Избегающий способ разрешения конфликта

Стратегия избегания в конфликтной ситуации – когда она наиболее эффективна

Практикующий психолог в области семейных и детско-родительских отношений. .

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Избегание – одна из самых спорных и неоднозначных стратегий поведения в конфликте, которая не ведет ни к победе, ни к разрешению конфликта. Однако, даже такая стратегия, если ее правильно применить, бывает эффективна. К сожалению, большинство людей применяют ее себе во вред.

Лучшая война та, в которой нас нет

Стратегия избегания, или, как ее еще называют, ухода, выражается в том, что человек всеми возможными способами старается либо полностью устраниться из конфликта, даже когда является его непосредственным участником, либо находит любые возможности отложить разрешение конфликта на неопределенный строк.

В такой ситуации человек не может одержать победу, более того, эта стратегия не ведет даже к разрешению конфликта. Такое поведение выражается в игнорировании как своих потребностей, так и потребностей других участников конфликта.

У этой стратегии поведения есть характерные особенности:

  • человек отказывается от диалога с оппонентом;
  • не принимает его доводы, отрицает факты и доказательства его правоты;
  • постоянно откладывает принятие решения относительно разразившегося спора;
  • не принимает каких-либо активных действий, направленных на победу или урегулирование конфликта;
  • может вообще игнорировать наличие проблемы, закрывать на нее глаза или сильно снижает ее значимость.

Символом этой стратегии являете «черепаха», которая прячется в свой панцирь при любой опасности.

Когда «черепаха» побеждает

Есть несколько условий, при которых стратегия избегания является действительно эффективной и ее можно использовать:

  • когда ты оказалась втянутой в конфликт, причина которого для тебя не представляет особого значения, поэтому нет смысла пытаться выйти из спора победителем;
  • когда ты понимаешь, что спор с оппонентом не будет иметь объективного результата, поскольку он не желает найти компромисс или истину, а руководствуется лишь потребностью победить и поставить соперника на место;
  • если ты нашла возможность достичь желаемого другим путем, избегая участия в конфликте;
  • когда оппонент слишком пристрастен, субъективен, ведет себя агрессивно;
  • когда конфликт угрожает твоей безопасности;
  • когда тебе необходимо выиграть время, чтобы найти ресурсы и методы, собрать дополнительную информацию, которая поможет тебе победить;
  • когда твой оппонент выше тебя по рангу и конфликт с ним может угрожать твоему финансовому благополучию, карьере и социальному статусу.

Как конфликтовать правильно?

Примеры стратегии избегания в реальной жизни

Эффективность подобного поведения бывает достаточно высока, и уж точно, каждый человек применял стратегию избегания хотя бы раз в своей жизни. Например, если ты поссорилась с другим покупателем в магазине, потому что вы не поделили товар – тебе легче осознать, что точно такую же вещь ты можешь приобрести в другом магазине и по более выгодной цене.

Когда ты столкнулась с агрессивным человеком в общественном транспорте – как бы сильно он был не прав, лучшая стратегия в таком случае – уход.

Читайте также:  Метод аллена карра легкий способ бросить курит

Если твой непосредственный начальник вступает с тобой в конфликт, начинает говорить на повышенных тонах, то избегание конфликта поможет сохранить должность или, хотя бы, даст тебе время, чтобы найти способы влияния на него, или даже другую работу.

Или с тобой вступает в спор человек, который пытается доказать, что М.Ю. Лермонтов намного более талантливый, чем А.С. Пушкин. В плане интеллектуальной дискуссии это хорошая тема, но при возникновении конфликта на этой почве – лучше воспользоваться стратегией избегания конфликта. Ведь этот спор не поможет установить истину, так как предпочтения в литературе, кинематографе, искусстве у всех свои.

Недостатки и опасности стратегии избегания

У стратегии избегания есть отрицательные стороны, особенно, если этот способ поведения был выбран неосознанно, когда человек не просчитал все возможные последствия. Например, оппонент может начать проявлять все более высокие требования к тебе, понимая, что ты не можешь ему ничем ответить.

Также эта стратегия часто используется как способ наказания или манипуляции, чтобы вызвать у другого человека чувство вины, и заставить его действовать по-твоему. Такое происходит, когда жена, недовольная поступком мужа, замолкает и не разговаривает с ним несколько дней. По сути – это тоже стратегия ухода из конфликта. Это опасно тем, что проблема так и остается нерешенной, и может перерасти в еще больший конфликт. Также замалчивание приводит к постоянным обидам, раздражению друг на друга, непониманию.

Поэтому данную стратегию не рекомендуется использовать с близкими людьми, ведь она может привести к разрыву отношений и потере эмоционального контакта друг с другом.

Есть несколько причин, по которым люди неосознанно используют избегание, тем самым вредя себе и отношениям с близкими:

  • страх брать на себя ответственность и принимать важные решения, что выражается в надежде, что все «наладится само собой»;
  • неспособность принимать конструктивную критику и убежденность в своей полной правоте;
  • неуверенность в себе – в этом случае человек не верит, что одержит победу в споре, поэтому предпочитает его избежать, промолчать, при этом оставаясь недовольным и обиженным;
  • неумение отстаивать свою точку зрения, говорить «нет»;
  • желание избежать конфликта любыми способами, даже если это вредит отношениям – часто такая позиция вырабатывается из родительских установок «будь терпеливой, ты же девочка», «будь выше этого», «будь умнее», «лучше промолчать», «в семье не должно быть ссор» и так далее;
  • выученная с детства позиция жертвы, которая ждет, что кто-то другой решит все проблемы.

Позиция жертвы наиболее характерна для людей, которые постоянно выбирают стратегию избегания конфликта. В этом случае человек убежден, что от него ничего не зависит, поэтому нет смысла отстаивать свои интересы.

Обычно эта позиция подкрепляется похвалой и сочувствием со стороны окружающих, «мучениками» все восхищаются, одобряют их поведение, что еще более «якорит» человека в этой роли. Человек, находящийся в этой позиции, снимает с себя всю ответственность за свою жизнь, у него формируется выученная беспомощность, внешний локус контроля.

Но, если правильно применять стратегию избегания, она может избавить человека от многих конфликтных ситуаций, сохранить его психологические границы, время и ресурсы, и даже помочь выиграть, ведь, как говорил Сунь Цзы, «если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как мимо проплывет труп твоего врага». Возможно, уход от конфликта приведет к тому, что тот разрешиться сам собой или просто потеряет актуальность.

Читайте также:  Как замолосолить кабачки быстрым способом

Источник

Как управлять конфликтами и разрешать их

Выбрать правильную стратегию, выслушать все стороны, сохранять спокойствие

Конфликт — это столкновение двух и более людей из-за несовместимости интересов, потребностей или ценностей. Конфликты возникают постоянно, и их не надо бояться. В психологии считается, что конфликт — это один из способов развития отношений, и у него есть много полезных функций.

Чем полезен конфликт

Разрешение противоречий

Например, ваш друг постоянно опаздывает, и его приходится подолгу ждать. Пока вы не заявляете о своём недовольстве, он будет думать, что всё в порядке. Если вы скажете, что вам это не нравится, возникнет конфликт. В результате обстоятельства изменятся: либо вы перестанете ждать непунктуального товарища, либо он научится уважать ваше время.

Чтобы противоречия разрешились благополучно, желательно выявить их как можно раньше. Как правило, чем быстрее случился конфликт — тем лучше.

Глубина отношений

Когда люди сближаются, рано или поздно у них найдётся повод для несогласия. Выражая несогласие и разрешая возникший после этого конфликт, люди узнают друг друга лучше, и отношения углубляются. Если же вы стремитесь всегда быть хорошим и не показывать своего недовольства, взаимодействие остаётся поверхностным.

Ясность

Зачастую именно в конфликте человек чётко осознаёт, что нужно ему, а что оппоненту. Кроме того, в конфликте легче понять самого себя. Например, узнать — вы за или против толерантности, как вы относитесь к несправедливости и так далее.

Поддержка

Конфликт помогает находить друзей и союзников. Например, одноклассник исподтишка дразнил вас, и этого никто не замечал. Когда же вы открыто возмутились и потребовали прекратить, оказалось, что он доводил не только вас. Теперь, объединившись, вы можете вместе противостоять агрессору.

Однако любой конфликт принесёт не пользу, а вред, если его запустить. Порой эмоции достигают такого накала, что восстановить мир очень трудно либо стороны переходят к насильственным методам. Бывает, что конфликт приносит большие моральные и материальные потери. Например, вы узнаёте, что человек, которому вы доверяли, вас обманывает. Но если правильно действовать во время конфликта, этого можно избежать.

Как вести себя во время конфликта

Сотрудничество

Это наиболее эффективный стиль поведения в конфликте. Он же требует самых больших усилий от участников. Подразумевается, что стороны отстаивают свои интересы, принимают во внимание нужды и желания оппонентов и находят подходящее для всех решение.

Компромисс

В отличие от сотрудничества, при компромиссе каждый участник отказывается от части своих интересов и потребностей, чтобы прийти к согласию. Например, вы с другом выбираете, как провести выходной: он хочет в музей, а вы в кино. После обсуждения вы решаете пойти на интерактивную выставку. Вы оба отказались от своих планов и выработали компромиссный вариант.

Уклонение

Уклонение, как и приспособление, — не лучший стиль поведения в конфликте. Вы не решаете проблему, не взаимодействуете с другими и не получаете новый полезный опыт.

Но бывают случаи, когда такой способ наиболее продуктивен:

🙄 Проблема не настолько важна,
чтобы тратить силы на её разрешение.

Например, вам не важно, в чём ехать за город. Мама настаивает на спортивной куртке с капюшоном — и вы не спорите.

😶 Вы не планируете продолжать отношения с человеком. Это касается конфликтов с незнакомыми людьми в магазине или транспорте, спора с учителем, который пришёл на замену.

Читайте также:  Системы отопления по способу циркуляции

Вам не придётся дальше взаимодействовать с ними, и проще уклониться от конфликта, чем начинать его.

Приспособление

Приспособиться — это действовать совместно с другой стороной, но не отстаивать свои интересы в целях сохранения мира.

Этот стиль эффективен в двух случаях:

😒 Исход дела не очень существенен для вас, но очень важен другой стороне.

Например, подруга просит пойти с ней на дискотеку: туда придёт одноклассник, который ей нравится. Вам не очень интересно такое времяпровождение, но вы соглашаетесь, ведь ей это важно.

😬 Вы сознательно жертвуете своими интересами в пользу другой стороны, чтобы выразить свои чувства и расположение.

Например, сестра проиграла в конкурсе, и вы решаете уступить ей своё новое платье. Так вы заботитесь о ней.

В остальных случаях приспособление обычно приводит к тому, что человек чувствует себя жертвой, перестаёт получать удовольствие от общения или начинает злиться. Часто в таких случаях конфликт всё равно возникает, но по менее важным поводам. Чтобы этого не происходило, стремитесь к сотрудничеству или компромиссу.

Правила разрешения любого конфликта

Задайте два вопроса:
«Чего хотят участники конфликта?» и «Почему они этого хотят?»

За целями в конфликте всегда стоят определённые потребности. Например, одноклассник пытается списывать у вас на контрольных, а вас это бесит. Его цель — получить хорошую оценку, но его потребность — не чувствовать себя хуже других, отстающим. Поняв это, вы вместе сможете найти устраивающее обоих решение: дадите ему списать или поможете подтянуть предмет.

  • Стремитесь к пониманию точки зрения другого
  • Признавайте свои ошибки, чтобы оппонент чувствовал: вы готовы сотрудничать
  • Сохраняйте спокойствие и помогите успокоиться другой стороне
  • Сосредоточьтесь на проблеме, а не на личных качествах участников
  • Создайте атмосферу доверия через общение и обмен информацией
  • Проявляйте симпатию, выслушивайте с уважением мнение другой стороны

Техники разрешения конфликта

Я-высказывание

Состоит из трёх частей:

  1. Описание ситуации, которая вызывает негативные чувства. «Когда вы берёте мои вещи без разрешения…»
  2. Описание чувств, вызванных ситуацией. «…у меня возникает чувство, что со мной не считаются».
  3. Описание, чего бы вам хотелось. «Я бы хотел, чтобы вы всегда спрашивали разрешения».

Все три части должны содержать оценку ситуации, а не оппонента, иначе я-высказывание не сработает. Кроме того, важно придерживаться нейтрального тона. Потренируйтесь вместе с друзьями составлять я-высказывания, описывая свои проблемы и потребности в отношениях.

Постепенное снижение напряжённости

Техника помогает увеличить доверие и перевести конфликт в русло сотрудничества.

Один из участников конфликта говорит, что хочет примириться и достигнуть согласия. Чтобы подтвердить своё намерение, делает небольшую уступку оппоненту и выражает надежду, что тот ответит тем же.

Если второй участник делает ответный шаг, первый может уступить ещё чуть-чуть — и получится продвинуться в переговорах. Уступки не должны быть слишком значительными и показывать слабость вашей позиции. С их помощью вы демонстрируете желание сотрудничать.

Посредник

Для разрешения конфликтов со сверстниками привлекайте третьих лиц — друзей, учителей, родителей. Важно, чтобы они не были заинтересованы в положительном исходе конфликта. Третья сторона полнее и объективнее оценит ситуацию и поможет участникам разобраться с проблемой без эмоций и перехода на личности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Оцените статью
Разные способы