Ива способ опыления ветром или насекомыми

Ива-ивушка

Еще одна лесная скромница — ива козья, или бредина. Растет в низинках, часто у ручьев и речек; в перелесках; около дорог. Ну, кто ее заметит? Только тот, кто увидит козью иву в апреле, в цвету! Еще нет листьев, и лес прозрачен. А неказистые деревца бредины одеты золотистым пухом! В воздухе висит густой аромат меда. И на этот весенний праздник устремляется множество насекомых — и не только пчел. Перемазанные пыльцой, они ползают по соцветиям, собирая нектар и пыльцу. И кажется, от множества пчел гудит и само дерево.

Ива — самый ранний, а потому и очень ценный медонос. Кору ив применяют в медицине, а также для дубления кож. Молодые побеги некоторых видов ив очень хороши для плетения различных поделок — от корзин до мебели. Поэтому польза бредины и ее многочисленных родственников для человека несомненна.

Видовое разнообразие ив очень велико. Только в нашей стране насчитывают не менее сотни видов! Одни народные названия перечислить невозможно: верба, ветла, бредина, шелюга, тальник, краснотал, чернотал, белотал… и так далее. При этом нужно учитывать, что в разных местностях один и тот же вид могут называть по-разному. Все же наиболее распространены ива белая (ветла), ива ломкая (ракита), ива прутовидная(корзиночная, белотал), ива козья (бредина). Среди ив встречаются настоящие деревья — ивы белая и ломкая, небольшие деревца — ива козья. Много кустарников, а есть даже кустарники карликовые или ползучие — ива полярная, например.

Большинство ив цветет очень рано, еще до появления листьев. Этот признак характерен для ветроопыляемых растений. И близкие родственники ивы — осины, тополя — опыляются ветром. Возможно, к опылению насекомыми ивы перешли относительно недавно? И неразборчивость в выборе насекомых — опылителей о том же говорит?

Свое раннее цветение обеспечивает ива тем, что еще летом закладывает свои цветочные почки. Единственная почечная чешуйка укрывает почку, но она надежно защищает ее от зимних морозов. Растет почка, и к концу зимы под укрытием ей становится тесно. Колпачок лопается, из-под него выглядывает сначала верхушка сережки, а затем — и вся она. Это еще не цветение. Но появление на ветках ив серебристо-белых барашков, обычно называемых вербушками, говорит о том, что конец зимы близок. (Правда, в аномально теплые зимы последних лет такое случалось и в январе, и даже в декабре!)

Цветки в сережке очень плотно прижаты друг к другу и укрыты белыми ресничками. Не страшен им никакой мороз! Цветки очень мелкие и очень простые: всего лишь одна чешуйка с приросшими к ней тычинками в мужском цветке, и чешуйка с завязью — в женском. Для заметности и собраны они в соцветия — сережки. С приходом первого весеннего тепла мужские цветки выбрасывают наружу тычинки с пыльцой, и вся сережка превращается в золотисто-желтый пуховичок. Множество таких сережек и делают бредину очень заметной в весеннем лесу. А сережки женские — зеленые — в это время остаются неприметными глазу.

Цветение и развитие семян у ивы происходит стремительно. Прошло опыление, опали мужские сережки. Еще всего лишь три недели — и и уже стали хорошо заметными женские сережки: оделись они белым пухом. Это парашютики созревших семян. Подует ветер — и разнесет их по окрестностям в огромном количестве. Те из семян, что попадут в благоприятные условия, прорастут и дадут начало новому дереву или кустарнику.

Что ива дает человеку
Издавна человек использовал полезные для себя свойства ивы. Из ивовых прутьев плели (и плетут)корзины, заплечные короба для грибов и ягод (у нас их называют «пестерями»), циновки, заборы, самые разные поделки — вазы для фруктов и цветов, хлебницы, украшения для дома и так далее. Для плетения в основном используют молодые побеги ивы прутовидной, кустарника, растущего по берегам рек, а также около дорог и полей. Ее, кроме кустарниковой формы, легко узнать по длинным узким листьям.Быстро растущие (да к тому же прекрасно размножающиеся вегетативно — черенками) ивы прекрасно укрепляют берега рек от размыва. И это свойство тоже использует человек — например, для предотвращения роста оврагов.

Лекарственные свойства ивы
Для лечебных целей используют ивовую кору. Обычно это кора ивы козьей, ивы ломкой и ивы белой — она плотная, хорошо снимается весной. Кора ив содержит дубильные вещества, салицин, витамин С, другие соединения. Народная медицина применяет отвары коры при лихорадке (вместо хинина), при ревматизме, как вяжущее и противовоспалительное средство при поносах, как желчегонное. для приготовления отвара заливают стаканом кипятка 10 — 15 г сухой коры, кипятят 10 — 15 минут, процеживают и принимают по 2 столовых ложки 3 — 4 раза в день.

! Проконсультироваться с врачом!

А известно ли вам происхождение фармакологического названия хорошо всем знакомого аспирина — ацетилсалициловая кислота? На самом деле это уксусный эфир салициловой кислоты. О целебных свойствах ивовой коры я уже говорил. Они были известны издавна. А в 1828 году химик Иоганн Бюхнер из Мюнхена извлек из ивовой коры вещество, которое по свойствам в чем-то напоминало дефицитнейший хинин, и назвал его салицином — в честь ивы, чье родовое имя по-латыни Salix. Позже итальянец Пириа получил из салицина более эффективное лекарство — салициловую кислоту. И только в конце XIX века в Германии был получен «классический» аспирин.

Читайте также:  Способ передачи прав владельца

Заготовку ивовой коры проводят ранней весной, до цветения и распускания листьев. В это время идет активное сокодвижение, и кора отделяется очень легко. Обдирают кору со срубленных веток и стволиков ивы. Снимать ее с растущего дерева нельзя — оно засохнет на корню! Сушат кору на свежем воздухе, лучше в тени. Кора считается высохшей, если при сгибании не гнется, а ломается. Хранят ее в сухом, хорошо проветриваемом помещении.

Источник

Как растения приспособились опыляться с помощью: 1)Животных 2)ветра 3) насекомых!! есть дополнение!

1. Череда, боряк, репешок, лопух, Василёк, одуванчик-насекомыми.
2.Ясень клён, вяз, берёза — с помощью ветра
3. Рябина -с помощью животных (с помощью снегиря)

Например: почему именно ясень опыляется ветром, а не насекомыми и т. д.! ! ( в таком смысле)

Ясень, клён, вяз, берёза — ветроопыляемые
Приспособления:
1) околоцветник редуцирован
2) цветут невзрачно, тычинки длинные
3) пыльца легкая
4) нет запаха, нет нектарников
5) цветут до распускания листьев, ранней весной

Череда, боряк, репешок, лопух, Василёк, одуванчик-насекомоопыляемые
Приспособления:
1) околоцветник яркий
2) цветки привлекательны для насекомых, тычинки короткие
3) пыльца тяжелая, имеет выросты на покровах, облегчающие прилипание к волоскам на теле насекомого
4) есть запах, есть нектарники
5) цветут летом, в период вегетации

Очень сомневаюсь, что снегири опыляют рябину. С чего бы? Рябина — насекомоопыляемое растение.
А снегири, питаясь плодами рябины, распространяют ее семена, т. к. семена не перевариваются, удаляются с фекалиями, разносятся на большое расстояние.
Распространение семян не имеет отношения к опылению

1-низкорослые растения яркоцветущие в теплое время года приятно пахнущие
2-высокие цветут рано весной
3 орхидея с пом птички колибри—содержит нектар которым питается эта птичка

а снегирь распространяет семена а не опыляет рябину а рябина опыляется пчелами

Источник

Ива способ опыления ветром или насекомыми

Установите соответствие между растением и способом опыления его цветков. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspРАСТЕНИЕ&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ ЦВЕТКОВ
A) рожь 1) насекомыми
Б) мак 2) ветром
В) ландыш&nbsp &nbsp
Г) орешник
Д) дуб

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Для насекомоопыляемых растений характерны крупные, ярко окрашенные одиночные цветки, а также соцветия, состоящие из ярких цветков различной формы. Как правило, они имеют сильный запах. В них развиты особые железы — нектарники, вырабатывающие сладкий жидкий секрет — нектар. Цветки насекомоопыляемых растений богаты пыльцой. Пыльцевые зерна, как правило крупные и клейкие, а их оболочка нередко имеет разнообразные выросты. Насекомопыляемые растения: мак, ландыш.

Ветроопыляемые растения имеют, как правило, ряд характерных особенностей: очень мелкие и многочисленные цветки, вырабатывают много пыльцы. Одно растение способно вырабатывать миллионы пыльцевых зерен. У многих ветроопыляемых растений (лещина, осина, ольха, шелковица) цветки появляются ещё до распускания листьев. Ветроопыляемые растения: рожь, орешник, дуб.

Источник

Опыление насекомыми и ветром

Признаки насекомоопыляемых растений

1. Имеются нектарники, железы в основании пестика, которые вырабатывают сладкий нектар. На эту вкусную жижицу, да еще «приправленную» пыльцой, охотно слетаются насекомый. Как следует покопошившись в цветке, опылив его, они, все в пыльце, летят на другие цветки и тоже их опыляют.

2. Цветки обоеполые, пыльца липкая, клейкая, на оболочке пыльцы имеются выросты. Обоеполость цветков нужна, чтобы опыление насекомым происходило сразу, на этом же цветке. А клейкость пыльцы и выросты — для прикрепления к покрову насекомого.

3. Цветки зачастую крупные, их околоцветник ярко, привлекательно окрашен. Это приспособление выработано в рекламных целях — яркие цветки больше привлекают насекомых.

4. Если цветки мелкие, то они собраны в крупные соцветия — для тех же целей.

5. Цветки имеют выраженные запахи. Неизвестно, какие запахи больше нравятся насекомым, но человек различает среди них приятные сладкие запахи (липа, сирень, гиацинт, роза) и отталкивающие, — например, раффлезия Арнольда распространяет запах гнилого мяса, а аморфофаллус титанический (наибольший цветок в мире) «благоухает» протухшими яйцами и рыбой. Однако же и на таких красавцев находятся свои опылители! Но нам все-таки приятнее какой-нибудь душистый табак, чей чудесный аромат разливается в летнюю ночь.

Приспособленность цветков к опылению определенными насекомыми

Многие растения «накрывают стол» для любых насекомых, у них пыльца и нектар доступны всем, кто прилетит, как, например, у мака. Но некоторые виды опыляются только определенными насекомыми. Так, сердцевина цветка львиного зева труднодоступна — в него еще пролезть нужно! И сделать это могут только крупные увесистые насекомые: шмели и пчелы. Они своим тельцем приоткрывают цветок и проникают внутрь. А вот упомянутый уже душистый табак опыляют крупные ночные бабочки бражники, — их очень длинный и тонкий, как игла, хоботок дотягивается до нектара и пыльцы. В тропиках опылением занимаются даже летучие мыши и птицы — например, крошечные колибри.

Признаки ветроопыляемых растений

1. Деревья и кустарники цветут еще до появления первых листьев. Пока нет листвы, леса и парки голые, пыльце легче циркулировать, нестись за ветром. Так ведут себя, например, шелковица, ольха и орешник.

2. Не имеют околоцветника, а если он есть, то развит слабо (злаки).

3. Цветки мелкие, зачастую собраны в соцветия (ива, пшеница).

Читайте также:  Способ образования действительных причастий прошедшего времени

4. При таком виде опыления пыльца нередко расходуется впустую, улетает без толку, поэтому растение вырабатывает ее с большим избытком. Крупные и клейкие пылинки также не имеют смысла — прилипнут неподалеку, и поэтому здесь пыльца очень мелкая, сухая, летучая.

5. Одиноко стоять на равнине и ждать опыления очень грустно, поэтому ветроопыляемые растения предпочитают образовывать скопления (березовые рощи, тростниковые заросли).

1. Этот вид опыления, перенос пыльцы с женских цветков на мужские, вручную делает человек в определенных целях — выведение новых сортов, подъем урожайности.

2. Как производится опыление? С мужских цветков удаляют пыльники, подсушивают пыльцу и наносят ее на женские цветки в определенное время — причем обрабатывать вообще все цветки в теплице, например, не требуется, достаточно охватить десяток процентов. Еще один способ — аккуратно срезать мужские цветки и потрясти их пыльниками над женскими, стараясь не повреждать последние. Например, однодомную кукурузу, имеющую мужские соцветия-метелки и женские початки, можно опылить так, не ожидая милостей от природы: собрать в бумажную воронку пыльцу и рассеять ее над рыльцами пестиков.

Источник

Открытый урок в 7 классе Опыление растений»

ОТКРЫТОГО УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ

Подготовил: учитель биологии

Исайкин Владимир Владимирович

Тема урока: «Опыление растений».

Цель урока : Сформировать знания об опылении цветковых растений.

а) образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления; показать значения опыления в жизни растений.

б) воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе

в) коррекционные: способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения выделять главное; развивать умения работать с учебником и карточками; научить делать самостоятельные выводы и обобщения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Опыление растений», гербарии цветковых растений, таблицы «Строение цветка», «Соцветия», «Опыление растений», листы для проверочной работы, раздаточный дидактический материал (карточки с таблицей).

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИК технологии.

Методы обучения : словесно — наглядные, частично – поисковый, практический.

Задания : работа в группе, в паре–взаимопроверка, индивидуальная работа.

Здравствуйте ребята! Я рад вас видеть.

Все ли приготовили учебные принадлежности?

Тогда вперёд! Начинаем наш урок.

На столе букет цветов. Цель – создание психологически комфортного климата на уроке, снятие напряжения.

Учитель. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы — сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.

Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Цветы, как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность, людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.

Восстановление опорных знаний

Актуализация мыслительной деятельности учащихся:

1. Индивидуальный ответ учащегося.

Один из учащихся отвечает у доски «Строение цветка».

2. Рассказ учащегося с опорой на таблицу.

Один из учащихся по таблице «Соцветия» рассказывает о соцветиях.

3. Индивидуальная работа учащихся с проверочными листами.

Учитель: Что такое цветок? Каково строение цветка?

Какие виды соцветий вы знаете?

Для того чтобы вспомнить ранее изученный материал и ответить на поставленные вопросы я предлагаю самостоятельно поработать с проверочными листами. У каждого из вас они лежат на парте. Ваша задача: подписать органы цветка и соединить стрелочками название соцветия с его схемой, т.е. условным обозначением.

На выполнение работы вам отводится 5-7 минут.

Хорошо, сдаем листы для проверки.

Вывод: Таким образом, мы вспомнили строение цветка и узнали, что мелкие цветки собраны в различные виды соцветий.

Учитель: эти знания являются опорными для сегодняшнего урока.

Они помогут нам усвоить новую тему.

Тема нашего урока: «Опыление растений».

Цель урока : познакомиться с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления; показать значения опыления в жизни растений.

Изучение нового материала

Актуализация мыслительной деятельности учащихся:

Учитель: Зачем растение цветет?

(При цветении образуется пыльца и происходит опыление — ответ учащихся).

А что же такое опыление?

Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Найдём это определение в учебнике и запишем его в тетрадь.

Учитель. Зачем растению опыление?

В результате опыления у растения образуются плоды с семенами.

Цветковые растения в процессе эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления.

Существует несколько видов опыления.

Самоопыление растений

Что такое самоопыление? Для каких растений оно характерно?

Самоопыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же цветка.

Найдём это определение в учебнике и запишем его в тетрадь.

Самоопыление в природе встречается крайне редко.

Самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено.

Растения выработали приспособления к самоопылению :

Происходит в закрытом бутоне.

Тычинки должны быть длиннее пестика.

Самоопыление характерно для гороха, пшеницы, картофеля, томата и льна.

Перекрестное опыление

Что такое перекрёстное опыление? Для каких растений оно характерно?

Перекрестное опылениеперенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка.

Найдём это определение в учебнике и запишем его в тетрадь.

При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения переносится разными путями на другое растение. В переносе пыльцы принимают участие насекомые и ветер. Такой способ опыления встречается наиболее часто и характерен для таких растений как яблоня, берёза, клевер, шиповник, ива и многих других.

Читайте также:  Дексаметазон способ хранения ампулы

В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые.

Перекрестное опыление насекомыми.

Перекрестное опыление растений происходит при помощи насекомых: пчёл, шмелей, бабочек и жуков.

Приспособления растений к опылению насекомыми:

Крупные яркие цветки.

Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия.

Крупная липкая шероховатая пыльца.

Опыление насекомыми характерно для таких растений, как клевер, ива, шиповник, ландыш, подсолнечники многих других.

Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к опылению конкретными насекомыми. Например: львиный зев и клевер, приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих растений находится очень глубоко, и пока шмель доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка.

Перекрестное опыление ветром.

Перекрестное опыление растений при помощи ветра происходит в сухую и ясную погоду.

Приспособления растений к опылению ветром:

Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия.

Пыльца мелкая лёгкая, сухая, большое количество.

Растут большими скоплениями, образуя заросли.

Растения цветут весной до распускания листьев.

Опыление ветром характерно для таких растений, как кукуруза, рожь, берёза, ольха, верба, орешник и других.

Другие способы опыления.

Но в опылении растений могут принимать участие не только насекомые и ветер. Опылителями могут быть: мухи, муравьи, птицы и даже млекопитающие.

Сообщение на эту тему нам расскажет Бутарина Оля.

У некоторых водных и околоводных растений, таких как элодеи и роголистника перенос пыльцы осуществляется водой. Мужские бутоны открываются на поверхности воды. Одновременно над водой показываются женские цветки. После того как один из плавающих тычиночных цветков столкнется с пестичным и опылит его, цветок женского цветка погружается под воду, и там созревают семена.

Цветки копытня, расположенные в толще лесной подстилки опыляют муравьи.

В тропических лесах встречаются цветки, опыляемые крошечными птицами – колибри.

Летучими мышами опыляются баобабы и некоторые другие растения Африки и Азии. Крупные светлые цветки баобаба распускаются вечером и ночью. Они производят огромное количество нектара.

Кускус — крошечное сумчатое животное из Австралии — опылитель растения банксии.

Релаксация. А теперь давайте отдохнем. Положим руки на парту, голову на руки, закроем глаза и представим, что мы сейчас не в классе, а на ромашковом поле. (Включается аудиозапись «Ромашковая Русь» и показ слайдов с изображением ромашек и ромашкового поля).

Закрепление нового материала

Чтобы закрепить новый материал предлагаю вам заполнить таблицу: «Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений». Для этого поделимся на пары и начнём заполнять таблицу, после чего обменяемся работами и проведём взаимопроверку. (Удобно заранее распечатать шаблоны таблицы для каждого учащегося в целях экономии времени).

В первом столбце таблицы представлены 9 признаков приспособления растений к опылению насекомыми или ветром. Второй и третий столбец – нужно заполнить самостоятельно. Если названный признак характерен для насекомоопыляемых растений, ставится знак «+», если не характерен ставится знак «-». Тоже самое и в столбце с ветроопыляемыми растениями. Приступаем к выполнению задания.

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак «+», если нет, то «-».

Вывод. Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений. ( Вывод формулируют учащиеся )

Проверка усвоения материала

А теперь проверим, насколько вы поняли изученную тему. Наша знакомая пчела Майя принесла письмо из Цветочного города, где Незнайка решил всерьёз заняться ботаникой, но как обычно все перепутал.

Ваша задача — найти в стихах Незнайки биологические ошибки.

1. Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной поляне —
Давайте мы туда заглянем!

(Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её

опылителей, растет в лесах тропической Азии)

2. Одинокий цветок одуванчика
Беззаботно дрожит на ветру.

(У одуванчика соцветие корзинка — не может быть одинокого цветка).

3. Во поле береза стояла,
И ее пчела опыляла.

(Берёза опыляется ветром)

4. Как на нашей грядке
Расцвел горошек сладкий.
Мушки, пчелки налетят,
И горошек опылят.

(Горох — самоопыляемое растение)

Со всеми заданиями вы успешно справились и помогли Незнайке.

Подведение итогов урока:

И так ребята, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, что нового вы узнали на уроке!

— Какие типы опыления вы знаете?

Самоопыление и перекрестное опыление. (Ответ учащихся)

— Для чего вы изучали различные типы опыления?

— В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению. (Ответ учащихся)

Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление — это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика происходит в природе. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению. (Вывод формулируют учащиеся)

— Прочитайте цель занятия.

— Достигли ли мы цели?

— Понравился вам урок или нет?

Выставление оценок, их аргументация.

§14, стр.28-32, вопросы после параграфа стр. 32,

нарисовать насекомоопыляемое и ветроопыляемое растение.

Спасибо за урок!

Приложение:

Проверка знаний по темам:

«Строение цветка», «Соцветия».

Используя слова для справок определите и подпишите части цветка.

Слова для справок: чашечка, пестик, цветоножка, лепесток, чашелистик, тычинка

Определите и соедените стрелочками название соцветия со схемой цветка

Источник

Оцените статью
Разные способы