых протекает действие. Каждому из названных видов изложений принадлежит особое место в общей системе работы по формированию коммуникативных умений. Так, если при подробном изложении в основном совершенствуется умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, используя готовые языковые средства, то при выборочном изложении формируется умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику как книга, находить свои языковые средства для связи отобранного материала. Работая над сжатым изложением, школьники учатся выделять главное и существенное в высказывании, овладевают языковыми средствами обобщенной передачи содержания. Изложения с дополнительным творческим заданием предполагает не только воспроизведение готового текста, но и приучает к самостоятельному определению композиции высказывания, отбору и использованию языковых средств, подготавливают к созданию своих текстов.

Рассматриваемые виды изложений по–разному развивают мыслительную деятельность ученика. В процессе аналитико – синтетической работы при подробном изложении идет осмысление временных, причинно – следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть текста и отвлекаются от другой, что развивает только мыслительную операцию, как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьника.

Источник

Читайте также:  Способы познания окружающего мира обществознание
Оцените статью
Разные способы