- ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Глина, вода и огонь
- НАСТРОЙКИ.
- СОДЕРЖАНИЕ.
- СОДЕРЖАНИЕ
- Презентация «Лепка сосуда из валиков (круовой налеп)»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Мастер-класс «Лепка сосуда методом жгутового налепа»
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Глина, вода и огонь
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Глина, вода и песок
Хоть я усердно булькаю У жаркого огня, Ты с простой кастрюлькою Не спутывай меня.
Помнишь, кто поет эту песенку?
Ее поет Говорящий Горшок из сказки «Принцесса и свинопас», которая записана на пластинку. Этот горшок сделан из глины, как и все горшки на свете. Правда, он говорящий, потому что волшебный.
Но по-моему, всякий горшок немножко волшебный. По-моему, неволшебных горшков не бывает. И потому, пожалуйста, никогда не путай его с обычной кастрюлей.
Ты, может быть, возразишь мне:
— Вот тебе и раз, отчего же? Почему же? Ведь и горшок и кастрюлька служат человеку для одного и того же дела. Ведь всю жизнь они оба варят кашу или другую какую-нибудь еду. Так почему же горшку такая честь? И почему это всякий горшок волшебный?
— Во-первых, горшок старше кастрюли на несколько тысячелетий. Ему чуть не десять тысяч лет. Так что горшку больше чести за то, что он опытнее, за то, что больше знает.
Во-вторых, можешь мне поверить, какой бы замечательной ни была кастрюля, в горшке всякая еда получится вкуснее.
В-третьих, тебе ведь приходилось читать в книгах о том, что в былые времена люди прятали в глиняный горшок золото, серебро, жемчуг и закапывали в землю. Горшок не проржавеет. Горшок в земле пролежит тихо, как в перине, и не разобьется.
Горшок верой и правдой бережет тайну своего клада.
А если хозяин не смог откопать свой клад по какой-нибудь причине, горшок сохранит его для потомков. И может случиться, что именно ты, копая грядку под редиску, заденешь лопатой его глиняный бок.
В-четвертых, клад, конечно, спрятан не во всех горшках, это верно. Зато в каждом горшке спрятан свой собственный секрет. Этот секрет известен всем горшкам без исключения, и, по-моему, он стоит любого клада.
Сидит закопченный горшок у огня в деревенской печке, тихонько булькает и хлопочет, чтобы каша не пригорела.
А когда хозяйка тычет его в бок ухватом, он усмехается и думает про свой секрет.
— Эге, вы, люди, считаете, что вы меня сделали из куска глины, — усмехается горшок, — и в этом, мол, ваша заслуга.
Все дело в том, что это я, горшок, делал человека, лепил его, выводил в люди. Это и есть мой секрет, мой клад, который спрятан на дне каждого горшка.
И это начиналось восемь или десять тысяч лет назад, а иногда мне кажется, что и того раньше.
Человек считает, что он придумал горшок для того, чтобы варить зерно и мясо или прятать золото. Но если бы у человека была такая память, какая дана нам, горшкам, он бы помнил, с чего все начиналось…
Вначале была земля, вернее, глина, рыжая и вязкая, с мелкими корнями, желтыми комьями песка. Глиняный пласт нависал над глубокой рекой, такой прозрачной, что видны были самые малые гальки на дне.
В холодное, сырое утро человек ловко вскарабкался на обрыв и отколупнул кусок сырой глины. Он понес эту глину к жилищу, и она облепила его ладони, склеила пальцы, пока он нес ее.
Древний человек был храбр.
Но все же он шел, стараясь ступать осторожно, потому что не знал, какое настроение у нечистой силы и не захочет ли она отобрать у него эту липкую глину.
А вот глины он, пожалуй, не боялся. Не боялся, потому что считал ее землей, просто землей, только рыжей. Земля же была ему роднее, чем собственная мать.
На земле он засыпал, когда его подстерегала усталость.
Из земли он выкапывал съедобные корни, а позже научился бросать в землю зерна, и она возвращала ему целый колос, наполненный десятками зерен.
Он прикладывал землю к открытой ране, чтобы зажила.
Прямо на земле женщины рожали детей, и в землю уходили умершие.
Нет, человек не ждал от земли зла, потому он принес рыжий липкий комок с речного обрыва к костру, у которого грелось его племя.
Люди совали в огонь куски мяса, наколотые на прутья. Но огонь был велик, он сжирал прутья, мясо падало в пламя и обугливалось, и люди жалели свою погибшую пищу.
Тогда тот, кто принес глину, обмотал гибкими ветками свой кусок мяса, облепил ветки глиной. И этот неуклюжий рыжий ком он положил в огонь.
Может быть, это было так, а может быть, иначе. Сейчас никто не сумеет сказать точно, как это было.
Глина была мягкой и вязкой, но, соединившись с огнем, стала твердой, как кость.
Огонь вонзил в глину красные зубья. И ветки, которыми глина была опутана, сгорели, но сама она устояла. Огонь сумел сожрать лишь мелкие корешки и кусочки гнилых листьев, которые попали в землю еще на речном обрыве.
И глина превратилась в твердую корку, укрывшую пищу со всех сторон.
Человек разбил ее, достал пропеченное, сочное и мягкое мясо.
А потом подобрал осколок затвердевшей глиняной корки.
Человек рассматривал осколок и удивлялся тому, что может сделать огонь. Человек чтил огонь так же высоко, как и землю. Среди всех живых существ один только человек не боялся огня и, схватив горящую палку, он мог обратить в бегство самое сильное и яростное животное. Огонь пришел с неба во время грозы, он ударил о дерево, и оно загорелось. Небо послало человеку огонь, небо увидело, что только человек может владеть огнем. И огонь разгонял ночь, огонь грел человека, огонь жарил ему пищу.
А теперь огонь изжарил глину. В пищу она не годилась, но зачем же огонь жарил ее? Человек черпнул воды из лужи обломком твердой глины, и вода осталась в нем.
Человек давно знал, что воду можно хранить в деревянной корчаге или в сухой тыкве, из которой вынимали мякоть и высушивали остов на солнце[1]. Но корчага впитывала воду, а тыква быстро промокала и портилась. Человеку понадобилась другая посуда.
Источник
Презентация «Лепка сосуда из валиков (круовой налеп)»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Лепка сосудов из валиков (круговой налеп) Выполнила: Носова Анастасия Михайловна Студентка группы 333502
Лепим диск толщиной около 5 мм путём расплющивания.
Чтобы края вылепленной формы были ровными, их можно обработать стекой или выровнять пальцами.
Глиняные валики (жгуты) лепятся одинаковой толщины, но разной длины.
Первые один-два валика соответствуют длине окружности дна, а последующие 5 постепенно уменьшаются или увеличиваются в размере.
Валики ровными рядами укладываются один на другой.
Затем места скрепления плотно замазываются.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 488 человек из 72 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС
- Сейчас обучается 230 человек из 58 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-600651
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Мастер-класс «Лепка сосуда методом жгутового налепа»
Конспект по технологии
Тема: «Лепка из глины методом жгутового налепа»
Выполнила студентка 342 группы
СГПК им. И. А. Куратова
Место прохождения практики:
Шк. №16 2 «б» класс 36 каб.
Дата и время проведения урока:
25.09.2012 14ч. 15 мин.
преподаватель Бугаева Елена Энгельсовна
учитель Чегесова Надежда Михайловна
Цель: вылепить глиняный сосуд методом жгутового налепа
Познакомить с новым природным материалом – голубой глиной
Расширить кругозор детей о керамической посуде разных народов мира через сообщения их же одноклассников.
Познакомить детей с лепкой методом жгутового налепа
Развивать мышление через анализ предложенных учителем образцов
Воспитывать чувство толерантности к культуре других народов
Развивать мелкую моторику руки
Организационный момент. Проверка готовности к уроку
— Сегодня я проведу у вас урок технологии, а начать я его хочу с небольшой игры, которая называется «Проверь друга»
— Сейчас я буду называть то, что нужно для работы на уроке, а вы проверите наличие этого друг у друга, кто сидит один у себя: стеки, подкладные доски, кусочек глины, влажная тряпочка.
Повторение правил рабочего человека
— Хорошо, ребята, я вижу, все справились.
— Давайте сразу повторим главное правило сегодняшнего урока, как вы думаете, если сегодня мы будем работать с глиной, что это будет за правило?
— Как мы должны работать? (аккуратно)
— Ребята, вам интересно из чего ели первобытные люди, из чего они делали первую посуду? Оказывается посуда была каменная, деревянная и даже кожаная… Маори из Новой Зеландии варили мясо и рыбу в полотняных мешочках, причем вместо кастрюли с кипятком использовался гейзер. Казахи готовили в кожаных «котлах» — суп в нем, конечно, не сваришь, а творожный сыр получался замечательно. Пигмеи Африки делали посуду из скорлупы яиц страуса. Австралийские аборигены выдалбливали каменные миски. В Юго-Восточной Азии популярны были «кастрюльки» из бамбука; якуты и эвенки предпочитали бересту. Но глиняная посуда произвела революцию в кулинарии.
— Итак ребята, надеюсь мой рассказ произвёл на вас впечатление и вы узнали много интересных и увлекательных фактов.
— А мне интересно, догадались ли вы о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о посуде)
— Но о посуде не современной, а наших предков.
Выступление докладчиков. Анализ сосудов разных народов
— Давайте послушаем сообщение ваших товарищей, которые они подготовили специально для вас:
Квеври – так называли керамические сосуды грузин. Они бывают всех размеров, от обычного, до нескольких сотен литров. В Грузии такие сосуды используются для приготовления и хранения вина. Квеври вкапывают в землю, поэтому дно сосуда имеет заострённую форму, затем внутрь заливают виноградный сок, закрывают крышкой и замазывают глиной. Спустя некоторое время в квеври получается вино.
— Итак, ребята, что вы запомнили из сообщения?
— Как называется сосуд грузин? (квеври)
— Каких размеров он бывает? (от обычного до нескольких сотен литров)
— Какую форму имеет сосуд? (дно сосуда имеет заострённую форму)
— Для чего служит такой сосуд? (для приготовления вина)
— Молодцы, вы были внимательными слушателями!
— Давайте послушаем сообщение о русских сосудах.
Крынка – традиционный керамический русский сосуд для хранения и подачи молока на стол. Особенность сосуда – высокое и довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла рассчитана на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свежесть, а при прокисании даёт толстый слой сметаны.
— И снова я хочу проверить на сколько внимательными слушателями вы были.
— Что запомнили из сообщения? (название, материал, назначение, форма)
— Из следующего сообщения мы узнаем о коми сосудах.
Глиняные сосуды коми имеют чашевидную форму с наклонённой внутрь, прямой или отогнутой шейкой. Расположение узоров на сосуде было горизонтальное. Узор выполнялся на горлышке способом вдавливания и оттиска штампов. Сосуд использовали для приготовления и хранения пищи.
— Что нового и интересного узнали о коми сосудах? (материал, форма, узор, назначение)
— Большое спасибо, выступавшим ребятам!
— А теперь, рассмотрим все эти сосуды и найдём, что в них общего и чем они различаются?
— Из какого материала выполнен каждый сосуд? (из глины)
— Для чего использовали сосуд коми, русские и грузины?
— В чём главное отличие квеври (если говорить о его форме и размерах)?
— Какие сосуды имеют название?
— Чем отличается коми сосуд от русского и грузинского? (узором)
— Поразмышляйте, почему квеври и крынка узора не имеют? (квеври – закапывали в землю, крынка – использовалась повседневно)
— Хорошо, ребята, я вижу, что вы усвоили особенности каждого сосуда. Давайте двигаться дальше.
Знакомство с методом жгутового налепа
— Прежде чем приступить к работе, нам необходимо обсудить ещё один вопрос. Как вы думаете, какой? (как будем лепить)
— Сегодня мы с вами познакомимся с лепкой методом жгутового налепа(параллельно с объяснением на доске появляется схема):
Промни кусок глины, скатай шар, придави шар ладонями. Это дно сосуда.
Раскатай жгуты для изготовления стенок сосуда.
На дно сосуда уложи жгуты, последовательно, один на другой, придавая сосуду нужную форму.
Пригладь стенки сосуда пальчиками.
При помощи стека нанеси на сосуд элементы оформления.
— Лепка одного из наших сосудов будет отличаться от остальных. Как вы думаете, какого и чем?
— Особенность грузинского сосуда в том, что его дно имеет заострённую форму.
— Тогда как же мы будем его лепить?
— Лепить его мы будем сверху вниз, т.е начнём лепку с горлышка, а дно вылепим в последнюю очередь.
— А теперь ребята, вам необходимо выбрать один из трёх сосудов, уметь объяснить свой выбор. Вылепить сосуд методом жгутового налепа, соблюдая все этапы. Главная задача – отразить особенности наци, так, чтобы смотря на ваш сосуд, мы без труда могли определить
— Приступайте к работе!
Подведение итога урока. Оценивание. Рефлексия.
(Анализ работ 1-2 ребят:
— Сосуд какого народа вылепил(а) …? – Верно? – Почему ты вылепила сосуд этого народа? Чем он тебя привлёк? — … оцени пожалуйста работу … по ( критерий ниже ))
— А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу по следующим критериям:
1. Точность передачи формы (насколько точно вы смогли передать форму сосуда, показали его особенности)
2. Освоение метода жгутового налепа (насколько хорошо вы освоили метод жгутового налепа)
3. Аккуратность (насколько аккуратно вы выполнили работу)
— У каждого из вас на столах лежат сигнальные карточки:
Красная – я молодец
Зелёный – могу и лучше
Жёлтый – в следующий раз постараюсь
— Сейчас я буду зачитывать критерий, а вы оцените себя по этому критерию и покажите мне соответствующую сигнальную карточку.
— Спасибо, мне очень приятно, что вы умеете себя правильно оценить, видите «плюсы» и «минусы» в своей работе.
Источник