Издержки измерения качества и механизмы их снижения.
Совокупность различных характеристик товаров и услуг создает проблему измерения, поскольку все измерить и оценить невозможно.
В большинстве случаев издержки измерения минимизируются посредством применения различных институциональных механизмов. Прежде всего, выделяются несколько типов товаров, которые определяют те или иные формы минимизации издержек измерения:
— товары экспериментальные, качество которых можно оценить только лишь начав ими пользоваться. Производитель имеет существенную экономию на издержках измерения, поскольку порой покупателю измерять качественные характеристики товаров проще и дешевле в процессе эксплуатации, нежели в предконтрактный период. Поэтому существует система гарантий, то есть продавец гарантирует покупателю, что в случае, если товар оказался ненадлежащего качества, либо не будет обладать всеми перечисленными характеристиками, то продавец обменяет его на другой товар либо вернет деньги.
В эту группу товаров относятся продукты питания, например, банка шпрот. Несмотря на то, что покупатель может ознакомиться с отдельными характеристиками товара благодаря информации на этикетке, он не может установить вкусовые характеристики, быть уверенным в сохранности товара, поскольку помимо срока годности важным также является условия хранения и т.д. В таком случае механизмом регулирования рынка и гарантии качества будет обязательная сертификация продукции. Либо, в случае доказательства несоответствия товара существующим стандартам, путем экспертизы товара, можно потребовать от поставщика выполнения утилизации товара и расторжения контракта. Качество таких благ является наблюдаемым и верифицируемым, только это возможно сделать только в процессе эксплуатации. — товары инспекционные, качество которых можно опробовать до их приобретения. Все основные характеристики описаны в инструкции по применению или др. информационных документах. К ним относятся только товары, так как качество услуг может быть оценено только после их осуществления. Качества таких товаров могут быть заранее прописаны в контракте заказчиком в виде технических требований и спецификаций. Заказчик может заранее зафиксировать требуемый уровень всех характеристик данного товара в техническом задании, оценить качество этих товаров в момент поставки и в случае несоответствия обратиться в суд. Примерами могут быть расходные материалы, такие как бумага, картриджи, строительные материалы, и др. Качество их стандартизировано и легко может быть оценено в момент поставки. Качество таких благ является наблюдаемым и верифицируемым, что можно определить до заключения контракта.
— доверительные товары, качественные характеристики которых не могут быть установлены заказчиком самостоятельно даже после выполнения контракта. Тогда для измерения обращаются к помощи третьей стороны. Например, медицинские услуги, даже получив лечение мы не можем с точностью определить, было ли лечение оптимальным. Ориентируясь на характер доверительных благ, на рынке услуг возникает ряд институтов: 1. институт информационных посредников (например, консультационные структуры в медицине, образовательной деятельности и т.д.) 2. саморегулирующиеся профессиональные сообщества и организации, которые встраивать механизмы оценки качества и добровольной сертификации. 3. институты, аккумулирующие информацию о поставщиках услуг (например, составление рейтингов вузов и т.д.)
Качество таких благ является неверифицируемым, то есть в случае несоответствия предоставляемых услуг требуемому качеству, доказать это в суде бывает невозможно. Другими способами снижения издержек измерения являются. Контракты с долевым участием, когда до момента заключения контракта каждой из сторон сложно определить качество товара. Например, авторский гонорар малоизвестного писателя устанавливается в процентах от объема продаж, следовательно, выигрыш обоих сторон будет определяться спросом со стороны читателей. В противном случае нужно было бы заранее проводить маркетинговые исследования читателей, что повлекло бы большое количество издержек измерения. Однако подобные контракты заключаются не всегда, поскольку в данном случае снижается система стимулов, например, учитывая необходимость разделения выигрыша между продавцом и автором книги, первый может экономить на рекламе и других сигналах потребителю поскольку не имеет четкой заинтересованности в результатах. Торговая марка. Еще один способ снизить издержки измерения, в случаях, когда трудно определить как качество товара в момент покупки, так и предоставить систему гарантий по обмену или ремонту дефектных товаров. Фирменный знак будет сигналом покупателю о том, что производитель не допускает отклонений в качестве выпускаемых товаров и осуществляет контроль на стадии производства, поэтому потребители могут полагаться на производимые им измерения. Производитель при этом несет издержки создания и поддержания репутации: контроль качества, поддержание его в неблагоприятных условиях. При этом обнаружение дефектного товара обойдется производителю намного выше, нежели перечисленные издержки. Чем труднее измерить качество в момент продажи и предоставить гарантию, тем более широко будут использоваться фирменные знаки при продаже товара. Еще один метод – «сокрытия информации» или метод «кота в мешке» — в некоторых случаях предоставить потребителю однородно качественную продукцию бывает затруднительно, поэтому потребителям приходится затрачивать средства, отбирая лучший экземпляр. К подобным товарам относятся фрукты-овощи, такими же характеристиками могут быть определены трудовые ресурсы, когда на работу нанимаются разные по способностям сотрудники за одинаковую заработную плату. В таком случае, чтобы не затрачивать средства на сортировку товара, предлагают товары блоками по определенной средней цене. Тогда издержки измерения будут сведены к минимуму.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
Вопрос 16. Классификация трансакционных издержек (ТАИ) и способы их минимизации.
Термин ТАИ был введен Коузом. ТАИ –издержки связанные с заключением сделок.Главная функция институтов-сокращение ТАИ.
-несовпадение экономических интересов индивидов (конфликт)
-существование ограниченной рациональности.
1.Издержки поиска информации или издержки выявления альтернатив. Способы минимизации: поисковые системы интернета; ярмарки; бюро кредитных историй; сигналы; торговый знак; реклама; репутация.
2.Издержки измерения— заключается в определении физических параметров товаров или услуг(вес, объем, цвет, количество). А так же в определении прав собственности (право пользования, право получения, и тд)
Здесь выделяют 3 категории:
1)Исследуемые блага- качество можно определить путем осмотра перед покупкой (одежда)
2)опытные блага- их качество можно оценить только в процессе потребления(поддержанный авто)
3)доверительные – высокие издержки как до так и после покупки(медицина, образование)
Способы минимизации издержек измерения: единая система меры весов; денежная система; специализированные агентства.
3.издержки ведения переговоров, т.е. временные и денежные ресурсы для проведения переговоров. Способы снижения переговоров:
-стандартизация договоров , разработка типовых контрактов (фьючерские, опционные и др.)
-используемые 3ей стороны в качестве гаранта с целью компенсации недостатка взаимного доверия сторон.
Издержки оппортунистического поведения.
Издержки спецификации и защиты прав собственности.
Понятие контракта. Сопоставляющие контракта.
Контракт (договор) — соглашение об обмене правомочиями и их защите» являющееся результатом осознанного и свободного выбора индивидов.
Конкретные же рамки взаимодействия, описывающие условия совершения сделок, определены положениями контракта, или договора между непосредственными участниками взаимодействия. При заключении контракта индивиды используют в качестве данных формальные и неформальные нормы, применяя и интерпретируя их для нужд конкретной сделки. Даже если все участники такой сделки ведут себя согласно нормам рыночного соглашения, следовательно, оппортунизм исключен.
Неоклассическая теория фирмы
Фирма рассматривается как производственная единица, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства.
В этой связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы — заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации (организационная структура, внутрифирменное управление), отсутствие альтернативности в выборе решений — делали ее мало пригодной для решения практических задач.
Теорема Коуза.
Если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода. Иными словами, первоначальное распределение прав собственности совершенно не влияет на структуру производства, так как, в конечном счете, каждое из правомочий окажется в руках у собственника, способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного правомочия.
С этой точки зрения непринципиально, кто получил право
владения на первом этапе реформы собственности — трудовой коллектив, администрация предприятия, Госкомимущество или банковская структура, — в конечном счете, это право получит действительно самый заинтересованный в нем и эффективный
21. Вымогательство как вид оппортунистического поведения и выбор типа контракта.
Вымогательство является вторым видом оппортунистического поведения. Это случается тогда, когда две группы сотрудников тесно работают друг с другом, становятся незаменимыми, и один из команды решает ее покинуть. Другие группы не могут заменить его и несут убытки. Происходит шантаж в виде угрозы.
С точки зрения контрактного процесса выделяется два типа оппортунистического поведения — предконтрактное и постконтрактное.
Формой предконтрактного оппортунизма является неблагоприятный, или ухудшающий условия обмена отбор. Он характеризуется неблагоприятными для части экономических агентов свойствами внешней среды, выделяющими в ней как потенциальных партнеров тех экономических агентов, которые являются наименее желательными для рассматриваемого субъекта.
Существует также постконтрактный оппортунизм. К постконтрактному оппортунистическому поведению относят моральный, или субъективный риск (в том числе в виде отлынивания). Он выражается в сокрытии информации одной из сторон, позволяющей извлечь выгоду в ущерб другой стороне.
Источник
7. Издержки измерения. Механизмы их минимизации. Классификация товаров по структуре издержек измерения
Совокупность различных характеристик товаров и услуг создает проблему измерения, поскольку все измерить и оценить невозможно.
В большинстве случаев издержки измерения минимизируются посредством применения различных институциональных механизмов. Прежде всего, выделяются несколько типов товаров, которые определяют те или иные формы минимизации издержек измерения:
— товары экспериментальные, качество которых можно оценить только лишь начав ими пользоваться. Производитель имеет существенную экономию на издержках измерения, поскольку порой покупателю измерять качественные характеристики товаров проще и дешевле в процессе эксплуатации, нежели в предконтрактный период. Поэтому существует система гарантий, то есть продавец гарантирует покупателю, что в случае, если товар оказался ненадлежащего качества, либо не будет обладать всеми перечисленными характеристиками, то продавец обменяет его на другой товар либо вернет деньги.
В эту группу товаров относятся продукты питания, например, банка шпрот. Несмотря на то, что покупатель может ознакомиться с отдельными характеристиками товара благодаря информации на этикетке, он не может установить вкусовые характеристики, быть уверенным в сохранности товара, поскольку помимо срока годности важным также является условия хранения и т.д. В таком случае механизмом регулирования рынка и гарантии качества будет обязательная сертификация продукции. Либо, в случае доказательства несоответствия товара существующим стандартам, путем экспертизы товара, можно потребовать от поставщика выполнения утилизации товара и расторжения контракта. Качество таких благ является наблюдаемым и верифицируемым, только это возможно сделать только в процессе эксплуатации. — товары инспекционные, качество которых можно опробовать до их приобретения. Все основные характеристики описаны в инструкции по применению или др. информационных документах. К ним относятся только товары, так как качество услуг может быть оценено только после их осуществления. Качества таких товаров могут быть заранее прописаны в контракте заказчиком в виде технических требований и спецификаций. Заказчик может заранее зафиксировать требуемый уровень всех характеристик данного товара в техническом задании, оценить качество этих товаров в момент поставки и в случае несоответствия обратиться в суд. Примерами могут быть расходные материалы, такие как бумага, картриджи, строительные материалы, и др. Качество их стандартизировано и легко может быть оценено в момент поставки. Качество таких благ является наблюдаемым и верифицируемым, что можно определить до заключения контракта.
— доверительные товары, качественные характеристики которых не могут быть установлены заказчиком самостоятельно даже после выполнения контракта. Тогда для измерения обращаются к помощи третьей стороны. Например, медицинские услуги, даже получив лечение мы не можем с точностью определить, было ли лечение оптимальным. Ориентируясь на характер доверительных благ, на рынке услуг возникает ряд институтов: 1. институт информационных посредников (например, консультационные структуры в медицине, образовательной деятельности и т.д.) 2. саморегулирующиеся профессиональные сообщества и организации, которые встраивать механизмы оценки качества и добровольной сертификации. 3. институты, аккумулирующие информацию о поставщиках услуг (например, составление рейтингов вузов и т.д.)
Качество таких благ является неверифицируемым, то есть в случае несоответствия предоставляемых услуг требуемому качеству, доказать это в суде бывает невозможно. Другими способами снижения издержек измерения являются. Контракты с долевым участием, когда до момента заключения контракта каждой из сторон сложно определить качество товара. Например, авторский гонорар малоизвестного писателя устанавливается в процентах от объема продаж, следовательно, выигрыш обоих сторон будет определяться спросом со стороны читателей. В противном случае нужно было бы заранее проводить маркетинговые исследования читателей, что повлекло бы большое количество издержек измерения. Однако подобные контракты заключаются не всегда, поскольку в данном случае снижается система стимулов, например, учитывая необходимость разделения выигрыша между продавцом и автором книги, первый может экономить на рекламе и других сигналах потребителю поскольку не имеет четкой заинтересованности в результатах. Торговая марка. Еще один способ снизить издержки измерения, в случаях, когда трудно определить как качество товара в момент покупки, так и предоставить систему гарантий по обмену или ремонту дефектных товаров. Фирменный знак будет сигналом покупателю о том, что производитель не допускает отклонений в качестве выпускаемых товаров и осуществляет контроль на стадии производства, поэтому потребители могут полагаться на производимые им измерения. Производитель при этом несет издержки создания и поддержания репутации: контроль качества, поддержание его в неблагоприятных условиях. При этом обнаружение дефектного товара обойдется производителю намного выше, нежели перечисленные издержки. Чем труднее измерить качество в момент продажи и предоставить гарантию, тем более широко будут использоваться фирменные знаки при продаже товара. Еще один метод – «сокрытия информации» или метод «кота в мешке» — в некоторых случаях предоставить потребителю однородно качественную продукцию бывает затруднительно, поэтому потребителям приходится затрачивать средства, отбирая лучший экземпляр. К подобным товарам относятся фрукты-овощи, такими же характеристиками могут быть определены трудовые ресурсы, когда на работу нанимаются разные по способностям сотрудники за одинаковую заработную плату. В таком случае, чтобы не затрачивать средства на сортировку товара, предлагают товары блоками по определенной средней цене. Тогда издержки измерения будут сведены к минимуму.
Источник